Автор: Булах Дарья Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №61 "Тропинка"
Населённый пункт: РС Я, г.Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция поведения застенчивых детей старшего дошкольного возраста средствами игры в ДОО
Раздел: дошкольное образование
Коррекция поведения застенчивых детей старшего
дошкольного возраста средствами игры в ДОО
Ключевые слова: коррекция поведения, застенчивость,
игры в ДОО.
Проблема преодоления застенчивости у детей старшего
дошкольного возраста, является актуальной и привлекает
внимание
специалистов
различных
отраслей
науки.
По
данным Л.Н. Галигузовой проявления застенчивости, в той
или
иной
степени
свойственны
42%
ро ссийских
дошкольников.
Родители
часто
не
видят
сам
факт
эмоциональных
переживаний
ребенка
или
считают
их
беспредметными
и
немотивированными.
Следовательно,
вместо помощи, ребенку предъявляются требования вести
себя так, как ему зачастую не под силу. Поэтому родителям
нужна
квалифицированная
помощь
в
во спитании
застенчивых
детей.
Такую
помощь
могут
оказать
специалисты и воспитатели дошкольного образовательного
учреждения.
Поэтому,
актуальной
проблемой
является
разработка
педагогиче ских
условий
ко р р е к ц и и
застенчивости
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Проблема
преодоления
поведенческих
и
личностных
проблем
у
ребёнка
посредством
игры
широко
изучалась
отечественными
и
зарубежными
исследователями.
Они
выделили определённые игры, специально направленные на
преодоление
проблем
в
поведении
ребёнка,
ка к
коррекционные, которые в свою очередь можно разделить
на два основных направления и практически использовать в
работе с дошкольниками. Первое направление предполагает
использование свободных и самостоятельных игр детей, в
которых
поведение
ребёнка
направляется
на
полную
самореализацию. Цель такой игровой коррекции состоит в
п ом о щ и
р е б ё н ку
в
с а м о п о з н а н и и
и
р а з в и т и и
самоуправления.
Основная
задача
данного
направления
игровой ситуации состоит в создании или в восстановлении
отношений между ребёнком и взрослым. В ходе проведения
подобной игры ребёнок получает возможность играть как
ему хочется. Взрослый принимает игру ребёнка, не требует
ни
каких
изменений,
создаёт
чувство
безопасности
и
вседозволенности, веру в возможности ребёнка, избегает
указаний и оценок, но демонстрирует ребёнку сочувствие,
отражая его чувства в речи так, что ребёнок постепенно
приходит к осознанию своих переживаний. Такая позиция
взро слого
приводит
к
возрастанию
с о ц и а л ь н о й
компетентности понимания ребёнка и даёт ему возможность
самому
справиться
со
своими
проблемами.
Второе
направление использования в практике коррекционных игр
предполагает
проигрывание
взрослым
вместе
с
детьми
специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть
р а з л и ч н ы е
т руд н о с т и
в
п о в ед е н и и ,
р а з в и в а т ь
эмоциональную
сферу
ребёнка,
обучить
его
адекватным
способам
реагирования
на
проблемную
ситуацию.
Под
коррекционными
играми
понимают
игры,
в
которых
смоделированы
определённые
особенности
поведения
ребёнка,
игры
специально
направленные
на
развитие
положительных
черт
и
преодоление
отрицательных
стереотипов
поведения.
В
своем
исследовании
мы
предположили,
что
снижение
уровня
застенчивости
старших дошкольников в процессе игровой деятельности в
ДОУ
будет
эффективным
при
следующих
условиях:
повышении
компетентности
родителей
в
вопросах
воспитания застенчивых детей посредствам консультаций,
семинаров-практикумов,
тренингов,
ознакомления
со
специальной
литературой;
регулярном
проведении
мероприятий,
направленных
на
снижение
уровня
застенчивости
у
детей;
постоянном
взаимном
обмене
данными, полученными в процессе работы по снижению
застенчивости
у
детей.
В
работе
решались
следующие
задачи:
изучить
психолого-педагогические
исследования
особенностей
поведения
застенчивых
детей
старшего
дошкольного возраста; рассмотреть коррекцию поведения
застенчивых
детей
старшего
дошкольного
возраста
средствами игры в ДОУ; провести констатирующий этап
опытно-экспериментальной
работы
по
выявлению
поведения
застенчивых
детей
старшего
дошкольного
возраста;
провести
формирующий
этап
опытно-
экспериментальной
работы
по
коррекции
поведения
застенчивых
детей
старшего
дошкольного
возраста
средствами игры.