Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ


Автор: Фомичева Татьяна Семеновна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: рп.Сокольское, Сокольский р-н, Нижегородская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Направления, содержание и задачи коррекционно-развивающей

работы по формированию мелкой моторики у детей с интеллектуальной

недостаточностью.

В коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми

дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию общей и мелкой

моторике рук. Чем выше двигательная активность детей, тем они лучше

развиваются, поэтому начинать следует с самого раннего возраста.

У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, недостаточный

объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой

моторики. Слабое различение мышечных ощущений приводит к плохой

координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро

устают. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии

познавательной деятельности умственно-отсталых детей. Несовершенство

тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затрудняет овладение

культурно-гигиеническими, трудовыми, учебными, а также навыками

самообслуживания. Моторная составляющая является ведущей при

осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, рече-моторных,

ритмико-моторных и других координаций. Следует отметить, что у детей с

нарушениями интеллекта данные виды координаций без специальной работы не

формируются.

Для развития мелкой моторики в работе с детьми, имеющими отклонения

в развитии положительного результата в своей работе использую следующие

упражнения:

• игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами (вкладыши

разной формы) ;

• надевание и снимание колец разного размера на стержень (пирамидки) ;

• сортировка крупных и мелких пуговиц в соответствующие коробочки;

• сортировка бобов, фасоли, гороха в разные емкости;

• складывание мелких предметов (пуговиц, бусинок) в узкий цилиндр;

• завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков и баночек разного

диаметра;

• составление контурных предметов (домик, флажок, елочка и др.) сначала из

крупных, а затем из более мелких палочек;

• отрывание и сминание кусочка бумаги (разной толщины) то левой, то правой

рукой;

• завязывание и развязывание ленточек, шнурочков;

• застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, молний;

• наматывание ниток (разной толщины) на катушку;

• сматывание ниток в клубочек;

• стирание ластиком нарисованных предметов;

• прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

а также многие другие варианты упражнений.

Занятия и игры направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук

у детей, имеющих отклонения в психическом развитии сейчас особенно

популярны. В настоящее время очень много представлено разнообразной

литературы, пособий, игр и игрушек, которые могут укрепить руки наших детей

и развить их мелкую моторику. В ходе систематического проведения таких игр

и занятий развиваются следующие движения:

хватание - дети учатся захватывать предмет, действуя целенаправленно

(мелкие предметы дети хватают одной рукой или щепотью, большие двумя

руками) ;

соотносящие действия – дети учатся совмещать два предмета или две части

одного предмета, принцип соотносящих действий лежит в основе многих

дидактических игр, игрушек-пирамид, матрешек и др. ;

подражание движениям рук взрослого – это умение лежит в основе

формирования многих полезных навыков ручных действий;

движения кистей и пальцев рук

Хороший эффект в развитии тонкой моторики дает проведение специальной

пальчиковой гимнастики, сочетающей в себе развитие всех пальчиков руки (а не

только первых трех пальцев, наиболее активных в деятельности и

составляющих «социальную зону руки») и движений кисти руки трех видов:

на сжатие;

на растяжение;

на расслабление.

Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в течение 2-3 минут

во время каждого коррекционного занятия с повтором по 5-7 раз в медленном

темпе с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно

или вместе – это зависит от направленности упражнения. Вначале даются

однотипные и одновременные движения, направленные на развитие

согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения

включаются более сложные – разнотипные движения.

Основной целью такой работы является не механическая тренировка движений

руки, а систематическое обучение детей с задержкой в психическом развитии

новым двигательным тонко координированным действиям.

Су-Джок- терапия, которая способствует не только развитию моторики

ребенка, но и активизирует речь ребенка.. Он основан на том, что каждому

органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные

на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих

болезней или предотвратить их развитие. В переводе с корейского Су – кисть,

Джок – стопа. Метод Су – Джок направлен на активизацию зон коры головного

мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку

стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток

и их активному функционированию.

Для проведения Су - Джок терапии нужны специальные массажные

шарики и колечки. Дети катают между ладоней шарики (они наощупь колкие, а

колечки поочередно одевают на пальчики .

Эта здоровьесберегающая технология настолько проста и доступна, что

освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять и затем им

можно пользоваться всю жизнь. Упражнения для развития общей и мелкой

моторики. Массаж специальным шариком Су-Джок. Поскольку на ладони

находится множество биологически активных точек, эффективным способом их

стимуляции является массаж специальным шариком. Основные движения:

- Катать мячик от кончиков пальчиков к запястью;

- Катать мячик в ладонях по кругу;

- Перебирать мячик пальчиками;

- Сжимать мячик пальчиками;

- Крутить мячик пальчикам;

- Подбрасывать и ловить мячик;

- Сжимать мячик в руках;

- Перекидывать мячик из одной руки в другую.

-Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.

Массаж эластичным кольцом

Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по

ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла,

проговаривая стихотворение. Эту процедуру необходимо повторять несколько

раз в день.

Раз – два – три – четыре – пять,

(разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Массаж ладоней и пальцев рук целесообразно сочетать с речевыми

упражнениями, актуальными на данном этапе работы (например, по

лексической теме): это может быть повтор слоговых цепочек, пропевание

чистоговорок и т.д.).

Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети

достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает

благоприятное влияние на развитие речи.

Также упражнения по тренировке движений пальцев рук, при

помощи Су-Джок терапии, являются мощным средством повышения

работоспособности коры головного мозга – у детей улучшаются внимание,

память, слух, зрение, способствуют развитию речевой функции ребенка.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на

формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного

мозга детей. Разновидные действия руками, пальчиковые игры, активная работа

предметно – практической деятельностью стимулируют процесс речевого и

умственного развития детей.

Систематические занятия по развитию мелкой моторики у детей с

интеллектуальной недостаточностью оказывают благотворное влияние на

общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и

уверенным в себе.



В раздел образования