Автор: Диомидова Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: Новочебоксарск
Наименование материала: статья
Тема: Работа над развитием слоговой структуры слова у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Т.Д.Диомидова
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию
детей №27 « Рябинка» города Новочебоксарска
Чувашской Республики, sofrotatyana@yandex.
ru
Аннотация. В данной статье описывается необходимость внедрения в практику
системы игр и упражнений на развитие чувства ритма детей с недостаточностью речевого
развития.
Ключевые слова: ритмическая способность, чувство ритма, фонематическое
восприятие.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой
причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающей
в связи с этим трудности в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоит
нарушение письменной речи.
Процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов:
слухового, зрительного и двигательного. Отсутствие взаимодействия между слуховыми
двигательными анализаторами приводят детей к нарушению письменной речи.
Становится ясно, насколько важны для формирования сенсомоторной основы
психического развития ребёнка координационные связи, возникающие между рукой и
глазом, слухом и голосом. Уровень развития межанализаторной деятельности
определяется степенью сформированности ритмической способности. Как один из
признаков предрасположенности к дисграфии А. Корнев выделяет затруднения в
воспроизведении звуковых ритмов. Таким образом, развитие ритмической способности
должно являться важной составляющей коррекционно- развивающих логопедических
занятий.
Включение заданий на развитие чувства ритма в структуру логопедического
занятия расширяет профессиональный арсенал логопеда. А форма проведения повышает
мотивацию детей к занятиям. Чем раньше начата коррекция, тем лучше динамика.
Поэтому занятия по формированию ритмических способностей необходимо начинать в
детском саду, что будет являться работой по предупреждению нарушений письма в школе.
Развитие чувства ритма у детей с ОНР является мощным ресурсом для
коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.
Основные преимущества использования упражнений на развитие чувства ритма:
- формируется фонематическое восприятие, как основа для формирования речи;
- формируется слоговая структура слов;
-при выполнении данных заданий воспитывается сенсомоторная основа психического
развития ребёнка;
- игры на развитие чувства ритма активизируют потенциальные творческие способности
детей;
- упражнения на развитие чувства ритма повышают мотивацию детей к занятиям;
- игровые упражнения на развитие чувства ритма в группе сверстников развивают
коммуникативные навыки, гармонизируют психоэмоциональное состояние детей.
При использовании системы упражнений, направленных на развитие чувства
ритма, повышается качество подготовки детей с нарушением речи к обучению грамоте.
Для реализации поставленной задачи можно использовать совместные игры,
мониторинговые процедуры, обучающие игры, логоритмические занятия.
Для оценки степени выраженности ритмических способностей можно
использовать диагностику, предложенную Н. Микляевой в книге «Фонетическая и
логопедическая ритмика в ДОУ».
Несформированное фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста, с
одной стороны, отрицательно влияет на становление звукопроизношения, а с другой
тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное
чтение и письмо невозможно.
Как известно, письмо обеспечивается согласованной работой нескольких
анализаторов: слухового, зрительного, двигательного. Отсутствие взаимодействия между
ними приводят детей к нарушениям письменной речи. Уровень развития
межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности чувства
ритма. У детей дошкольного возраста сформированность фонематического восприятия
является показателем готовности к обучению письменной речи и чтению. На
сенсомоторное развитие, развитие чувства ритма, формирование пространственных
представлений и психических процессов оказывают огромное влияние логоритмические
занятия и игры, которые формируют чувство ритма («Хлопки под считалку», «Кто больше
слов придумает», «Телеграф», «Считалочки-бормоталочки»,«Ритм по кругу», упражнение
с применением ритмических музыкальных инструментов, «Громко-тихо», «Отшагай
скороговорку» и др.).
Все упражнения, игры, логоритмические занятия , направленные на развитие
чувства ритма, гармонизируют психоэмоциональное состояние детей, что является
хорошей основой для формирования дружного детского коллектива., развивают
фонематическое восприятие, становятся базой для обучения дошкольников чтению и
письму. Внедрение в практику системы игр и упражнений на развитие чувства ритма
весьма эффективно при психолого-педагогическом сопровождении детей с
недостаточностью речевого развития
Литература:
Г.В. Дедюхина «Работ над ритмом в логопедической практике».М.,2006г.
Н.В. Микляева «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ»М., 2006г.
А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»М., 2007 г.
А. Корнев «Нарушение чтения и письма у детей» Спб., 2004г.
М.Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья» Спб., 2004г.
Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» М., 2004 г.