Напоминание

Автоматизации звука Ш в словах с открытым слогом


Автор: Белова Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: Конспект индивидуального занятия
Тема: Автоматизации звука Ш в словах с открытым слогом
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Отдел образования администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект занятия

по формирование звуковой стороны речи

детей с общим недоразвитием речи

"Автоматизация звука [Ш] в словах с открытым слогом"

Ф. И. О.: Белова Ольга Николаевна

Занимаемая должность: Учитель-логопед

Наименование ДОУ: МБДОУ "Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по

познавательно-речевому развитию детей

№ 27 "Рябинка" города Новочебоксарска

Чувашской Республики

Предмет: Речевое развитие

Тема: "Автоматизация звука [Ш] в словах с

открытым слогом"

Продолжительность: 1 занятие (20 минут)

Группа: Подготовительный к школе возраст

Технологии: Компьютер (ноутбук), звуковая

колонка.

г. Новочебоксарск, 2019 г.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в словах.

Этап автоматизации звука [Ш] в словах с открытым слогом.

Цель: Формирование звуковой стороны речи.

Коррекционно-образовательная задачи:

- Обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объеме;

- Автоматизировать звук [Ш] в словах;

- Формировать фонематическое восприятия;

- Расширять и активизировать словарь существительных.

Коррекционно-развивающая задача:

- Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие,

мышление, общую и мелкую

моторику, голос, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательная задача:

- Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность,

контроль за собственной речью.

Оборудование: ноутбук (компьютер), звуковая колонка, программно-

дидактический комплекс ЛОГОМЕР, "ловец снов", сенсорные мячики,

Дидактическое пособие "Дерево познаний", карточки с изображением

предметных картинок на автоматизацию звука [Ш], Дидактическое пособие

"Сенсорный сундучок", Дидактическое пособие для автоматизации звука [Ш]

"Кручу, верчу - слова собрать хочу", большое зеркало, стол, стулья.

I. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам пришли гости. Давай поздороваемся с ними.

Ребёнок: Здравствуйте!

1. Дыхательная гимнастика.

Звучит шум ветра.

Логопед: Ты слышишь, шумит ветер?

Ответ ребёнка.

Логопед: Давай мы с тобой послушаем музыку ветра и споём как лёгкий ветерок

[Ш-Ш-Ш], так чтобы пёрышки на "Ловце" зашевелились.

Ребёнок выполняет упражнение.

Логопед: А теперь подул сильный ветер и мы с тобой будем изображать

сильный ветер, шипим сильно [Ш-Ш-Ш].

Ребёнок выполняет упражнение.

II. Ход занятия.

2. Д/и "Дерево познаний"

(

Формирование фонематического восприятия).

Логопед: Посмотри, на дереве висят листочки. Наш ветерок хочет сорвать все

листочки, в которых слышится звук [Ш]. Давай, мы опередим его и сами снимем

все листочки со звуком [Ш].

Ребёнок выполняет упражнение.

Логопед: Какой общий звук встречается в этих словах?

Ребенок: [Ш].

Логопед: Правильно. В названиях этих карточек есть звук [Ш].

Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы вместе с ветерком будем учиться произносить

красиво и правильно звук [Ш].

3. Характеристика артикуляции звука [Ш].

Логопед: Давай, вспомним как нужно говорить звук [Ш].

Ребенок: Губы - "Окошечком", зубы – сближены, есть небольшая щёлочка, язык

- поднят вверх, воздушная струя тёплая.

4. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Чтобы нашему язычку было легче проговаривать звук [Ш], давай

потренируем язычок.

Артикуляционная гимнастика выполняется при помощи

дидактического комплекса ЛОГОМЕР.

"Вкусное варенье"

Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот облизывать

языком верхнюю губу: нижней губой стараться не поддерживать язык.

"Гармошка"

Описание упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская

языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается

«уздечка»). Губы в улыбке. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все

шире и шире, и все дольше удерживать его в верхнем положении.

"Грибок"

Описание упражнения: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав

широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет

напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

"Маляр"

Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и

кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно.

Выполнять медленно.

"Качели"

Описание упражнения: Улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» -

опустить кончик языка на нижнюю губу (стараясь достать подбородок), на счет

«два» поднять язык на верхнюю губу (тянем язычок к носу).

"Лошадка"

Описание упражнения: Улыбнуться, широко открыть рот. Щелкать языком

громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и

«прыгал» только язык.

"Часики"

Описание упражнения: Открыть рот, высунуть язык изо рта в форме

«иголочки», не прикасаясь к зубам. Медленно касаться узким кончиком языка то

правого, то левого уголка губ(как маятник у часов). Темп выполнения

наращивается постепенно.

"Чашечка"

Описание упражнения: Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края

и кончик языка подняты к верхней губе, но не касаются ее. В таком положении

удерживать под счет от 3 до 10.

"Почистим зубы"

Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно

"почистить" за верхними зубами (влево - вправо).

5. Д/и "Сенсорный сундучок" (Развитие мелкой моторики).

Логопед: Найди мне, пожалуйста, букву [Ш] и выложи её из фишек.

В верхней ячейке пособия ребёнок находи карточку с буквой [Ш] синего цвета. Затем

магнитным жезлом вылавливает фишки из сухого бассейна (наполнитель - фасоль). Из

фишек выкладывает букву [Ш] на столе и произносит её. По окончанию упражнения

убирает магнитным жезлом фишки со стола.

6. Игра «Звуковые цепочки».

Выделение звука [Ш] среди других звуков.

Логопед: Хлопни в ладоши как только услышишь звук [Ш].

Р Ш П Ш Ж Р Ш Р Ш К Ч Ш Ш Ш Т Ш

7. Игра «Слоговые цепочки».

Выделение слога со звуком [Ш] среди других слогов.

Логопед: Хлопни в ладоши как только услышишь слог со звуком [Ш].

ШA TA ПA ШA ШО ДО ШО AШ ОШ УШ УК AШ

Логопед: Хорошо. А теперь повтори за мной цепочки слогов.

ША - ША - ША

ШО - ШО - ШО

ШУ - ШУ - ШУ

ШИ - ШИ - ШИ

АШ - АШ - АШ

ОШ - ОШ - ОШ

УШ - УШ - УШ

ЫШ - ЫШ - ЫШ

8. Д/и "Кручу, верчу - слова собрать хочу".

Логопед: Посмотри, перед тобой лежат карточки-головоломки, твоя задача

собрать части в целое и назвать всё, что ты соберёшь.

Речевой материал:

Кошка шина лягушка шляпа шапка каша шарик гуашь душ шарф шишка уши

Ребёнок выполняет упражнение. Проговаривая вслух все слова, которые у него

получаются в процессе раскладывания карточек. По окончанию складывания

общей картинки – проговариваем слова ещё раз.

9. Кинезиологическая гимнастика с сенсорными мячиками.

Звучит шум ветра.

Логопед: Что-то расшумелся наш ветерок. Мне кажется, он зовёт тебя поиграть.

Давай мы с тобой вместе поиграем.

1 упражнение.

Перекладывание мячика из левой руки в правую.

На счёт "И" - мячик перекладывается в правую руку, на счёт "Раз" - в левую.

2 упражнение.

Два человека сидя (стоя) друг напротив друга передают одновременно два мяча

по прямой линии.

На счёт "И" - два мяча первый участник передаёт второму, вкладывая их в руки,

на счёт "Раз" - первый участник притягивает к себе руки ладонями вверх.

Второй участник выполняет то же самое движение.

3 упражнение.

Два человека сидя (стоя) друг напротив друга передают одновременно два мяча,

скрестив руки.

На счёт "И" - два мяча первый участник передаёт второму, вкладывая их в руки,

при этом руки первого в момент передачи мячей скрещены. На счёт "Раз" -

первый участник притягивает к себе руки ладонями вверх, руки параллельно

друг другу. Второй участник выполняет аналогичное движение.

4 упражнение.

Два человека сидя (стоя) друг напротив друга. Каждый держит мяч в левой руке.

На счёт "И" - мячик перекладывается в правую руку, на счёт "Раз" - мячик

передаётся соседу по прямой линии в левую руку.

10. Д/и "4 лишний".

Логопед: Посмотри! Здесь я разложила четыре картинки. Три из них подходят

друг к другу, потому что у них есть один общий звук, а одна картинка – лишняя,

сюда не подходит. Какая картинка здесь лишняя? А теперь объясни, почему ты

так решил?

Речевой материал:

Слова со звуком [Ш]:

шина

шоколад

шимпанзе

шахматы

шиповник

шуба

шапка

шампунь

шайба

вешалка

петушок

машина

ландыши

камешек

лошадь

кувшин

вишня

ошейник

мешок

мышонок

мишень

лапша

мыши

клавиши

уши

камыши

каша

калоши

Слова без звука [Ш]:

ласточка пчела велосипед юла кукла

11. Итог занятия.

Логопед: Какой звук мы сегодня учились красиво произносить?

Список литературы.

1.

Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-4 лет. – М.: ТЦ

Сфера, 2011. – 128 с.

2.

Жукова Н. С. И др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у

дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б.

Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2006.-320 с. (Серия «Учимся

играя»).

3.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация свистящих звуков у

детей: дидактический материал для логопедов/

Коноваленко В. В.,

Коноваленко С. В. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 72 с.: ил.

4.

Кыласова Л. Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические

материалы/ авт.-сост.Л. Е. Кыласова. -2-е изд. – Волгогард: Учитель,

2011. – 367 с.

5.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие

для практ. Работников ДОУ/Г. С. Швайко; [под ред. В.В.Гербовой]. – 4-е

изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с. – (Дошкольное воспитание и

развитие).

6.

Филичива Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей

дошкольного возраста: практ. пособие /Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. – 4-е

изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. - 224 с. – (Библиотека логопеда –

практика).



В раздел образования