Автор: Новикова Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Можайск Московской области
Наименование материала: презентация технологической карты
Тема: Технологическая карта урока окружающий мир
Раздел: начальное образование
УМК «Перспектива», авторы: Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.
Урок Окружающего мира в 3 классе
«Почва – важнейшая часть экосистемы», урок № 8
Цель урока: Формировать представление о том, что такое почва
Тип урока: ОНЗ
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ
НАЧАЛЬНЫХ КАССОВ МОУСОШ №1
Г. МОЖАЙСКА
НОВИКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
2
21.2.20
Добавить нижний колонтитул
ПОЧВА
СОСТАВ ПОЧВЫ
ВОЗДУХ
ВОДА
ПЕСОК И
ГЛИНА
МИН.
СОЛИ
ПЕРЕГНОЙ
ПЛОДОРОДИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ И
РАЗРУШЕНИЕ
ПОЧВЫ
ОХРАНА ПОЧВЫ
3
21.2.20
Добавить нижний колонтитул
№
ФОРМИРУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.
ПОЧВА
ВЕРХНИЙ, ПЛОДОРОДНЫЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ
2.
ПЛОДОРОДИЕ
СПОСОБНОСТЬ (СВОЙСТВО) ПОЧВЫ ОБЕСПЕЧИВАТЬ
РАСТЕНИЯ ПИТАТЕЛЬНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ ДЛЯ ИХ
ХОРОШЕГО РОСТА И РАЗВИТИЯ
3.
ПЕРЕГНОЙ
ПЕРЕГНИВШИЕ ОСТАТКИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
4.
СОСТАВ ПОЧВЫ
ВОЗДУХ, ВОДА, ПЕРЕГНОЙ, ПЕСОК, ГЛИНА, МИНЕРАЛЬНЫЕ
СОЛИ
5.
ОБРАЗОВАНИЕ И
РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ – ТЕПЛА,
ВОДЫ, ВОЗДУХА, ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (ОБРАЗОВАНИЕ);
ВЕТЕР, ВОДА, НЕРАЗУМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
(РАЗРУШЕНИЕ)
6.
ОХРАНА ПОЧВЫ
СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ, ПОСАДКА ЛЕСОПОЛОС, РАСПАШКА
ПОПЕРЁК СКЛОНОВ, ПОСЕВ МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ
4
21.2.20
Добавить нижний колонтитул
I Фактологический уровень:
1.
Что такое почва? Дай определение.
2.
Отчего
зависит
плодородие
почвы?
Выпиши
из
приведённых только те компоненты, которые входят в
состав почвы: воздух, известняк, вода, углекислый газ,
песок, глина, камни, соли, перегной.
3.
Какие меры для защиты почв на полях необходимо
предпринимать? Подчеркните верное высказывание:
а)
перепахивать,
удобрять,
уничтожать
вредных
насекомых и животных;
б)
сажать
деревья,
поливать
обильно,
применять
ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные
полосы,
правильно
пахать,
умеренно
поливать
и
удобрять.
III Доказательный уровень:
1.
Отчего зависит плодородие почвы?
2.
Как доказать, что в почве есть вода,
воздух, песок и глина. Расскажи.
3.
Что произойдёт с почвой, если
использовать большое количество
ядохимикатов для её удобрения?
II
Описательный уровень:
1.
Какой состав имеет почва? Запиши.
2.
Опишите, как животные повышают
плодородие почвы.
3.
Приведите примеры того, как в
нашем районе осуществляют охрану
почвы.
IV Творческий уровень:
1.
Объясните одноклассникам почему
надо охранять почву.
2.
Изобразите, какой вы себе
представляете «чудесную кладовую»
планеты Земля.
3.
Придумай и нарисуй знак «Охраняй
почву»
5
21.2.20
Добавить нижний колонтитул
№ Этап урока
Решаемая задача
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Оборудовани
е
Врем
я
(мин)
I
Адаптацион
ный
этап
1 задача:
адаптировать учащихся к
деятельности на уроке
2 задача:
выявить предварительные знания
учащихся и определить их
границы:
интеллектуальное затруднение
(создание проблемной ситуации)
Проявляют умение
ориентироваться в своей
системе знаний.
Строят речевое
высказывание в устной
форме.
Определяют цель
деятельности,
оформляют свои мысли в
устной и письменной форме,
выявляют сущность,
особенность объекта.
Проводит демократическую беседу.
(загадка)
Предоставляет возможность
презентовать имеющиеся знания.
Организует формулирование темы
урока обучающимися, постановку
учебной задачи.
Проводит сократическую беседу.
Вставьте ключевые слова для
постановки проблемы: (на доске)
1. Что такое …….?
2. Главное ….. почвы?
3. Из чего …….. почва?
4. Как ……почва?
5. Кто ……… в почве?
Фиксируется
на доске.
3 мин
4 мин
7
21.2.20
Добавить нижний колонтитул
II
Основной этап
1.Формирование знаний,
отношений, действий, опыта.
Разрешение
интеллектуального
затруднения.
2. Разрешение
интеллектуального
затруднения - находится ответ
на проблемный вопрос.
Извлекают информацию из
текста, выражают свои мысли.
Проводят исследование, работая
в соответствии с инструкцией
(работа в парах).
Наблюдают за демонстрацией
опыта.
Формулируют и записывают
выводы о составе почвы.
Извлекают информацию из
текста, выражают свои мысли,
производят действия анализа и
сравнения. Дополняют и
развивают высказывания
одноклассников.
Организует информационную
деятельность учащихся. (ответ
на 1 и 2 вопросы ищут в
учебнике).
Организует практическую
работу «Исследование состава
почвы».
Проводит исследование
демонстрационно (опыт №3).
Организует оформление
результатов опыта в тетради.
Организует информационную
деятельность учащихся.
Учебник
Тетрадь
Оборудование для
практической
работы:
лабораторный
стакан, спиртовка,
стекло, пипетка,
тарелка, держатель,
штатив.
Учебник
5 мин
15 мин
8
21.2.20
Добавить нижний колонтитул
III
Творческий этап
1.Первичное закрепление
знаний, действий,
отношений, опыта на
основе их применения.
2. Повышение уровня
формируемых знаний на
основе применения
разноуровневых и
творческих заданий.
Обобщают и классифицируют
по признакам. Заполняют
таблицу.
Повышают свой уровень
знаний по новому знанию.
Презентуют свои работы
классу.
Определяют достижение цели.
Выполняют самоанализ и
самооценку по предложенным
карточкам.
Организует
информационную
деятельность учащихся:
поиск информации,
структурирование
полученных выводов в
таблице.
Организует включение
новых знаний в систему
знаний уч-ся (работают по
разноуровневым карточкам)
Организует подведение
итогов урока.
Достигнута ли цель урока.
Организует проведение
самоанализа уч-ся.
Таблица на доске
Карточки с
заданиями.
Листок
самоанализа и
самоконтроля.
5 мин
10 мин
3 мин
9
21.2.20
Добавить нижний колонтитул
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!