Автор: Бочарова Елена Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ "Ресурсный центр "Спутник"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Культурное наследие как компонент патриотического воспитания"
Раздел: дополнительное образование
Культурное наследие как компонент патриотического воспитания.
Культурное
наследие
является
частью
материальной
и
духовной
культуры,
созданной
прошлыми
поколениями
как
часть
национального
достояния,
выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям
как
нечто
ценное
и
почитаемое.
Академик
Д.
С.
Лихачёв
писал:
«Я
придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к
своей
семье,
своему
дому,
к
своей
школе!
Она
постепенно
растет.
С
возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к
родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и
крепкой до самой смерти, любовью к своей … стране и её народу. Нельзя
перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить
вновь
всю
цепь,
когда
что-нибудь
в
ней
выпало
или,
больше
того,
отсутствовало
с
самого
начала».
В
настоящее
время,
когда
происходит
интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества,
необычайно
важное
значение
приобретают
воспитание
и
образование
подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев.
Именно благодаря любви к Родине нашему народу удавалось выходить из
самых сложных ситуаций в тяжелые периоды истории. Поэтому необходимо
возрождение высоких гражданских чувств. И начинать эту работу лучше
всего
с
малой
Родины.
В
наше
время
наиболее
остро
встала
проблема
культурно-нравственного
воспитания,
прослеживается
рост
негативных
тенденций
среди
молодежи.
Если
мы
не
будем
работать
с
молодым
поколением, то в дальнейшем это может способствовать появлению какой-
либо
деструктивной
группы,
представляющей
криминальных
характер
и
угрозу для всего нашего общества.
Я работаю в ресурсном центре "Спутник" семейного устройства детей-
сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей.
Воспитанники,
проживающие в нашем центре, это дети, оказавшиеся в трудной жизненной
ситуации, у многих из них потеряна связь с прошлым и, соответственно,
преемственность поколений, поэтому у воспитанников нет представления о
традициях, культуре родного края.
В своей работе я стремлюсь сформировать нравственные понятия у
наших
воспитанников
на
основе
живого
восприятия
окружающей
действительности, воспитать у ребят сознательную любовь к родному городу,
углубить исторические знания воспитанников, пополнить их сведениями об
истории и культуре Москвы, а также развить у подрастающего поколения
гражданственность и патриотизм, как важнейшие духовно-нравственные и
социальные
ценности,
через
изучение
героической
истории
и
культуры
родного города.
Для наиболее сознательного и прочного усвоения знаний, овладения
умениями и навыками, я использовала разработанную мной программу по
изучению
культурного
наследия
Москвы
"Москва
-
любовь
моя",
где
я
знакомила
детей
с
выдающимися
историческими,
архитектурными
и
героическими
памятниками
нашего
города,
предоставив
возможность
каждому воспитаннику установить связь между московскими памятниками,
музейным
экспонатами,
представлениями
об
основных
этапах
истории
Москвы,
ее
взаимосвязь
с
историей
России,
традициями
всемирного
культурного наследия. Воспитанники проводили исследования, как менялся
облик Москвы на протяжении веков, как развивалось хозяйство города и
система его управления, познакомились с жизнью и бытом отдельных слоев
московского населения в разные исторические эпохи.
В своей работе в семейной группе с воспитанниками разного возраста я
использую такие формы организации воспитательного процесса как: беседы,
чтение
и
обсуждение
литературы,
экскурсии,
коллективные
и
индивидуальные
обсуждения
полученных
знаний,
творческие
конкурсы,
подготовку
к
проведению
мероприятий,
просмотры
художественных
и
документальных фильмов об истории и культурном наследии города, квесты;
ведь
чем
разнообразнее
и
богаче
по
содержанию
формы
организации
воспитательного
процесса,
тем
он
эффективнее.
Эти
формы
помогают
усвоению
теоретических
знаний,
развивают
интерес
воспитанников
к
родному
городу
и
помогают
повышать
эффективность
занятий.
На
экскурсиях у детей есть возможность наблюдать за окружающим, делать
соответствующие
обобщения
и
выводы,
проявлять
активность
и
самостоятельность.
Благодаря систематическим занятиям, у воспитанников формируется
познавательный
интерес
к
изучению
культурного
наследия
города,
убежденность в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей
Родиной, продолжает изучать ее историко-культурное духовное наследие,
верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества; активно
относится к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно
значимой ценности.
Список источников
1. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983.
2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. М., 2004.
3 . Михайлова
Е.В. Педагогические
условия
патриотического
воспитания
современных школьников, 2017.