Автор: Зиновьева Ольга Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ №77
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические подходы поэтапного формирования основных приемов техники владения мячом у начинающих спортсменов
Раздел: полное образование
Методические подходы поэтапного формирования
основных приемов техники владения мячом у начинающих
спортсменов (на примере баскетбола)
Обучение технике в спортивных играх представляет собой довольно
сложную проблему. Сложность заключается в том, что необходимо сфор-
мировать
много
специфических
двигательных
действий,
которые
в
зави-
симости
от
игровой
ситуации
могли
бы
трансформироваться
в
целена-
правленные игровые приемы (комплексы технических приемов). Причем эту
трансформацию невозможно предвидеть как при обучении, так и в игровой
деятельности, поэтому считается, что двигательное действие должно быть
вариативным, т. е. с изменяющейся внутренней структурой, чтобы, была
возможность легко соединить (варьировать) много приемов для достижения
результата. С другой стороны, технические приемы должны быть усвоены до
высокой степени автоматизации, стереотипности при исполнении, что само
по
себе
обусловливает
эффект
технического
приема.
Отсюда
возникает
противоречие между требованиями вариативности и стереотипности, которое
для
своего
решения
предопределяет
поиск,
разработку
и
обоснование
разнообразных педагогических технологий.
Применительно к процессу обучения двигательным действиям в теории
и
практике
спорта
в
настоящее
время
обосновываются
педагогические
технологии
на
основе
теории
П.Я.
Гальперина.
В
этой
теории
учение
рассматривается как система определенных видов деятельности. Каждый вид
деятельности учения состоит из системы действий, объединенных мотивом и
в совокупности обеспечивающих достижение цели деятельности, в состав
которой они входят. Центральным звеном этой теории является действие как
единица человеческой деятельности. Применительно к нашей работе такими
двигательными действиями являются приемы техники игры в баскетбол.
Каждое
действие
содержит
три
части:
ориентировочную,
исполни-
тельную и контрольно-корректировочную. В результате реализации первой
части формируется ориентировочная основа действия (ООД), вторая часть
действия реализует программу, которая формируется на основе и с участием
ООД. Третья часть действия контролирует качество первых двух, оценивая их
по эффективности продвижения к цели. Таким образом, обучение любому
действию
можно
рассматривать
как
педагогическую
систему
со
своей
технологией обучения.
Ориентировочная основа действия содержит в себе указания на то, как
правильно
выполнить
это
действие
и
рациональный
выбор
одного
из
нескольких
возможных
исполнений.
На
этапе
формирования
ООД
мы
разъясняли обучаемым цели двигательного действия, состав входящих в него
операций
(основных
опорных
точек
-
ООТ),
систему
ориентиров.
Баскетболистам показывали, как выполняются ООТ, какие ощущения следует
запомнить, на каких внешних ориентирах фиксировать внимание. При этом
разъяснялось, с какой скоростью и амплитудой они выполняются, какому
фиксированному положению частей тела и мяча соответствует тот или иной
ориентир.
На втором этапе - этапе формирования действия в материальном виде -
спортсмены
выполняли
действие
во
внешней,
материальной
форме
с
развертыванием всех входящих в него ООТ. В таком виде совершалась и
ориентировочная, и исполнительная, и контрольная части действия. На этом
этапе обучение велось по образцам, представленным на схемах, макетах,
ориентирах, записях. Обучаемые копировали действие по существенным для
него
свойствам.
Это
давало
возможность
каждое
повторение,
каждую
попытку выполнить осознанно, контролируя свои действия сопоставлением с
образцами и приближаясь к ним.
В деятельности тренера этот этап занимает особое место. Для вы-
деления подлинного содержания действия, теснейшим образом связанного с
его объектом, нужно подвергнуть его довольно сложной обработке, а именно,
во-первых, развернуть и, во-вторых, обобщить.
Чтобы показать действие в развернутом виде, необходимо детально
раскрыть всех ООТ в их взаимной связи. В результате этого спортсмен после
разъяснения тренера должен самостоятельно проследить и повторить каждую
из них. Такое полное развертывание действия есть первое условие показа его
объективного содержания. Вторым является обобщение. По П.Я. Гальперину,
обобщить действие - значит из многообразия свойств его объекта выделить
именно те свойства, которые одни только и нужны для выполнения этого
действия.
Только
в
результате
развертывания
и
обобщения
содержание
действия становится ясно для спортсмена.
Итогом обучения на этом этапе является такое освоение действия,
которое не требует использования игроком внешних опор. С этого начинается
его третий этап.
Содержанием нового этапа обучения действию является перенесение
действия в план громкой речи, без опоры на предметы (схемы, диаграммы и т.
п.). П.Я. Гальперин отмечает, что с одного уровня на другой переносится не
ориентировочная
часть
действия,
а
именно
его
объективное,
предметное
содержание.
К
этому
следует
добавить,
что
несформированное
действие
постоянно требует опоры, на этом этапе опорой является речь.
Если
на
первом
и
втором
этапах
обучения
речь
служила
главным
образом системой указании на то, что и как надо делать, то теперь она
становится
самостоятельным
носителем
этого
процесса:
и
задания,
и
действия. В этих условиях обучаемый должен рассказать о действии так,
чтобы оно было понятно не только ему, но и другому человеку. Эта новая
форма
овладения
действием
формируется
под
непосредственным
руко-
водством тренера: тренер требует выполнить действие вслух и в такой форме,
чтобы
правильно
отразить
предметное
содержание
данного
действия.
Образцом
выполнения
действия
во
внешней
речи
является
словесная
инструкция. При дальнейшем освоении двигательного действия развернутая
словесная
инструкция
заменяется
сокращенной
или
вместо
нее
вводятся
словесные
обозначения
основных
опорных
точек.
Например,
термин
«воронка» раскрывает содержание операции по расположению пальцев и
кистей рук.
В результате реализации этого этапа обучения действие в значительной
мере обобщается и сокращается. Сокращение операций ускоряет действие.
Тренер
руководит
процессом
сокращения
действия
как
путем
перевода
учащегося на сокращенную словесную инструкцию, так и путем сокращения
контролируемых операций в двигательном действии. Как это делается? Во-
первых,
с
учетом,
того,
что
сокращенное
действие
-это
не
новое,
а
измененное
действие
внимание
учащегося
фиксируется
на
выполнении
основных опорных точек, освобождая сознание от контроля за деталями в
каждой операции. Во-вторых, поощряется творчество учащихся, самобытное
выполнение двигательного действия по правилу - «Делай как тебе удобно».
На последнем уровне обучения основная задача тренера заключается в
закреплении действия в умственном плане. Реализуется эта задача в два
этапа. Первый из них начинается с перенесения действия из внешней во
внутреннюю
речь.
Этот
переход
П.Я.
Гальперин
обозначает
как
первую
форму
собственно
умственного
действия.
Содержание
этого
этапа
-
за-
крепление громкоречевого действия, но во внутренней речи; итогом этого
этапа
является
предметное
действие
по
формуле
(инструкции).
С
этого
момента
начинается
пятый
этап
обучения
-
этап
окончательного
форми-
рования умственного действия. Отличительной особенностью этого этапа
является сокращение речевой инструкции. П.Я. Гальперин, характеризуя этот
этап, отмечает, что внутренняя речь «... течет автоматически и в основном за
пределами
самонаблюдения.
Отдельные
частицы
внешней
речи
на
фоне
остального ее содержания, которое лишь имеется в виду, но не выполняется,
и сообщает внутренней речи ее специфический характер».