Напоминание

"Мнемотехника в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста "


Автор: Григорьева Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №102"
Населённый пункт: Город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Мнемотехника в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста "
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе

ДОУ»

Григорьева Л. Н

МБДОУ «ДСКВ №102»

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания,

технология развития памяти и конечно развитие речи. Слово мнемотехника

придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).Первые работы по

мнемотехнике датируются 82-86г. До н.э. и

принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Мнемоника, или мнемотехника,

- система различных

приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём

образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в

виде игры. Использование

мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной

«секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в

своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует

эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов

этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо

известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы.

Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды,

например, команду

«запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться

с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его

образный язык? Мнемотехника и

является такой программой. Она состоит из нескольких десятков

мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с

мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в

частности, функцию запоминания. Мнемотехника является уникальной

системой методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное

запоминание информации.

МНЕМОНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и

способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем

образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный

номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел,

предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи

специально разработанного кода.

Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно

отображает современную мнемотехнику.

МНЕМОТЕХНИКА - это система внутреннего письма, позволяющая

последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в

комбинации зрительных образов.

В педагогике и психологии под «МОДЕЛЬЮ» понимается система объектов

или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и

связи предметов.

Актуальность

Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются

следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать

слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания,

несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно,

грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных

событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и

запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше

запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному

опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих

методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём

памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном

процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти,

внимания, образного мышления;

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в

образы (перекодирование информации);

3. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия,

воспроизведения , использования средств технологии.

4. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам,

слушать взрослого и выполнять его инструкции;

5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим

составлять схемы и воспроизводить их.

6. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению

словарного запаса детей;

7. Способствовать развитие мелкой моторики рук;

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества,

взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,

инициативности, ответственности;

9. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего

мира;

10. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового,

неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в

образовательном процессе;

11. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и

личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы

деятельности в решении задач;

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с

родителями детей.

Методология

При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В.

Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания,

которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения

взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами,

он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями,

отражающими существенные черты изучаемых явлений.

В своей работе опиралась на работы Т. В. Большевой (коллаж), Т.В.

Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты )

Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно

- схематические модели ).

На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в

работе с технологией мнемотехника:

Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и

воспитания;

Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает

предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает

связную речь, учится грамматически правильно говорить;

Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает,

перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях

гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной

целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости -

содержание работы соответствует основным положениям возрастной

психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в

массовой практике дошкольного образования.

В дидактике выделены три вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов,

закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету,

воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности,

пропорции и соотношения. Например, план постройки.

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания

существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи

предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели

должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем

связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно -

схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить

их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно -

схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о

покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой

обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их

цвета совпадают, то животное не видно).

3. Графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений

(графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя

последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою

функцию, она должна соответствовать ряду требований:

а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются

объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны

быть освоены с её помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка

может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без

необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали

необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

Алгоритм работы с моделью:

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения:

- цвета:

- формы:

- величины:

- действия:

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах

занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть

«привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области

потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например,

- не большой

- не круглый

- не съедобный

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих

какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск

изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование

из абстрактных символов в образы.

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или

рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в

старших самостоятельно.

Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с

детьми осуществляется по следующим принципам:

I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса

обеспечивается взаимодействием образовательных областей:

«коммуникация», «познание», «безопасность» и другие;

1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической

работы;

2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного

процесса;

3) Интеграция детской деятельности.

II. Комплексно-тематический принцип:

1) Объединение комплекса различных видов специфических детских

деятельностей вокруг единой «темы»;

2) Виды«тем»: «организующие моменты», «тематические недели»,

«события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе»,

«праздники», «традиции»;

3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских

деятельностей.

МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОТЛИЧАЕТСЯ:

Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в

нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др;

Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и

создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;

Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка,

исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление

со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника,

тьютера.

Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и

детских садов.

Список литературы:

1. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с

помощью мнемотехники. СПб.,2005.

2. Вахрушев,А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва

“Баласс”, 2000.

3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с

общим недоразвитием речи. М., 2004.

4. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и

игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва,

2005.

5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь

упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.

6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.

7. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи

детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии

связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /

Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

10. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению

письма. Москва “ВАКО”, 2005.

11. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду.

2004. №2. С.59- 62.

12. Шорыгина,Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.



В раздел образования