Автор: Вязовецкова Нина Феодосиевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей №7
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Сочинения по литературе
Тема: Примеры сочинений
Раздел: среднее образование
Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
«Береги честь смолоду». Образы Гринева и Швабрина.
План:
1.
История создания повести.
2.
Гринев и Швабрин
А) общие черты
Б) отношение к службе
В)любовь к Маше Мироновой
Г) поведение во время восстания Пугачева
Д)проблема чести
3.
Значение образов
4.
Смысл названия повести
Первоначальный
замысел
Капитанской
дочки
возникает
у
А.
С.
Пушкина к концу лета 1832 года. В 1833 году Пушкин пишет историческое
исследование
«История
Пугачева».
Собирая
материалы,
он
работает
в
архивах,
едет
в
Поволжье
и
на
Южный
Урал
в
места
действия
«пугачевщины»,
чтобы
встретиться
с
участниками
крестьянской
войны.
Параллельно
вызревает
замысел
«Капитанской
дочки».
Стремясь
к
исторической
точности,
он
тщательно
штудирует
печатные
источники
о
Пугачеве, знакомится с документами о подавлении крестьянского восстания.
Александр
Сергеевич
подробно
описывает
весь
ход
восстания:
взятие
крепости, осаду Оренбурга. Повесть была опубликована 22 декабря 1836 года
в четвертом номере Пушкинского «Современника».
Гринев
и
Швабрин
–
главные
персонажи
повести.
В
их
образах
отражены темы чести и бесчестия. Это молодые офицеры, и оба служат в
Белогорской крепости. Они близки по умственному развитию, возрасту и
образованию. После первой встречи Гринев говорит о Швабрине: «Швабрин
был
очень неглуп. Разговор был его остер и занимателен. Он с большой
веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда
завела меня судьба».
Однако друзьями поручики не стали. Одна из причин их неприязни –
Маша Миронова. Гринев честен, открыт, прямодушен. Он живет и действует
по велению сердца, а сердце
его подчинено законам дворянской чести.
Служит молодой офицер добросовестно, выполняет все приказы коменданта.
А
Швабрин
наоборот
совершает
безнравственные
поступки.
Например,
переходит на сторону Пугачева по корыстным соображениям.
Петр
Андреевич Машу любит искренне и преданно. Ради нее он
рискует жизнью. Швабрин к девушке относится иначе. Он знал, что Мария
любит Петра, но, несмотря на это, пытался добиться ее обманом. Повел себя,
как трус и негодяй. Это поведение противоречит всем законам дворянской
чести. Думаю, данный герой вовсе не любил Марию: он эгоист, который
привык удовлетворять все свои желания.
Во время восстания Пугачева Гринев как человек чести и достоинства
выходит на защиту крепости, не переходит на сторону Пугачева. Ради любви
Петр отправляется в стан мятежников, чтобы спасти возлюбленную, ведет
себя как настоящий герой. Швабрин сразу переходит на сторону Пугачева,
забыв
об
офицерской
чести
и
присяге,
которую
давал
императрице.
Следовательно, он нарушил дворянский и человеческий долг.
Герои повести противопоставлены во всем. Это два разных человека и
характера.
В
одинаковых
ситуациях
они
ведут
себя
по-разному.
Таким
образом,
автор
показывает,
что
у
людей
всегда
есть
возможность
нравственного выбора. Гринев - пример человеческого
долга, он честен,
верно
служит
Отечеству.
В
любви
Петруша
благороден
и
верен
своему
чувству до конца. Молодой человек преодолевает все испытания военного
времени.
Швабрин
Гриневу
полностью
противоположен.
Совершив
предательство, он запятнал свою честь. Через его образ Пушкин показал
мелочность, трусость и ничтожество человеческой души.
Повесть названа «Капитанская дочка», потому что в Маше Мироновой
автор собрал лучшие черты: скромность, ум, преданность в любви. Потеряв
родителей, она не отчаялась, не струсила, не перешла на сторону Пугачева, то
есть Мария сберегла свою честь. Спасла своего возлюбленного, обратившись
к
императрице
за
помощью.
Девушка
поразила
Екатерину
II
своим
смирением и кротостью. Через этот мирный образ, наполненный любовью,
Пушкин показал своё отрицательное отношение к войне. В Маше Мироновой
он воплотил идею добра, любви к мирной жизни и к семье.