Напоминание

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" непрерывная образовательная деятельность "Формирование элементарных математических представлений" для детей средней группы № 9 общеразвивающей направленности


Авторы: Проценко Елена Александровна, Лебедева Наталья Вячеславовна
Должность: воспитатель,воспитатель.
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка" муниципального образования г. Ноябрьск
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Учебная программа .
Тема: Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" непрерывная образовательная деятельность "Формирование элементарных математических представлений" для детей средней группы № 9 общеразвивающей направленности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное образование город Ноябрьск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Белоснежка» муниципального образования город Ноябрьск

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

(протокол заседания

от 28. 08. 2020 г. № 1)

СОГЛАСОВАНО

заместитель заведующего

___________И. А. Складанюк

28. 08. 2020 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом МБДОУ

«Белоснежка»

от 30. 08. 2020 г. №170-од

Рабочая программа

по образовательной области «Познавательное развитие»

непрерывная образовательная деятельность

«Формирование элементарных математических представлений»

для детей средней группы № 9 общеразвивающей направленности

1 непрерывная образовательная деятельность в неделю

(всего 37 непрерывных образовательных деятельностей в год)

Составитель:

воспитатель МБДОУ «Белоснежка»

Е. А. Проценко.

2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка к рабочей программе

по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных

математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»

для детей средней группы № 9 общеразвивающей направленности.

Рабочая

программа

по непрерывной

образовательной

деятельности «Формирование

элементарных

математических

представлений»

образовательная

область

«Познавательное

развитие»

составлена

на

основании

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

дошкольного

образования

и примерной

образовательной

программы

дошкольного

образования, в

соответствии

с

основной

образовательной

программой дошкольного образования МБДОУ «Белоснежка» муниципального образования

город Ноябрьск (далее по тексту ООП МБДОУ «Белоснежка»). Используемый учебно –

методический комплект:

-

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М.А. «От рождения до школы» - примерная

образовательная программа дошкольного образования. Издательство Мозаика-синтез, Москва,

2014 год.

-

Помораева,

Позина

«Формирование

элементарных

математических

представлений»

Издательство Мозаика-синтез, Москва, 2014 год.

Программа рассчитана на 37 непрерывных образовательных деятельностей в год, 1 раз в

неделю, длительность непрерывной образовательной деятельности 20 мин.

Программой предусмотрено проведение:

Темы

Количество НОД

Количество часов

Количество и счет

30

4 часа 10 мин.

Форма предметов

18

2 часа 20 мин.

Величина

17

2 часа

Ориентировка в пространстве

12

1 час 30 мин.

Ориентировка во времени

8

1 час

Диагностика

4

1час 20 мин.

Всего:

12 часов 20мин.

Сопутствующие формы образовательной деятельности по формированию элементарных

математических

представлений

являются: моделирование,

экспериментирование,

досуги,

развлечения.

Основными

целями

и

задачами

данной

программы

является:

познакомить

детей

с

элементарными

математическими

понятиями

через

развитие

познавательной

активности,

самостоятельности

мышления;

помочь

находить

самостоятельный

путь

решения

познавательных задач, стимулировать желание детей достигнуть поставленной цели.

Задачи по основной программе:

- развивать восприятие, обогащать представления детей о наглядных свойствах предметов,

ставить перцептивные задачи на восприятие пространственных и временных отношений;

- развивать исследовательскую деятельность детей с использованием простейших наглядных

схем; выявлять и анализировать такие отношения, как начало процесса, середина и окончание;

- развивать наглядно-образное мышление, используя схематизированные изображения: ставить

задачи, решение которых возможно на основе применения простых схем - ориентировка в

пространстве,

предвосхищение

наступления

тех

или

иных

событий

в

результате

взаимодействия объектов; осваивать использование простых схем наблюдаемых событий и

историй.

Количество и счет.

Дать детям представления о том, что множество может состоять из разных по качеству

элементов.

Учить считать до пяти (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета.

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.

Учить уравнивать неравные группы предметов двумя способами.

Отсчитывать предметы, выкладывать в соответствии с образцом, по заданному количеству.

Учить устанавливать равенство, неравенство предметов разных по признакам.

Величина.

Совершенствовать

умения

сравнивать

два

предмета

по

величине,

отражать

результат

сравнения.

Учить сравнивать предметы по двум признакам.

Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, высоты…

Форма.

Развивать представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

Познакомить

детей

с

прямоугольником,

сравнивая

его

с

другими

фигурами,

обозначать

словами размер фигур.

Называть форму предметов.

Ориентировка в пространстве.

Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном

направлении, обозначать словами положение предметов относительно себя.

Познакомить с пространственными отношениями далеко- близко.

Ориентировка во времени.

Расширять

представления

детей

о

частях

суток,

их

характерных

особенностях,

последовательности.

Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Задачи по национально – региональному компоненту: Помочь детям ощутить и осознать

свою принадлежность к родному краю, к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего

окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном,

материальном

и

морально-эстетическом

плане

в

процессе

общения

с

педагогами,

сверстниками в разных видах детской деятельности.

Задачи по обновлению содержания образования:

-

Формировать

у

воспитанников

учебные

умения

и

навыки,

универсальные

способы

деятельности и ключевые компетенции.

- Развивать интерес к познавательным играм, расширять словарный запас, умение общаться со

сверстниками и взрослыми.

- Развивать внимание, вырабатывать привычку сосредотачиваться, мыслить самостоятельно,

стремиться к знаниям.

Новизной

заключается

в

расширении

содержания

посредством

использования

информационно-коммуникационных

технологий,

технологий

развивающего

обучения,

технологий проектирования.

Отличие

данной

рабочей

программы

от

примерной

в

активном

интегрировании

экспериментально-исследовательской деятельности в процесс формирования у детей всех

компонентов математических представлений.

Обоснование внесенных изменений: изменения связаны с учетом возрастных возможностей

и индивидуальных траекторий развития детей

Национально – региональный компонент:

Содержание рабочей программы по образовательной области «Познавательное развитие»

сформировано

с

учетом

национально-регионального

компонента,

культурно-исторических

особенностей

и

ценностей

Ямало–Ненецкого

автономного

округа.

В

основу

реализации

национально – регионального компонента, положен календарь праздников народов Ямала,

который представлен следующими лексическими темами: «День нефтяника», «Ямальские

просторы»,

«Вороний

день»,

«День

оленевода».

Национально-региональный

компонент

реализуется

как

часть

непрерывной

образовательной

деятельности

через

использование

дидактических,

словесных

игр

и

упражнений,

знакомящих

детей

с

бытом,

традициями

коренных народов Севера.

Приоритетное направление ДОУ:

Реализация приоритетного направления работы МБДОУ (воспитание экологической культуры

дошкольников)

представлена

следующими темами: «Праздник урожая», «Всемирный день

животных», «Осень», «Зима», «Зимующие птицы», «День комнатных растений», «Весна»,

«Всемирный день водных ресурсов», «Всемирный день Земли», «Экологические вести».

Изучение

экологической

культуры

реализуется

как

часть

непрерывной

образовательной

деятельности в процессе пересчитывания объектов живой и неживой природы, сравнения по

величине согласно тематическим неделям

Интеграция образовательных областей состоит в том, что решение основных психолого-

педагогических задач области «Познавательное развитие» осуществляется во всех областях

Программы.

Соответственно

и

эффективная

реализация

психолого-педагогических

задач

других

областей

Программы

невозможна

без

интеграции

в

них образовательной области

«Познавательное развитие» непосредственно образовательная деятельность «Формирование

элементарных

математических

представлений».

Принципы

отбора

основного

и

дополнительного

содержания образовательной

области

«Познавательное

развитие»

непосредственно

образовательная

деятельность

«Формирование

элементарных

математических

представлений»»

связаны

с

преемственностью

целей

образования

при

переходе от одной возрастной группы к другой, интеграцией образовательных областей, а

также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Примерные виды интеграции образовательной области "Познавательное развитие"

По

задачам

и

содержанию

психолого-

педагогической работы

П о

с р е д с т в а м

о р г а н и з а ц и и

и

оптимизации

о б р а з ов ат е л ь н о го

процесса

-

«Физическое

развитие»

-

расширение

кругозора

детей

в

части

представлений

о

здоровом образе жизни.

- «Социально-коммуникативное развитие» -

формирование

целостной

картины

мира

и

расширение кругозора в части представлений

о себе, семье, обществе, государстве, мире

-

«Познавательное

развитие»

-

формирование

целостной

картины

мира,

расширение

кругозора

для

развития

всех

компонентов устной речи.

«Художественно-эстетическое

развитие»

Музыка

-

способствовать

овладению

средствами

общения

и

способами

в з а и м од е й с т в и я

с

в з р о с л ы м и

и

с в е р с т н и к а м и

в

э л е м е н т а р н о й

совместной музыкальной деятельности

Художественное творчество (лепка,

аппликация, рисование) использование

средств продуктивных видов

деятельности для развития всех

компонентов устной речи.

Особенностью организации образовательного процесса по формированию элементарных

математических представлений у детей 4-5 лет по образовательной области «Познавательное

развитие»

является

необходимость

создания

эффективной

познавательной

среды,

включающую

периодически

обновляющееся

предметное

окружение,

экскурсии,

просмотр

театральных постановок.

Непрерывная образовательная деятельность «Формирование элементарных математических

представлений»

в

полном

объёме

может

быть

реализована

в

совместной

деятельности

педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей.

Непрерывная

образовательная

деятельность

по

формированию

элементарных

математических

представлений -

эффективное

средство

развития

познавательных

способностей у дошкольников.

Задачи

непрерывной

образовательной

деятельности

«Формирование

элементарных

математических

представлений»

(образовательная

область

«Познавательное

развитие")

осуществляются:

-

в

ходе

непрерывной

образовательной

деятельности,

режимных

моментов

и

самостоятельной

деятельности

детей

в

условиях

специально

созданной

предметно-

развивающей среды и включает в себя формирование навыков общения с детьми и взрослыми,

расширение кругозора детей, знакомство с региональным компонентом;

-

посредством

создания

специальной

развивающей

познавательной

среды,

которая

помогает детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений

(спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари, посчитай и т.д.). в быту, в самостоятельных

играх помогает детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с

другом.

В

целях

развития

инициативной

речи,

обогащения

и

уточнения

представлений

о

предметах

ближайшего

окружения

детям

предоставляются

настольно

печатные

и

дидактические игры, наборы предметов.

Предпочтительными

формами

организации

образовательного

процесса

является

непрерывная образовательная деятельность, проводимая в игровой форме.

Вариативность проведения диагностики:

Мониторинг достижений промежуточных (итоговых) планируемых результатов проводится

2

раза

в

год

(сентябрь,

май) в

виде

наблюдений,

как

в

свободной

самостоятельной

деятельности

детей,

в

совместной

деятельности

с

взрослыми,

в

организованных

видах

деятельности (в том числе НОД), и в специально созданных игровых ситуациях.

Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений

детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не

нарушать ход образовательного процесса.

Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования

деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о

состоянии и проблемах, выявленных у ребенка.

Тематический план

Тема (раздел) «ФЭМП»

Количество НОД

В том числе:

практической НОД

1

Количество и счет

19

19

2

Величина

9

9

3

Форма предметов

2

2

4

Ориентировка во времени

1

1

5

Ориентировка в пространстве

2

2

6

Диагностика

4

4

Всего:

37

37

Требования к результатам освоения образовательной области «Познавательное

развитие» воспитанниками.

Программа

по

непрерывной

образовательной

деятельности

"Формирование

элементарных математических представлений " предусматривает у детей пятого года жизни

формирование следующих умений:

Количество и счет

Имеет представления о множестве; умеет сравнивать части множества, составляя пары

предметов.

Умеет считать до 5. Соотносит числительное с предметом

Имеет представления о порядковом счете, правильно использует порядковые числительные.

Знает о равенстве и неравенстве групп предметов; умеет их уравнивать, добавляя или убирая

предмет.

Отсчитывает предметы из большего количества в соответствии с образцом или заданным

числом (до 5).

Величина

Сравнивает два предмета по величине (длина, ширина, высота), толщине, отражая результаты

сравнения в речи.

Устанавливает размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты),

толщины, располагая их в определенной последовательности.

Сравнивает предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой).

Форма

Имеет знания о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике,

шаре, кубе. Выделяет их признаки.

Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка – круг и т.д.

Имеет представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой, маленький

куб.

Ориентировка в пространстве

Определяет пространственные направления от себя, двигается в заданном направлении.

Знает пространственные отношения: далеко – близко.

Ориентировка во времени

Имеет представления о частях суток, их особенностях, последовательности.

Объяснят значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Содержание работы

по освоению непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных

математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»

Основные направления работы по формированию элементарных математических

представлений детей в ДОУ:

- количество и счет;

- форма;

- величина;

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени.

п/п

Раздел/ Тема

Содержание

Требования к овладению

необходимыми умениями и

навыками

1

Количество

и счет

Дать представления о том, что

множество может состоять из разных

по качеству элементов: предметов

разного цвета, размера, формы; учить

сравнивать части множества,

определяя их равенство или

неравенство на основе составления

пар предметов.

Учить считать до 5, пользуясь

правильными приемами счета:

называть числительные по порядку.

Формировать представление о

равенстве и неравенстве групп на

основе счета.

Учить уравнивать неравные группы

Имеет представления о множестве;

умеет сравнивать части множества,

составляя пары предметов.

Умеет считать до 5. Соотносит

числительное с предметом.

Имеет представления о

порядковом счете, правильно

использует порядковые

числительные.

Знает о равенстве и неравенстве

групп предметов; умеет их

уравнивать, добавляя или убирая

предмет.

Отсчитывает предметы из

большего количества в

двумя способами, добавляя к

меньшей группе один предмет или

убирая из большей группы один

предмет.

Отсчитывать предметы из большего

количества.

На основе счета устанавливать

равенство групп предметов в

ситуациях, когда предметы в группах

расположены на разном расстоянии

друг от друга, когда они отличаются

по размерам, по форме расположения

в пространстве.

соответствии с образцом или

заданным числом (до 5).

На

основе

счета

устанавливает

равенство

групп

предметов

в

ситуациях,

когда

предметы

в

группах расположены на разном

расстоянии друг от друга,

когда

они отличаются по размерам, по

ф о р м е

р а с п о л о ж е н и я

в

пространстве.

2

Форма

Развивать представления о

геометрических фигурах: круге,

квадрате, треугольнике,

прямоугольнике, шаре, кубе. Учить

выделять особые признаки фигур с

помощью зрительного и осязательно

– двигательного анализаторов.

Познакомить с прямоугольником,

сравнивая его с кругом, квадратом,

треугольником. Учить различать и

называть прямоугольник, его

элементы: углы и стороны.

Формировать представления о том,

что фигуры могут быть разных

размеров: большой – маленький куб

ит. д.

Учить соотносить форму предметов с

известными геометрическими

фигурами: тарелка – круг и т.д.

Имеет знания о геометрических

фигурах: круге, квадрате,

треугольнике, прямоугольнике,

шаре, кубе. Выделяет их признаки.

Умеет различать и называть

прямоугольник, его элементы:

углы и стороны.

Имеет представление о том, что

фигуры могут быть разных

размеров: большой, маленький

куб.

Соотносит форму предметов с

известными геометрическими

фигурами: тарелка – круг и т.д.

3

Величина

Совершенствовать умение сравнивать

два предмета по величине (длина,

ширина, высота), а также учить

сравнивать 2 предмета по толщине

путем непосредственного наложения

и приложения их друг к другу,

отражая результаты сравнения в речи.

Учить сравнивать предметы по 2

признакам величины.

Устанавливать размерные отношения

между 3-5 предметами разной длины

(ширины, высоты), толщины,

располагая их в определенной

последовательности.

Вводить в активную речь понятия,

обозначающие размерные отношения

предметов.

Умеет сравнивать два предмета по

величине (длине, ширине, высоте),

а также сравнивает 2 предмета по

толщине путем непосредственного

наложения и приложения их друг к

другу, отражая результаты

сравнения в речи.

Умеет сравнивать предметы по 2

признакам величины.

Устанавливает размерные

отношения между 3-5 предметами

разной длины (ширины, высоты),

толщины, располагая их в

определенной последовательности.

Оперирует понятиями,

обозначающими размерные

отношения предметов.

4

Ориентиро

вка в

Развивать умения определять

пространственные направления от

Определяет пространственные

направления от себя, двигается в

пространст

ве

себя, двигается в заданном

направлении; обозначать словами

положение предметов по отношению

к себе.

Познакомить с пространственными

отношениями: далеко – близко.

заданном направлении; обозначает

словами положение предметов по

отношению к себе.

Понимает пространственные

отношения: далеко – близко.

5

Ориентиро

вка во

времени

Расширять представления о частях

суток, их особенностях,

последовательности.

Объяснить значение слов: вчера,

сегодня, завтра.

Имеет представления о частях

суток, их особенностях,

последовательности.

Понимает значение слов: вчера,

сегодня, завтра.

Учебно-тематический план

по образовательной области «Познавательное развитие»

непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических

представлений»

средней группы № 9 общеразвивающей направленности

п/п

Тема

Планируемая

дата

Фактическая

дата

1

Повторение пройденного материала.

Диагностика

1 неделя

сентября

2

Повторение пройденного материала.

Диагностика

2 неделя

сентября

3

Путешествие в осенний лес.

3неделя сентября

4

В гостях у кролика

4 неделя

сентября

5

К нам приехал цирк

5 нед. сентября

6

Необыкновенный зоопарк

1 неделя октября

7

Гости из леса

2 неделя октября

8

Три поросенка

3 неделя октября

9

Угостим зайчиков морковкой

4 неделя октября

10

В гостях у Буратино

1 неделя ноября

11

Мальвина учит считать Буратино

2 неделя ноября

12

Давайте поиграем

3 неделя ноября

13

Поиграем с Петушком

4 неделя ноября

14

Куклы собираются в гости к гномикам

1неделя декабря

15

Игровая встреча умников и умниц

2 неделя декабря

16

Чудесный мешочек

3 неделя декабря

17

Разложи картинки

4 неделя декабря

18

Сон Мишки

5 неделя декабря

19

Играем с матрешками

4 неделя января

20

Строим дорожки

5 неделя января

21

Отгадай, сколько

1 неделя февраля

22

Число 5

2 неделя февраля

23

Делаем зарядку

3 неделя февраля

24

Письмо из Простоквашино

4 неделя

февраля

25

Степашка убирает игрушки

1 неделя февраля

26

Правильно пойдешь – секрет найдешь

2 неделя марта

27

Накроем стол для чаепития

3 неделя марта

28

Посадим цветочки вдоль дорожки

4 неделя марта

29

Разложи предметы по форме

5 неделя марта

30

Строим игровую площадку

1 неделя апреля

31

Поездка на праздник

2 неделя апреля

32

Письмо от волшебника

3 неделя апреля

33

Весна пришла

4 неделя апреля

34

Сравнение предметов по величине

1 неделя мая

35

Математический досуг

2 неделя мая

36

Повторение пройденного материала.

Диагностика

3 неделя мая

37

Повторение пройденного материала.

Диагностика

4 неделя мая

Способы

проверки

освоения

содержания

по формированию

элементарных

математических представлений образовательной области «Познавательное развитие»

Оценка индивидуального развития детей проводится с целью выявления результативности

образовательного

процесса,

лежащего

в

основе

планирования

педагогического

проектирования, определения наличия условий для развития воспитанника в соответствии с

его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями, формы

педагогической диагностики с использованием диагностического материала.

Материалы

контроля

освоения

содержания

по формированию

элементарных

математических представлений

образовательной области «Познавательное развитие»

Уровень сформированности

элементарных математических представлений по разделу

«Количество и счет».

1.

Дидактическая игра «Угости собачек косточками».

Материал: игровое поле с изображением 5 разных по размеру собачек, 6 косточек разного

размера.

Содержание диагностического задания:

Игровая задача (для ребёнка): раздай каждой собачке по косточке.

Игровые действия: Педагог рассказывает, что собачкам нужно обедать, но кто же их покормит?

Ведь тот, кто их всегда кормит сегодня приболел – а он обычно раздаёт каждой собачке по

одной косточке. Как теперь быть?

Ребёнок

раскладывает

каждой

собачке

по

косточке,

одна

остаётся

лишней.

Педагог

спрашивает:

Как ты покормил собачек?

Почему всем собачкам хватило?

Сколько ещё собачек можно покормить?

2. Дидактическая игра «Помоги матрешкам построиться для танца»

Материал: 5 матрёшек разного цвета.

Содержание диагностического задания:

Игровая задача (для ребёнка): построй матрёшек на сцене для танца.

Игровые действия: перед ребёнком разложены 5 матрёшек разного цвета в разброс. Педагог

рассказывает, что матрёшки собрались на праздник – да так разволновались, что забыли кто

где стоит. Как им помочь?

Но

для

этого

нужно

расположить

их

в

той

последовательности,

которая

прописана

по

сценарию ведущего. – вот он (листочек с порядковым описанием). Педагог читает – ребёнок

размещает матрёшек по порядку. После этого педагог рассказывает, что матрёшки могут

забыть, как они стоят по порядку. Посчитай их по порядку (первый, второй и т. д.)

Кто второй по порядку?

Какая по счёту зелёная матрёшка?

Между кем по счёту стоит жёлтая матрёшка?

3.

Дидактическая игра «Война грибов с ягодами».

Материал: игровое поле с изображением 5 грибов и 5 ягод.

Содержание диагностического задания:

Игровая задача (для ребёнка): разложи картинки по своим ящичкам.

Игровые действия: перед ребёнком представлено игровое поле с изображением 5 грибов и 5

ягод. Педагог читает сказку «Война грибов с ягодами» и вставляет имя ребёнка вместо тётки

Варвары, предлагает решить: как же узнать, кого больше – кто победил?

Ребёнок отсчитывает предметы одной группы. Говорит, что грибов и ягод поровну.

Педагог спрашивает:

Кого больше?

Как ты узнал, что их поровну?

Зависел ли счёт от величины грибочка?

Уровень сформированности

элементарных математических представлений

по разделу

«Величина»

1.

Дидактическая игра «Разложи печенья в вазы»

Материал:

игровое

поле

с

двумя

разновеликими

вазами

и

набором

печенья:

длинного,

толстого, тонкого и короткого.

Содержание диагностического задания:

Игровая задача (для ребёнка): разложи печенья в вазы по толщине и длине.

Игровые действия: перед ребёнком предложено игровое поле с двумя разновеликими вазами и

набором печенья: длинного, толстого, тонкого и короткого. Педагог рассказывает, что скоро к

куклам придут гости – а печенье на столе ещё не приготовлено. Как помочь?

Педагог обращает внимание на то, что печенья отличаются, поэтому их нужно разложить в

вазы в соответствии с их толщиной и размером (длиной).

Ребёнок размещает печенья используя приём наложения или приложения.

2.

Дидактическая игра «Подбери ленточки для Маши и Красной Шапочки»

Материал: изображения Маши и Красной Шапочки, ленточки, разные по длине и ширине.

Содержание диагностического задания:

Игровая задача (для ребёнка):

Игровые действия: перед ребёнком размещены изображения Маши и Красной Шапочки.

Педагог рассказывает, что эти знакомые девочки гуляли по лесу ,но внезапно налетел ветерок

и их нарядные ленточки улетели. Теперь нужно разобраться – кому какая ленточка подходит.

Ребёнок накладывает ленточки друг на друга и подбирает их в соответствии с размерами к

персонажам, с помощью педагога навязывает их.

Педагог задаёт вопросы:

Какая по длине ленточка вернулась Красной Шапочке?

Чем отличается ленточка Маши от ленточки Красной Шапочки?

3.

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Материал: 5 карточек с изображением персонажей из сказки «Теремок» на обратной стороне.

Все карточки разного цвета и длины.

Содержание диагностического задания:

Игровая задача (для ребёнка): поиграй в прятки с жителями теремка.

Игровые действия: перед ребёнком разложено 5 карточек с изображением персонажей из

сказки «Теремок» на обратной стороне. Все карточки разного цвета и длины.

Педагог рассказывает, что после того, как построили новый теремок – жителям стало ещё

веселее и у каждого есть своя комнатка. Как же узнать, кто где живёт чтобы это было

интересно? Поиграть. Животные уже спрятались в своих комнатках.

Педагог: Я думаю, что лягушка спряталась в комнатке выше красной, ниже жёлтой и т. д.

Ребёнок переворачивает карточки и узнаёт – угадал ил педагог.

Педагог задаёт вопросы:

Как тебе удалось найти зверят?

На что ты ориентировался?

Кого мы не нашли?

Кто ещё есть в сказке «Теремок»?

Как ты думаешь, между какими комнатами комнатка волка?

Выше чьей она комнатки?

Уровень сформированности

элементарных математических представлений

по разделу

«Форма».

1.

Дидактическая игра «Геосад».

Материал: 4 дерева с кроной разной формы, комплект из 12 плодов по три на одну форму.

Содержание диагностического задания:

Игровая задача (для ребёнка): распредели урожай в геометрическом саду.

Игровые действия: перед ребёнком представлены 4 дерева с кроной разной формы, комплект

из 12 плодов по три на одну форму. Педагог рассказывает, что в геосаду (геометрический сад)

фруктовые деревья принесли свои необычные плоды, но вечером налетел суровый ветер и всё

сбросил на землю. Как теперь помочь – вернуть деревьям их плоды – ведь всё перемешалось?

Ребёнок распределяет на каждое дерево свои по форме плоды.

2.

Дидактическая игра «Погрузи предметы в соответствии с формой».

Материал: игровое поле с изображением трёх грузовиков с обозначенной геометрической

формой (символ), набор предметов разной формы.

Содержание диагностического задания:

Игровая задача (для ребёнка): размести предметы в соответствии с указанной на грузовиках

формой.

Игровые

действия:

перед

ребёнком

представлено

игровое

поле

с

изображением

трёх

грузовиков с обозначенной геометрической формой (символ), рядом набор предметов разной

формы. Педагог рассказывает, что при переезде на новую квартиру нужно помочь погрузить

предметы на грузовики в соответствии с их формой. Как помочь, ведь это достаточно сложно?

Ребёнок распределяет предметы по грузовикам ориентируясь на их форму и соотнося с

знакомыми геометрическими фигурами.

Уровень

сформированности

элементарных математических представлений поразделу

«Ориентировка в пространстве».

1.

Дидактическая игра «Чудесные очки».

Материал: пара очков: одни с узкими отверстиями, другие с широкими.

Содержание диагностического задания:

Игровая задача (для ребёнка): расскажи, что близко, а что далеко – в соответствии с нужными

очками.

Игровые действия: педагог показывает ребёнку пару очков: одни с узкими отверстиями, другие

с широкими и говорит, что они чудесные: одни помогают видеть то, что находится близко,

другие что далеко вдалеке. Но как же узнать – правда ли это?

Ребёнок надевает очки и выполняет правила – называет только то, что находится дальше стола

от него, затем меняет очки и называет то что находится ближе до стола.

2.

Дидактическая игра «Прятки в теремке».

Материал: персонажи из сказки «Теремок».

Содержание диагностического задания:

Игровая задача (для ребёнка): найди и скажи, где персонаж – не вставая со стула.

Игровые действия: перед ребёнком выстраиваются персонажи из сказки «Теремок». Педагог

рассказывает, что эти зверята очень весело живут в своём теремке – но пока пришли в группу в

гости. Как же повеселить гостей?

Ребёнок предлагает поиграть.

Педагог обращает внимание, что зверята бумажные и не могут бегать и прыгать – но умеют

играть в необычные прятки, в которые они играют в теремке. Для этого нужно сидеть на

стульчике, педагог в это время размещает зверят перед ребёнком, справа, слева, сзади, снизу

сверху персонажей. Ребёнку необходимо сказать, где относительно его находится сейчас

игрушка.

Педагог задаёт вопросы: «Где спрятался….?

3.

Дидактическая игра «Веселая поездка».

Материал: руль.

Содержание диагностического задания:

Игровая задача (для ребёнка): покатать воспитателя в такси.

Игровые действия: педагог рассказывает, что вчера ни одна машина не хотела её подвозить,

даже такси из-за праздника все были заняты, а когда, наконец удалось, то шофёр никак не мог

попасть по нужному адресу, потому что не слушался её указаний. Предлагает обыграть

ситуацию, чтобы её подвёз внимательный шофёр. Показывает руль, встаёт за ребёнком и

указывает – куда ему ехать, используя слова: вперёд – назад, влево-вправо, вверх-вниз. Затем

ребёнок садится в машину и велит воспитателю везти его, используя слова.

Педагог задаёт

вопрос «Как нужно сказать – если нужно свернуть в сторону?»

Уровень сформированности

элементарных математических представлений

по разделу

«Ориентировка во времени».

1.

Дидактическая

игра

«Помоги

белочке

запомнить

последовательность

частей

суток».

Материал: игровое поле: часы с двигающимися стрелками, разделённое на четыре части по

частям суток.

Содержание диагностического задания:

Игровая задача (для ребёнка): помоги белочке запомнить последовательность частей суток.

Игровые

действия:

перед

ребёнком

расположено

игровое

поле:

часы

с

двигающимися

стрелками, разделённое на четыре части по частям суток. Педагог рассказывает, что белочка,

которая изображена на часах никак не может запомнить последовательность частей суток: что

за чем идёт. Как ей помочь? Есть чудесные часы, по которым можно рассказать ей, что за чем

идёт.

Ребёнок водит стрелочку и рассказывает: это утро, утром белочка встаёт, умывается. В обед

белочка ….

Педагог задаёт вопросы:

Что наступает после вечера?....

2.

Дидактическая игра «Продолжай»».

Материал: три разрезные картинки – «осколки времени».

Содержание диагностического задания:

Игровая задача (для ребёнка): продолжи слов за педагогом, чтобы разгадать тайну осколков

времени.

Игровые

действия:

Перед

ребёнком

размещено

много

осколков

каких-то

изображений,

разделенное на три группы. Педагог рассказывает, что это не обычные осколки, а осколки

времени, чтобы разгадать их тайну нужно пароль от каждого осколка продолжить правильно.

Что сделать, чтобы узнать тайну осколков времени? Ребёнок предлагает продолжить пароль.

Педагог озвучивает правило: продолжать необходимо только то, что подходит по смыслу

времени, иначе осколок не освободим. Педагог показывает пример: «Вчера мы ели на обед суп

с клёцками». Далее педагог начинает фразу (вчера, сегодня, завтра), а ребёнок продолжает. За

каждый верный ответ педагог даёт ребёнку фрагмент рисунка из конкретной кучки. В итоге у

ребёнка получается три разные картинки.

Педагог задаёт вопросы:

Что ты вчера делал (рисовал)

Что сегодня делал? (занимался на физкультуре)

Что завтра будет? (музыкальное занятие)

Критерии оценки индивидуального развития детей по формированию элементарных

математических представлений образовательной области «Познавательное развитие»

Низкий

(0) – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный

характер.

Средний

(1)

характеристика

предполагает

периодическое

появление,

зависящее

от

особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка.

Высокий (2) – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит

от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения

ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий

образовательной области «Познавательное развитие» непрерывной образовательной деятельности

«Формирование элементарных математических представлений».

Возрастная группа: средняя группа № 9 общеразвивающей направленности

Воспитатели: _Проценко Е. А., Лебедева Н. В. Дата проведения: сентябрь, май 2020/21 уч. год

п/п

Фамилия,

имя ребенка

Количество и счет

Величина

Форма

Ориентировка в

пространстве

Ор-ка во

времени

Уровень развития

воспитанников

Имеет представления о множестве;

умеет сравнивать части множества,

составляя пары предметов

Умеет считать до 5. Соотносит

числительное с предметом

Имеет представления о порядковом

счете, правильно использует

порядковые числительные.

Знает о равенстве и неравенстве

групп предметов; умеет их

уравнивать, добавляя или убирая

предмет

Отсчитывает предметы из

большего количества в

соответствии с образцом или

заданным числом (до 5)

Сравнивает два предмета по

величине (длина, ширина, высота),

толщине, отражая результаты

сравнения в речи.

Устанавливает размерные

отношения между 3-5 предметами

разной длины (ширины, высоты),

толщины, располагая их в

определенной последовательности

Сравнивает предметы по двум

признакам величины (красная

лента длиннее и шире зеленой

Имеет знания о геом. Фигурах:

круге, квадрате, треугольнике,

прямоуг. шаре, кубе. Выделяет их

признаки

Соотносят форму предметов с

известными геом. Фигурами:

тарелка – круг и т.д.

Имеет представление о том, что

фигуры могут быть разных

размеров: большой, маленький куб

Определяет пространственные

направления от себя, двигается в

заданном направлении.

Знает пространственные

отношения: далеко - близко

Имеет знания о частях суток, их

особенностях, последовательности.

Объясняет значение слов: вчера,

сегодня, завтра.

Нг

Кг

Нг

К.

г

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Нг

К.г.

Н.

г

Кг

Н.г.

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

Нг

Кг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Литература и средства обучения

Методические

пособия для

педагогов

(учебное пособие,

методические

рекомендации, т.д.)

Демонстрационные и

раздаточные

материалы

(комплекты

плакатов, учебно-

наглядных пособий,

комплекты и т.д.)

Пособия для детей

(рабочие тетради,

учебные пособия

для детей,

раздаточные

дидактические

альбомы, т.д.)

Учебные аудио и

видео-

материалы

- Веракса Н. Е.,

Комарова Т. С.,

Васильева М.А. «От

рождения до школы»

- примерная

образовательная

программа

дошкольного

образования.

Издательство

Мозаика-синтез,

Москва, 2014 год.

- Помораева, Позина

средняя группа.

М.: Мозаика-Синтез,

2014 год.

Демонстрационный и

раздаточный

материал (комплекты

учебно-наглядных

пособий).

Ноутбук,

программно –

аппаратный

комплекс Teach

Touch, презентации

по темам.

Календарно-тематический план

по непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений»

образовательной области «Познавательное развитие»

средней группы №9 общеразвивающей направленности.

Дата

(месяц)

Тема занятия,

форма

проведения

Цель занятия

Содержание занятия

*Средства обучения

Базовая программа

*Национал

ьно-

региональн

ый

компонент

*Компонен

т ДОУ

1 нед.

сентября

1

Повторение

пройденного

материала

Диагностика

Определение уровня

знаний, умений и навыков

по формированию у детей

элементарных

математических

представлений

1.Д/ и «

Помоги белочке

запомнить

последовательность частей

суток».

2. Д/и «Веселая

поездка».

3.

Д/ и «

Погрузи предметы в

соответствии с формой

».

4.Д/ и «

Кто в домике

живет?»

5.

Д/ и «

Война грибов с

ягодами

».

Часы с двигающимися стрелками,

разделённое на четыре части по

частям суток;

руль;

игровое поле с

изображением трёх грузовиков с

обозначенной геометрической

формой (символ), набор предметов

разной формы; 5 карточек с

изображением персонажей из

сказки «Теремок» на обратной

стороне. Все карточки разного

цвета и длины; 5 грибов и 5 ягод.

2 нед.

сентября

2

Повторение

пройденного

материала

Диагностика

Определение уровня

знаний, умений и навыков

по формированию у детей

элементарных

математических

представлений

1.Д/ и «Продолжай»

2.Д/ и «Чудесные очки».

3.

Д/ и «

Геосад».

4. Д/ и «Подбери

ленточки для Маши и

Красной Шапочки»

5. Д/и «Угости собачек

косточками».

Три разрезные картинки; пара

очков: одни с узкими отверстиями,

другие с широкими; 4 дерева с

кроной разной формы, комплект из

12 плодов по три на одну форму;

изображения Маши и Красной

Шапочки, ленточки, разные по

длине и ширине; игровое поле с

изображением 5 разных по размеру

собачек, 6 косточек разного

размера.

3 нед.

сентября

3

"Путешестви

е в осенний

лес."

Совершенствовать умение

сравнивать две равные

группы предметов,

1«Разноцветные

шарики»

2 «Найди такой же»

Закреплять

названия

грибов.

Закреплять

названия

деревьев,

Демонстрационный материал:

Дорожка из бумаги, корзинка,

макет поляны.

обозначать результаты

сравнения словами:

поровну, столько-сколько.

Закреплять умение

сравнивать два предмета

по величине, обозначать

результаты сравнения

словами: большой,

маленький, больше,

меньше.

Упражнять в определении

пространственных

направлений от себя и

назывании их словами:

впереди, сзади, слева,

справа, сверху, внизу.

Помораева И.А, Позина

В.А. стр.12

умение

определять

, с какова

дерева

листочки.

Раздаточный материал: грибы,

бумажные листья, большие и

маленькие шишки.

4 нед.

сентября

4

"В гостях у

кролика"

Упражнять в сравнении

двух групп предметов,

разных по цвету, форме,

определяя их равенство

или не равенство на

основе сопоставления пар,

учить обозначать

результаты сравнения

словами: больше, меньше,

поровну, столько -

сколько.

Закреплять умение,

различать и называть

части суток (утро, день,

вечер, ночь).

Помораева И.А, Позина

В.А.стр.13.

1.Образование числа 1

2.Образование числа 2

3 «Кто больше

принесет?»

Воспитыва

ть любовь

к

животным.

Демонстрационный материал:

Игрушки: Винни Пух, Пятачок,

Кролик, две коробки, красные и

синие кубы (по кол-ву детей),

сюжетные картинки с

изображением разных частей суток.

Раздаточный: кубы и треугольные

призмы (по 5 шт. для каждого

ребёнка).

5нед.

сентября

5

"К нам

приехал

цирк"

Упражнять в умении

различать и называть

геометрические фигуры:

квадрат, круг, треугольник.

Совершенствовать умение

1.И/у «Найди отличия»

2. И/ситуация «Клоуны

играют с воздушными

шариками».

3. И/у «Сравним ленты».

Демонстрационный материал:

два клоуна, элементы костюмов у

которых отличаются по форме,

цвету, пространственному

расположению; 5-7 воздушных

сравнивать два предмета

по длине и ширине,

обозначать результаты

сравнения словами:

длинный -короткий,

длиннее - короче; широкий

- узкий, шире - уже.

Развивать умение

сравнивать предметы по

цвету, форме и

пространственному

расположению.

Помораева И.А, Позина

В.А.стр.14

4. И/у «Перепрыгнем

через дощечки».

шаров разного цвета, красная и

синяя ленты разной длины, 2

дощечки разной ширины,

фланелеграф.

Раздаточный материал:

двухполосные счётные карточки,

карточки с изображением

воздушных шаров синего и

красного цветов(по 5 штук),

звёздочки.

1нед.

октября

6

"Необыкнов

енный

зоопарк"

Продолжать учить

сравнивать две группы

предметов, разных по

форме, определяя их

равенство или

неравенство на основе

сопоставления пар.

Закреплять умение

различать и называть

плоские геометрические

фигуры: круг, квадрат,

треугольник.

Упражнять в сравнении

двух предметов по

высоте, обозначая

результаты сравнения

словами: высокий,

низкий, выше, ниже.

Помораева И.А, Позина

В.А.стр.16

1.Загадывание загадки

про воробья.

2 И/у «Угадай где

воробей?»

3 И «Где правая, где

левая?»

4 Работа с карточками

Закреплять

названия

экзотическ

их

животных.

Демонстрационный материал:

игрушки: енот, обезьяна, жираф;

платочки одинакового цвета,

круглой, квадратной и треугольной

формы( по 5шт.)

Раздаточный: круги и квадраты,

разделенные на 2 части (по 2

фигуры на каждого ребенка),

карточки с контурными

изображениями фигур, кирпичики

(по 10 шт. на каждлго ребенка).

2 нед.

октября

7

"Гости из

леса»

.

Учить понимать значение

итогового числа,

полученного в результате

счёта предметов в

пределах 3, отвечать на

1 Загадывание загадки:

«Когда петушок

Раньше всех встает?

Голосисто поет?

Солнышко встречать

Поддержив

ать интерес

к

животным

Севера.

Демонстрационный материал:

Двухступенчатая лесенка, 3

зайчика, 3 белочки," волшебный"

мешочек, шар, квадрат, куб, круг,

треугольник.

вопрос "Сколько?"

Упражнять в умении

определять

геометрические

фигуры(шар, куб, квадрат,

треугольник, круг)

осязательно-

двигательным путём.

Закреплять умение

различать левую и правую

руки, определять

пространственные

направления и обозначать

их словами: налево,

направо, слева, справа.

Помораева И.А, Позина

В.А.стр.17

зовет?»

2 И «Угадай какая часть

суток?»

3 И «Подумай и ответь»

4 И «Что в мешочке?»

3 нед.

октября

8

«Три

поросёнка»

Учить считать в пределах

3, используя следующие

приёмы: при счёте правой

рукой указывать на

каждый предмет слева

направо, называть числа

по порядку, согласовывать

их в роде, числе и падеже,

последнее число относить

ко всей группе предметов.

Упражнять в сравнении

двух предметов по

величине, обозначать

результаты сравнения

соответствующими

словами.

Расширять представление

о частях суток и их

последовательности.

Помораева И.А, Позина

В.А.стр.18

1 Знакомство с

образованием числа 3

2 И «Что изменилось?»

3 Ориентировка на

числовой карточке

4 Работа с карточками

Закрепить

знание

деревьев

тайги.

Учить

различать

домашних

и диких

животных.

Демонстрационный материал:

Фланелеграф, картинки с

изображением 3 поросят,

3жёлудя,3домика,2двери,

сюжетные картинки с

изображением поросят в разное

время суток

Раздаточный: дорожки из бумаги

разной длины(по 2шт.), ёлочки

разной высоты(по 2шт.)

4 нед.

9

«Угостим

Продолжать учить считать

1Строительство домика

Повторить

Демонстрационный материал.

октября

зайчиков

морковкой»

в пределах 3, соотнося

число с элементом

множества,

самостоятельно

обозначать итоговое

число, правильно отвечать

на вопрос "Сколько?"

Совершенствовать умение

различать и называть

геометрические фигуры

независимо от их

размера.

Развивать умение

определять

пространственное

направление от себя:

вверху, внизу, впереди,

сзади, слева, справа.

Помораева И.А, Позина

В.А.стр.20

2 И «Найди игрушку»

3.Загадывание загадки:

«Зимой и летом одним

цветом»

4 Работа с

треугольниками.

, чем

питаются

дикие

животные:

белочки и

зайчики.

Фланелеграф, 3 зайчика, 3

морковки, круг, квадрат,

треугольник, поднос колокольчик.

Раздаточный: двухполосная

карточка, 3 белочки, 3 орешка; круг,

квадрат, треугольник (по одной

фигуре для ребёнка)

1 нед.

ноября

10

«В гостях у

Буратино»

Закреплять умение

считать в пределах 3,

познакомить с

порядковым значением

числа, учить правильно

отвечать на вопросы

"Сколько?" "Который по

счёту?"

Упражнять в умении

находить одинаковые по

длине, ширине, высоте,

предметы, обозначать

соответствующие

признаки словами:

длинный- длиннее...

Познакомить с

прямоугольником на

основе сравнения его с

1.Загадывание загадки:

«Длинное ухо. Комочек

пуха. Прыгает ловко,

любит морковку.»

2 И «Сделаем домик для

зайчика»

3 «Чудесный мешочек»

Поддержив

ать интерес

к

животному

миру

тайги.

Демонстрационный материал:

Игрушки Буратино, мишка, зайчик,

ёжик; счётная лесенка, карточка с

изображением трёх бантиков

разного цвета: магнитная доска,

конверт, квадрат,

прямоугольник( соотношение

фигур по величине 1:2); мешочек с

предметами( верёвочки разной

длины, ленты разной ширины,

пирамидки разной высоты); мяч.

Раздаточный: плоскостные

изображения бантиков такого же

цвета, как на демонстрационной

карточке( по 3 шт. для каждого

ребёнка); красный, зелёный,

жёлтый.

квадратом.

Помораева И.А, Позина

В.А.стр.21

2 нед.

ноября

11

«Мальвина

учит

считать

Буратино»

Показать образование

числа 4 на основе

сравнения двух групп

предметов, выраженных

числами 3 и 4; учить

считать в пределах 4.

Расширять представления

о прямоугольнике на

основе сравнения его с

квадратом.

Развивать умение

составлять целостное

изображение предметов

из частей.

Помораева И.А, Позина

В.А.стр23

1 «Прокати в ворота»

2 «Что изменилось»

3 «Чудесный мешочек»

Демонстрационный материал.

Игрушки: Мальвина, Буратино; 4

блюдца, 4 чашки, треугольник,

квадрат, прямоугольник; 2

полоски-модели, контрастные по

длине( одна полоска равна длине

сторон квадрата и короткой

стороне прямоугольника, другая-

равна длинной стороне

прямоугольника)

Раздаточный: двухполосные

карточки, листочки и цветочки(по 4

шт.), конверты; предметы посуды,

разрезанные на части( по 2 шт.).

3 нед.

ноября

12

«Давайте

поиграем»

Закреплять умение

считать в пределах 4,

познакомить с

порядковым значением

числа, учить отвечать на

вопросы "Сколько?",

"Который по счёту?", "На

котором месте?"

Упражнять в умении

различать и называть

знакомые геометрические

фигуры: квадрат, круг,

прямоугольник,

треугольник.

Раскрыть на конкретных

примерах значение

понятий быстро,

медленно.

Помораева И.А, Позина

1 «Какой по порядку?»

2Практическая работа за

столом (Обследование

треугольника)

3 «Что за чем?»

4 «Что бывает такой

формы?»

Демонстрационный материал.

Пирамидка

с

колечками

разного

цвета (красного, синего, зелёного,

жёлтого),

верёвки,

физкультурные

палки.

Раздаточный: рули с

изображениями геометрических

фигур; коробки, цветные

карандаши, цветные ленты.( по

кол-ву детей).

В.А. стр.24

4 нед.

ноября

13

«Поиграем с

Петушком»

Познакомить с

образованием числа 5,

учить считать в пределах

5, отвечать на вопрос

"Сколько?"

Закреплять представления

о последовательности

частей суток: утро, день,

вечер, ночь.

Упражнять в различении

геометрических фигур

( круг, квадрат,

треугольник,

прямоугольник.)

Помораева И.А, Позина

В.А.стр26

1 «Кто быстрей?»

2 Образование числа 4

3 «Что бывает по 4»

4 Загадывание загадки:

«Словно елка весь в

иголка. Кто это?» (еж)

5 работа с карточками.

Закреплять

названия

домашних

птиц.

Демонстрационный материал.

Игрушечный петушок или

картинка с его изображением;

картинка с изображением петушка ,

сидящего на заборе на фоне

встающего солнышка, 5 курочек,5

цыплят, фланелеграф, круг, квадрат,

треугольник, прямоугольник.

Раздаточный: двухполосные

карточки; плоскостные

изображения блюдечек и

зёрнышек( по 5 шт. каждому),

карточки с изображением частей

суток( по 4 шт каждому).

1 нед.

декабря

14

"Куклы

собираются

в гости к

гномикам»

Продолжать учить считать

в пределах 5, знакомить с

порядковым значением

числа 5, отвечать на

вопросы, "Сколько?",

"Который по счёту?"

Учить сравнивать

предметы по двум

признакам величины

( длине, ширине),

обозначать результаты

сравнения выражениями,

н-р: Красная ленточка

длиннее и шире зелёной,

а зелёная короче и уже

красной ленточки"

Совершенствовать умение

определять

пространственное

направление от себя:

вверху, внизу, слева,

1Загадывание загадки:

«Под полом таится,

Кошки боится. Кто это?»

(мышка)

2 Знакомство с

прямоугольником

3 Загадывание загадки

про мяч

4 «Где мяч?»

5 «Не ошибись»

Демонстрационный материал.

Большая и маленькая куклы,

красная длинная и широкая лента,

зелёная короткая и узкая лента,

игрушки для дидактической

игры( пирамидка, мяч, машина и

др.), фланелеграф.

справа, впереди, сзади.

Помораева И.А, Позина

В.А.стр28

2 нед.

декабря

15

«Игровая

встреча

умников и

умниц"

Закреплять умение

считать в пределах 5,

формировать

представления о

равенстве и неравенстве

двух групп предметов на

основе счёта.

Продолжать учить

сравнивать предметы по

двум признакам величины

(длине, ширине),

обозначать результаты

сравнения

соответствующими

выражениями, н-р:

"Длинная и широкая-

большая дорожка,

короткая и узкая-

маленькая дорожка.

Помораева И.А, Позина

В.А. стр.29

1 «Сделай квадрат»

2 «Найди свою пару»

3 «Сколько всего?»

Закрепить

понятие,

что мы

живем на

севере, где

много

снега и

льда.

Демонстрационный материал.

Машины 5шт., куклы 5шт. 4

корзины, 4 набора фигур( 2 набора-

с шарами, 2 набора- с кубами;

Раздаточный: круги (по 5шт.),

квадраты (по 5 шт., ледяные

дорожки" изготовленные из

картона разной длины и ширины

(по 2шт.), "снежные комочки"

разного размера( по 2 шт. )

3 нед.

декабря

16

"Чудесный

мешочек"

Продолжать формировать

представления о

порядковом значении

числа (в пределах 5),

закреплять умение

отвечать на вопросы

"Сколько?" "Который по

счёту?", "На котором

месте?".

Познакомить с

цилиндром, учить

различать шар и цилиндр.

Развивать умение

сравнивать предметы по

1 Практическая часть

«Сделай прямоугольник

из счетных палочек»

2 «Вырасти большой»

3 «Назови предмет»

4 «Кто больше?»

Демонстрационный материал.

Мешочек, шар,5 цилиндров разных

цветов.

Раздаточный: шары, цилиндры,

набор парных предметов разного

цвета и величины.

цвету, форме, величине.

Помораева И.А, Позина

В.А. стр31

4 нед.

декабря

17

"Разложи

картинки"

.

Упражнять в счёте и

отсчёте предметов в

пределах 5 по образцу.

Продолжать уточнять

представление о

цилиндре, закреплять

умение различать шар,

куб, цилиндр.

Закреплять представление

о последовательности

частей суток.

Помораева И.А, Позина

В.А.стр.32

1 «Положи столько

же…»

2 Работа с карточками

3 «Найди свою пару»

4 «Назови такой же»

Пояснить,

что

медведь –

житель

тайги.

Демонстрационный материал.

Мишка, картинки, на которых

изображён мишка в разное время

суток, 3 коробки, двухступенчатая

лесенка, наборы игрушек.

Раздаточный: Наборы фигур (1шар,

1 куб, 1 цилиндр), карточки-"чеки"

с 3-5 кругами.

5 нед.

декабря

18

"Сон

Мишки"

Упражнять в счёте и

отсчёте предметов в

пределах 5 по образцу и

названному числу.

Познакомить со

значением слов далеко -

близко.

Рисовать умение

составлять целостное

изображение предмета из

его частей.

Помораева И.А, Позина

В.А.стр33

1 «Сделаем сапожек в

подарок Деду Морозу»

(наклеивание

геометрических фигур)

2 «Чего не стало?»

3.Загадывание загадки:

«Это что за зверь

лесной? Встал, как

столбик, под сосной И

стоит среди травы, Уши

больше головы?» (заяц)

4 «Зайчики»

Дать

понятие о

живой и

неживой

природе

(солнышко

– неживая,

растения –

живая).

Демонстрационный материал:

две корзины.

Раздаточный: карточка с двумя

окошками: в одном изображен

какой-нибудь предмет (елочка,

грибочек, солнышко), а другое-

пустое, простой карандаш, шишки

(по 1 шт.), наборы геометрических

фигур (круги и треугольники

разного цвета и величины)

4 нед.

января

19

«Играем с

матрёшками

"

Упражнять в счёте звуков

на слух"

Уточнить представления о

значении слов далеко-

близко.

Учить сравнивать три

предмета по величине,

раскладывать их в

убывающей и

возрастающей

1.И/ситуация "Играем с

матрёшками".

2. И/упр. «Матрешки

гуляют».

3. И/упр. «Угадай, что

изменилось.

4. И/у «Матрешки

слушают музыку».

Демонстрационный материал.

Постройки из строительного

материала: домик, качели,

песочница; 3 матрёшки одинаковой

величины, музыкальные

инструменты: ложки, барабан,

дудочка, 3 дорожки разной длины и

одинакового цвета.

Раздаточный: круги (по 6-7шт.)

последовательности,

обозначать результаты

сравнения словами:

длинный, короче, самый

короткий, короткий,

длиннее, самый длинный.

ПомораеваИ.А.Позина

В.А стр.34

5 нед.

января

20

«Строим

дорожки"

Упражнять в счёте звуков

в пределах 5.

Продолжать учить

сравнивать три предмета

по длине, раскладывать

их в убывающей и

возрастающей

последовательности,

обозначать результаты

сравнения словами:

длинный, короче, самый

короткий, короткий,

длиннее, самый длинный.

Упражнять в умении

различать и называть

знакомые геометрические

фигуры: круг, квадрат,

треугольник,

прямоугольник.

Помораева И.А. Позина

В.А стр.35

1Загадывание загадки

про шар

2 «Слепим шар»

3 «Угадай какой по

счету?»

4 Загадывание загадок о

частях суток.

Демонстрационный материал:

металлофон, мешочек, набор

геометрических фигур разного

цвета и величины: круг, квадрат,

треугольник, прямоугольник,

верёвки, физкультурные палки.

Раздаточный: прямоугольники (10

шт.) для каждого ребёнка,

трёхполосные карточки, рули с

изображениями геометрических

1 нед.

февраля

21

"Отгадай,

сколько"

У п р а ж н я т ь

в

с ч ё т е

предметов

на

ощупь

в

пределах 5.

Объяснить значение слов:

вчера, сегодня, завтра.

Р а з в и в а т ь

у м е н и е ,

сравнивать

предметы

по

их

пространственному

расположению

(слева,

справа, налево, направо).

1 Загадывание загадки:

«Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная, На

Новый я славная»

2 Наклеивание игрушек

на елку

3 «Скажи наоборот»

4 «Пройди в ворота»

Демонстрационный материал.

Салфетка, 10 кубиков, счётная

лесенка.

Раздаточный: рабочие тетради

(стр.15), красные и синие

карандаши.

Помораева И.А. Позина

В.А стр.36

2 нед.

февраля

22

"Число 5"

Продолжать упражнять в

счёте на ощупь в пределах

5.

Закреплять представление

о значении слов: вчера,

сегодня, завтра.

Учить сравнивать 3

предмета по ширине

раскладывать их в

убывающей и

возрастающей

последовательности,

обозначать результаты

сравнения словами:

широкий, уже, самый

узкий, узкий, шире, самый

широкий.

Помораева И.А. Позина

В.А стр.38

1 «Назови фигуру»

2 «Что стало не так?»

3 «Какая часть суток?»

Демонстрационный материал.

Фланелеграф, 3 шарфа одного

цвета, одинаковой длины и разной

ширины, три прямоугольника

одного цвета одинаковой длины и

разной ширины.

Раздаточный: карточки с

пуговицами в мешочках (на

карточках по 1 - 5 пуговиц), наборы

карточек с кругами (по 1 - 5 кругов),

сюжетные картинки с

изображением детей, играющих в

зимние игры (4-5 шт. для каждого

ребёнка)

3 нед.

февраля

23

"Делаем

зарядку"

Учить считать движения в

пределах 5.

Упражнять в умении

ориентироваться в

пространстве и

обозначать

пространственные

направления

относительно себя

словами: вверху, внизу,

слева, справа, впереди,

сзади.

Учить сравнивать 4 - 5

предметов по ширине,

раскладывать их в

убывающей и

возрастающей

последовательности,

1 Образование числа 5

2 «Назови цифру»

3 «Сделай лесенку»

Демонстрационный материал.

числовые карточки с кругами (от 1

до 5 кругов), ворота разной

ширины (4 шт.), 4 мяча разной

величины.

Раздаточный: ленты разной

ширины и одинаковой длины (по 5

шт. для каждого ребёнка), наборы

игрушек (матрёшка, машина, мяч,

пирамидка).

обозначать результаты

сравнения

соответствующими

словами: широкий, уже,

самый узкий, узкий, шире,

самый широкий.

Помораева И.А. Позина

В.А стр.39

4 нед.

февраля

24

«Письмо из

Простокваш

ино»

Учить, воспроизводить

указанное кол - во

движений (в пределах 5).

Упражнять в умении

называть и различать

знакомые геометрические

фигуры: круг, квадрат,

треугольник,

прямоугольник.

Совершенствовать

представления о частях

суток и их

последовательности

утро, день, вечер, ночь.

Помораева И.А. Позина

В.А стр.41

1 Работа с карточкой

2 «Найди свой домик»

3 «Отсчитаем столько

же»

Демонстрационный материал.

Фланелеграф, числовые карточки с

кругами (от 1 до 5 кругов),

вырезанные из бумаги скворечники

с разными формами окошек

(круглые, квадратные, треугольные,

прямоугольные), картинки с

изображениями героев

мультфильма "Простоквашино" в

разное время суток.

Раздаточный: наборы кругов,

квадратов, прямоугольников.

1 нед.

марта

25

"Степашка

убирает

игрушки"

Упражнять в умении

воспроизводить указанное

количество движений в

пределах 5.

Учить двигаться в

заданном направлении

(вперёд, назад, налево,

направо)

Закреплять умение

составлять целостное

изображение предметов из

отдельных частей.

Помораева И.А. Позина

В.А стр42

1Загадывание

з а г а д о к : « Кто

з и м о й

холодной

Ходит злой, голодный?»

(волк)

2 «Как лиса подшутила

над волком»

3 «Найди свое место».

Демонстрационный материал.

Игрушки: Степашка или картинка с

его изображением, 4 корзины.

Раздаточный: игрушки: кубик,

машина, пирамидка, матрёшка( по

одной штуке), числовые карточки с

кругами( от 1-5 кругов), карточки с

изображениями героев

телепередачи, разрезанные на 4

части: на 4 треугольника, на 4

прямоугольника, на 2

треугольника, и на 2

прямоугольника.

2 нед

марта

26

"Правильно

пойдёшь-

секрет

найдёшь".

Закреплять умение

двигаться в заданном

направлении.

Объяснить, что результат

счёта не зависит от

величины предметов ( в

пределах 5), раскладывать

их в убывающей и

возрастающей

последовательности,

обозначать результаты

сравнения словами:

самый большой,

поменьше, ещё меньше,

самый маленький,

больше.

Помораева И.А. Позина

В.Астр.43

1 «Починим уличный

фонарь»

2 «Что длиннее»

Демонстрационный материал.

Конверт, план ( рисунок) с

указанием дороги к домику,

предметы для ориентирования по

плану( елочка, мяч, ворота, домик),

корзина с большими и маленькими

мячами( по 5 шт.)

Раздаточный: коробка с кольцами

от пирамидок разного цвета и

размера, стержни для пирамидок.

3 нед.

марта

27

"Накроем

стол для

чаепития"

Закреплять представление

о том, что результат счёта

не зависит от величины

предметов.

Учить сравнивать три

предмета по высоте,

раскладывать их в

убывающей и

возрастающей

последовательности,

обозначать результаты

словами: высокий, ниже,

самый низкий, низкий

выше, самый высокий.

Упражнять в умении

находить одинаковые

игрушки по цвету или

величине.

Помораева И.А. Позина

В.А стр.44

1 «Какая елка выше?»

2 «Назови пропущенное

слово»

3«Стройплощадка»

Демонстрационный материал.

Стол, куклы, большие и маленькие

тарелки (по 4 шт.)

4 нед.

28

"Посадим

Показать независимость

1.«Сколько цветов в

Демонстрационный материал.

марта

цветочки

вдоль

дорожки"

результата счёта от

расстояния между

предметами (в пределах

5).

Упражнять в умении

сравнивать 4-5 предметов

по высоте, раскладывать

их в убывающей и

возрастающей

последовательности,

обозначать результаты

сравнения словами:

самый высокий, ниже,

самый низкий, выше.

Упражнять в умении

различать и называть

геометрические фигуры:

куб, шар.

Помораева И.А. Позина

В.А стр. 45

вазе»

2 «Какая команда

быстрее соберется?»

3 «Найди такое же

колечко»

Фланелеграф, 10 цветочков

одинакового цвета, две корзины.

Раздаточный: елочки разной

высоты ( по 4 шт.), домики разной

высоты( по 5 шт.), наборы шаров и

кубов разного цвета и

величины( по кол-ву детей).

5 нед.

марта

29

"Разложи

предметы по

форме"

Закреплять

представления о том, что

результат счёта не зависит

от расстояния между

предметами (в пределах

5).

Продолжать знакомить с

цилиндром на основе

сравнения его с шаром.

Упражнять в умении

двигаться в заданном

направлении.

Помораева И.А. Позина

В.А стр.47

1.Загадывание загадок

про рыбок «С хвостиком

не зверь под мостиком

Плывет, виляя

хвостиком.»

«Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой»

2 «Сделаем из

треугольников рыбку»

3 «Где правая, где левая»

4 «Кто первый назовет?»

Закрепить

названия

насекомых.

Демонстрационный материал.

Игрушки (3-4 шт.), цилиндр, шар,

куб, набор предметов в форме

шара и цилиндра ( мяч, клубок

ниток, апельсин, и т.д.)

Раздаточный: двухполосные

карточки, в верхнем ряду которых

на большом расстоянии друг от

друга наклеены бабочки( 4-5 ) ,

поднос, бабочки( по 4-5 шт.)

1 нед.

апреля

30

"Строим

игровую

площадку"

Показать независимость

результата счёта от формы

расположения предметов в

пространстве.

Продолжать знакомить с

1«Разложи по величине»

2 «Что бывает такой

формы»

3«Отгадай, чего не

стало?»

Воспитыва

ть любовь

к

растениям.

Демонстрационный материал.

Строительный материал: шары,

цилиндры, кубы разного цвета и

величины( по 7 шт.): 6 цилиндров

одного цвета и величины; 2 планки;

цилиндром на основе

сравнения его с шаром и

кубом.

Совершенствовать

представления о значении

слов далеко - близко.

Помораева И.А. Позина

В.А стр. 48

4 шнура; 5 ёлочек, 5 цветочков.

2 нед.

апреля

31

"Поездка на

праздник

сказок"

Закреплять навыки

количественного и

порядкового счёта в

пределах 5, учить отвечать

на вопросы "Сколько?",

"Который по счёту?" и т. д.

Совершенствовать умение

сравнивать предметы по

величине, раскладывать

их в убывающей и

возрастающей

последовательности,

обозначать результаты

сравнения словами:

самый большой, меньше,

ещё меньше, самый

маленький, больше.

Совершенствовать умение

устанавливать

последовательность

частей суток:утро, день,

вечер, ночь.

Помораева И.А. Позина

В.А стр. 49

1Игровая ситуация

"Поездка на праздник

сказок".

2.«Украсим зал

флажками и шариками».

3.И. «Найди себе пару».

4.И. «Части суток».

Демонстрационный материал.

Фланелеграф, карточки с

изображением паровозика и 5

вагончиков с героями

сказок( Колобок, Красная Шапочка,

Винни Пух, Чебурашка, Буратино.),

круги (жёлтый- утро, красный-

день, голубой- вечер, чёрный-

ночь), настольный театр,

аудиозапись из телепередачи

"Спокойной ночи, малыши!"

Раздаточный: шарики и флажки

разного цвета и величины

(большой, поменьше, ещё меньше

и т. д.- по 5 шт. размер каждого

шарика соответствует размеру

флажка).

3 нед.

апреля

32

"Письмо от

волшебника"

Упражнять в счёте и

отсчёте предметов на

слух, на ощупь (в пределах

5).

Учить соотносить форму

предметов с

геометрическими

фигурами: шаром и

1 «Назови

геометрическую фигуру»

2 «Когда это бывает?»

3 «Подбери игрушки»

Демонстрационный материал.

письмо от волшебника, дудочка,

предметы в форме шара и куба,

образец - "Открытка" с

изображением 5 одинаковых

предметов.

Раздаточный: мешочки с разным

количеством шариков (от 3 до 5),

кубом.

Развивать умение

сравнивать предметы по

цвету, форме, величине.

Помораева И.А. Позина

В.А стр.51

числовые карточки с разным

количеством кругов (по 4 шт.),

карточки с изображением

геометрических фигур (синий

треугольник, красный круг,

зелёный квадрат), цветные

карандаши.

4 нед.

апреля

33

"Весна

пришла"

Закреплять представление

о том, что результат счёта

не зависит от

качественных признаков

предмета (размера,

цвета).

Упражнять в умении

сравнивать предметы по

величине (в пределах 5), в

убывающей и

возрастающей

последовательности,

обозначать результаты

сравнения словами:

самый большой, меньше,

ещё меньше, самый

маленький, больше.

Совершенствовать умение

ориентироваться в

пространстве, обозначать

пространственные

направления

относительно себя

соответствующими

словами: вперёд, назад,

налево, направо, вверх,

вниз.

Помораева И.А. Позина

В.А стр.52

1 «Назови фигуру по

одному из признаков»

2 «Магазин посуды»

3 «Найди спрятанную

игрушку»

Закреплять

знания о

времени

года –

весна.

Демонстрационный материал.

Панно "Весна", составленное из

цветов (5 красный, 5 синих),

жучков, бабочек разного размера (в

пределах 5 шт.), зеркальце или

фонарик, фанелеграф.

Раздаточный: двухполосные

карточки, цветы одинаковой

формы и размера (по 5 шт. одного

цвета и 5 шт. другого размера).

1 нед.

34

"Сравнение

Учить сравнивать

1 «Поможем медведям

Дать

Демонстрационный материал.

мая

предметов

по

величине"

предметы по величине,

раскладывая их в

определенной

последовательности – от

самого большого до

самого маленького,

упражнять в

ориентировке в

пространстве, используя

слова: «над», «перед»,

«под». Развивать

логическое мышление.

Воспитывать интерес и

желание заниматься на

НОД

Новикова В.П. стр. 78

№29

отремонтировать дома»

2 «Что, где?»

3 «Какое число

пропущено

понятие,

что

медведь –

хозяин

тайги.

Медвежонок, мяч, презентация

«Наоборот».

Раздаточный: у одних – по пять

больших и маленьких квадратов

( большой квадрат больше

маленького на 5 см); у других – по

пять больших и маленьких

треугольников (это крыши к

домам).

2 нед.

мая

35

Математиче

ский досуг

Закреплять программный

материал в сюжетно –

игровой форме с

использованием

традиционных и

нетрадиционных приемов

обучения детей. Развивать

логическое мышление.

Воспитывать любовь к

математике.

1 Математические

загадки.

2.Любимые

математические игры

детей.

На усмотрение воспитателя

3 нед.

мая

36

Повторение

пройденного

материала

Диагностика

Определение уровня

знаний, умений и навыков

по формированию у детей

элементарных

математических

представлений.

(Повторение материала по

выбору педагога)

4 нед.

мая

37

Повторение

пройденного

материала

Диагностика

Определение уровня

знаний, умений и навыков

по формированию у детей

элементарных

математических

представлений.

(Повторение материала по

выбору педагога)



В раздел образования