Автор: Литасова Наталья Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №72 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных технологий на уроках английского языка: технология развития критического мышления
Раздел: среднее образование
Использование современных технологий на уроках
английского языка: технология развития критического
мышления
Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном образования
является общеобразовательная школа, которая должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и
личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие
современное качество содержания образования. Современного ученика чрезвычайно
трудно
мотивировать
к
познавательной
деятельности,
к
поиску
пути
к
цели
в
поле
информации
и
коммуникации.
Происходит
это
потому,
что
дети
часто
испытывают
серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам.
Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего,
критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в
новый
век
с
новым
обликом
познавательной
культуры,
для
которой
«человек
репродуцирующий»
-
понятие,
в
сущности,
устаревшее
и
неинтересное.
Кроме
воспроизводящей
деятельности
существует
и
другой
род
деятельности,
именно
деятельность комбинирующая или творческая.
Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая
позволяет вырабатывать указанные компетенции - это технология развития критического
мышления.
Критическое
мышление,
т.е.
творческое,
помогает
человеку
определить
собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие
индивидуальной
ответственности
за
сделанный
выбор,
повышает
уровень
индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и
делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать
за
них,
позволяет
развивать
культуру
диалога
в
совместной
деятельности.
Данные
факторы обусловливают актуальность технологии развития критического мышления
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами
интерпретации
и
оценки
информационного
сообщения,
способен
выделять
в
тексте
противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку
зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления
собеседника.
Такой
ученик
чувствует
уверенность
в
работе
с
различными
типами
информации,
может
эффективно
использовать
самые
разнообразные
ресурсы.
Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе
и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта
позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится
осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
Таким
образом,
актуальность
использования
технологии
развития
критического
мышления заключается в следующем:
- неумение применять полученные учащимися в школе знания и умения в реальных
жизненных ситуациях;
- отсутствие мотивации у учащихся к познавательной деятельности, к поиску пути к цели
в поле информации и коммуникации;
- недостаточно высокий уровень мышления;
- недостаточный уровень индивидуальной культуры работы с информацией;
- неумение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия
своих решений и отвечать за них;
- неумение учащихся определить собственные приоритеты в личной и профессиональной
жизни
- недостаточный уровень культуры диалога в совместной деятельности
Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Впервые разработана
в 1980 г. Воганом Эстесом.
Данная технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в
разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и
корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе
осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность
самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать
и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими
людьми.
1. Определение Критического мышления
Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных
психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-
практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.
Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина
«критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное
мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое
мышление, по их мнению, - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных
предубеждений.
Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология
критического мышления» как направленное мышление, оно отличается взвешенностью,
логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и
стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
Мы будем опираться на следующее определение:
Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая
используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и
позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять
полученные результаты к ситуациям и проблемам.
2. Что входит в понятие «Критическое мышление».
Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя
наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность
давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и
широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость,
глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные
установки также являются составными частями критического мышления.
3. Умения, необходимые для критического мышления.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему
важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
- Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить
их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
- Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет
стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением
суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
- Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на
потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо
лучших результатов в обучении.
- Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет
оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для
продолжения обучения.
- Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в
процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
- Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались
другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
4. Что дает использование данной технологии учащимся и учителю.
Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые
способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как
в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным
источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и
интересный поиск.
5. Использование технологии критического мышления на уроках английского языка
Уроки ИЯ способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному
материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение
и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием
проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и
приемами. Используя технологию развития критического мышления на уроках ИЯ, учитель
развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении ИЯ, в результате
чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные
условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует
интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так
же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.
Учитель, работающий в рамках технологии критического мышления, должен хорошо
осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:
- информативный материал, способствующий развитию критического мышления;
- метод (отдельный прием, стратегия) занятия.
Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных
точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках ИЯ необходимо
привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение ИЯ в большей
степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и
средствами обучения.
Приемы технологии развития критического мышления
Что входит в понятие «Критическое мышление».
Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя:
наблюдательность; способность к интерпретации, анализу; выведению заключений; способность
давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание.
Умения, необходимые для критического мышления:
Готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои
ошибки, осознание, поиск компромиссных решений
«Инсерт»
это прием, используемый при работе с текстом, с новой информацией.
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он
просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием «Инсерт» заставляет обратить на них
внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: " V " - я это знаю;
" + " - это новая информация для меня;
" - " - это меня удивило;
" ? " - это мне непонятно.
Совет: для маркировки в тексте, можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать
учебники.
Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.
Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для
стадии вызова.
Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии
осмысления.
В-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное
обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.
«Круги по воде»
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их
речевую активность. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление.
Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные, глаголы
прилагательные, устойчивые словосочетания.
Это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение
дома.
«Тонкие» и «толстые» вопросы.
Учащимся предлагается ответить на вопросы к теме в форме «тонких» и
«толстых» вопросов:
-What … ? - If you were …would you …?
-Where …? - Why do you think … ?
-When … ? - Explain why … ?
«Тонкие» вопросы требуют кратких ответов. «Толстые» вопросы предполагают
размышление, аргументацию, приведение доказательств и примеров.
«Кластер» используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации
связанные с каким-либо понятием.
Кластер на тему: «Animals»
Возможности использования метода «Кластер»
При систематизации, повторении материала;
При работе с текстом;
При повторении в начале урока;
При введении в тему;
При сборе необходимого языкового материала;
При контроле.
Достоинства и результаты применения данного приема:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать
неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
умение ставить вопросы;
выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
сравнивать и анализировать;
проводить аналогии.
Вывод:
Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического
мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным,
ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие
исследовательских, и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных
способностей, формирование модельных представлений).