Автор: Коломеец Юлия Александровна
Должность: учитель социально-бытовой ориентировки
Учебное заведение: МКОУ СКШ №53
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: "Формирование социальной адаптации обучающихся с различными нарушениями интеллекта на уроках социально-бытовой ориентировки"
Тема: Социально-бытовая ориентация в специальной коррекционной школе
Раздел: среднее образование
"Формирование социальной адаптации обучающихся
с различными нарушениями интеллекта
на уроках социально-бытовой ориентировки"
«Социальное воспитание глубоко
отсталого ребенка является
единственным состоятельным
научным путем его воспитания».
Л.С.Выготский
В
современном
мире
рождается
большое
количество
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
Перед
педагогами специальных (коррекционных) школ стоит задача: социальная
адаптация
таких
детей.
Сегодня
наиболее
оправданным
в
организации
учебно-воспитательной
работы
является
такой
подход,
при
котором
вся
совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого
конкретного обучающегося своего собственного варианта жизни, достойного
его, как человека современного общества.
Особенно актуальным является понятие о социализации как процессе
вхождения ребёнка в социальную среду, усвоение им социального опыта,
освоение и приобретение системы социальных связей.
В материалах Конвенции
ООН по правам ребёнка говорится, что
ребенок
должен
быть
полностью
подготовлен
к
жизни
в
обществе,
что
необходимо
активное
вовлечение
его
в
социальную
жизнь.
Процесс
социализации непрерывен, так как ребёнок постоянно взаимодействует с
социумом. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации.
В
рамках
социализации
происходит
усвоение
социальных
норм,
умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и
общения, вариантов жизненного стиля.
Проблема
включения
детей
с
умственной
отсталостью
в
реальную
жизнь
общества
является
актуальной.
Успех
интеграции
в
значительной
степени
зависит
от
социально-бытовой
компетентности
человека,
его
способности
самостоятельно
организовывать
свой
быт. Позитивная
социализация
обеспечивает
успешную
интеграцию умственно
отсталых
детей в общество, адаптацию к условиям социальной среды.
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России,
является
рост
доли
детей
с
тяжелыми
комплексными
нарушениями,
нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных
условий
обучения
и
воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением"
состава
обучающихся
с
умственной
отсталостью
обнаруживается
и
противоположная
тенденция.
Масштабное
практическое
применение
научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий,
специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что
часть
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
к
семи
годам
достигают
близкого
к
норме
уровня
психического
развития,
что
ранее
наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
Часть
наиболее
"благополучных"
детей
с
ОВЗ
"уходит"
из
специального образовательного пространства в общеобразовательное.
На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в
общеобразовательную школу, в специальной (коррекционной) школе растет
доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно
нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.
Известно, что учащиеся с умеренной, глубокой и тяжелой умственной
отсталостью
испытывает
большие
трудности
в
приспособлении
к
окружающей жизни, плохо ориентируется в общественных местах, не имеют
навыков
общения,
в
результате
этого,
как
правило,
не
самостоятельны,
беспомощны в практической жизни.
Задача
специальной
(коррекционной)
школы
не
только
дать
детям
знания и представления о различных учреждениях окружающей их жизни
(«Магазин», «Почта», «Больница» и т.д.), но главное научить их практически
правильно и по возможности самостоятельно пользоваться ими, дать таким
детям твердые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.
Результаты этой работы будут в значительной степени определять уровень
социальной адаптации детей в их дальнейшей жизни.
Непосредственное
решение
этой
задачи
находит
свое
отражение
в
таком
очень
важном
предмете,
как
социально
-
бытовая
ориентировка.
Программа предмета построена таким образом, что с одной стороны педагог
постоянно
усложняет
содержание
тем,
а
с
другой
–
постоянно
организовывает
повторение
пройденного
материала.
Занятия
с
такими
детьми по социально- бытовой ориентировке организованы в форме уроков,
проходят главным образом в виде сюжетно- ролевых игр. Именно при таком
построении
работы
наглядность
и
непосредственная
деятельность
с
предметами занимают ведущее место в коррекции учащихся с умеренной
умственной отсталостью. В процессе организации игр педагог следит за тем,
какие отношения складываются между детьми, предупреждает возникающие
между ними конфликты (из-за игрушек, роли и т.д.). В процессе таких
занятий
необходимо
формировать
у
детей
дружеские
взаимоотношения,
желания и умения помочь, уступить друг другу, а также другие личностные
качества. При этом следует полнее использовать такую характерную для
детей
с
умеренной
отсталостью
черту,
как
способность
к
подражанию.
Необходимо
многократно
показывать
им,
как
поступать
в
определенных
ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. И только путем
неоднократных упражнений, систематически предъявляемых требований у
таких детей вырабатываются положительные привычки, позволяющие им
приспособиться к окружающей жизни.
Приобретенные навыки должны быть хорошо освоены и закреплены на
практике. Ребенок должен выполнить их сначала при поддержке взрослого, а
затем самостоятельно. Для закрепления необходимы упражнения, которые по
форме
и
содержанию
выполняются
довольно
длительное
время.
Они
необходимы,
чтобы
сформировать
и
развить
реакцию
и
способности,
выработать основные действия и навыки.
Закреплению и повторению материала всегда отводится значительная
часть времени в учебной работе. В ходе уроков педагог создает нужные для
обучения детей ситуации, организует сюжетно-ролевые игры, в процессе
которых
учащие ся
во спроизводят
деятельно сть
взро слых,
их
взаимоотношения. Учитель сообщает необходимые сведения, связанные с
темой урока, показывает, как поступать в том или ином случае.
Для того, чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы,
педагог должен тщательно контролировать выполнение каждого задания. На
начальном этапе задания должны быть очень легкими. Когда ребенок освоит
один прием, педагог может показать ему новый. Педагог должен внимательно
следить
за
тем,
чтобы
задания
не
отпугивали
ребенка,
а
укрепляли
уверенность
ученика
в
себя,
развивала
готовность
заниматься
трудовой
деятельностью.
Социально - бытовая ориентировка детей не должна ограничиваться
только рамками занятий, она должна иметь свое логическое продолжение в
системе
воспитательных
мероприятий.
Только
комплексная
совместная
деятельность позволит достичь желаемых результатов, выработать у детей
практические умения и навыки, необходимые для их дальнейшей адаптации в
окружающей жизни.
Социальная адаптация детей с особенностями развития является для
них и их родителей жизненной необходимостью. После окончания школы,
учащиеся с умеренной умственной отсталостью должны уметь обслуживать
себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает
владение
знаниями
и
умениями
в
следующих
областях:
личная
гигиена,
организация
питания,
уход
за
жилищем,
одеждой,
обувью
и
другими
предметами
обихода.
Такие
знания
и
умения
в
значительной
мере
обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от
окружающих, и их помощи в повседневной жизни.
Литература
1.Маллер
А.Р.
Цикото
Г.В.
Воспитание
и
обучение
детей
с
тяжелой
интеллектуальной недостаточностью. М., 2003.
2. Маллер А.Р. Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка
детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988.
3.Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.
4.
Девяткова
Т.А.,
Кочеткова
Л.Л.,
ПетриковаА.Г.,
Платонова
Н.М.,
Щербакова
А.М.
Социально-бытовая
ориентировка
в
специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие
для
учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003.
5. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно –
развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. –
1999г. — №6
6. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания
глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. — №3.