Автор: Лукин Михаил Иванович
Должность: учитель технологии, обж
Учебное заведение: МБОУ "Хатырыкская средняя общеобразовательная школа им. М.К. Аммосова"
Населённый пункт: с. Хатырык Намского района
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ""
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хатырыкская средняя общеобразовательная школа имени М.К. Аммосова»
Муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании МО №_________
Зам.директора по ВР
Приказом директора МБОУ ХСОШ
(протокол от «___» _________ 20___ г. №____)
_______________________/Шадрина Е.С./
им. М.К. Аммосова
Рук. МО ___________________/Собакин6а Т.В./
_______________________/Тимофеев П.П./
от «____» ___________ 20___ г. №________
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
на 2019-2020 учебный год
Количество часов:
5 класс – 35 часов
6 класс – 35 часов
7 класс – 35 часов
__________________________________________________________________________________
_________________________
(Ф.И.О. полностью, должность, квал. категория)
(подпись)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 5, 6, 7-х классов МБОУ «Хатырыкская
СОШ им. М. К. Аммосова» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования и примерной учебной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности для основной
школы базисного учебного плана, учебного плана МБОУ «Хатырыкская СОШ им. М. К. Аммосова», утвержденного федерального перечня
учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету.
При разработке программы учтены требования, отраженные в федеральных государственных образовательных стандартах. Рабочая
программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5, 6, 7-х классов разрабатывалась на основе авторской
комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин, под
общей редакцией Ю.Л. Воробьева. - Москва: АСТ: Астрель, 2014.). Комплексная программа и соответствующий учебник являются
основой УМК в работе учителя ОБЖ, согласно настоящей рабочей программы.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение
следующих целей:
1)
освоение
знаний
о
безопасном
поведении
человека
в
опасных
и
чрезвычайных
ситуациях
природного,
техногенного
и
социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу,
прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите
государства;
2)
овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать
средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное
профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
3)
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной
службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
4)
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и
ее
государственной
символике,
патриотизма
и
долга
по
защите
Отечества;
личностных
качеств,
необходимых
гражданину
для
прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
1)
освоение учащимися знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычай ных
ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
2)
воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому
наследию России и ее государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
3)
развитие у учеников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении
военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;
4)
обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных
ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Общая характеристика внеурочной деятельности
2
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной
реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб
окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей
каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной
гибели
людей
является
«человеческий
фактор».
Трагедия
чаще
всего
происходит
из-за
несоблюдения
человеком
комплекса
мер
безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к
соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной
жизни (безопасность на
дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).
По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в
деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении
личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение
учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей,
логики
учебного
процесса,
возрастных
особенностей
учащихся,
является
основой
для
определения
перечня
учебтюго
оборудования и приборов, для проведения учебных сборов, военно-профессиональной ориентации и военно-патриотического воспитания.
1.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а
также правил поведения на дорогах и на транспорте;
формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества,
воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
к
саморазвитию
и
самообразованию,
осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общества,
учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и
нравственного поведения,-осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в
процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
3
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их
способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и
правильность их решения;
овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в
учебной и познавательной деятельности;
умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные
связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
умение
воспринимать
и
перерабатывать
информацию,
моделировать
индивидуальные
подходы
к
обеспечению
личной
безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов;
умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных
учебных и познавательных задач;
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения задач обеспечения безопасности;
2.
Содержание курса внеурочной деятельности
За
основу
проектирования
структуры
и
содержания
примерной
программы
принят
модульный
принцип
ее
построения
и
комплексный
подход
к
наполнению
содержания
для
формирования
у
учащихся
современного
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Особое место в структуре программы занимает раздел «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Понятийная
база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях Федеральных законов РФ и других
нормативно-правовых актов, в том числе:
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537);
4
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. №
690), а также Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной
в ФГОСТ общего образования второго поколения.
Модульный принцип позволяет:
эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах
России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при
изучении тематики ОБЖ;
Типология учебных ситуаций представлена такими ситуациями, как:
ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации
можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта (визуальная образная ситуация,
представленная
средствами
ИКТ,
вырабатывает
умение
визуализировать
информацию
для
нахождения
более
простого
способа
ее
решения);
ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить
свое адекватное решение;
ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так
и по ее решению).
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм ее организации. В зависимости от урочных
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой
деятельности,
продуманными
формами
контроля.
Образовательные
экспедиции
предусматривают
активную
образовательную
деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета ОБЖ, дают большие возможности для реализации
на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
участие
обучающихся
в
олимпиадах,
конкурсах,
конференциях,
в
том
числе
дистанционных,
предметных
неделях,
интеллектуальных марафонах, предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Настоящая рабочая программа предусматривает следующие виды деятельности, которые способствуют успешной реализации
механизма формирования ключевых компетенций у учащихся:
1.
Участие в конкурсах разного уровня.
2.
Проведение социологического опроса.
3.
Проведение экспериментов.
4.
Конспектирование.
5.
Работа с учебником.
6.
Фотографирование объектов.
7.
Работа над рефератом.
8.
Участие в экскурсии.
9.
Поиск информации в библиотеке.
10.
Поиск информации в электронных энциклопедиях.
5
11.
Поиск информации в школьной медиатеке.
12.
Использование информации из Интернета.
13.
Выступление с сообщением.
14.
Взаимоконтроль
15.
Участие в дискуссии.
Рабочая программа предусматривает виды внеурочной воспитывающей деятельности:
познавательная деятельность;
игровая деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность;
художественное творчество;
социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
Примерная программа выполняет две основные функции:
1.
информационно-методическую
функцию,
которая
позволяет
всем
участникам
образовательного
процесса
получить
представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитании и развитии обучающихся средствами данного учебного
предмета;
2.
организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного
материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного
наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
«5 КЛАСС»
Раздел 1. «Безопасность и защита человека в среде обитания»
Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде (19 ч)
Правила безопасного поведения в населенном пункте (городе, поселке) (4 ч)
Особенности города как среды обитания человека.
Источники и зоны повышенной опасности в современном городе: городской и общественный транспорт, улицы и дороги, здания и
сооружения, подземные коммуникации, строительные площадки, уличное электричество, промышленные предприятия.
Правила безопасного поведения в зонах повышенной опасности.
Системы обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба опасения, коммунальные и
другие службы).
6
Правила
вызова
служб
безопасности.
Государственные,
муниципальные
(городские)
и
районные
службы
обеспечения
безопасности.
Правила безопасного поведения в быту (9 ч)
Характеристика
городского
и
сельского
жилища,
особенности
его
жизнеобеспечения
(водоснабжение,
отопление,
электроснабжение, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристи ка. Возможные аварийные и опасные ситуации в жи-
лище.
Причины возникновения пожаров в жилых помещениях и их последствия. Меры пожарной безопасности в быту. Правила
безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, в подъезде, на балконе, в подвале). Что делать, если на человеке загорелась одежда;
если в комнате загорелся электроприбор (телевизор, приемник, магнитофон, компьютер), новогодняя елка. Способы эвакуации из
горящего здания. Чего не следует делать при пожаре в квартире. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.
Затопление жилища. Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его
предотвращению.
Правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами. Опасности, возникающие при нарушении
правил обращения с электрическими и электронными приборами. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых
в быту; правила их безопасного использования.
Правила безопасности при пользовании бытовым газом. Отравление бытовым газом, причины и последствия. Меры профилактики.
Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведения: при обнаружении запаха газа в квартире; при обнаружении
запаха газа в подвале, подъезде, во дворе, на улице.
Правила безопасности при пользовании опасными веществами и средствами бытовой химии. Опасные вещества и средства
бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой хи -
мии на организм человека. Правила хранения опасных веществ и средств бытовой химии.
Взрыв и обрушение дома. Что делать, если в квартире произошел взрыв.
Что делать, если в квартире захлопнулась дверь, сломался замок. Чего нельзя делать, если потеряны ключи от квартиры.
Правила безопасного поведения на улицах (2 ч)
Опасные природные явления. Чем опасен гололед. Как смягчить падение на льду.
Чем опасны толпа и паника. Как уцелеть в толпе.
Правила безопасного обращения с животными. Жизнедеятельность животных в условиях города. Домашние животные и связанные
с ними проблемы. Основные правила приобретения домашних животных. Правила обращения с домашними животными. Что делать, если
укусила собака. Одичавшие собаки и кошки как переносчики инфекционных заболеваний.
Правила безопасного поведения на транспорте (4 ч)
Современные улицы и дороги — зоны повышенной опасности. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры,
водители. Дорога и ее составные части. Средства безопасности на дороге. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правила бе-
7
зопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила движения колон ны и групп людей (детей). Правила
безопасного поведения велосипедистов на улицах и дорогах.
Правила безопасного поведения на городском и общественном транспорте. Причины возникновения дорожно-транспортных
происшествий. Краткая характеристика современных видов транспорта.
Основные
правила
безопасности
на
городском
общественном
транспорте.
Правила
безопасного
поведения
при
аварийных
ситуациях (пожаре, столкновении, перевороте, опрокидывании) на городском общественном транспорте. Правила безопасного поведения
пассажира
автомобиля:
при
неизбежном
столкновении;
при
падении
автомобиля
в
воду.
Предотвращение
дорожно-транспортных
происшествий.
Правила безопасного поведения в метрополитене. Причины опасных и аварийных ситуаций в метропо литене. Зоны опасности в
метро и их характеристика. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях (пожаре, остановке в
туннеле и вынужденной эвакуации, падении на пути и т. п.).
Транспортные
аварии.
Правила
поведения
на
железнодорожном
транспорте.
Характеристика
же лезнодорожного
транспорта.
Наиболее безопасные места в вагоне поезда. Правила безопасности во вре мя поездки. Правила безопасного поведения пассажиров при
крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при пожаре в поезде; при сильном задымле-
нии.
Правила безопасного поведения на авиационном транспорте. Характеристика авиационного транспорта. Правила безопасного
поведения
авиапассажиров
при
вынужденной
посадке,
при
декомпрессии
(разгерметизации
салона),
при
пожаре
в
самолете,
при
вынужденной (аварийной) посадке на воду.
Правила
безопасного
поведения
па
водном
транспорте.
Характеристика
водного
транспорта.
Индивидуальные
и
групповые
средства спасения на водном транспорте. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Способы эвакуации с судна. Что
делать, если человек упал за борт судна.
Правила безопасного поведения в социальной среде (5 ч)
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях (Зч)
Понятие личной безопасности. Опасное время. Опасные и безопасные места в населенном пункте. Об щие сведения о зонах
криминогенной опасности: безлюдные окраины города (населенного пункта); глухие зоны парков и скверов; места массового скопления
людей и т. д. Незнакомые взрослые и подростки.
Правила
безопасного
поведения
при
возникновений
криминогенных
ситуаций:
перед
подъездом,
в
подъезде,
в
лифте,
на
лестничной площадке.
Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций в доме (квартире): звонок в дверь; дверь вашей
квартиры пытаются открыть (взломать); вы вернулись из школы, а дверь квартиры открыта.
Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций на улице. Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни во время прогулок. Как избежать опасных домогательств и насилия. Что делать, если вы оказались заложником.
Изменение среды обитания человека в городе (2 ч)
8
Причины и последствия загрязнения воды, воздуха и почв города. Способы очистки воды. Понятие о кислотных дождях. Как
бороться с загрязнением воздуха. Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом. Последствия опустынивания земель.
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения (1 ч)
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (1 ч)
Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Назначение фильтрующих гражданских противогазов. Правила пользования
противогазом. Положения противогаза: «походное», «наготове», «боевое». Как правильно определить размер (рост) противогаза.
Раздел 2. «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» предусматривает изучение тем о
правилах и средствах оказания первой медицинской помощи.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (5 ч)
Средства оказания медицинской помощи (1ч)
Домашняя медицинская аптечка. Правила хранения и проверка лекарственных средств. Перевязочные и лекарственные средства.
Правила приема лекарственных средств.
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях (1 ч)
Общие сведения о травмах и повреждениях организма человека. Понятие о травме (повреждении) и ране. Открытые и закрытые
травмы. Общие признаки травм и ранений. Правила оказания первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах.
Первая медицинская помощь при острых состояниях (Зч)
Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечение. Артериальное, венозное, капиллярное и смешанное
кровотечения.
Первая медицинская помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки кровотечения. Правила наложения
кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила применения индивидуального перевязочного пакета. Первая медицинская
помощь при кровотечении из носа.
Раздел 3. «Основы здорового образа жизни» знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, правилами
профилактики травматизма.
Основы здорового образа жизни (4 ч)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (2 ч)
Здоровье человека и его составляющие. Основные критерии здоровья человека. Здоровый образ жизни как индивидуальная система
поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Составляющие здорового образа жизни.
9
Развитие и изменение организма подростков. Характеристика пекоторых факторов, которые влияют на рост и вес подростков.
Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика этих на рушений осанки. Изменения в характере
подростков, которые связаны с их физиологическим созреванием.
Факторы, укрепляющие здоровье человека (1 ч)
Личная гигиена и здоровье. Основные понятия личной гигиены. Гигиенические рекомендации по уходу за кожей, зубами, волосами,
глазами, ушами. Гигиена одежды; гигиенические требования к одежде, головным уборам, обуви.
Профилактика травм в школьном возрасте (1 ч)
Влияние
компьютера
и
телевизора
на
здоровье
детей.
Безопасность
при
работе
на
персональном
компьютере.
Правила
безопасности при просмотре телевизионных передач.
«6 КЛАСС»
Раздел 1. «Безопасность и защита человека в среде обитания»
Безопасность и защита человека в среде обитания (20 ч)
Правила безопасного поведения в природной среде (15ч)
Правила безопасного поведения в условиях природной среды (4 ч)
Опасные и экстремальные ситуации в природе и их причины. Понятие опасной и экстремальной ситу ации. Основные виды
экстремальных ситуаций в природе и их причины. Понятие о вынужденном автономном существовании. Возможные причины попадания
человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (авария транспортного средства в малонаселенной
местности; заблудились в лесу (горах, степи);' отстали от группы в турпоходе и др.).
Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортного средства в безлюдной местности.' Варианты
принятия решений: уход с места происшествия; ожидание помощи на месте происшествия.
Правила предотвращения экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к путешествию (походу) — важный этап
обеспечения
безопасности.
Сбор
сведений
и
изучение
местности.
Подбор
личного
и
группового
туристского
снаряжения,
общие
требования к нему. Организация выполнения правил безопасного поведения на природе.
Выбор и подготовка одежды и обуви. Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью в условиях природной
среды. Способы проветривания и просушивания одежды и обуви. Особенности пользования одеждой и обувью в зимнее время.
Психологические основы выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде (2 ч)
10
Психологические основы выживания в природных условиях. Психическое состояние человека при автономном выживании в
природных условиях. Понятие о факторах и стрессорах выживания в природных условиях; их влияние на организм человека. Способы
преодоления стрессоров выживания. Преодоление страха и стрессового состояния.
Правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании в природных условиях (7 ч)
Правила
определения
направления
выхода.
Потеря
ориентировки
как
наиболее
частая
экстремальная
ситуация
в
природе.
Определение направлений выхода в ситуации, когда человек заблудился. Определение направления выхода в случае отставания от группы.
Сохранение направления движения. Движение по азимуту. Способы переправы через реку и преодоления болот. Особенности определения
направления выхода в зимнее время.
Понятие об ориентировании. Способы ориентирования на местности. Ориентирование но компасу, по собственной тени, по звездам,
по часам, по местным предметам и приметам.
Правила оборудования временного жилища. Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и
способы сооружения временного жилища в летнее и зимнее время. Особенности укрытий в горах.
Правила и способы добывания огня. Выбор места и правила разведения костра. Особенности разведения костра в ненастную погоду
и в зимнее время. Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение.
Обеспечение водой и питанием. Обеспечение питанием из резервов природы. Съедобные растения, насекомые, животные. Правила
поиска и сбора растительной пищи. Меры безопасности при употреблении животной и растительной пищи. Обеспечение водой из
водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования.
Кипячение воды и приготовление растительной пищи при отсутствии посуды. Способы приготовления на костре рыбы и мелких
животных.
Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования. Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки
международной кодовой таблицы символов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.
Смена климатогеографических условий (2 ч)
Факторы,
влияющие
на
здоровье
человека
при
смене
климатогеографических
условий.
Акклиматизация,
общие
понятия
и
определения. Смена часовых поясов. Смена климата. Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной местности, Севера. Требова ния
к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий.
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения (5 ч)
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (5 ч)
Коллективные и индивидуальные средства защиты. Виды убежищ. Устройство убежища. Порядок заполнения убежища. Правила
поведения
в
убежище.
Чего
нельзя
делать
при
нахождении
в
убежище.
Как
пользоваться
поврежденным
противогазом.
Замена
поврежденного противогаза в условиях зараженного воздуха.
Раздел 2. «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (8 ч)
11
Средства оказания медицинской помощи (1 ч)
Аптечка первой медицинской помощи (походная). Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и средствами
оказания медицинской помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях (2 ч)
Понятие о закрытых повреждениях. Признаки закрытых повреждений. Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях:
ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах, переломах, сдавливаниях. Способы переноски пострадавших. Профилактика
закрытых повреждений.
Первая медицинская помощь при острых состояниях (5 ч)
Первая медицинская помощь при укусах змей и насекомых. Признаки укуса змеи. Оказание первой медицинской помощи
пострадавшему, укушенному змеей. Признаки укуса насекомых. Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых. При знаки
укуса клеща. Оказание первой медицинской помощи при укусе клеща. Клещевой энцефалит. Как уберечься от энцефалита.
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, солнечном ожоге. Признаки теплового и солнечного удара.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе. Признаки солнечного ожога. Оказание первой медицинской по -
мощи при солнечном ожоге.
Понятие об обморожении. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой медицинской помощи при обморожениях.
Переохлаждение организма. Оказание первой медицинской помощи при переохлаждении.
Причины бедствий на воде. Признаки утопления. Оказание первой медицинской помощи при утоплении.
Раздел 3. «Основы здорового образа жизни»
«Основы здорового образа жизни» (6 ч)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (Зч)
Развитие и изменение организма подростков. Изменение поведения. Как отстаивать свою точку зрения. Взаимоотношения с
родителями.
Факторы, укрепляющие здоровье человека (Зч)
Рациональное питание в жизнедеятельности человека. Понятие о рациональном питании. Обмен веществ и энергии как основная
функция организма человека. Значение органических (белков, жиров и углеводов) и неорганических (витаминов, минераль ных веществ и
воды) веществ в питании человека. Рациональное, сбалансированное и калорийное питание. Режим питания. Гигиена и культура питания.
Основные гигиенические требования к питанию.
«7 КЛАСС»
12
Раздел 1. Безопасность и защита человека в среде обитания (22 ч)
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (22 ч)
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера (19 ч)
Понятие об опасном природном явлении, стихийном бедствии, чрезвычайной ситуации природного характера. Классификация
чрезвычайных ситуаций природного характера.
Понятие о землетрясении, характеристика и происхождение землетрясений, причины их возникновения и последствие. Меры по
снижению потерь от землетрясений. Правила безопасного поведения во время и после землетрясения.
Понятие об извержении вулкана, характеристика извержений. Причины извержения вулканов и их по следствия. Правила безопасного
поведения при заблаговременном оповещении об извержении вулкана, во время и после извержения.
Понятие об оползнях, селях, обвалах, лавинах, их характеристика. Происхождение оползней, селей, обва лов, лавин, причины их
возникновения и последствия. Меры по снижению, потерь от оползней, селей, обвалов и лавин. Правила безопасного поведения при
заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала, лавины. Правила безопасного поведения во время и после схода
селя, оползня, обвала, лавины, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.
Понятие об урагане, буре, смерче и их характеристика. Происхождение ураганов, бурь, смерчей, причины их возникновения. Меры
по снижению потерь от ураганов, бурь, смерчей. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении
урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.
Понятие о наводнении, характеристика наводнений. Происхождение наводнений, причины их возникновения и последствия. Меры
по снижению потерь от наводнений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении, во время и после
наводнения. Изготовление и использование самодельных подручных плавательных средств для эвакуации во время наводнения.
Понятие о цунами, характеристика цунами. Происхождение цунами, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению
потерь от цунами. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.
Природные пожары (лесные, торфяные) и их характеристика. Происхождение природных пожаров, причины их возникновения и
последствия. Меры по снижению потерь от природных пожаров. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения
при возникновении природных пожаров. Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и тушение пожара в лесу.
Психологические основы выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях (З ч)
Особенности психологических процессов до, во время и после стихийных бедствий. Рекомендации по психологической подготовке к
безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (8 ч)
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях (8 ч)
Разновидности повязок и их характеристика. Приемы наложения повязок на нижние и верхние ко нечности, на голову, грудь, область
живота.
13
Правила оказания первой медицинской помощи при переломах. Понятие о переломе. Виды и характе ристика переломов. Способы
наложения шин. Порядок применения способов транспортировки пострадавших в зависимости от места перелома.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (4 ч)
Факторы, укрепляющие здоровье человека (4 ч)
Режим труда и отдыха — необходимое условие здорового образа жизни, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья.
Умственная и физическая работоспособность. Утомление и переутомление, их причины, признаки и последствия для здоровья
человека. Профилактика утомления и переутомления.
Составляющие режима дня и их характеристика. Влияние труда и отдыха на здоровье человека. Эле менты режима труда и отдыха.
Трудовая деятельность школьников. Активный отдых. Сон и рациональное питание. Основные принципы и содержание режима дня
подростков. Как повысить эффективность самоподготовки.
3.
Календарно – тематическое планирование
5 КЛАСС
№
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Примечание
Календ.
Факт.
Раздел 1
Правила безопасного поведения в бытовой (городской)
среде
19
1
Пожарная безопасность. (РК)
1
02.09
2
Особенности города как среды обитания человека.
1
09.09
3
Правила поведения в зонах повышенной опасности
1
16.09
4
Системы обеспечения безопасности
1
23.09
5
Городское и сельское жилище, их характеристика
1
30.09
6
Пожары в жилых помещениях.
1
07.10
14
7
Осторожно! Огонь!
1
14.10
8
Затопление жилища.
1
21.10
9
Электричество. Это должен знать каждый!
1
28.10
10
Бытовой газ. Пожаро-взрывоопасно!
1
11.11
11
Опасные вещества и средства бытовой химии.
1
18.11
12
Взрыв и обрушение дома.
1
25.11
13
Экстремальные ситуации в жилище.
1
02.12
14
Опасные природные явления. Толпа и паника.
1
09.12
15
Собака бывает кусачей
1
16.12
16
Дорожное движение и его участники
1
23.12
17
Городской и общественный транспорт. Метрополитен.
1
13.01
18
Транспортные аварии.
1
20.01
19
Авиационный транспорт. Морской и речной транспорт.
1
27.01
Раздел 2
Правила безопасного поведения в социальной среде
6
20
Личная безопасность.
1
03.02
21
Криминогенные ситуации в доме
1
10.02
22
Криминогенные ситуации на улице.
1
17.02
23
Загрязнения воды и почвы.
1
24.02
24
Загрязнения воздуха.
1
02.03
25
Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
1
09.03
Раздел 3
Основы медицинских знаний и правила оказания
первой медицинской помощи
5
26
Домашняя медицинская аптечка
1
16.03
27
Понятия травма, рана, повреждение.
1
06.04
15
28
Кровотечения.
1
13.04
29
Первая медицинская помощь при кровотечении
1
20.04
30
Индивидуальный перевязочный пакет
1
04.05
Раздел 4
Основы здорового образа жизни
4
31
Здоровье человека и его составляющие.
1
11.05
32
Развитие и изменение организма подростков.
1
18.05
33
Личная гигиена и здоровье.
1
18.05
34
Компьютер – друг или враг?
1
25.05
35
Итоговый урок
1
25.05
6 КЛАСС
№
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Примечание
Календ.
Календ.
Раздел 1
Безопасность и защита человека в среде обитания
20
1
Вводный урок.
1
03.09
2
Опасные и экстремальные ситуации в природе.
1
10.09
3
Факторы выживания. Основные источники напряжения
1
17.09
4
Как действовать в экстремальной ситуации.
1
24.09
5
Вынужденное автономное существование.
1
01.10
6
Как не попасть в экстремальную ситуацию.
1
08.10
7
Как найти выход.
1
15.10
8
Движение по азимуту
1
22.10
16
9
Понятие об ориентировании.
1
29.10
10
Правила оборудования временного жилища.
1
12.11
11
Правила и способы добывания огня.
1
19.11
12
Обеспечение водой
1
26.11
13
Обеспечение питанием.
1
03.12
14
Сигналы бедствия
1
10.12
15
Акклиматизация
1
17.12
16
Акклиматизация
1
24.12
17
Индивидуальные средства защиты.
1
14.01
18
Коллективные средства защиты.
1
21.01
19
Коллективные средства защиты.
1
28.01
20
Медицинские средства защиты
1
04.02
Раздел 2
Основы медицинских знаний и правила оказания
первой медицинской помощи
9
21
Аптечка первой медицинской помощи (походная).
1
11.02
22
Понятие о закрытых повреждениях.
1
18.02
23
ПМП при закрытых повреждениях
1
25.02
24
Как помочь пострадавшему.
1
03.03
25
Первая медицинская помощь при укусах змей и насекомых.
1
10.03
26
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном
ударах, солнечном ожоге.
1
17.03
27
Понятие об обморожении.
1
31.03
17
28
Переохлаждение организма.
1
07.04
29
Причины бедствий на воде.
1
14.04
Раздел 3
Основы здорового образа жизни
5
30
Репродуктивное здоровье
1
21.04
31
Я расту.
1
28.04
32
Отцы и дети
1
05.05
33
Рациональное питание
1
12.05
34
Зачем мы едим
1
19.05
35
Итоговый урок
1
26.05
7 КЛАСС
№
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Примечание
Календ.
Календ.
1
Вводный урок.
1
02.09
Раздел 1
Правила безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях
21
2
Опасные и чрезвычайные ситуации
1
09.09
3
Землетрясение
1
16.09
4
Правила безопасного поведения
1
23.09
5
Извержение вулкана
1
30.09
6
Оползни, сели, обвалы
1
07.10
7
Правила безопасного поведения
1
14.10
8
Ураганы, бури, смерчи
1
21.10
18
9
Правила безопасного поведения
1
28.10
10
Наводнение
1
11.11
11
Происхождение и причины
1
18.11
12
Меры по снижению потерь от наводнений.
1
25.11
13
Правила безопасного поведения
1
02.12
14
Цунами
1
09.12
15
Происхождение и причины
1
16.12
16
Правила безопасного поведения
1
23.12
17
Природные пожары
1
13.01
18
Происхождение и причины
1
20.01
19
Предупреждение
1
27.01
20
Правила безопасного поведения
1
03.02
21
Психические состояния в период ЧС
1
10.02
22
Как быть готовым к ЧС
1
17.02
Раздел 2
Основы медицинских знаний и правила оказания
первой медицинской помощи
9
23
Повязки и перевязки
1
24.02
24
Наложение повязок на конечности
1
02.03
25
Наложение повязок на голову
1
09.03
26
Наложение повязок на грудь
1
16.03
27
Наложение повязок на область живота
1
06.04
28
Переломы
1
13.04
29
Правила оказания первой медицинской помощи при
переломах.
1
20.04
19
30
Наложение шин
1
04.05
31
Транспортировка пострадавших
1
11.05
Раздел 3
Основы здорового образа жизни
4
32
Режим труда и отдыха
1
18.05
33
Утомление и переутомление
1
18.05
34
Составляющие режима дня
1
25.05
35
Элементы режима труда и отдыха
1
25.05
36
Итоговый урок
1
20