Напоминание

Использование современных технологий на уроках английского языка: технология развития критического мышления


Автор: Литасова Наталья Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №72 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных технологий на уроках английского языка: технология развития критического мышления
Раздел: среднее образование





Назад




Использование современных технологий на уроках

английского языка: технология развития критического

мышления

Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном образования

является общеобразовательная школа, которая должна формировать целостную систему

универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и

личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие

современное качество содержания образования. Современного ученика чрезвычайно

трудно

мотивировать

к

познавательной

деятельности,

к

поиску

пути

к

цели

в

поле

информации

и

коммуникации.

Происходит

это

потому,

что

дети

часто

испытывают

серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам.

Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего,

критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в

новый

век

с

новым

обликом

познавательной

культуры,

для

которой

«человек

репродуцирующий»

-

понятие,

в

сущности,

устаревшее

и

неинтересное.

Кроме

воспроизводящей

деятельности

существует

и

другой

род

деятельности,

именно

деятельность комбинирующая или творческая.

Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая

позволяет вырабатывать указанные компетенции - это технология развития критического

мышления.

Критическое

мышление,

т.е.

творческое,

помогает

человеку

определить

собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие

индивидуальной

ответственности

за

сделанный

выбор,

повышает

уровень

индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и

делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать

за

них,

позволяет

развивать

культуру

диалога

в

совместной

деятельности.

Данные

факторы обусловливают актуальность технологии развития критического мышления

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами

интерпретации

и

оценки

информационного

сообщения,

способен

выделять

в

тексте

противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку

зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления

собеседника.

Такой

ученик

чувствует

уверенность

в

работе

с

различными

типами

информации,

может

эффективно

использовать

самые

разнообразные

ресурсы.

Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе

и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта

позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится

осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

Таким

образом,

актуальность

использования

технологии

развития

критического

мышления заключается в следующем:

- неумение применять полученные учащимися в школе знания и умения в реальных

жизненных ситуациях;

- отсутствие мотивации у учащихся к познавательной деятельности, к поиску пути к цели

в поле информации и коммуникации;

- недостаточно высокий уровень мышления;

- недостаточный уровень индивидуальной культуры работы с информацией;

- неумение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия

своих решений и отвечать за них;

- неумение учащихся определить собственные приоритеты в личной и профессиональной

жизни

- недостаточный уровень культуры диалога в совместной деятельности

Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Впервые разработана

в 1980 г. Воганом Эстесом.

Данная технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в

разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и

корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе

осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность

самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать

и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими

людьми.

1. Определение Критического мышления

Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных

психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-

практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина

«критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное

мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое

мышление, по их мнению, - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных

предубеждений.

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология

критического мышления» как направленное мышление, оно отличается взвешенностью,

логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и

стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Мы будем опираться на следующее определение:

Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая

используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и

позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять

полученные результаты к ситуациям и проблемам.

2. Что входит в понятие «Критическое мышление».

Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя

наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность

давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и

широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость,

глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные

установки также являются составными частями критического мышления.

3. Умения, необходимые для критического мышления.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему

важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

- Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить

их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.

- Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет

стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением

суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

- Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на

потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо

лучших результатов в обучении.

- Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет

оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для

продолжения обучения.

- Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в

процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

- Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались

другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

4. Что дает использование данной технологии учащимся и учителю.

Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые

способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как

в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным

источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и

интересный поиск.

5. Использование технологии критического мышления на уроках английского языка

Уроки ИЯ способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному

материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение

и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием

проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и

приемами. Используя технологию развития критического мышления на уроках ИЯ, учитель

развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении ИЯ, в результате

чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные

условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует

интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так

же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

Учитель, работающий в рамках технологии критического мышления, должен хорошо

осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:

- информативный материал, способствующий развитию критического мышления;

- метод (отдельный прием, стратегия) занятия.

Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных

точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках ИЯ необходимо

привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение ИЯ в большей

степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и

средствами обучения.

Приемы технологии развития критического мышления

Что входит в понятие «Критическое мышление».

Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя:

наблюдательность; способность к интерпретации, анализу; выведению заключений; способность

давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание.

Умения, необходимые для критического мышления:

Готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои

ошибки, осознание, поиск компромиссных решений

«Инсерт»

это прием, используемый при работе с текстом, с новой информацией.

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он

просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием «Инсерт» заставляет обратить на них

внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: " V " - я это знаю;

" + " - это новая информация для меня;

" - " - это меня удивило;

" ? " - это мне непонятно.

Совет: для маркировки в тексте, можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать

учебники.

Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.

Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для

стадии вызова.

Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии

осмысления.

В-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное

обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.

«Круги по воде»

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их

речевую активность. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление.

Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные, глаголы

прилагательные, устойчивые словосочетания.

Это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение

дома.

«Тонкие» и «толстые» вопросы.

Учащимся предлагается ответить на вопросы к теме в форме «тонких» и

«толстых» вопросов:

-What … ? - If you were …would you …?

-Where …? - Why do you think … ?

-When … ? - Explain why … ?

«Тонкие» вопросы требуют кратких ответов. «Толстые» вопросы предполагают

размышление, аргументацию, приведение доказательств и примеров.

«Кластер» используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации

связанные с каким-либо понятием.

Кластер на тему: «Animals»

Возможности использования метода «Кластер»

При систематизации, повторении материала;

При работе с текстом;

При повторении в начале урока;

При введении в тему;

При сборе необходимого языкового материала;

При контроле.

Достоинства и результаты применения данного приема:

он позволяет охватить большой объем информации;

вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать

неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

умение ставить вопросы;

выделять главное;

устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

сравнивать и анализировать;

проводить аналогии.

Вывод:

Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического

мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным,

ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие

исследовательских, и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных

способностей, формирование модельных представлений).



В раздел образования