Автор: Баранова Светлана Сергеевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №40"
Населённый пункт: город Череповец Вологодская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок. Правила безопасности.
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Предмет: Технология
Тема
урока: «Профессии,
связанные
с
производством,
эксплуатацией
и
обслуживанием
электротехнических установок. Правила безопасности».
Дата урока: 3 четверть 2019-2020гг.
Тип урока: первичное предъявление новых знаний.
Цель урока: создать условия для расширения знаний, «открытия» нового знания, для
формирования нравственных качеств личности .
Задачи урока: развивать интерес к предмету, коммуникативные навыки, словарный запас,
умение оценить свою деятельность.
Воспитывать общий уровень культуры, стремление выполнять работу качественно.
Планируемые метапредметные и личностные результаты:
Метапредметные (УУД):
совершенствовать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Способствовать формированию умения организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать и находить решение; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные:
формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и профессиональной
ориентации;
формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
работе
на
результат,
бережному
отношению
к
материальным
и
духовным
ценностям.
Планируемые предметные результаты:
Научатся: осваивать теоретические знания по основам электротехники; ознакомятся с
основными профессиями, связанными с производством, эксплуатацией и обслуживанием
электротехнических установок; с правилами безопасности; а также с физическими
основами производства, передачей и использованием электрической энергии и
проблемами современной энергетики.
Получат возможность научиться: самостоятельно формулировать выводы, устанавливать
причины допущенных ошибок и пути их исправления.
Дидактические средства: раздаточный материал, наглядные пособия
Оборудование: доска, рабочая тетрадь
Этап урока
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1.Организационны
й момент (1 мин)
Приветствие.
Организация
внимания
класса.
Приветствуют
учителя.
Организуют
свое рабочее
место.
Личностные:
формирование
навыков
самоорганизации.
2. Формулирование
темы урока (2 мин)
Сегодня существует множество
профессий, которые тем или иным
образом связанны с электричеством. Все
потому, что множество современных
профессий связано с техникой, которая
требует особых навыков в электрике.
Однако, есть стандартный набор
профессий, которые напрямую связанны
с электричеством.
Записываем тему урока: «Профессии,
связанные с производством,
эксплуатацией и обслуживанием
электротехнических установок. Правила
безопасности».
Слушают
учителя,
участвуют в
диалоге.
У м е н и е
в
сотрудничестве
с
учителем
ставить
н о в ы е
у ч е б н ы е
задачи,
проявлять
познавательную
и н и ц и а т и в у
в
учебном процессе.
3. Изучение нового
материала (17 мин)
Мы с вами начнем урок с основного
понятия: что такое профессия.
Профессия - род трудовой
деятельности человека, обычно
его источник существования. Профессия
требует владения теоретическими
знаниями и практическими навыками,
приобретаемыми в ходе специальной
подготовки или получения специального
образования.
В промышленном производстве, в том
числе и в электротехнике, автоматике,
различных направлениях электроники,
работают специалисты разных
профессий, связанных с
электротехническими и электронными
технологиями.
На электрика положена ответственность
за работу электрооборудования и
поддержание ее в безопасном и
состоянии. Работа, связанная с бытовым
и промышленным электрооборудованием
Должностные обязанности: Настройка и
монтаж электрооборудования, устройств
и систем управления, непосредственно
связанных с электроникой и
электричеством. Знания: прикладная
механика, элементы электроники, основы
Запись в
тетрадях,
беседа,
объяснение
непонятого
материала
вместе с
учителем.
Отвечают на
вопросы
учителя,
выявляют
причинно-
следственные
связи в
учебном
материале.
Проявление
познавательных
и н т е р е с о в
и
творческой
а к т и в н о с т и
в
данной
о бл а с т и
предметной
технологической
деятельности.
автоматики, электротехника.
Электромонтер устанавливает,
обслуживает и следит за
работоспособностью электрических
сетей и электроустановок. Эта профессия
относится к особо опасным, поскольку
непосредственно имеет отношение к
установке электротехники и ее проверки.
Профессиональные качества: развитая
реакция, четкое зрение и
цветовосприятие, технические знания,
внимательность и осторожность.
Профессии электромонтера-ремонтника
близка профессия электромеханика
(эксплуатация и ремонт бытовых и
промышленных электротехнических
устройств).
Электрослесарь. Демонтаж, ремонт,
испытание и монтажное обслуживание
механических и электрических машин и
механизмов, а также средств освещения и
установленной сигнализации. В работу
входит установка и проверка телефонных
и кабельных сетей, установка заземления.
Знания: назначение, технические
характеристики машин, которые
обслуживаются, и основы их
технического обслуживания.
Электротехник занимается ремонтом и
сервисом электротехники. В
должностные обязанности входит: сбор
систем и устройств энергоснабжения,
управления, автоматизации и
коммуникации. Электротехник запускает
устройства и поддерживает их
производительность. Требования к
профессии: общие знания электротехники
того типа, с которыми непосредственно
будет работать техник.
Электромонтажники выполняют работы
по монтажу электрооборудования жилых,
культурно-бытовых, коммунальных,
промышленных зданий. Они составляют
электрические схемы проводок,
разрабатывают монтажные схемы,
осуществляют монтаж, подключают к
источникам электроэнергии источники
света, элетрооборудование. Еще одно
направление работы – монтаж и
обслуживание электропередачи.
Радиомонтажники и радиомеханики
имеют дело с радиопередающими и
принимающими устройствами:
антеннами, передатчиками, приемниками
и т.д.
Важнейшей составляющей многих
электротехнических, электронных
устройств являются контрольно-
измерительные и автоматические
приборы: мультиметры, вольтметры,
датчики, усилители и преобразователи
сигналов, исполнительные органы. С
помощью этих приборов осуществляют
контроль, регулирование и управление
различными техническими объектами.
Требуется иметь профессию инженера по
контрольно-измерительным приборам и
автоматике.
Существуют общепринятые правила
безопасности, а также существуют
правила безопасной работы с
электроустановками и при выполнении
монтажных работ. Информацию мы с
вами посмотрим в учебнике.
4. Познавательно-
исследовательская
деятельность
(15мин)
А знаете ли вы, что существует такая
интересная профессия, как энергетик?
В современном мире энергетика играет
одну из ведущих ролей в структуре
промышленности. Бесперебойность
работы производственных предприятий и
городской инфраструктуры напрямую
зависит от эффективности работы
энергообъектов. Любое, даже
незначительное нарушение в работе
генерирующего или распределительного
оборудования, тепловых или
электрических сетей, может обернуться
катастрофой. И в свете этого профессия
«энергетик» в наше время стала не
только важной и престижной, но и
чрезвычайно ответственной. Уже почти
два столетия энергия вырабатывается,
передается и распределяется только в
двух видах: электрическая и тепловая.
Связано это с тем, что на текущем этапе
развития науки и техники энергию в
Слушают
учителя,
задают
вопросы,
дополняют
ответы, делают
выводы
Личностные:
желают
приобретать новые
знания, умения.
Познавательные:
читают, извлекая
новую
информацию
самостоятельно.
Регулятивные:
контролируют
учебные действия.
вышеназванных видах удобнее всего
вырабатывать, передавать на
значительные расстояния и
преобразовывать в другие, необходимые
потребителю формы. Крупные
исследовательские центры ведут
разработки новых способов передачи
энергии, но на настоящее время
промышленного применения они не
получили. Так что энергетик – это
чаще всего либо теплотехник, либо
электрик.
Во всех сферах энергетики, будь то
выработка тепла и электроэнергии на
ТЭЦ, АЭС или ГЭС, передачи ее по
тепловым и электрическим сетям,
распределение энергии у потребителя,
или даже разработка проектов
энергетических объектов, специалисты
рассматриваемой профессии всегда были
ответственными за бесперебойную
работу вверенного оборудования. На
генерирующих предприятиях энергетик
не только организует и контролирует
технологический процесс выработки и
распределения электрической и тепловой
энергии, но и принимает
непосредственное участие в монтаже
оборудования, производстве пуско-
наладочных работ на нем. Обеспечение
безопасности при монтаже и
эксплуатации генерирующего
оборудования также лежит на плечах у
этих специалистов, ведь промышленные
энергоустановки являются опасными
производственными объектами.
Заполните таблицу самостоятельно на
основании пройденного материала: (+ и -)
данной профессии лично для вас.
5. Рефлексия
учебной
деятельности
(3мин)
Самооценка и оценка результатов
работы.
Что нового узнали на уроке?
Какие моменты урока были самые
трудные? Почему?
Какие моменты урока оказались самыми
интересными?
Какой
посильный
вклад
в
решение
Высказывают,
выявляют,
осмысливают
допущенные
ошибки,
устанавливают
их причины.
Познавательные:
самостоятельно
выделяют и
формулируют
вывод.
Регулятивные:
оценивают свою
работу и работу
товарищей.
Коммуникативные:
п р о бл е м
э н е р г е т и к и
в ы
м о ж е т е
предложить?
Какая
из
предложенных
профессий
вас
заинтересовала больше всего?
формируют
собственные
мысли,
в ы с к а з ы в а ю т
и
обосновывают
свою точку зрения.
6. Домашнее
задание (2 мин)
Обсуждение и запись домашнего задания
в
рабочей
тетради
запишите
основные
правила безопасности (учебник, стр. 69)
Запись
домашнего
задания в
дневник.
Самоанализ технологической карты урока
Тема:
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием
электротехнических установок. Правила безопасности.
Предмет:
Технология
Ф.И.О. учителя:
Баранова Светлана Сергеевна
№
Критерий
1
2
3
4
5
1
Соответствие структуры урока положениям системно-деятельностного
подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно-
оценочного этапов
+
2
Участие обучающихся в целеполагании, планировании, поисковой
деятельности по открытию нового знания, осуществление
самоконтроля, самооценки, корректирующих действий
+
3
Направленность деятельности обучающихся на формирование
универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных,
коммуникативных, личностных.
+
4
Технологичность урока: диагностичность целей и задач, адекватность
всех компонентов целям урока.
+
5
Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность,
доступность, отражение метапредметных связей, практическая
направленность, достаточность и необходимость объема для изучения,
использование ИКТ.
+
6
Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая
индивидуальную и групповую).
+
Вывод:
самые удачные элементы урока:
сотрудничество учителя и учеников в освоении нового материала, в постановке задач, проявление
интереса и творческой активности детей на уроке.
трудности, возникших при составлении технологической карты урока:
большое количество учебного и дополнительного материала требовалось скомпоновать, вычленить
основные аспекты по данной теме для предъявления их в качестве новых знаний, чтобы было
познавательно и интересно для обсуждения.