Автор: Григорьева Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №102"
Населённый пункт: Город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Мнемотехника в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста "
Раздел: дошкольное образование
«Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе
ДОУ»
Григорьева Л. Н
МБДОУ «ДСКВ №102»
Что такое мнемотехника?
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания,
технология развития памяти и конечно развитие речи. Слово мнемотехника
придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).Первые работы по
мнемотехнике датируются 82-86г. До н.э. и
принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Мнемоника, или мнемотехника,
- система различных
приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём
образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в
виде игры. Использование
мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной
«секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в
своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует
эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов
этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо
известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы.
Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды,
например, команду
«запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться
с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его
образный язык? Мнемотехника и
является такой программой. Она состоит из нескольких десятков
мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с
мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в
частности, функцию запоминания. Мнемотехника является уникальной
системой методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное
запоминание информации.
❖
МНЕМОНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и
способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций.
❖
МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный
номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел,
предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи
специально разработанного кода.
Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно
отображает современную мнемотехнику.
❖
МНЕМОТЕХНИКА - это система внутреннего письма, позволяющая
последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в
комбинации зрительных образов.
В педагогике и психологии под «МОДЕЛЬЮ» понимается система объектов
или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и
связи предметов.
Актуальность
Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются
следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать
слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания,
несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно,
грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных
событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и
запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше
запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному
опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих
методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём
памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном
процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти,
внимания, образного мышления;
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в
образы (перекодирование информации);
3. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия,
воспроизведения , использования средств технологии.
4. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам,
слушать взрослого и выполнять его инструкции;
5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим
составлять схемы и воспроизводить их.
6. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению
словарного запаса детей;
7. Способствовать развитие мелкой моторики рук;
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности;
9. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего
мира;
10. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового,
неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в
образовательном процессе;
11. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и
личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы
деятельности в решении задач;
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с
родителями детей.
Методология
При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В.
Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания,
которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения
взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами,
он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями,
отражающими существенные черты изучаемых явлений.
В своей работе опиралась на работы Т. В. Большевой (коллаж), Т.В.
Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты )
Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно
- схематические модели ).
На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в
работе с технологией мнемотехника:
❖
Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и
воспитания;
❖
Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
❖
Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает
предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
❖
Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
❖
Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает
связную речь, учится грамматически правильно говорить;
❖
Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает,
перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
❖
Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях
гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной
целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости -
содержание работы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в
массовой практике дошкольного образования.
В дидактике выделены три вида моделей:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов,
закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету,
воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности,
пропорции и соотношения. Например, план постройки.
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания
существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи
предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели
должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем
связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно -
схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить
их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно -
схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о
покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой
обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их
цвета совпадают, то животное не видно).
3. Графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений
(графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя
последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою
функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются
объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны
быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка
может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без
необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали
необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Алгоритм работы с моделью:
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
I этап. Это введение элементов схем, символов.
Например, обозначения:
- цвета:
- формы:
- величины:
- действия:
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах
занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть
«привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области
потому что символ универсален.
III этап. Введение отрицаний.
Например,
- не большой
- не круглый
- не съедобный
IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих
какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск
изображений, умение аргументировать свой выбор.
VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование
из абстрактных символов в образы.
VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или
рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в
старших самостоятельно.
Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с
детьми осуществляется по следующим принципам:
I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса
обеспечивается взаимодействием образовательных областей:
«коммуникация», «познание», «безопасность» и другие;
1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической
работы;
2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного
процесса;
3) Интеграция детской деятельности.
II. Комплексно-тематический принцип:
1) Объединение комплекса различных видов специфических детских
деятельностей вокруг единой «темы»;
2) Виды«тем»: «организующие моменты», «тематические недели»,
«события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе»,
«праздники», «традиции»;
3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских
деятельностей.
МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОТЛИЧАЕТСЯ:
❖
Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в
нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др;
❖
Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и
создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;
❖
Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
❖
Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка,
исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление
со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника,
тьютера.
❖
Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и
детских садов.
Список литературы:
1. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. СПб.,2005.
2. Вахрушев,А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва
“Баласс”, 2000.
3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с
общим недоразвитием речи. М., 2004.
4. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и
игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва,
2005.
5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь
упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
7. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи
детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии
связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /
Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
10. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению
письма. Москва “ВАКО”, 2005.
11. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду.
2004. №2. С.59- 62.
12. Шорыгина,Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.