Автор: Чоповдя Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 21
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Роль формирования графического навыка у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: начальное образование
Роль формирования графического навыка у детей старшего
дошкольного возраста
Графический
навык
является
автоматизированным
спо собом
дифференцировки и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы,
начертание их на бумаге и вместе с тем сознание воспроизводимых буквенных
комплексов. Графические навыки представляют собой технику деятельности и
процесса
письма.
Они
имеют
общую
природу
с
двигательными
навыками.
Техника
письма
требует
слаженной
координации
движений,
зрительно–
моторной
координации,
пространственного
восприятия
и
представлений,
необходимого
объема
распределения
внимания,
зрительного
внимания
и
чувства ритма.
Процесс
формирования
графических
навыков
подчиняется,
с
одной
стороны, закономерностям выработки двигательных, а с другой – речевым
интеллектуальным
действиям.
Для
формирования
навыка
требуется,
чтобы
ребенок
был
подготовлен
к
обучению
этому
навыку.
Проблема
обучения
дошкольников графо-моторным навыкам занимает особое место в системе их
подготовки к обучению в школе. У детей в дошкольном возрасте очень важно
развивать
механизмы,
необходимые
для
овладения
деятельностью,
которая
связана
с
графо-моторными
навыками.
Поскольку
неподготовленность
к
письму,
недостаточное
развитие
мелкой
моторики,
зрительного
восприятия,
внимания
может
привести
к
возникновению
в
дальнейшем
негативного
отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Таким образом,
целесообразно
уже
в
раннем
возрасте
создавать
условия
для
накопления
ребёнком
двигательного
и
практического
опыта,
развития
навыков
ручной
умелости, то есть подготавливать руку к письму необходимо начинать задолго
до
поступления
ребёнка
в
школу.
Этому
способствуют
такие
виды
изодеятельности, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из
различных материалов. Также важно отметить, что процесс овладения графо-
моторными
навыками
подчиняется
закономерностям
формирования
любого
двигательного навыка.
В
связи
с
этим
развитие
двигательного
компонента
графо-моторной
деятельности на дошкольном этапе играет очень важную роль. И чем богаче
двигательный опыт ребёнка, тем легче формируются у него графо-моторные
навыки. А без сформированной графо-моторной деятельности, которая является
основой
навыка
письма,
успешная
учебная
деятельность
ребёнка
будет
затруднена.
Первоклассники
в
период
освоения
грамоты
нередко
встречаются
с
трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом
сильно
напряжены.
Петельки
и
крючочки
оказываются
неровными,
линии
дрожащими,
нажим
неравномерным,
буквы
получаются
разного
размера,
пишутся в неровной строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все
это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформировался.
Развитие этого навыка зависит от качества мелких движений пальцев, кистей
рук, тренированности мышц, точности и плавности координации движений,
также
от
уровня
сформированности
психических
процессов:
внимания,
зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений [1].
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой
большинство
родителей
узнают
только
перед
школой.
Это
оборачивается
форсированной
нагрузкой
на
ребенка:
кроме
усвоения
новой
информации,
приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до
поступления в школу. Родители и педагоги косвенным образом влияют на общее
интеллектуальное развитие ребенка и готовят к овладению навыком письма, что
в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Можно отметить, что графический навык — это определенные привычные
положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные
звуки
и
их
соединения.
Правильно
сформированный
графический
навык
позволяет
писать
буквы
четко,
красиво,
разборчиво,
быстро.
Неправильно
сформированный
графический
навык
создает
комплекс
трудностей
письма:
небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка
неправильного
графического
навыка
не
просто
затруднена,
но
порой
невозможна [2].
Важнейшей функцией, от которой зависит процесс формирования графо-
моторных навыков, является зрительно-слухо-моторная координация.
Связь
между
зрительным,
слуховым
и
двигательным
анализаторами
зависит от сформированности:
• зрительного
и
двигательного
контроля
(зрительно-моторной
координации);
• координации
движений
(умения
координировать
движения
звеньев
пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения);
• пространственного
восприятия
(поля
зрения
-
целостность,
широта,
разносторонность; остроты зрения; глазомера);
• пространственных
представлений
(знания
«телесной
схемы»;
умения
видеть графему и ее точное расположение; умения анализировать предмет, его
изображение; процессы соизмерения);
• чувства
ритма
(способности,
проявляющейся
при
воспроизведении
ритмически организованных элементов временного ряда);
• «ручной умелости» (развитой мелкой моторики);
• необходимого
объема
распределения
внимания
для
предотвращения
графических ошибок (антиципации, персевераций);
• зрительного внимания.
Для формирования навыка требуется, чтобы ребенок был подготовлен к
обучению
этому
навыку,
причем
каждый
навык
требует
подготовки
своих
специфических сфер.
В период раннего и дошкольного детства ребёнок при благоприятных
внешних условиях оказывается в состоянии овладеть целым рядом умений,
весьма
важных
для
успешного
усвоения
навыков
письма
в
школе.
Он
овладевает
движениями,
необходимыми
для
лёгкого
прикосновения
и
скольжения
карандаша
по
бумаге,
учится
замечать
различия
между
графическими элементами по их форме, положению и соотношению друг с
другом. Также ребёнок учится ограничивать свои движения в соответствии с
графическими задачами, которые он перед собой ставит. Позже ребёнок узнаёт
смысл письма как средства общения между людьми и как способа фиксации
мыслей; знакомится с фонетическим принципом письма, учится выделять звуки
в словах и обозначать их печатными и рукописными знаками на письме.
Физиологической основой этих достижений являются дифференцирование
относящихся
к
письму
слуховых,
зрительных
и
кине стетиче ских
раздражителей; концентрация возбуждения и торможения в соответствующих
границах
двигательной
зоны
коры,
уравновешивание
возбуждения
и
торможения при изображении простейших графических форм и их соединений
и образование большого числа временных связей.
Характеризуя эти достижения с психологической точки зрения, можно
сказать, что ребёнок овладевает в дошкольный период умением ставить перед
собой элементарные графические задачи, учится контролировать процесс их
решения
и,
добиваясь
успешного
их
выполнения,
овладевает
умением
управлять не только своими движениями, но и своим вниманием. Иначе говоря,
от
рефлекторных
движений
на
основе
подражания
ребёнок
переходит
к
сознательным целенаправленным действиям.
Всё это говорит о том, что обучение графо-моторным навыкам в школе
является продолжением и развитием начинающегося уже в раннем детстве
весьма
сложного
и
разностороннего
физиологического,
психологического
и
педагогического процесса. Поэтому подготавливать руку к письму необходимо
начинать задолго до поступления ребёнка в школу.