Автор: Волкова Надежда Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа
Населённый пункт: д.Большая Шишовка Санчурского района Кировской области
Наименование материала: Работа с родителями по преемственности детского сада и школы
Тема: преемственность детского сада и школы
Раздел: начальное образование
Уважаемые коллеги!
2 слайд - Свое выступление мне хочется начать словами Шалвы Александровича
Амонашвили, который писал « Надо понять, почему существует детство, чтобы
обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек.
Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло
воспитателям, оно дар природы человеку, чтобы тот вечно познавал
необъятное»
3 слайд - Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и
тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ли
ладони, согреют ли теплом или заставят выживать и страдать? И чтобы сохранить
положительный
настрой
и
не
потерять
интерес
и
желание
идти
в
школу,
мы
стараемся сотрудничать с коллективом детского сада.
4 слайд - Детский сад является фундаментом образования, а школа - это развитие
образовательного потенциала, базовая культура личности. Механизм осуществления
преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных
форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности
администрации
школы,
воспитателей
ДОУ,
учителей
начальных
классов
по
созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную
школу.
5 слайд
-
Какие же формы осуществления преемственности мы применяем?
Во –первых, это работа с детьми:
- экскурсии в школу- каждый год в начале сентября они приходят в гости на
познавательную
и
ознакомительную
экскурсию
в
нашу
школу.
Знакомятся
с
основными
помещениями
школы:
библиотекой,
столовой,
спортивным
залом,
учебным
классом.
Эти
встречи
оставляют
особенно
радостные
впечатления
у
дошколят.
6 слайд - знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками
начальной школы;
-
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах,
выставках рисунков и поделок.
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и
средней школы – частые гости в детском садике);
- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, прощание с
Азбукой, выпускной в детском саду )
- участие в театрализованной деятельности – учащиеся школы с удовольствием
приходят
с
театральными
постановками
в
детский
сад.
А
какое
удовольствие
получают от этих постановок дошкольники!
Также нам, как учителям начальных классов, хотелось бы наладить работу по
посещению
дошкольниками адаптационного
курса
занятий
по
подготовке
к
школе.
7 слайд - Во- вторых - это взаимодействие педагогов:
- приглашаем воспитателей в наше образовательное учреждение на совместные
педсоветы;
-
стараемся
совместно
обсуждать
план
некоторых
общих
мероприятий;
к родительским собраниям готовим выступления на темы: “Скоро в школу”, “Как я
представляю себе школу».
- открытые уроки -мы учителя начальных классов приглашаем воспитателей
на
свои
уроки с целью взаимодействия ДОУ и школы
как условие успешной
адаптации детей и повышения качества образования.
А в этом учебном году учитель биологии Шибаева С.Н. пригласила воспитателей
ДОУ в рамках авторской школы и познакомила с правилами оформления ЛЕПБУКа.
Лэпбук – это
новый
способ организации учебной деятельности
не только с
дошкольниками и младшими школьниками, но и старшими учащимися. Это игра,
творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного,
систематизация
знаний
и
просто
интересный
вид
совместной
деятельности
педагогов и ребенка, а так же родителей и ребенка.
8 слайд - В – третьих, это взаимодействие с родителями, так как одним из
важнейших социальных институтов воспитания является семья. Как помочь ребенку
справиться с требованиями, предъявляемыми школой. Как же помочь родителям
понять, что именно они закладывают основы счастья или несчастья в будущем
своего ребенка, как помочь им в воспитании детей, как повернуть семью лицом к
школе? Эти вопросы рассматриваем на семинарах и круглых столах для родителей.
Наша работа с родителями направлена на:
сотрудничество с семьей в интересах ребенка;
формирование общих подходов к воспитанию;
совместное изучение личности ребенка, его психофизических особенностей;
организацию
помощи
в
обучении,
физическом
и
духовном
развитии
обучающегося;
на изучение:
-наклонностей воспитанников;
материально-бытовых условий
-психологического климата в семье;
-требований родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение
перспектив развития ребенка.
Привлекаем
родителей
для
активного
участия
в
воспитательном
процессе,
что
способствует
созданию
благоприятного
климата
в
семье,
психологического
и
эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Если есть контакт с
родителями, то и дети успешно учатся, стремятся быть добрыми и отзывчивыми.
Очень важно, чтобы родители поверили в нас, увидели своего друга и друга их
ребенка в учителе.
Стало уже традицией каждый год в мае месяце собирать родителей для совместного
разговора о подготовке ребёнка к школе. На собрании, проводимом в виде семинара
— практикума, знакомим родителей с их важнейшей ролью не только в учебном
процессе
младших
школьников,
но
и
во
внеклассной
деятельности,
отмечаем
насколько необходимо и приятно детям их активное участие. И поэтому на первом
собрании решаем не только организационные вопросы, но и стараемся, чтобы было
положено
начало
большого
целенаправленного
пути
в
область
педагогической
культуры родителей.
Мы приглашаем семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Предлагаем
на
выбор
родителям
следующие
варианты
непосредственного
участия
в
мероприятиях и их подготовке:
оформителями – дизайнерами (разработка проектов по оформлению класса
или
другого
места,
где
будет
проводиться
праздник,
а
также
пригласительных
билетов, программок, грамот, жетонов);
костюмерами ( помощь при изготовлении костюмов и разных атрибутов к
проводимым праздникам, например, Новый год);
членами жюри при проведении различных конкурсов;
и даже организаторами во время проведения различных мероприятий.
Вот почему каждый раз, получая класс, мы с надеждой ждем встречи с родителями
наших учеников. Будут ли они помощниками, единомышленниками? Только вместе с
родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл
свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего
мира, умел любить другого человека и быть любимым.
Как много должен знать, уметь и понимать ребенок, чтобы быть готовым к школе, –
это
специальная
готовность.
Но
ведущую
роль
играют
показатели
общей
готовности:
ребенок
должен
созреть
физиологически,
окрепнуть
физически,
а
уровень развития его психологических процессов и личностных качеств должен
стать основой для активного вхождения в школьную жизнь.
Дошкольное детство кончилось и наступает вершина детства — младший школьный
возраст. Ребенок еще сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность,
взгляд
на
взрослого
снизу
вверх.
Но
уже
начинает
утрачивать
детскую
непосредственность
в
поведении,
у
него
появляется
другая
логика
мышления.
Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые
знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы,
ценности ребенка, весь уклад его жизни. И одна из главных задач учителя помочь
протянуть “поясок дружбы и помощи” детям и родителям, чтобы легче пережить
этот сложный для них переход из детского сада в школу.
9
слайд
-
Введение
и
принятие
новых
Федеральных
Государственных
Образовательных Стандартов (ФГОС)дошкольного образования является важным
этапом
преемственности
детского
сада
и
школы.
Введение
утвержденных
на
государственном
уровне
стандартов
образования
существенно
способствует
обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования
в целостной системе.
10 слайд - Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи
в
школьном
обучении
во
многом
зависят
от
качества
знаний
и
умений,
сформированных
в
дошкольном
детстве,
от
уровня
развития
познавательных
интересов и познавательной активности ребенка.
11 слайд - Мы считаем, что только согласованная работа школы и детского сада,
именно
такое
сотрудничество
ради
детей
и
позволяет
нам
добиваться
положительных результатов в работе.
О деятельности родительского комитета в ДОУ
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.
Мы, родители, стараемся быть первыми помощниками и активными участниками
педагогического процесса в ведении всех направлений работы детского садика.
Для этого в своей работе мы используем следующие формы и методы:
- это общие и групповые родительские собрания;
- проходят консультации и индивидуальные беседы;
- р
одительский комитет принимает участие в ежегодном мониторинге изучения
уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) образовательными
услугами, предоставляемыми нашим учреждением
-
родительским
комитетом
оказывается
помощь
в
проведении
мероприятий,
праздников,
при
организации
которых
поддерживается
тесная
связь
с
воспитателями. Мы активно стараемся участвовать в подготовке и проведении не
только праздников, но и различного вида мероприятиях. Вместе с воспитателями
проходит подготовка к таким праздникам как « Праздник осени», «До
свидания лето», «Новый год», «Весёлые старты», «День именинника», Зимушка -
зима», «Моя мама самая лучшая», «Если хочешь быть здоров…» и многие другие.
Оказываем посильную помощь при проведении детских развлечений и утренников
различной
тематики
в
соответствии
с
годовым
планом
работы
ДОУ:
это
и
подготовка костюмов,
и атрибутов для игр,
изготовление совместно с детьми
выставок различного характера в рамках проведения районных конкурсов. У многих
родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не
пришлось поучаствовать в детско-творческих проектах.
- В летнее время занимаемся благоустройством участка и территории детского
сада. Именно поэтому многое сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли
изготовить
игровые
пособия
для
занятий
по
обучению
грамоте
и
математике,
украсили игровую площадку, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок
ПДД. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется
для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть
уголок «дружбы», где дети могут посидеть в уютном домике.
В результате проделанной нами работы, использования различных форм и методов,
совместного
общения с родителями и
воспитателями
повысилась психолого-
педагогическая
грамотность
родителей,
а
также
культура
межличностного
взаимодействия детей в группе.
Обычно по окончании учебного года подводятся
итоги работы родительского
комитета и намечаются задачи на следующий учебный год. И я думаю, что наша
совместная работа способствует осуществлению преемственности между нашими
образовательными учреждениями.