Автор: Сумачева Айгуль Каировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: "РШИООО им С.И.Ирикова"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий Автономный Округ Красноселькупский район с.Ратта
Наименование материала: "Развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения темы "Предложение""
Тема: Одной из важных задач начальной школы является развитие логического мышления учащихся. Развивать логическое мышление школьников – значит развивать умение осуществлять мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др, оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения.
Раздел: начальное образование
1
Статья на тему; «Развитие логического мышления младших школьников в
процессе изучения темы «Предложение»»
Одной из важных задач начальной школы является развитие логического мышления
учащихся. Развивать логическое мышление школьников – значит развивать умение
осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация и др), оперировать понятиями, правильно формулировать их определения,
выражать суждения, строить умозаключения.
Каждая дисциплина вносит свой вклад в развитие названных умений. Большими
возможностями в этом процессе располагают уроки русского языка. К числу путей,
способствующих интенсивному развитию логического мышления детей во время изучения
русского языка, относится методика обучения средствами субъективизации, под которой
понимается «сознательное и активное включение школьника в планирование,
организацию и проведение его учебно – познавательной деятельности». Одно из ключевых
мест в данной методике занимают комплексные интеллектуально – лингвистические
упражнения, направленные на развитие познавательных процессов и приобретение
знаний, умений и навыков по русскому языку. Эти упражнения составляются на основе
языкового материала, соответствующего изучаемой теме, и используются на этапе
закрепления, а также при повторении ранее изученных тем.
В данной статье предлагаются варианты комплексных интеллектуально-
лингвистических упражнений, разработанных для темы «Предложение». В процессе их
выполнения у школьников развиваются умения выражать суждения, устанавливать
временную последовательность или причинно-следственные связи между ними, а также
осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Приведем примеры упражнений.
Для развития умений восстанавливать последовательность событий можно
использовать следующее упражнение. Оно применяется при изучении лавных членов
предложения.
- Прочитайте запись. Заполните пропуски, расположив предложения из справки в
правильной последовательности.
2
Осенью в тайгу приходит праздник; спеют кедровые шишки. Медведи и кабаны,
бурундуки и белки – кто только не поживится вкусными орешками! Потому и считают
лесоводы кедровку своим незаменимым другом.
Справка; Молодыми зелеными ростками покроется тайга. Запасливая птица прячет
орехи под древесную кору, в дупла, мох, в лесную подстилку. Прилетит на пиршество и
кедровка. Прорастут орешки.
Упражнение записывается на доске, или каждому учащемуся дается карточка с
упражнением. Ученики работают устно, читают получившийся текст. Затем учитель
предлагает записать предложения из справки в правильной последовательности и
подчеркнуть главные члены.
В рамках темы «Сложное предложение» можно развивать умение устанавливать
причинно-следственные связи между предложениями.
- Прочитайте пары предложений. Выберите ту пару, в которой предложения записаны в
таком порядке: сначала предложение, обозначающее причину, затем предложение, смысл
которого вытекает из предложения – причины.
1. Часто люди вырубают леса. Лесные животные лишаются крова и пищи.
2. После дождя в лесу выросли грибы. Мы любим ходить за грибами.
После того как учащиеся назовут нужную пару (1), учитель предлагает соединить
предложения этой пары в сложное предложение с помощью подходящего союза (и или но).
Дети записывают предложение: Часто люди вырубают леса, и лесные животные
лишаются крова и пищи. Составляют его схему.
Задания на выбор союза. Соединяющего два простых предложения в сложное,
также способствуют развитию логического мышления. Неправильное употребление союза
говорит о том, что школьники не осознают смысловых отношений между частями
сложного предложения. Это приводит к ошибкам логического характера.
Рассмотренные упражнения можно усложнять путем увеличения количества
предложений, а также количества признаков, по которым осуществляется поиск
предложений. Приведем пример упражнения для темы «Второстепенные члены
предложения». Оно направлено на развитие умения устанавливать следствие указанной
причины.
3
- Прочитайте запись. Среди предложений 2, 3.4 найдите такое, которое по смыслу следует
из того, о чем говорится в предложении 1.
1. Наступили теплые весенние деньки.
2. Замерзла речка.
3.Насекомые проснулись.
4. Набухли почки.
Дети работают устно. Далее учитель предлагает распространить найденное предложение
(4) второстепенными членами. Например: На деревьях и кустах набухли почки. Затем дети
записывают первое предложение и распространенное предложение – следствие. В
процессе коллективной работы можно составить и записать другие варианты
предложений-следствий. Например: Весело побежали ручейки по лесным тропинкам. На
полях появились первые проталины. В составленных предложениях подчеркиваются
главные и второстепенные члены.
В процессе изучения темы «Однородные члены предложения» можно применять
следующее упражнение, направленное на развитие умений устанавливать
последовательность событий, причинно-следственные связи между ними.
- Каждому ученику дается карточка с текстом, в котором пропущены предложения. Эти
предложения записываются в справке. Дети работают в карточке.
Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и
посылает мороз за морозом. . Не испугались звери, шубы
теплые надели, в глубокие норки запрятались. Белка в дупле спряталась, орешки грызет,
медведь в берлоге спит, а заинька прыгает, греется.
Пуще злится зима – до рыб она добирается: посылает мороз,за морозом, один другого
лютее. . Замерзли реки и озера. Рыба вся вглубь ушла.
Под ледяной кровлей ей еще теплее.
(По К.Д.Ушинскому)
Справка: 1. Бегут морозцы, по рекам, по озерам мосты строят.
2. Ослабли морозы, не потрескивают, не пощелкивают, молотками не постукивают, по
лесу не гуляют.
4
3. Заволокли морозы узорами стекла в окнах, стучат в стены и в двери, людей и зверей
пугают.
4. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают и
пощелкивают, зверей пугают.
5. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают, по озерам, по рекам мосты
строят.
Учитель предлагает найти пропущенные предложения, опираясь на справку. Детям
сообщается, что предложения должны подходить по смыслу и содержать определенное
количество однородных сказуемых. Так, первое пропущенное предложение должно
содержать на одно однородное сказуемое больше, чем в первом предложении теста, а
второе пропущенное предложение должно содержать на одно однородное сказуемое
меньше, чем в первом предложении текста.
Школьники работают коллективно или самостоятельно, предварительно назвав
последовательность действий для выполнения задания. Например, сначала необходимо
подчеркнуть однородные сказуемые в первом предложении текста, сосчитать их
количество, понять из задания, сколько однородных сказуемых содержится в
пропущенных предложениях. Для удобства можно поставить соответствующее число в
схеме (5 – в первой схеме, 3 – во второй). Далее следует прочитать весь текст и
предложение в справке. Найти подходящие по смыслу предложения, подчеркнуть
однородные сказуемые. Выяснить, соответствует ли предложение требованию.
После того, как дети назовут нужные предложения, учитель просит записать то из
них, в котором есть однородные второстепенные члены. Можно дать дополнительное
задание: составить схему предложения, произвести синтаксический разбор и др.
Подобные упражнения могут быть составлены и по другим темам курса русского
языка и включены как в традиционную. Так и развивающую системы обучения.
Систематическое выполнение упражнений на установление временной
последовательности и причинно-следственных связей положительно сказывается на
развитии речи учащихся, в частности, способствует развитию умений излагать мысли
определенно, последовательно, непротиворечиво, обоснованно.