Напоминание

Работа над развитием слоговой структуры слова у дошкольников.


Автор: Диомидова Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: Новочебоксарск
Наименование материала: статья
Тема: Работа над развитием слоговой структуры слова у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи.

Т.Д.Диомидова

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию

детей №27 « Рябинка» города Новочебоксарска

Чувашской Республики, sofrotatyana@yandex.

ru

Аннотация. В данной статье описывается необходимость внедрения в практику

системы игр и упражнений на развитие чувства ритма детей с недостаточностью речевого

развития.

Ключевые слова: ритмическая способность, чувство ритма, фонематическое

восприятие.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой

причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающей

в связи с этим трудности в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоит

нарушение письменной речи.

Процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов:

слухового, зрительного и двигательного. Отсутствие взаимодействия между слуховыми

двигательными анализаторами приводят детей к нарушению письменной речи.

Становится ясно, насколько важны для формирования сенсомоторной основы

психического развития ребёнка координационные связи, возникающие между рукой и

глазом, слухом и голосом. Уровень развития межанализаторной деятельности

определяется степенью сформированности ритмической способности. Как один из

признаков предрасположенности к дисграфии А. Корнев выделяет затруднения в

воспроизведении звуковых ритмов. Таким образом, развитие ритмической способности

должно являться важной составляющей коррекционно- развивающих логопедических

занятий.

Включение заданий на развитие чувства ритма в структуру логопедического

занятия расширяет профессиональный арсенал логопеда. А форма проведения повышает

мотивацию детей к занятиям. Чем раньше начата коррекция, тем лучше динамика.

Поэтому занятия по формированию ритмических способностей необходимо начинать в

детском саду, что будет являться работой по предупреждению нарушений письма в школе.

Развитие чувства ритма у детей с ОНР является мощным ресурсом для

коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.

Основные преимущества использования упражнений на развитие чувства ритма:

- формируется фонематическое восприятие, как основа для формирования речи;

- формируется слоговая структура слов;

-при выполнении данных заданий воспитывается сенсомоторная основа психического

развития ребёнка;

- игры на развитие чувства ритма активизируют потенциальные творческие способности

детей;

- упражнения на развитие чувства ритма повышают мотивацию детей к занятиям;

- игровые упражнения на развитие чувства ритма в группе сверстников развивают

коммуникативные навыки, гармонизируют психоэмоциональное состояние детей.

При использовании системы упражнений, направленных на развитие чувства

ритма, повышается качество подготовки детей с нарушением речи к обучению грамоте.

Для реализации поставленной задачи можно использовать совместные игры,

мониторинговые процедуры, обучающие игры, логоритмические занятия.

Для оценки степени выраженности ритмических способностей можно

использовать диагностику, предложенную Н. Микляевой в книге «Фонетическая и

логопедическая ритмика в ДОУ».

Несформированное фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста, с

одной стороны, отрицательно влияет на становление звукопроизношения, а с другой

тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное

чтение и письмо невозможно.

Как известно, письмо обеспечивается согласованной работой нескольких

анализаторов: слухового, зрительного, двигательного. Отсутствие взаимодействия между

ними приводят детей к нарушениям письменной речи. Уровень развития

межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности чувства

ритма. У детей дошкольного возраста сформированность фонематического восприятия

является показателем готовности к обучению письменной речи и чтению. На

сенсомоторное развитие, развитие чувства ритма, формирование пространственных

представлений и психических процессов оказывают огромное влияние логоритмические

занятия и игры, которые формируют чувство ритма («Хлопки под считалку», «Кто больше

слов придумает», «Телеграф», «Считалочки-бормоталочки»,«Ритм по кругу», упражнение

с применением ритмических музыкальных инструментов, «Громко-тихо», «Отшагай

скороговорку» и др.).

Все упражнения, игры, логоритмические занятия , направленные на развитие

чувства ритма, гармонизируют психоэмоциональное состояние детей, что является

хорошей основой для формирования дружного детского коллектива., развивают

фонематическое восприятие, становятся базой для обучения дошкольников чтению и

письму. Внедрение в практику системы игр и упражнений на развитие чувства ритма

весьма эффективно при психолого-педагогическом сопровождении детей с

недостаточностью речевого развития

Литература:

Г.В. Дедюхина «Работ над ритмом в логопедической практике».М.,2006г.

Н.В. Микляева «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ»М., 2006г.

А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»М., 2007 г.

А. Корнев «Нарушение чтения и письма у детей» Спб., 2004г.

М.Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья» Спб., 2004г.

Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» М., 2004 г.



В раздел образования