Напоминание

"Культурное наследие как компонент патриотического воспитания"


Автор: Бочарова Елена Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ "Ресурсный центр "Спутник"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Культурное наследие как компонент патриотического воспитания"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Культурное наследие как компонент патриотического воспитания.

Культурное

наследие

является

частью

материальной

и

духовной

культуры,

созданной

прошлыми

поколениями

как

часть

национального

достояния,

выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям

как

нечто

ценное

и

почитаемое.

Академик

Д.

С.

Лихачёв

писал:

«Я

придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к

своей

семье,

своему

дому,

к

своей

школе!

Она

постепенно

растет.

С

возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к

родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и

крепкой до самой смерти, любовью к своей … стране и её народу. Нельзя

перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить

вновь

всю

цепь,

когда

что-нибудь

в

ней

выпало

или,

больше

того,

отсутствовало

с

самого

начала».

В

настоящее

время,

когда

происходит

интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества,

необычайно

важное

значение

приобретают

воспитание

и

образование

подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев.

Именно благодаря любви к Родине нашему народу удавалось выходить из

самых сложных ситуаций в тяжелые периоды истории. Поэтому необходимо

возрождение высоких гражданских чувств. И начинать эту работу лучше

всего

с

малой

Родины.

В

наше

время

наиболее

остро

встала

проблема

культурно-нравственного

воспитания,

прослеживается

рост

негативных

тенденций

среди

молодежи.

Если

мы

не

будем

работать

с

молодым

поколением, то в дальнейшем это может способствовать появлению какой-

либо

деструктивной

группы,

представляющей

криминальных

характер

и

угрозу для всего нашего общества.

Я работаю в ресурсном центре "Спутник" семейного устройства детей-

сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей.

Воспитанники,

проживающие в нашем центре, это дети, оказавшиеся в трудной жизненной

ситуации, у многих из них потеряна связь с прошлым и, соответственно,

преемственность поколений, поэтому у воспитанников нет представления о

традициях, культуре родного края.

В своей работе я стремлюсь сформировать нравственные понятия у

наших

воспитанников

на

основе

живого

восприятия

окружающей

действительности, воспитать у ребят сознательную любовь к родному городу,

углубить исторические знания воспитанников, пополнить их сведениями об

истории и культуре Москвы, а также развить у подрастающего поколения

гражданственность и патриотизм, как важнейшие духовно-нравственные и

социальные

ценности,

через

изучение

героической

истории

и

культуры

родного города.

Для наиболее сознательного и прочного усвоения знаний, овладения

умениями и навыками, я использовала разработанную мной программу по

изучению

культурного

наследия

Москвы

"Москва

-

любовь

моя",

где

я

знакомила

детей

с

выдающимися

историческими,

архитектурными

и

героическими

памятниками

нашего

города,

предоставив

возможность

каждому воспитаннику установить связь между московскими памятниками,

музейным

экспонатами,

представлениями

об

основных

этапах

истории

Москвы,

ее

взаимосвязь

с

историей

России,

традициями

всемирного

культурного наследия. Воспитанники проводили исследования, как менялся

облик Москвы на протяжении веков, как развивалось хозяйство города и

система его управления, познакомились с жизнью и бытом отдельных слоев

московского населения в разные исторические эпохи.

В своей работе в семейной группе с воспитанниками разного возраста я

использую такие формы организации воспитательного процесса как: беседы,

чтение

и

обсуждение

литературы,

экскурсии,

коллективные

и

индивидуальные

обсуждения

полученных

знаний,

творческие

конкурсы,

подготовку

к

проведению

мероприятий,

просмотры

художественных

и

документальных фильмов об истории и культурном наследии города, квесты;

ведь

чем

разнообразнее

и

богаче

по

содержанию

формы

организации

воспитательного

процесса,

тем

он

эффективнее.

Эти

формы

помогают

усвоению

теоретических

знаний,

развивают

интерес

воспитанников

к

родному

городу

и

помогают

повышать

эффективность

занятий.

На

экскурсиях у детей есть возможность наблюдать за окружающим, делать

соответствующие

обобщения

и

выводы,

проявлять

активность

и

самостоятельность.

Благодаря систематическим занятиям, у воспитанников формируется

познавательный

интерес

к

изучению

культурного

наследия

города,

убежденность в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей

Родиной, продолжает изучать ее историко-культурное духовное наследие,

верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества; активно

относится к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно

значимой ценности.

Список источников

1. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983.

2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. М., 2004.

3 . Михайлова

Е.В. Педагогические

условия

патриотического

воспитания

современных школьников, 2017.



В раздел образования