Авторы: Лужных Ирина Викторовна, Амосова Вероника Геннадьевна
Должность: учитель математики, заведующая методическим отделом,
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2, МБОУ ДПО "НМЦ"
Населённый пункт: город Ленинск-кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Раздел: полное образование
Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ в условиях
общеобразовательной школы
Лужных Ирина Викторовна
учитель математики, МБОУ СОШ № 2
Амосова Вероника Геннадьевна
заведующая методическим отделом,
МБОУ ДПО «НМЦ»
г. Ленинск-Кузнецкий
В
2011
году
в
МБОУ
СОШ
№2
была
запущена
Федеральная
программа
«Дистанционное образование детей с ОВЗ».
Дистанционное
обучение –
это
обучение,
при
котором
осуществляется
целенаправленное
взаимодействие
обучающегося
и
преподавателя
на
основе
информационных
(компьютерных)
технологий
независимо
от
места
нахождения
участников
образовательного
процесса. МБОУ
СОШ
№
2
входит
в
структурное
подразделение центра дистанционного образования детей с ОВЗ КО.
Использование дистанционного обучения имеет следующие преимущества:
обеспечивает
принцип
равной
доступности
(возможно
одновременной)
к
любым
образовательным
информационным
ресурсам
(федеральным,
региональным,
международным)
большого
количества
обучающихся,
независимо
от
места
их
проживания,
состояния
здоровья,
элитарности
и
материальной
обеспеченности
при
минимизации расходов на содержание учебных площадей, технических и транспортных
средств, подготовку специалистов;
способствует
формированию
ключевых
компетентностей
у
педагогов
и
обучающихся;
позволяет
одаренным
детям
в
дальнейшем
освоить
Hi-Tech
(высокие
технологии);
увеличивает эффективность коммуникативной деятельности в режиме on-line
(общение через сеть Интернет);
позволяет
создать
условия,
учитывающие
особые
образовательные
потребности, посредством индивидуализации и дифференциации;
формирует
у
человека
потребность
в
систематическом
повышении
интеллектуального потенциала;
делает
возможным
выравнивание
стартовых
позиций
обучающихся
(независимо от их места обучения) для дальнейшего профессионального самоопределения
и поступления в профильные гимназии, лицеи;
способствует повышению квалификации педагогических работников.
Нормативно-правовые
основы,
на
которые
опирается
реализация
программы
детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября
2013
года в
статье
5
говорится:
«В
целях
реализации
права
каждого
человека
на
образование
федеральными
государственными
органами,
органами
государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1)
создаются
необходимые
условия
для
получения
без
дискриминации
качественного
образования
лицами
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
для
коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной
помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для
этих
лиц
языков,
методов
и
способов
общения
и
условия,
в
максимальной
степени
способствующие
получению
образования
определенного
уровня
и
определенной
направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством
организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и
воспитания
Итак, на государственном уровне нормативными документами являются:
1.
Конституция РФ, ст.43, в которой указывается на то, что «каждый имеет
право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного,
основного общего и среднего профессионального образования в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях»
2.
Закон «О социальной поддержке инвалидов в РФ» (от 24 ноября 1998 года
№181 – ФЗ.
3.
Обучение
детей
с
ограниченными
возможностями
регламентируется
письмом
Министерства
народного
образования
РСФСР
от
14.11.87г.
№17-253-6
«Об
индивидуальном обучении больных детей на дому» и постановлением Правительства
Российской
Федерации
от
18.07.96г.
№861
«Об
утверждении
Порядка
воспитания
и
обучения
детей-инвалидов
на
дому
и
в
негосударственных
образовательных
учреждениях».
4.
Мы также опирались в работе на Концепцию Специального Федерального
государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья, авторы: Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова.
На школьном уровне нами были разработаны следующие документы:
1.
«Устав МБОУ СОШ №2», в который были внесены изменения в поддержку
детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения.
2.
«Положение
о
структурном
подразделении
МБОУ
СОШ
№2
«Центр
дистанционного образования детей с ОВЗ» приказ №80/6 01.09.2011
При финансировании городских властей были проведены следующие мероприятия:
-переоборудование пришкольной территории (установлены пандусы);
-переоборудование
внутришкольных
помещений
(ремонт
помещений,
оснащение
санузлов, установка подъемников);
-покупка специального оборудования и учебных материалов (оснащение класса для
работы дистанционного обучения кабинет №15, установка специального программного
обеспечения: работа в специальной учебной среде «i – школа» Центра дистанционного
образования КО; январь 2011 поступило 19 ученических комплектов, 9 учительских, в
августе 2012 года поступили еще 8 учительских комплектов);
-переподготовка педагогических работников (9 учителей в 2010-2011 уч.году прошли
обучение с участием московских специалистов по теме: «Технический минимум для
учителя-тьютора»
средний
балл
687
из
700;
в
2011-2012
2
педагога
«Механизмы
реализации
индивидуальной
программы
реабилитации
ребенка-инвалида
в
части
получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях».
Ежегодно учителя, работающие с детьми с ОВЗ, делятся своим опытом принимая участия
в конкурсах различного уровня, конференциях, вебинарах и мастер-классах.
- для учащихся ежегодно разрабатываются и утверждаются индивидуальные учебные
планы, учитывая пожелания родителей и законных представителей детей с ОВЗ;
-заместителем
директора
по
УВР
определяется
расписание
занятий,
в
котором
учтено,
что
распорядок
дня
данных
обучающихся
устанавливается
с
учетом
их
повышенной утомляемости;
-проводится
воспитательная
работа
(ежегодная
акция
«Неделя
добра»,
добровольческая инициатива «Новый год в каждом доме»; «Лесенка успеха» - ежегодное
общешкольное
мероприятие
по
поддержке
одаренных
и
талантливых
обучающихся;
дистанционные паралимпийские уроки; школьные праздничные концерты для детей с
ОВЗ; ежегодные первоапрельские викторины; участие в школьных акциях: конкурсы
рисунков; участие обучающихся в различных дистанционных конкурсах) За активное
участие в конкурсах и мероприятиях дети с ОВЗ награждаются дипломами, грамотами,
сертификатами и памятными подарками.
-ежегодно с родителями и законными представителями обучающихся с ОВЗ
проводятся консультации: «Работа с MacBook», «Работа с периферийным оборудованием»,
«Условия адаптации детей в социуме», круглый стол «Проблемы организации системы
поддержки детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения в МБОУ СОШ №2», анализ
сдачи обучающихся с ОВЗ выпускных экзаменов и поступления в учебные заведения.
Получение обучающимися с ОВЗ доступного качественного образования с учетом
индивидуальных потребностей и собственных возможностей, что подтверждают высокие
результаты при сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Психологическая и педагогическая поддержка
родителей с целью развития адекватных представлений о возможностях обучающихся с
ОВЗ.
Продолжаем накапливать опыт работы с детьми с ОВЗ, применяя на практике новые
элементы.
Почему это важно для вас, молодых специалистов? Потому что в профессиональном
стандарте педагога чётко прописано: «о необходимости наполнения профессионального
стандарта учителя новыми компетенциями, в том числе умением работать с детьми с
ограниченными возможностями здоровья. Принять разных детей в независимости о тих
реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и
физического здоровья».
В нашей школе тоже есть молодые специалисты, которые работают дистанционно с
детьми с ОВЗ. Они прошли обучение в КРИПКиПРО и перенимали опыт учителей
наставников.
Исходя из этого, мы все должны уметь, знать, понимать, как работать с такой
категорией детей, и сейчас мы проверим вашу готовность.
Список литературы
1. Айшервуд, М. М. Полноценная жизнь инвалида [Текст]: / Пер. с англ. М.М. Айшервуд –
М. : Педагогика, 2010. – 88 с.
2.
Актуальные
вопросы
возрастной
и
педагогической
психологии
[Текст]:
учебно-
методический комплекс / сост. А. Г. Портнова, Н. И. Приходько. – Кемерово : Изд-во
КРИПКиПРО, 2009. – 87 с.
3. Вачков, И., Дистанционное обучение детей-инвалидов [Текст]: // Школьный психолог. –
Издательский дом «Первое сентября» - №38, 2008. – с. 20-22.
4.
Комаров,
Ю.
А.
Методика
дистанционного
обучения
биологии
детей-инвалидов
с
сохранным
интеллектом [Текст]: //
Междисциплинарные
исследования
в
науке
и
образовании. – 2012. – № 1.- с.23-26.