Автор: Маникова Маргарита Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Яконурская СОШ"
Населённый пункт: с. Яконур, Усть-Канский район, Республика Алтай
Наименование материала: конспект открытытого урока
Тема: "Степень числа"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта по математике 5 класса
Маникова Маргарита Васильевна - учитель математики МБОУ «Яконурская СОШ».
Тема: Степень числа.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий.
Цели:
Личностные:
Уважение к личности и ее достоинству,
устойчивый познавательный интерес,
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
потребность в самовыражении и самореализации.
Предметные:
Изучить понятие степени;
Научиться:
-читать и записывать степень;
-называть компоненты степени;
-заменять произведение степенью;
-представлять степень в виде произведения;
Метапредметные. Формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УД.
Принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УД.
Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; выполнять задания на основе использования свойств
арифметических действий
Коммуникативные УД. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, осуществлять контроль,
коррекцию, оценку своих действий и действий своего партнера.
Учебно-методическое обеспечение:
1.
ФГОС_ОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.
2.
Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.:
Мнемозина, 2011.
3.
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.
4.
Рабочая программа по математике 5 класс Амельченко Е.Ю. по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др
Оборудование к уроку:
Раздаточный материал с критериями оценивания.
Мультимедийная презентация.
Интерактивная доска.
Этап урока
Управление. Деятельность учителя.
Учебная деятельность учащихся.
Формирование метапредметных универсальных учебных действий.
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
I
Организационны
й этап
Мотивация
изучения темы
урока
Здравствуйте ребятаСегодня я у вас
проведу урок математики.
У вас на столе лист самооценки.
После каждого задания вы должны
оценить свою работу движением
фигуры на одну клетку вперед. Фигуру
поставьте на первую клетку.
Вы любите отгадывать загадку?
Прочитаю вам загадку.
Здесь войско выстроилось в ряд:
Слоны и кони, и ладьи,
И пешки чинно все стоят!
Скорей игру мне назови!
Шахматная игра была
придумана в Индии, индийский
царь Шерам был восхищен ее
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Ответ: Шахмат.
Целеполагание
остроумием. Узнав, что игра
изобретена одним из его
подданных, царь приказал его
позвать, чтобы лично
наградить за удачную выдумку.
(Включаю диалог)
Диалог
— Я желаю достойно вознаградить тебя,
Сета, за прекрасную игру, которую ты
придумал. Я достаточно богат. Назови
награду, которая тебя удовлетворит, и
ты получишь ее. Я не пожалею ничего,
чтобы исполнить его!
— Велика доброта твоя, повелитель.
Прикажи выдать мне за первую клетку
шахматной доски одно пшеничное зерно.
За вторую клетку прикажи выдать два
зерна, за третью — четыре, за четвертую
— 8, за пятую— 16, за шестую — 32 и т.д.
Сколько зерна царь должен выдать
мастеру?
Узнаем мы это после того, как
изучим новую тему.
Откройте тетради. Запишите
дату, классная работа. После
Планируют пути их
достижения.
Дети слушают учителя
Дети предлагают
варианты ответов.
Учащиеся
высказывают свое
мнение.
Выражают свои мысли в
устной форме.
классной работы оставьте четыре
строки.
II. Повторение.
Устный счет
Учитель демонстрирует. Устный счет.
Обратите внимание на доску.
Запишите сумму одинаковых
слагаемых через произведение.
2+2+2+2=
5+5+5=
2*2*2*2= ?
Можно ли
кратко записать
произведение
од и н а ко в ы х
множителей?
Чтобы дать ответ на вопрос
решим еще одно задание.
Обратить внимание на лист
самооценки!
Учащиеся учатся
контролировать свои
действия.
2*4
5*3
Учатся адекватно оценивать
правильность выполнения
действий и вносить
необходимые коррективы
по ходу реализации
действий.
Высказывают свои мнения.
Выбирают альтернативные
способы решения
примеров.
Учащиеся
вспоминают, отвечают.
Дети заменяют
сложение умножением
и находят значения
выражений.
Записывают примеры
и ответы. (один у
доски, все в тетрадях)
Учащиеся записывают
значения
произведений в виде
степени.
Сравнивают примеры.
Делают вывод.
III.
Актуализация
опорных знаний.
Найдите значения выражения.
Слайд
17*3 (Т)
1200:60 (С)
59+27 (Е)
143+7 (Н)
625:5 (Е)
(Степень).
Высказывают свои мнения.
Адекватно используют
речь для планирования и
регуляции своей
деятельности.
200-25 (Ь)
25*4 (П)
Отметьте на координатном луче
соответствующие буквы.
На доске координатный луч (Степень).
Обратить внимание на лист
самооценки!
Запишите тему урока.
Тема урока: Степень числа.
Сегодня чем мы будем заниматься на
уроке?
Сегодня мы научимся находить
значение степени, выясним, зачем они
нужны?
Выбирают альтернативные
способы решения
примеров.
Под руководством учителя
ставят цели урока.
Изучить понятие степени;
Научиться:
-читать и записывать
степень;
-определять основание и
показатель степени;
Высказывают свои мнения.
Ребята рассматривают
примеры на слайде.
Находят сходство и
различие с
предыдущими
примерами.
Учатся внимательно
слушать товарища, с
уважением принимать
его точку зрения.
IV. Первичное
усвоение новых
знаний.
Работа с новыми
понятиями
Работа в парах
Оказывается, ребята в математике
придуман такой способ ещё 400 лет
назад…
Слайд №3----- Рене Декарт
Слайд №4
На слайде демонстрирует вторую
степень числа.
Слайд №5. Прочитайте
Работа с учебником № 549 стр. 137.
Примеры первый и второй.
……. Прочитай, пожалуйста,,,,,
Взаимопроверка.
Учатся основам
самоорганизации своей
деятельности.
Читают степень, называя
основание и показатель
Упростите выражение,
заменив произведение
одинаковых множителей
степенью.
Дети высказывают свои
Дети должны
самостоятельно
найти ответы на
поставленные
учителем вопросы. К
выводу,
произведение
одинаковых
множителей
записывают короче.
Учатся внимательно
слушать товарища, с
уважением принимать
его точку зрения.
Учащиеся выполняют
задания, проверяют
правильность ответов.
Работа по
учебнику.
V. Первичное
закрепление
изученного.
Поменяйтесь с тетрадями.
Упражнение №550
Первый столбик выполняет первый
вариант, а второй столбик второй
вариант.
Обратить внимание на лист
самооценки!
Все справились с заданием.
Проверим.
Молодцы.
Вывод: используя понятие степень,
мы научились кратко записывать
одинаковые множители.
Вспомните, о чем мы говорили в
начале урока.
Сколько зерна царь должен выдать
мастеру?
А сколько всего клеток на
шахматной доске? Ответ:64.
Как запишем число 2 в виде степени
в последней клетке?
Ответ: 2 в 63 степени.
А что означает выражение 2 в
63степени?
Перемножаем 2 в 63 раз. Это очень
большое число.
мнения.
Учатся оценивать
правильность выполнения
действий и вносить
коррективы по ходу
реализации действия.
Принимают решение на
основе переговоров с
учителем.
Зерна. Пшеница
64 клеток.
2 в 63 степени.
Принимают решения в
проблемной ситуации на
основе переговоров
Отвечают ученики……
Возвращаются к
мотивационной
задаче. Пытаются
вычислить значение 2
в 63 степени.
Дети называют.
Ребята рассуждают,
предлагают ответы.
Учатся организовывать
учебное сотрудничество
с учителем и
сверстниками.
Выражают свои мысли в
устной форме.
Физминутка.
Если засеять всю поверхность
земного шара, включая моря и
океаны, такого количества пшеницы
царь не соберет.
Почему мастер потребовал у царя
столько много пшеницы?
А я думаю, что мастер хотел
показать царю, что человек богат не
золотом, что не все на свете можно
купить, есть вещи - это любовь,
доброта, уважение, сострадание,
сочувствие…,которые бесценны.
Физминутка
Встали ребята, повторяем за мной.
Башпарак, бадан тырмак, ортон
оймок, обо чечен, кичинек бибий.
Беш карындаш бежулези нак,
бежулези иштенкей.
Молодцы сели. Продолжаем наш урок.
Выполняют упражнения
для рук.
VI. Работа в
парах.
Прочитайте внимательно задачу в
карточке.
Амаду пригласил, друзей к себе домой
поиграть шагай. Пришли Амыр, Айан,
Эзен. При раздаче шагая Амаду, взял,
себе два шагая, а каждому следующему
удваивал число шагаев. Сколько
шагаев у Амаду было в кожаном
мешочке?
Обратить внимание на лист
самооценки!
Дополнительно:
Задание. Тремя тройками, не
употребляя знаков действий, записать
возможно большее число. (3³³)
Задание. Попробуйте составить загадку
или сказку со степенями 1² и 0².
Самостоятельно
анализируют пути решения
задачи. Выполняют задания
в тетради.
Проверяют правильность
выполнения, используя
ответы на слайде.
Реализует пути достижения
целей урока.
Вычисляют значение
степени в тетрадях.
Проверяют
правильность
выполнения.
Каждый ученик
выполняет задание,
затем отдает тетрадь
соседу для проверки.
Планируют общие
способы деятельности.
Устанавливают рабочие
отношения в группе.
Осуществляют
контроль. Коррекцию
действий партнера.
Ставят друг другу
оценки.
Коррекцию действий
партнер
VII. Рефлексия
Вы заметили ребята, на листе
самооценки прикреплены зернышки,
вы должны оторвать зернышко, где
стоит ваша фигура и прикрепить к
колосьям на доске.
Достигли ли мы цели урока?
Я вижу, что пшеница поспела.
Учатся адекватно оценивать
свои возможности в
достижении цели, уровень
реализации поставленных
задач.
Учащихся учатся оценивать
планируемые результаты
Учащиеся
анализируют свою
деятельность на уроке.
Адекватно используют
языковые средства для
отображения своих
мыслей и чувств..
мотивов действий.
VIII.
Информация о
домашнем
задании
Упражнение №551, 554
Составить загадку или сказку со
степенями 1² и 0².
Ребята записывают
домашнее задание.