Автор: Симкина Светлана Леонидовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №18 г.Юрги"
Населённый пункт: г.Юрга, Кемеровская обл.
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Сольфеджио" 5-летние обучение в ДМШ.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская
музыкальная школа № 18 г. Юрги»
ПРОГРАММА
по учебному предмету
СОЛЬФЕДЖИО
ПО.02.УП.01./В.02
Юрга - 2018 г.
Рассмотрено методическим советом
Протокол №
«Утверждаю»
директор
_______________
(подпись)
Приказ № г.
Разработчик ФИО, должность:
Симкина Светлана Леонидовна, преподаватель МБУДОД «ДМШ № 18 г.
Юрги»
Рецензент ФИО, должность:
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
2. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
3. Срок реализации учебного предмета;
4.
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
5..Форма проведения учебных занятий;
6. Цель и задачи учебного предмета;
Содержание учебного предмета.
Учебно-тематический
план
(5
-
летний
срок
обучения),
распределение
учебного материала по годам обучения (5-ти летний срок обучения);
Экзаменационные требования к уровню подготовки обучающихся
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Пояснительная записка.
1. Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе
и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным
программам
в
области
«Народные инструменты».
Сольфеджио
является
обязательным
учебным
предметом
в
детских
музыкальных
школах,
реализующих
программы
предпрофессионального
обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух,
память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят
с
теоретическими
основами
музыкального
искусства.
Наряду
с
другими
занятиями
они
способствуют
расширению
музыкального
кругозора,
формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания, формируемые умения и
навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в
изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области искусств.
Занятия
сольфеджио
упорядочивают
музыкальные
знания,
способствуют умению сосредоточиться, приучают ребёнка к труду, развивают
логическое мышление
В
рамках
этого
предмета
ученик
постигает
основы
законов
звуковысотной
организации
музыки,
музыкального
синт аксис а,
элементарных
музыкальных
форм,
гармонии
и
т.д.
Сольфеджио
также
способствует активному развитию творческих навыков.
Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными
предметами,
поскольку
направлен
на
развитие
музыкального
слуха,
музыкальной
памяти,
творческого
мышления.
Умения
и
навыки
интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа
музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для
успешного овладения учениками другими учебными предметами.
2..Срок
реализации
учебного
предмета
«Сольфеджио»
для
детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с
десяти
до
двенадцати
лет
по
специальности
«Народные
инструменты»
составляет 5 лет.
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного
учреждения
на
реализацию
учебного
предмета
«Сольфеджио»:
Таблица 1
Нормативный срок обучения – 5
лет
Классы
1–5
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
1, 5 ч в
неделю
Количество часов на учебные занятия:
Первая четверть – 8 недель
12 часов
Вторая четверть – 7 недель
Третья четверть – 9 недель
Четвертая четверть – 8 недель
10,5 часов
13,5 часов
12 часов
Учебных недель в году -
Годовая
часовая
нагрузка
–
Весь учебный курс рассчитан -
Всего
часов
по
курсу:
4. Форма проведения учебных учебных занятий: мелкогрупповая (от 4
до 10 человек), рекомендуемая продолжительность занятия – 60 минут. ( 1,5
учебных часа) один раз в неделю.
5. Цели и задачи предмета «Сольфеджио»
Цель предмета «Сольфеджио»
- развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе
приобретенных знаний, умений и навыков в области теории музыки,
-
выявление
одаренных
детей
в
области
музыкального
искусства,
подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного
на
развитие
у
обучающихся
музыкального
слуха
и
памяти,
чувства
метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса,
формирование
знаний
музыкальных
стилей,
владение
профессиональной
музыкальной терминологией;
-
формирование
навыков
самостоятельной
работы
с
музыкальным
материалом;
- формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к
продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в
образовательные
учреждения,
реализующие
основные
профессиональные
образовательные программы в области искусств.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
Реализация
программы
учебного
предмета
«Сольфеджио»
обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по
учебному
предмету
«Сольфеджио»,
а
также
изданиями
музыкальных
произведений,
специальными
хрестоматийными
изданиями,
партитурами
хоровых и оркестровых произведений, электронными изданиями. Основной
учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается
каждый обучающийся.
В
младших
классах
активно
используется
наглядный
материал
–
карточки
с
римскими
цифрами,
обозначающими
ступени,
«лесенка»,
изображающая
строение
мажорной
и
минорной
гаммы,
карточки
с
названиями
интервалов
и
аккордов.
Для
учащихся
старших
классов
применяются
плакаты
с
информацией
по
основным
теоретическим
сведениям.
II. Содержание учебного предмета
1.Учебно-тематический план
Учебно-тематический
план
содержит
примерное
распределение
учебного
материала
каждого
класса
в
течение
всего
срока
обучения.
Преподаватель
может
спланировать
порядок
изучения
тем
исходя
из
особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся
педагогических традиций.
При
планировании
содержания
занятий
необходимо
учитывать,
что
гармоничное
и
эффективное
развитие
музыкального
слуха,
музыкальной
памяти,
музыкального
мышления
возможно
лишь
в
случае
регулярного
о б р а щ е н и я
н а
ка ж д ом
у р о ке
к
р а з л и ч н ы м
ф о рма м
р а б о т ы
(сольфеджирование,
слуховой
анализ,
запись
диктантов,
интонационные,
ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный
момент темы.
Тематический план по курсу «Сольфеджио»
Срок обучения 5 лет
1 класс
Первая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Введение в предмет.
Звуки музыкальные. Клавиатура фортепиано
Нота. Нотный стан. Скрипичный ключ.
Длительности. Целая, половинная, четвертная и восьмые.
Тон, полутон.
Размер 2/4. Тактовая черта. Сильная доля.
Лад. Мажор и минор.
Сольфеджирование русских народных потешек.
Обобщение пройденного материала.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
Всего: 12 учебных часов.
Вторая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
До мажор. Гамма. Тоническое трезвучие.
Опевание устойчивых ступеней в До мажоре.
Сольфеджирование мелодий в До мажоре.
Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар).
Соль мажор.
Опевание устойчивых ступеней в Соль мажоре.
Сольфеджирование мелодий с Соль мажоре.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
Всего: 10,5 учебных часов.
Третья четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
До мажор, Соль мажор (повторение)
Ре мажор. Устойчивые и неустойчивые звуки.
Опевание устойчивых ступеней в Ре мажоре.
Сольфеджирование мелодий в Ре мажоре.
Размер
¾.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
6.
7.
8.
9.
10.
Ритмические упражнения в размере 3 /4.
Фа мажор. Повторение – бемоль, полутон.
Опевание устойчивых ступеней в Фа мажоре.
Сольфе6джирование мелодий в Фа мажоре.
Контрольный урок
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5ч
1,5ч
1,5ч.
Всего: 15 учебных часов
Четвертая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Чтение мелодий в пройденных тональностях.
Си-бемоль мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени.
Опевание устойчивых ступеней в Си-бемоль мажоре.
Размер 4/4.
Ритмические упражнения в размере 4/4
Сольфеджирование мелодий в размере 4/4.
Контрольный урок.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
Всего: 10,5 учебных часов
2 класс
Первая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Лад. Мажор и минор (повторение)
Полутон, тон. (повторение)
Мажорные тональности 1-го года обучения (повторение)
Ля минор.
Три вида минора. Натуральный, гармонический,
мелодический.
Интервал. (общее понятие)
Ступеневая величина интервалов.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
8.
Контрольный урок
1,5 ч.
Всего: 12 учебных часов.
Вторая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Мажор и минор Ля минор (повторение)
Соль мажор и ми минор.
Ми минор. Натуральный, гармонический, мелодический.
Интервал секунда. Малые и большие секунды.
Интервал терция. Малые и большие терции.
Ритмический рисунок четверть с точкой и восьмая.
Контрольный урок
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
Всего: 10,5 учебных часов.
Третья четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ре мажор и си минор.
Си минор. Натуральный гармонический, мелодический.
Параллельные тональности.
Септима. Малая и большая.
Фа мажор и ре минор.
Ре минор. Три вида минора.
Секста. Малая и большая секста.
Консонанс и диссонанс.
Творческие задания.
Контрольный урок.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5ч
1,5ч
1,5ч.
Всего: 15 учебных часов
Четвертая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
Си-бемоль мажор и соль минор.
Соль минор. Три вида минора.
1,5 ч.
1,5 ч.
3.
4.
5.
6.
7.
Чистые интервалы. Чистая прима и чистая октава.
Чистая кварта и чистая квинта
Простые интервалы (обобщение)
Творческие задания в пройденных тональностях
Контрольный урок.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
Всего: 10,5 учебных часов
3 класс
Первая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Мажорные тональности до 2-х знаков при ключе
включительно.(повторение)
Мажорные тональности до 2-х знаков при ключе
включительно.(повторение)
Интервалы вне лада. (повторение)
Трезвучия вне лада (повторение)
Обращение мажорного и минорного трезвучий.
Ля мажор.
Построение секстаккордов и квартсекстаккордов от
разных звуков.
Контрольный урок.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
Всего: 12 учебных часов.
Вторая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Параллельные тональности. (повторение0
Фа-диез минор. Три вида минора.
Интервальные цепочки.
Главные трезвучия в минорных тональностях.
Обращение главных трезвучий.
Ритмическая формула –
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
7.
Контрольный урок
1,5 ч.
Всего: 10,5 учебных часов.
Третья четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Повторение пройденных тональностей.
Ми-бемоль мажор.
Ритмические упражнения в размере 3/8
Гармонические последовательности в мажорных тональ.
Гармонические последовательности в минорных тональ.
Секвенция.
Интервалы и аккорды из трех звуков. Слуховой анализ
Ритмическая формула -
Творческие задания.
Контрольный урок.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5ч
1.5ч
1,5 ч
Всего: 10,5 учебных часов
Четвертая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Ми-бемоль мажор и до минор. Параллельные тональности
До минор. Три вида минора.
Гармонические последовательности в до миноре.
Ритмическая формула – восьмая и две шестнадцатых.
Ритмические упражнения.
Сольфеджирование мелодий в пройденных тональностях
Контрольный урок.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
Всего: 10,5 учебных часов
4 класс
Первая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Мажорные тональности до 3-х знаков при ключе
включительно.(повторение)
Мажорные тональности до 2-х знаков при ключе
включительно.(повторение).
Трезвучия вне лада. (повторение)
Секстаккорды и квартсекстаккорды вне лада (повторение)
Ми мажор.
Обращение главных трезвучий.
Гармонические последовательности.
Контрольный урок.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
Всего: 12 учебных часов.
Вторая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Параллельные и одноименные тональности.(повторение)
До-диез минор. Три вида минора.
Интервальные цепочки.
Гармонические последовательности.
Тритон. Увеличенная кварта и уменьшенная квинта.
Построение и разрешение тритонов в мажорных и
минорных тональностях.
Контрольный урок
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
Всего: 10,5 учебных часов.
Третья четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Сольфеджирование мелодий в пройденных тональностях.
Ля-бемоль мажор.
Размер 6/8. Ритмические упражнения в размере 6/8
Сольфеджирование мелодий в размере 6/8.
Септаккорд. Общее понятие.
D
7
в мажорных тональностях.
D
7
в минорных тональностях.
Гармонические последовательности.
Творческие задания.
Контрольный урок.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5ч
1,5ч
1,5ч.
Всего: 15 учебных часов
Четвертая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Фа минор. Три вида минора.
Построение D
7,
тритонов в фа миноре.
Гармонические последовательности.
Синкопа. Ритмические упражнения.
Сольфеджирование мелодий, включающих синкопу.
Повторение пройденного материала.
Контрольный урок.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
Всего: 10,5 учебных часов
5 класс
Первая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Мажорные тональности до 4-х знаков при ключе
включительно.
Минорные тональности до 4-х знаков при ключе
включительно.
Квинтовый круг мажорных тональностей.
Квинтовый круг минорных тональностей
Буквенное обозначение звуков и тональностей.
Чтение с листа.
Слуховой анализ, музыкальный диктант.
Контрольный урок.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
Всего: 12 учебных часов.
Вторая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
Сольфеджирование мелодий в пройденных тональностях.
Построение, разрешение тритонов. D
7
.
1,5 ч.
1,5 ч.
3.
4.
5.
6.
7.
Обращение доминантсептаккорда.
Доминантквинтсекстаккорд.
Доминанттерцквартаккорд.
Доминантсекундаккорд.
Контрольный урок
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
Всего: 10,5 учебных часов.
Третья четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Сольфеджирование мелодий в пройденных тональностях.
Интонирование тритонов в пройденных тональностях.
Интонирование интервальных цепочек.
Гармонические последовательности с D
7,
D
65,
D
43,
D
2.
Построение и пение гармонических последовательностей.
Отклонение и модуляция в тональность доминанты.
Отклонение и модуляция в параллельную тональность.
Ритмические упражнения.
Слуховой анализ. Музыкальный диктант.
Контрольный урок.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5ч
1,5ч
1,5ч.
Всего: 15 учебных часов.
Четвертая четверть
№№
Темы учебных занятий
Учебные
часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Чтение с листа одноголосных мелодий.
Разучивание мелодий для исполнения на память.
Интонирование интервальных цепочек.
Пение гармонических последовательностей.
Слуховой анализ, музыкальный диктант.
Консультация к экзамену.
Экзамен.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
1,5 ч.
Всего: 10,5 учебных часов
2.Содержание курса «Сольфеджио». Срок обучения 5 лет
1 класс
Вокально-интонационные навыки
Пение песен и упражнений из 2-3 соседних звуков с постепенным
расширением диапазона и усложнением.
Пение гамм вверх и вниз.
Пение тонического трезвучия вверх и вниз.
Разрешение неустойчивых звуков в устойчивые.
Пение отдельных ступеней лада, опевание отдельных ступеней лада.
Сольфеджирование и пение с листа.
Воспитание чувства метро-ритма
Пение с дирижированием в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4.
Освоение длительностей: четвертные, восьмые, половинные, целая.
Простукивание ритмических рисунков со счетов вслух.
Развитие музыкального слуха
Разучивание на память мелодий и умение их записать по памяти.
Запись занимательных диктантов.
2 класс
Вокально-интонационные навыки.
Пение
выученных
мелодий
и
сольфеджирование
одноголосных
мелодий с листа.
Пение пройденных гамм (включая три вида минора).
Пение отдельных ступеней и пройденных мелодических и ритмических
оборотов..
Интонирование интервалов вверх и вниз.
Воспитание чувства метро-ритма.
Ритмическая
формула
–
четверть
с
точкой
и
восьмая,
четыре
шестнадцатых.
Ритмические диктанты.
Простукивание ритмических рисунков со счетов вслух.
Пение с собственным ритмическим аккомпаниментом.
Развитие музыкального слуха и памяти
Определение на слух отдельных элементов музыкального языка (лад,
размер,
форма,
осознание
пройденных
мелодических
и
ритмических
оборотов).
Определение на слух интервалов.
Устные и письменные диктанты.
3 класс
Вокально-интонационные навыки
Пение мажорных и минорных гамм.
Пение интервалов в тональности и от звука.
Пение главных трезвучий лада и их обращений.
Пение выученных мелодий и пение с листа.
Пение различных секвенций.
Цепочки интервалов и аккордов.
Воспитание чувства метро-ритма
Практическое освоение пройденных размеров.
Ритмические диктанты.
Простукивание ритмических рисунков со счетов вслух.
Пение с собственным ритмическим аккомпаниментом.
Ритмические
формулы
–
восьмая
и
две
шестнадцатые,
две
шестнадцактые и восьмая.
Размер 3/8.
Развитие музыкального слуха и памяти
Анализ музыкального текста.
Определение
на
слух
отдельных
элементов
музыкального
языка
(включая пройденные интервалы и аккорды).
Устные и письменные диктанты.
4 класс
Вокально-интонационные навыки
Пение одноголосных мелодий, выученных наизусть и с листа.
Пение отдельных ступеней, интервалов и аккордов в тональности.
Пение пройденных интервалов и аккордов от звука вверх и вниз.
Пение секвенций.
Интонирование тритонов с разрешением в мажор и минор.
Воспитание чувства метро-ритма
Ритмические упражнения с использованием пройденных размеров и
длительностей.
Ритмические формулы – пунктирный ритм, синкопа.
Пение мелодий с ритмическим аккомпанементом.
Развитие музыкального слуха и памяти
Определение на слух лада, размера, ритмических особенностей,
мелодических оборотов.
Определение на слух пройденных интервалов и аккордов в тональности и от
звука.
Запись знакомых мелодий по памяти.
Занимательные диктанты.
Письменный диктант в пройденных тональностях в объеме 8 тактов.
5 класс
Вокально-интонационные навыки
Пение мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими
оборотами, а также с элементами хроматизмов, с отклонениями и
модуляциями.
Чтение с листа мелодий в пройденных тональностях.
Транспонирование мелодий в пройденные тональности.
Интонирование гамм, тритонов, доминантсептаккорда и его обращений,
гармонических последовательностей.
Воспитание чувства метро-ритма
Ритмические упражнения с использованием более сложных сочетаний
длительностей во всех пройденных размерах.
Ритмические формулы – четверть с точкой и две шестнадцатые.
Развитие музыкального слуха и памяти
Определение на слух интервалов, аккордов от разных звуков.
Определение на слух функций аккордов, отдельных гармонических оборотов
в ладу.
Письменные диктанты в размере 8 тактов.
Требования к выпускному экзамену.
Письменно
–
записать
самостоятельно
музыкальный
диктант,
соответствующий требованиям настоящей программы. Уровень сложности
диктанта может быть различным в группах, допускаются диктанты разного
уровня сложности внутри одной группы.
Устно - индивидуальный опрос должен охватывать ряд обязательных
тем и форм работы, но уровень трудности музыкального материала может
быть различным:
- пение пройденных гамм.
- пение пройденных интервалов от звука вверх и вниз,
-
пение
тритонов,
обращений
доминантсептаккорда
в
пройденных
тональностях,
- пение пройденных аккордов от звука вверх и вниз,
- пение гармонических последовательностей в тональности,
- определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов,
- чтение одноголосного примера с листа,
- пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть.
Списки рекомендуемой нотной и методической
литературы.
Учебная
Агажанов А. Курс сольфеджио. Вып.2- М., 1973.
Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. – М.: «Кифара», 2006.
Васильева К.,Гиндина М., Фрейдлинг Г. Двухголосное сольфеджио.-Л.,
1980
Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. – М. «Музыка» 1993.
Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. – М. «Музыка», 2007.
Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. – М. «Музыка», 1991.
Драгомиров П. Учебник сольфеджио. – М. «Музыка» 2010.
Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. – М.
ООО«Престо», 2007.
Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды.
6-8 классы. – М. «Классика XXI», 2004.
Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный
синтаксис. Метроритм. 6-8 классы. – М. «Классика XXI», 2004.
Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад.
Хроматика. Модуляция. 6-8 классы. – М. «Классика XXI», 2004.
Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. – М. 2000-
2005.
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. – М.
Музыка, 1971.
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. - М.
Музыка, 1970.
Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. – М. «Музыка», 2005.
Масленкова Л. Сокровища родных мелодий. Хрестоматия-сольфеджио.
Л.,1988.
Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7
классов детской музыкальной школы. – СПб: «Композитор», 2008.
Никитина Н. Сольфеджио (1-7 классы). – М., 2009.
Островский А. Учебник сольфеджио. Вып.1.-М.-Л. 1966
Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. – М. «Классика-
XXI» 2003
Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. – М. «Престо»
2003.
Панова Н. Прописи по сольфеджио для дошкольников. – М. «Престо»,
2001.
Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение для
детей, ч.1 и 2. – М.: «Музыка», 1999.
Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М.: 1982.
Учебно-методическая
Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. –
М.: «Музыка», 1991.
Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. – М., 1993.
Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ.
– М.: 1979.
Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. – М.:
«Музыка», 1976.
Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. – М.:
«Музыка», 2005.
Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие. – М.:
«Музыка», 1981.
Жуковская Г., Казакова Т., Петрова А. Сборник диктантов по
сольфеджио. – М., 2007.
Калинина Г. Музыкальные занимательные диктанты. М., 2001.
Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Учебно-методическое
пособие. – М.: «Музыка», 1988
Котляревская-Крафт М., Москальская И., Батхан Л. Сольфеджио для
подготовительных отделений ДМШ- Изд. 3-е-Л., 1988.
Котляревская-Крафт М.,Москальская И., Батхан Л. Сольфеджио для
первого класса ДМШ- ИЗД. 3-е-Л., 1988.
Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. – М.:
«Композитор», 1993.
Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосие. – М.:
«Музыка», 1985.
Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ.
Л.,1986.
Металлиди Ж., Перцовская А. Двухголосные диктанты. Л.,1988
Рогальская О. Диктанты с аккомпаниментом. СПб.,2004.
Русяева И. Одноголосные диктанты. М.,1983
Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. –
М.: Музыка» 1999.
Шехтман Л. Музыкальные диктанты. СПб.,2000.
Методическая
Боровик Т. А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио.
Подготовительная группа, 1-2 классы ДМШ и ДШИ. Методическое пособие.
– М.: Классика-XXI, 2007. – 66 с.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио.- М.., 197Золина Е.
М. Домашние задания по сольфеджио для 2 класса детской музыкальной
школы. – М.: Престо, 2003. – 40 с.
Масленкова Л. Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие
для педагогов.- СПб., 2003.
Методические рекомендации к экзаменам по сольфеджио и музграмоте
для поступающих в музыкальное училище. Сборник статей. Ред.- сост. Л
.Шабалина.- Екатеринбург, 1994.
Островский А. Методические очерки в Учебнике сольфеджио.Вып.1-
4.Л.-М.,1962-1978.
Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио.- Л., 1970.
Русяева. И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио.- М.,
Классика. ХХI, 2002.
Иванчикова О. С. Свободные вариации на тему: Нетрадиционные
методы музыкального воспитания. – Симферополь: Издатель А. Другов, 2005.
– 184 с.
Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на кроках
сольфеджио. Методическое пособие для ДМШ. – М.: Советский композитор,
1989. – 12 с.
Лежнева О. Ю. Практическая работа на уроках сольжеджио.Диктант,
слуховой анализ. Учебное пособие для учащихся 1-8 классов детских
музыкальных школ и школ искусств. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 96 с.
Лехина Л. Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких. Учебно-
игровое пособие. – М.: Классика-XXI, 2010. – 24 с.
Лехина Л. Н. Путешествие в страну интервалов. Учебно-игровое
пособие. – М.: Классика XXI, 2010. – 20 с.
Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов
ДМШ и ДШИ./ Сост. Г. Ф. Калинина. – М.: 2002. – 32 с.
Никитина И. П. Музыкальные диктанты. 4-7 классы. – М.: Классика-
XXI, 2011. – 64 с.