Напоминание

"Педподдержка в условиях школы-интернат"


Автор: Чеснокова Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОУ РК "Школа-интернат №3"
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: Статья
Тема: "Педподдержка в условиях школы-интернат"
Раздел: среднее образование





Назад




Семинар.

Тема: Педагогическая поддержка.

План: 1.

Теоретическая часть:

а) понятие педподдержки (Козлова Т.Н.)

б) 4 тактики педподдержки (Чеснокова Н.А)

в) эффективные приёмы и методы взаимодействия педагога и учащегося. (Остапенко

Т.Е.)

2. Практическая часть.

1. Теоретическая часть:

Чтобы чуть-чуть окунуться в контекст педподдержки, давайте представим себе

образ, который поможет вам вникнуть в суть.

Представьте себе, что каждый из вас садовник и вам дали мешочек с семенами разных

растений и поручили посадить, ухаживать за растениями, которые взойдут и вырастить

урожай. В мешочке есть и знакомые вам семена и совсем экзотические, но каждого

семечка по одному. Как тут быть?

Если

ухаживать

за

всеми

одинаково

-

какое-то

из

семян

может

погибнуть

из-за

неправильного ухода. Если каждое выращивать само по себе – то есть шанс, что

получится. Итак, вы посадили семена и начали выращивать: рыхлили землю, поливали,

вносили

удобрения,

опрыскивали

от

вредителей,

проветривали

оранжерею.

Через

некоторое время вы заметили, что ростки стали совсем непохожи друг на друга: один

стал крепким и налился соком, другой сник, третий тянулся вверх, четвертый вот-вот

бутон распустит, пятый, как был с одним листком, так и сидит без движения.

- Почему так получилось, что часть растений погибла, а некоторые выросли крепкими

и красивыми?

Вывод: Действительно, каждому растению, так же как и каждому ребенку необходим

индивидуальный подход.

Дети все такие разные и у всех свои проблемы. Педагог в группе с ними один на один.

Есть ли у него шанс помочь каждому из них обрести свою судьбу и стать успешным?

В

систему

личностно-ориентированного

обучения

и

воспитания,

в

педагогику

формирования

личности

в

российском

образовании

сегодня

активно

включается

педагогика поддержки ребенка.

В

настоящее

время

перед

учеными

и

практиками

стоит

принципиально

новая

для

российского образования задача: создание системы педагогической поддержки детей.

Научная идея и научное понятие педагогической поддержки были сформулированы в

В

О

«Я» САМ

1995

году

Олегом

Семеновичем

Газманом.

В

прошлом

году

на

педсовете

мы

вас

познакомили с понятием педподдержки.

а) понятие педподдержки

Задание группам:

сформулировать понятие – педподдержка.

Что же такое педподдержка? Чтобы вам легче было сформулировать определение, мы

предлагаем вам схему на слайде.

Образование

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ВОСПИТАНИЕ:

*Ценность

(отношение к

миру вещей, людей,

природы)

*Моральные

нормы

*Образцы

поведения

ОБУЧЕНИЕ:

*Знания о

мире

*Способы

познания

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА:

помощь в решении

проблем

• •

п о м о щ ь

в

познании себя

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

Вывод:

Педагогическая

поддержка – система средств, которые обеспечивают помощь детям в

самостоятельном

индивидуальном

выборе

нравственном,

гражданском,

профессиональном

самоопределении,

а

также

помощь

в

преодолении

препятствий

( трудностей, проблем ) самореализации в учебной, трудовой и творческой деятельности.

Цель педагогической поддержки ребенка – это

устранение препятствий, мешающих

успешному самостоятельному продвижению ребенка в воспитании.

Реализация

педагогической

поддержки

возможна

в

том

случае,

если

основу

профессиональной позиции педагога составляют следующие нормы педагогического

взаимодействия:

- любовь к ребенку, принятие его как личности

- приверженность к диалоговым формам общения, умение говорить по-товарищески (без

сюсюканья и панибратства), умение слушать, слышать и услышать

- уважение достоинства и доверие

- ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и помощь при

решении проблемы

- признание права ребенка на свободу поступка, выбора

- поощрение и одобрение самостоятельности

- умение быть товарищем для ребенка

- собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию

и самооценку.

Педподдержка обнаруживает себя в ситуации реальной проблемы ребенка, которую

педагог увидел и при этом осознал свое желание помочь ему.

Давайте рассмотрим возможное соотношение суждений и действий педагога и ребенка,

участников педагогического процесса:

1.

Ребенок

занимает

страдательно-выжидательную

позицию

жертвы

обстоятельств, ждет, когда он будет восстановлен в правах. Взрослый – опекун,

защитник прав ребенка.

2.

Ребенок-потребитель, использующий педагога в качестве опоры в преодолении

негативного состояния. Он принимает помощь, следует за педагогом, желая

получить облегчение. Взрослый в роли помощника – реабилитатора помогает

ребенку справиться с негативным состоянием.

3.

Ребенок

субъект

и

партнер.

Он

активно

участвует

в

решении

проблемы,

соорганизует свои действия с действиями педагога. Взрослый – доверенное

лицо, партнер, содействующий ребенку в его активном стремлении преодолеть

проблему.

Задача педподдержки – помочь ребенку стать хозяином своей жизни – требует владения

педагогом различными тактиками взаимодействия с ребенком.

б) 4 тактики педподдержки

Выделяют четыре тактики педагогики поддержки: "защита", "помощь",

"содействие"

и

"взаимодействие".

Эти

названия

отражают

тот

смысл,

который

педагогическая поддержка приобретает в зависимости от решаемой задачи. Иногда при

решении конкретной ситуации педагог использует одну из тактик, иногда сочетает

несколько,

следуя

меняющейся

обстановке,

которая

открывает

новые

задачи

и

возможности.

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ.

Её кредо: "Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств".

"Защита" используется в ситуации, когда по тем или иным обстоятельствам

ребёнок

становится

"белой

вороной",

"гадким

утёнком",

"не

таким,

как

все",

вызывающим раздражение окружающих.

Роль педагога:

а)

через

позицию"

педагогической

адвокатуры"

защищает

ребёнка

от

негативных

обстоятельств, блокирующих его активность и развитие;

Данная позиция состоит в том, что "адвокат" согласен с ребёнком, который в ситуации

явной не успешности заявляет: "Я не виновен. Я хочу быть в жизни успешным, и в этом

я такой же Человек, как все!". Она направлена на изменение негативных обстоятельств в

случаях, когда от действий самого ребёнка эти обстоятельства не могут измениться к

лучшему.

б) через позицию "буфера" смягчает негативные обстоятельства;

т.е. педагог встаёт в позицию между ребенком и обстоятельствами (или противниками),

принимая часть удара на себя.

в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами

ТАКТИКА ПОМОЩИ.

Кредо тактики помощи: ребенок многое может делать сам для себя, если будет

активен в решении своей проблемы, нужно помочь ему убедиться в этом.

Тактика

"помощи"

рассчитана

на

то,

чтобы

ребёнок

обязательно

начал

действовать

и

при

этом

осознал,

что

он

многое

может.

Ребёнку

необходимы

доказательства того, что люди способны понять его и поддержать. "Помощь" создает

условия

для

"реабилитации"

людей

в

глазах

ребёнка

и

восстанавливает

у

ребёнка

ощущение собственной значимости для других людей.

Образовательный эффект тактики помощи: ребенок, сталкиваясь с проблемой, ощущает

себя вначале беспомощным, незнающим, «хуже всех», а на выходе, после завершения

самостоятельных действий, он переживает опыт нового самоощущения: «Я не хуже

других. Все видели, как я сам успешно справился с задачей».

Роль педагога:

*Создает условия для поисковой деятельности ребенка.

*Предоставляет ребенку условия для рефлексии и фиксации поисковой деятельности.

*Предоставляет ребенку в распоряжение знания, накопленные в опыте других людей.

*Обеспечивает безопасность реальных возможностей ребенка.

ТАКТИКА СОДЕЙСТВИЯ.

Кредо тактики содействия: ребенок всегда имеет объективную возможность выбирать и

может стать субъектом выбора. Педагог как бы говорит: "Ты всегда можешь совершить

выбор - попробуй проверить себя!", при этом не предлагает конкретного решения, а

побуждает

ребёнка

поразмышлять

о

выборе,

о

последствиях,

т.е.

учит

концентрироваться на осознание того, что проблема всегда имеет как минимум два

варианта решений. Если в тактиках "защиты" и "помощи" педагог помогал ребёнку

сосредоточиться на своих "могу" и тем самым освободить себя для действий, то тактика

"содействия" направлена на желание искать и обретать смысл своих "Я хочу". Педагог

помогает ребенку увидеть и услышать себя со стороны. Тактика содействия направлена

на пробуждение у ребенка желания постигать смысл своих «я хочу».

Роль педагога:

*Содействует ребенку в преодолении страха перед неизвестным.

*Целенаправленно создает условия для развития способности ребенка совершать выбор

*Содействует расширению его субъектного опыта

ТАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Кредо тактики взаимодействия: «Договор-это испытание свободой и ответственностью»

Ребёнок ищет взрослых, которые могут с ними вместе жить, не мешая ему оставаться

"самим собой", уважая и признавая его самостоятельность. Образовательный эффект

тактики

взаимодействия

состоит

прежде

всего

в

том,

что

ребёнок

обретает

опыт

проектирования

совместной

деятельности.

Взрослый

при

этом

может

реально

продемонстрировать ребёнку различные культурные способы, которые помогают ему и

ребёнку

становиться

более

эффективными

и

успешными

в

своей

совместной

деятельности.

Договор

-

это

единственная

страховка,

которую

может

реально

предложить

ребёнку

педагог

на

этом

уровне

разрешения

ребёнком

проблемной

ситуации.

Но

прежде

чем

вступать

с

ребёнком

в

договорные

отношения,

педагог

"готовит",

"тренирует"

его

через

тактику

"содействия"

познавать

"принципы"

восхождения

к

своей

проблеме

и

учится

самостоятельно

следовать

им.

В

тактике

"содействия" ребёнок познает себя и свои способности обходиться без "буфера", без

чужой помощи встречать свою проблему. А "в договорной связке" с педагогом может

попробовать осилить то, что одному пока не под силу.

Педагог

использует

договор

в

качестве

особой

образовательной

технологии,

включающей в себя различные виды договорного взаимодействия: договор на условиях

ребенка, договор на условиях педагога, договор-компромисс, договор-сотрудничество.

Роль педагога:

*Действует наравне с ребенком по всем правилам, которые они совместно установили.

*Имеет

свою

«сверх

цель»

--

создание

необходимых

условий

для

целостного

образования ребенка.

Как правило, в воспитании педагог это субъект, а ребёнок объект. Основная цель

педагогической

поддержки,

это

помочь

ребёнку

стать

субъектом,

научить

самостоятельности,

умению

отвечать

за

свой

выбор,

умение

решать

проблемы.

Использование

данных

тактик

поможет

педагогу

добиться

этой

цели.

Попробуем

представить это схематично. Слайд N 12

Вывод:

Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания

носил личностно ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом

деятельности ребенка и взрослого становится проблема ученика. От характера проблемы

зависит выбор тактики педагогических действий.

в) эффективные приёмы и методы взаимодействия педагога и учащегося.

В наше непростое время, в потоке большой информации, нам порой не хватает время на

спокойные разговоры с детьми.

-Как вы считаете, что важнее умение красиво говорить, или умение слушать?

-Почему умение слушать важнее умения красиво говорить?

Я вас познакомлю с методами, которые

помогут вам работать и наладить контакт и

взаимопонимание не только на работе, но в первую очередь и со своими детьми или

внуками.

Сейчас мы с вами попытаемся научиться, как поговорить с ребенком так, чтобы

ОН:

Рассказал вам все, что хотел рассказать;

Понял, что вы хотите ему помочь;

Снял эмоциональное напряжение.

А ВЫ:

Узнали, что происходит с ребенком;

Помогли ему разобраться в ситуации;

Поняли, какие чувства он испытывает.

Отключить «Автопилот»

Порой, беседуя с детьми (неважно по какому поводу) мы реально не отражаем то, что

говорит нам ребенок, так как заняты собственными мыслями или делами. Поэтому

ответные реплики мы выдаем, не задумываясь, на «автопилоте», реагируя лишь на

внешнюю (словесную) сторону сказанного и упускаем смысловую.

Например:

СЫН (радостно): Я сдал математику на пять!

ПАПА (уткнувшись в газету бормочет): Я очень рад!

Или:

ДОЧКА: Мама, со мной Даша не хочет разговаривать.

МАМА (надраивая ванну и думая о том, удастся ли отскрести серое пятнышко на

дне): Ну, пойди, позвони ей сама.

Фразы

сами активируются в голове взрослых, когда они хотят изменить поведение

ребенка или выяснить, почему он ведет себя тем или иным образом. Почему я говорю

«активируются»? Да потому, что эти фразы штабелями лежат в нашей памяти. Как

пыльные валенки на заброшенном складе города Урюпинска. Мы слышали их от своих

родителей. Наши родители слышали их от своих родителей. Они для нас привычны и

удобны – не надо напрягать мозги: на каждое «ап-чхи!» есть свое «будь здоров!»

- Мама, мне делать нечего…

- Иди погуляй с кем-нибудь!

- А чего это бабушке первой торт дали?

- Старших надо уважать!

- Меня ребята в поход не взяли!

- Да наплюй на них!

Когда возникает соответствующая ситуация, память услужливо выдает нам эти фразы. И

мы, не задумываясь, произносим их, а зря. С точки зрения психологов, все, чтобы мы не

сказали

ребенку

в

состоянии

«автопилота»,

будет

считаться

«отмазкой»,

а

не

«человеческим» общением.

Более того «автопилот» как способ реагирования на слова ребенка опасен, ведь он не

дает

возможности

взрослым

активно

включиться

в

разговор

с

ребенком,

а

значит,

увеличивает шансы упустить что-то важное из того, что хочет сказать вам ребенок.

Поэтому первым делом, отключите «автопилот», а именно отложите свои дела в сторону

и постарайтесь вслушаться, что говорит вам ваш ребенок.

Метод «Открытой двери»

Метод

«Открытая

дверь»

-

это

приглашение

ребенка

к

разговору.

Это

реплики,

услышав которые, ребенок захочет беседовать с вами дальше, т.к. почувствует, что вы

готовы выслушать его и помочь разобраться в ситуации. Что же это за фразы?

Простейшие из них:

«Я вижу, что…»

«Интересно!»

«Правда?»

«Неужели?»

Другие, более распространенные, дают ребенку возможность высказаться развернуто:

«Расскажи мне об этом»

«Я хочу услышать об этом»

«Мне интересно, что ты думаешь по этому поводу»

«Давай обсудим это»

«Похоже, что это важно для тебя»

А вот фразы, которыми взрослые сообщают ребенку, что они уважают его и его точку

зрения:

«Ты можешь испытывать любые чувства»

«Я уважаю твои мысли и чувства»

«Ты можешь научить меня чему-то новому»

«Я действительно хочу узнать твою точку зрения»

Помните,

это

не

фразы-отмазки!

Это

фразы,

которые

вы

произносите,

когда

действительно хотите поговорить с ребенком, но не знаете, как вовлечь его в беседу.

Произнеся эти слова, вы должны продолжить искренний разговор с ребенком.

Конечно,

данные

фразы

не

обязательно

произносить

дословно

с

выражением

телевизионного диктора. У каждого педагога своя интонация, каждый строит фразу по-

своему. Мы даем лишь образцы фраз. Как произносить фразу, в какой форме – дело

ваше.

А для того чтобы разговор у нас удался, мы познакомимся со

следующим методом:

методом «активного слушания».

Метод «Активного слушания»

Активное слушание – это метод ведения беседы, в котором слушатель (взрослый):

1.

В своих ответных репликах повторяет то, что рассказал ему инициатор общения (в

нашем случае – ребенок), не давая при этом оценку услышанному.

Например:

Дочка приходит с дискотеки «на грани нервного срыва» – губы сжаты, в глазах

слезы, весь ее вид говорит: «Не влезай – убьет».

Вариант А (оценочная ответная реплика)

ДОЧКА: Люська - гадина!

МАМА: Так нельзя говорить о подруге! Это плохо!

Вариант Б (безоценочное повторение фразы)

ДОЧКА: Люська – гадина!

МАМА: Люся сегодня вела себя не как подруга.

2.

В процессе беседы называет «по имени» чувство (или чувства), которые испытывает

ребенок на момент начала разговора с взрослым.

Например:

Вариант А (чувство «по имени» не называется)

ДОЧКА: Люська - гадина!

МАМА: Ты что это такое говоришь?

Вариант Б (чувство» по имени» называется)

ДОЧКА: Люська – гадина!

МАМА: Я вижу, тебя что-то так вывело из себя, что ты злишься.

3.

Формулирует ответные реплики по определенным правилам.

Правила активного слушания

1.

Для активного слушания необходимо время – поэтому отложите все свои дела в сторону.

(Отключите автопилот)

2.

Дайте ребенку понять (позой, мимикой), что вы искренне хотите его выслушать и

разобраться в проблеме. (Метод «открытой двери»)

3.

Не задавайте вопросы – повторяйте сказанное ребенком в утвердительной форме (слова

ребенка можно несколько перефразировать). (Метод активного слушания)

4.

Держите паузу. Время после вашего высказывания принадлежит собеседнику.

5.

Употребляйте вводные слова («То есть…», «Ты сказал…», «Давай я повторю, чтобы

убедиться, что правильно понял (а) тебя…»).

6.

Обязательно озвучивайте чувства ребенка, даже если ребенок о них не говорит.

Метод активного слушания нужно использовать, когда

-ребенок сталкивается с проблемой, которую не в состоянии разрешить сам;

-ребенка переполняют сильные эмоции (обычно негативные).

То

есть

метод

активного

слушания

это не повседневный способ общения. Это

техника общения, которая помогает людям разобраться, что произошло с другим, когда

сам он не может или не хочет прямо рассказать, что с ним случилось.

Что же дает возможность методу активного слушания производить такой эффект?

1. Во-первых, АС помогает детям меньше бояться выражать негативные чувства. Когда

ребенок видит, что взрослый не ругает его за то, что он расстроен, зол, взбешен, он

перестает винить себя за такие чувства, он начинает понимать, что имеет право на них

(другое дело, что надо научить его с ними «сотрудничать», чтобы не нанести вреда себе

и окружающим).

2. Во-вторых, АС создает атмосферу тепла и доверия между ребенком и взрослым. Когда

взрослый берет за правило слушать ребенка, вникая не только в его проблемы, но и

чувства, которые он испытывает при этом, он начинает на самом деле узнавать ребенка.

Как бонус для взрослого ребенок перестает жаловаться на жизнь и капризничать, потому

что понимает, что конструктивный диалог приносит для него больше пользы.

3. В-третьих, облегчает для ребенка поиск выхода из проблемной ситуации просто

потому, что «выговорившись» по поводу проблемы (что равносильно послушать себя со

стороны), найти решение проще, чем мысленно «пережевывать» ее.

4.

В-четвертых,

если

взрослые

практикуют

метод

активного

слушания,

у

ребенка

появляется желание прислушиваться к

мыслям и идеям взрослого, ведь если кто-то

прислушивается к вашему мнению, то вам потом самому гораздо легче слушать мысли

этого человека.

5. И в-пятых, активное слушание воспитывает в ребенке самоконтроль, ответственность

и независимость. В то время как советы и критика отнимают у ребенка возможность

нести ответственность за принятие решения

Метод «Я-сообщение»

А сейчас мы вас познакомим еще с одним методом по урегулированию конфликтных

ситуаций – это метод «Я-сообщение»

Что же представляет из себя «Я-сообщение»?

Если разбить «Я-сообщение» на смысловые кусочки, то у нас получится такая модель:

КОГДА ТЫ (необвинительное описание поступка или поведения другого человека),

Я ЧУВСТВУЮ (ваши ощущения и эмоции в связи с этим),

ПОТОМУ ЧТО (почему это повеление составляет для вас проблему или как оно

действует на вас),

и Я БЫ ХОТЕЛ (описание вашего желания)

Например:

КОГДА ТЫ включаешь громко музыку ,

Я начинаю злиться,

ПОТОМУ ЧТО

у меня начинает болеть голова, подскакивает давление, и я боюсь,

что придется вызывать скорую помощь.

Я БЫ ХОТЕЛА,

чтобы музыка звучала по тише или, пожалуйста, послушай музыку в

наушниках.

Иногда местоимение «Я» подменяется местоимением «Ты» и тогда «Я - сообщение»

превращается в «Ты - сообщение»

В «Ты-сообщениях» мы переходим на личности, то есть даем оценку самому ребенку и

его поведению. Это может привести к тому, что ребенок испытает негативные эмоции

(обидится, рассердится) и результат будет отрицательным

Например:

1.

Как ты себя ведешь? Это неприлично, мне стыдно за тебя.

2.

Сколько раз тебе говорить, не бери чужие вещи!

3.

Не трогай эти чашки, ты их разобьешь!

Что может услышать ребенок во фразе «Ты разобьешь чашку»? Скорее всего, она, для

него

прозвучит наподобие: «Ты настолько неуклюж, что даже чашку удержать не

сможешь». Если бы нам сказали такие слова, какова была бы наша реакция? Мы бы

обиделись, или расстроились, или бросились бы доказывать свою ловкость и умелость,

или бы вступили в пререкания на тему, кто более неуклюж. В любом случае мы бы даже

и не подумали о чашке и ее хрупкости и не предприняли бы никаких попыток ее не

разбить.

Те же самые чувства и то же самое нежелание делать то, что его просят, испытывает

ребенок, когда взрослые посылают ему «Ты-сообщение».

Когда вы начнете применять «Я-сообщение» в своей практике, то наверняка на первых

порах будете допускать типичные ошибки. Ничего страшного в этом нет: не ошибается

лишь тот, кто ничего не делает. Тем более что сейчас мы рассмотрим с вами эти ошибки.

Ошибки

Использование скрытых «Ты-сообщений» под видом «Я-сообщений» (с.80)

Например:

Я на тебя рассержен!

Я чувствую, что ты издеваешься надо мной!

Избежать этой ошибки в первом случае можно, если опустить слова «на тебя»,

адресованные ребенку.

Во втором случае слово «чувствую» звучит скорее как «я подозреваю» и не имеет

отношения к реальным чувствам, которые взрослый использует в данный момент.

Правильнее было бы сказать: «Я рассержен, разочарован».

Чтобы не допускать этой ошибки, можно использовать безличные предложения,

например:

«Мне не нравится, когда у человека не почищены зубы».

1.

Передача отрицательных «Я-сообщений» (с.80)

Например:

Давайте представим ситуацию, когда подросток пришел домой за полночь

Вариант А (передача отрицательных «Я-сообщений»):

МАМА: Я сижу как на иголках, не могу заснуть, просто с ума схожу!

ПОДРОСТОК: Как видишь, все в порядке, ложись спать.

МАМА: Как я могу? Я вся на нервах, я не смогу сейчас заснуть.

ПОДРОСТОК: Ничем не могу помочь.

Вариант Б (передача правильных «Я-сообщений):

МАМА: Как здорово, что ты наконец-то пришел, я так рада, какое облегчение!

ПОДРОСТОК: Ты рада?

ВЗРОСЛЫЙ: Я очень рада. Я боялась, что с тобой что-то случилось.

ПОДРОСТОК: Я встретил знакомых. Извини, что не позвонил.

Если сравнить оба варианта то в варианте «А» мы не увидим сообщений о реальных

чувствах мамы. Мама говорит о том, что она не смогла сделать (расслабиться, заснуть)

из-за того, что ее ребенок отсутствовал. То есть фактически она обвиняет его в своем

негативном эмоциональном состоянии. Естественно, что, получив такое отрицательное

«Я сообщение» ребенок почувствует необходимость защищаться. Это он и сделал в

нашем примере, сказав грубость.

А если подумать какие же чувства реально испытывает мама в тот момент, когда

услышала,

как

поворачивается

ключ

в

замочной

скважине?

Я

думаю

радость

и

облегчение от того, что ее ребенок пришел домой целым и невредимым. И в варианте

«Б» мама открыто выразила свои чувства с помощью «Я-сообщений». Как следствие,

подросток не ощутил на себе материнского гнева, он увидел, как мама переживает за

него, и разговор закончился вполне мирно.

2.

«Я-сообщением» взрослые не выражают истинную силу своих чувств (с.82)

Например:

Согласитесь,

интеллигентное

высказывание «Мне

не

нравится,

когда

люди

дерутся» будет звучать неестественно в тот момент, когда вы бегаете вокруг

бешено вращающегося клубка из дерущихся детей.

В ваши чувства можно будет поверить, если вы заорете:

- Я схожу с ума от того, что здесь происходит!!!

Естественно, использование «Я-сообщений» требует от взрослого, по крайней мере, на

первых порах смелости. Не так-то легко открыто заявить ребенку, что нас тоже можно

обидеть,

причинить

боль,

испугать,

разочаровать.

Не

так-то

легко

превратиться

из

человека в железной маске в просто человека. Но именно честность и открытость и есть

основа отношений между взрослым и ребенком.

Заканчивая разговор о «Я-сообщении», хочу напомнить, что на внедрение всякой новой

технологии требуется время. Не ждите, что после первого же отправленного вами «Я-

сообщения»

ребенок

изменит

свое

поведение.

Попробуйте

переформулировать

«Я-

сообщение», поиграйте с интонациями, но самое главное – будьте честны и искренни в

выражении своих чувств. И результат обязательно будет.

Вывод:

Все

рассмотренные

нами

методы

«Открытая

дверь»,

«Активное

слушание»,

«Я-

сообщение» - созданы

для того, чтобы установить контакт с ребенком, наладить

доверительные отношения и улучшить ваше взаимопонимание. Их можно применять как

отдельно друг от друга, так и все вместе в зависимости от ситуации.

2. Практическая часть.

А сейчас практическая часть по группам.

Задание:

Прочитайте

ситуацию

и

попробуйте

ее

разрешить,

используя

любой

из

ранее

перечисленных методов:

- Метод «открытой двери»,

- Метод «активного слушания»

- «Я-сообщения»

Ситуация

1: Женя

Филиппов

отказывается

подметать

пол

в

столовой

во

время

дежурства, т.к. он хочет идти играть в футбол в спортзале.

Задание:

Прочитайте

ситуацию

и

попробуйте

ее

разрешить,

используя

любой

из

ранее

перечисленных методов:

- Метод «открытой двери»,

- Метод «активного слушания»

- «Я-сообщения»

Ситуация 2: Дима Коданев и Гриша Попов бросаются снежками в окно.

Задание:

Прочитайте

ситуацию

и

попробуйте

ее

разрешить,

используя

любой

из

ранее

перечисленных методов:

- Метод «открытой двери»,

- Метод «активного слушания»

- «Я-сообщения»

Ситуация 3: Олег Гоголев не хочет идти на уроки.

Вывод:

Мы надеемся, что знания о педподдержке, умение использовать ее тактики, методы и

приемы, с которыми мы вас познакомили, помогут вам в вашей дальнейшей

педагогической работе с детьми.



В раздел образования