Напоминание

Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы


Авторы: Лужных Ирина Викторовна, Амосова Вероника Геннадьевна
Должность: учитель математики, заведующая методическим отделом,
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2, МБОУ ДПО "НМЦ"
Населённый пункт: город Ленинск-кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Раздел: полное образование





Назад




Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ в условиях

общеобразовательной школы

Лужных Ирина Викторовна

учитель математики, МБОУ СОШ № 2

Амосова Вероника Геннадьевна

заведующая методическим отделом,

МБОУ ДПО «НМЦ»

г. Ленинск-Кузнецкий

В

2011

году

в

МБОУ

СОШ

№2

была

запущена

Федеральная

программа

«Дистанционное образование детей с ОВЗ».

Дистанционное

обучение –

это

обучение,

при

котором

осуществляется

целенаправленное

взаимодействие

обучающегося

и

преподавателя

на

основе

информационных

(компьютерных)

технологий

независимо

от

места

нахождения

участников

образовательного

процесса. МБОУ

СОШ

2

входит

в

структурное

подразделение центра дистанционного образования детей с ОВЗ КО.

Использование дистанционного обучения имеет следующие преимущества:

обеспечивает

принцип

равной

доступности

(возможно

одновременной)

к

любым

образовательным

информационным

ресурсам

(федеральным,

региональным,

международным)

большого

количества

обучающихся,

независимо

от

места

их

проживания,

состояния

здоровья,

элитарности

и

материальной

обеспеченности

при

минимизации расходов на содержание учебных площадей, технических и транспортных

средств, подготовку специалистов;

способствует

формированию

ключевых

компетентностей

у

педагогов

и

обучающихся;

позволяет

одаренным

детям

в

дальнейшем

освоить

Hi-Tech

(высокие

технологии);

увеличивает эффективность коммуникативной деятельности в режиме on-line

(общение через сеть Интернет);

позволяет

создать

условия,

учитывающие

особые

образовательные

потребности, посредством индивидуализации и дифференциации;

формирует

у

человека

потребность

в

систематическом

повышении

интеллектуального потенциала;

делает

возможным

выравнивание

стартовых

позиций

обучающихся

(независимо от их места обучения) для дальнейшего профессионального самоопределения

и поступления в профильные гимназии, лицеи;

способствует повышению квалификации педагогических работников.

Нормативно-правовые

основы,

на

которые

опирается

реализация

программы

детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября

2013

года в

статье

5

говорится:

«В

целях

реализации

права

каждого

человека

на

образование

федеральными

государственными

органами,

органами

государственной

власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1)

создаются

необходимые

условия

для

получения

без

дискриминации

качественного

образования

лицами

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

для

коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной

помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для

этих

лиц

языков,

методов

и

способов

общения

и

условия,

в

максимальной

степени

способствующие

получению

образования

определенного

уровня

и

определенной

направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством

организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых

препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и

воспитания

Итак, на государственном уровне нормативными документами являются:

1.

Конституция РФ, ст.43, в которой указывается на то, что «каждый имеет

право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного,

основного общего и среднего профессионального образования в государственных или

муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях»

2.

Закон «О социальной поддержке инвалидов в РФ» (от 24 ноября 1998 года

№181 – ФЗ.

3.

Обучение

детей

с

ограниченными

возможностями

регламентируется

письмом

Министерства

народного

образования

РСФСР

от

14.11.87г.

№17-253-6

«Об

индивидуальном обучении больных детей на дому» и постановлением Правительства

Российской

Федерации

от

18.07.96г.

№861

«Об

утверждении

Порядка

воспитания

и

обучения

детей-инвалидов

на

дому

и

в

негосударственных

образовательных

учреждениях».

4.

Мы также опирались в работе на Концепцию Специального Федерального

государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями

здоровья, авторы: Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова.

На школьном уровне нами были разработаны следующие документы:

1.

«Устав МБОУ СОШ №2», в который были внесены изменения в поддержку

детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения.

2.

«Положение

о

структурном

подразделении

МБОУ

СОШ

№2

«Центр

дистанционного образования детей с ОВЗ» приказ №80/6 01.09.2011

При финансировании городских властей были проведены следующие мероприятия:

-переоборудование пришкольной территории (установлены пандусы);

-переоборудование

внутришкольных

помещений

(ремонт

помещений,

оснащение

санузлов, установка подъемников);

-покупка специального оборудования и учебных материалов (оснащение класса для

работы дистанционного обучения кабинет №15, установка специального программного

обеспечения: работа в специальной учебной среде «i – школа» Центра дистанционного

образования КО; январь 2011 поступило 19 ученических комплектов, 9 учительских, в

августе 2012 года поступили еще 8 учительских комплектов);

-переподготовка педагогических работников (9 учителей в 2010-2011 уч.году прошли

обучение с участием московских специалистов по теме: «Технический минимум для

учителя-тьютора»

средний

балл

687

из

700;

в

2011-2012

2

педагога

«Механизмы

реализации

индивидуальной

программы

реабилитации

ребенка-инвалида

в

части

получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях».

Ежегодно учителя, работающие с детьми с ОВЗ, делятся своим опытом принимая участия

в конкурсах различного уровня, конференциях, вебинарах и мастер-классах.

- для учащихся ежегодно разрабатываются и утверждаются индивидуальные учебные

планы, учитывая пожелания родителей и законных представителей детей с ОВЗ;

-заместителем

директора

по

УВР

определяется

расписание

занятий,

в

котором

учтено,

что

распорядок

дня

данных

обучающихся

устанавливается

с

учетом

их

повышенной утомляемости;

-проводится

воспитательная

работа

(ежегодная

акция

«Неделя

добра»,

добровольческая инициатива «Новый год в каждом доме»; «Лесенка успеха» - ежегодное

общешкольное

мероприятие

по

поддержке

одаренных

и

талантливых

обучающихся;

дистанционные паралимпийские уроки; школьные праздничные концерты для детей с

ОВЗ; ежегодные первоапрельские викторины; участие в школьных акциях: конкурсы

рисунков; участие обучающихся в различных дистанционных конкурсах) За активное

участие в конкурсах и мероприятиях дети с ОВЗ награждаются дипломами, грамотами,

сертификатами и памятными подарками.

-ежегодно с родителями и законными представителями обучающихся с ОВЗ

проводятся консультации: «Работа с MacBook», «Работа с периферийным оборудованием»,

«Условия адаптации детей в социуме», круглый стол «Проблемы организации системы

поддержки детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения в МБОУ СОШ №2», анализ

сдачи обучающихся с ОВЗ выпускных экзаменов и поступления в учебные заведения.

Получение обучающимися с ОВЗ доступного качественного образования с учетом

индивидуальных потребностей и собственных возможностей, что подтверждают высокие

результаты при сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Психологическая и педагогическая поддержка

родителей с целью развития адекватных представлений о возможностях обучающихся с

ОВЗ.

Продолжаем накапливать опыт работы с детьми с ОВЗ, применяя на практике новые

элементы.

Почему это важно для вас, молодых специалистов? Потому что в профессиональном

стандарте педагога чётко прописано: «о необходимости наполнения профессионального

стандарта учителя новыми компетенциями, в том числе умением работать с детьми с

ограниченными возможностями здоровья. Принять разных детей в независимости о тих

реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и

физического здоровья».

В нашей школе тоже есть молодые специалисты, которые работают дистанционно с

детьми с ОВЗ. Они прошли обучение в КРИПКиПРО и перенимали опыт учителей

наставников.

Исходя из этого, мы все должны уметь, знать, понимать, как работать с такой

категорией детей, и сейчас мы проверим вашу готовность.

Список литературы

1. Айшервуд, М. М. Полноценная жизнь инвалида [Текст]: / Пер. с англ. М.М. Айшервуд –

М. : Педагогика, 2010. – 88 с.

2.

Актуальные

вопросы

возрастной

и

педагогической

психологии

[Текст]:

учебно-

методический комплекс / сост. А. Г. Портнова, Н. И. Приходько. – Кемерово : Изд-во

КРИПКиПРО, 2009. – 87 с.

3. Вачков, И., Дистанционное обучение детей-инвалидов [Текст]: // Школьный психолог. –

Издательский дом «Первое сентября» - №38, 2008. – с. 20-22.

4.

Комаров,

Ю.

А.

Методика

дистанционного

обучения

биологии

детей-инвалидов

с

сохранным

интеллектом [Текст]: //

Междисциплинарные

исследования

в

науке

и

образовании. – 2012. – № 1.- с.23-26.



В раздел образования