Напоминание

"Фонематический слух - основа правильной речи"


Автор: Цветкова Ольга Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 6 комбинированного вида
Населённый пункт: Московская область, пос. ВНИИССОК
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Фонематический слух - основа правильной речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фонематический

слух

-

основа

правильной

речи

Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать

на слух фонемы (звуки), из которых состоит наша речь –

называется

фонематическим

слухом

.

Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения

звуковой системы языка, грамотной устной речи.

Развитие фонематического слуха – обязательное условие грамотного

письма.

Рекомендуемые игры и упражнения помогут ребёнку освоить звуковую

систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению элементов грамоты,

письменной речи.

Для начала, потренируйтесь с ребёнком выделять и называть

неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных

инструментов…), и потом приступайте к формированию четких

фонематических операций на материале речевых звуков.

Представленные игры рекомендованы для детей шестого года жизни.

1.

«Третий лишний»

Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое по

звуковому составу не похоже на два остальных.

Мак – бак – банан Сом – индюк – ком

Лимон – вагон – кот Так – рак – веник

2.

«Загадки отгадай, слово в рифму называй»

Два брюшка и четыре ушка. Никуда не спешит,

Все зовут её … (подушка). Никогда не бежит.

Под панцирем без страха

Гуляет …(черепаха)

Домашняя

игротека

- Помешивая ложкой в чашке, закрывая крышкой кастрюлю, предложите

отвернувшемуся

ребенку

отгадать,

какие

предметы

могут

издавать

такие

звуки.

- Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен

быть звук [С]: салат, сырники, суп, морс). Не путайте твердые и мягкие

согласные звуки! И если ребенок скажет «селёдка», то похвалите его, но

дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По

этому же признаку придумайте меню с названием блюд, где встречаются

другие звуки.

- Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть

звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и

т.д.

- Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в которых

есть [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предлжите наводящие вопросы:

Кар-р-р-тофель или капусту?

Ар-р-р-буз или дыню?

Пер-р-р-сики или бананы?

Огур-р-р-цы или лук?

Помидор-р-р-ы или баклажаны?

Буквы

из

всего

Дома: пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики,

счетных палочек, обрезков бумаги и ткани, горошин, пуговиц…

Во дворе: рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу, выкладывайте

буквы

из

сухих

веточек

и

листьев,

придумывайте

вместе

с

ребенком

загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»)…

В лесу: ищите «буквы» среди деревьев, кустарников, листьев: вот хвоинка

– это [Л], а если её вот так соединить получится [О]. Узнавайте буквы в

ягодах и грибах: «Подосиновик похож на [Т], а это черничка – на [О]».

Звуковой

анализ

слов

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы

слышим и все, что произносим, - это звуки. Очень важно, чтобы ребенок

ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для обучения

чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

Звуковой

анализ

это

:

- определение порядка звуков в слове;

- выделение отдельных звуков;

- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный –

согласный, твердый - мягкий)

Порядок

выполнения

звукового

анализа

1.

Повтори за мной слово РАК

2.

Рррррак – скажи, как я. Какой первый звук в этом слове?

[Р] гласный или согласный? (согласный, твёрдый) Фишкой какого цвета мы

его обозначаем? (синей) Клади синюю фишку.

3.

Рааааааак – скажи, как я. Какой звук ты слышишь после [Р]?

[А]

гласный

или

согласный?

(гласный)

Фишкой

какого

цвета

мы

его

обозначаем? (красной) Клади красную фишку после синей [Р].

4. Ракккк – какой последний звук в этом слове? [К] Он гласный или

согласный? (согласный, твердый) Возьми фишку нужного цвета и положи

после [А] (синяя)

5. Назови первый звук; назови последний звук

6. Какой звук в середине слова? [А]

7. Сколько всего звуков в этом слове? (3); сколько гласных звуков в этом

слове? (1); сколько согласных звуков в этом слове? (2)



В раздел образования