Напоминание

Роль формирования графического навыка у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Чоповдя Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 21
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Роль формирования графического навыка у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Роль формирования графического навыка у детей старшего

дошкольного возраста

Графический

навык

является

автоматизированным

спо собом

дифференцировки и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы,

начертание их на бумаге и вместе с тем сознание воспроизводимых буквенных

комплексов. Графические навыки представляют собой технику деятельности и

процесса

письма.

Они

имеют

общую

природу

с

двигательными

навыками.

Техника

письма

требует

слаженной

координации

движений,

зрительно–

моторной

координации,

пространственного

восприятия

и

представлений,

необходимого

объема

распределения

внимания,

зрительного

внимания

и

чувства ритма.

Процесс

формирования

графических

навыков

подчиняется,

с

одной

стороны, закономерностям выработки двигательных, а с другой – речевым

интеллектуальным

действиям.

Для

формирования

навыка

требуется,

чтобы

ребенок

был

подготовлен

к

обучению

этому

навыку.

Проблема

обучения

дошкольников графо-моторным навыкам занимает особое место в системе их

подготовки к обучению в школе. У детей в дошкольном возрасте очень важно

развивать

механизмы,

необходимые

для

овладения

деятельностью,

которая

связана

с

графо-моторными

навыками.

Поскольку

неподготовленность

к

письму,

недостаточное

развитие

мелкой

моторики,

зрительного

восприятия,

внимания

может

привести

к

возникновению

в

дальнейшем

негативного

отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Таким образом,

целесообразно

уже

в

раннем

возрасте

создавать

условия

для

накопления

ребёнком

двигательного

и

практического

опыта,

развития

навыков

ручной

умелости, то есть подготавливать руку к письму необходимо начинать задолго

до

поступления

ребёнка

в

школу.

Этому

способствуют

такие

виды

изодеятельности, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из

различных материалов. Также важно отметить, что процесс овладения графо-

моторными

навыками

подчиняется

закономерностям

формирования

любого

двигательного навыка.

В

связи

с

этим

развитие

двигательного

компонента

графо-моторной

деятельности на дошкольном этапе играет очень важную роль. И чем богаче

двигательный опыт ребёнка, тем легче формируются у него графо-моторные

навыки. А без сформированной графо-моторной деятельности, которая является

основой

навыка

письма,

успешная

учебная

деятельность

ребёнка

будет

затруднена.

Первоклассники

в

период

освоения

грамоты

нередко

встречаются

с

трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом

сильно

напряжены.

Петельки

и

крючочки

оказываются

неровными,

линии

дрожащими,

нажим

неравномерным,

буквы

получаются

разного

размера,

пишутся в неровной строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все

это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформировался.

Развитие этого навыка зависит от качества мелких движений пальцев, кистей

рук, тренированности мышц, точности и плавности координации движений,

также

от

уровня

сформированности

психических

процессов:

внимания,

зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений [1].

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой

большинство

родителей

узнают

только

перед

школой.

Это

оборачивается

форсированной

нагрузкой

на

ребенка:

кроме

усвоения

новой

информации,

приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до

поступления в школу. Родители и педагоги косвенным образом влияют на общее

интеллектуальное развитие ребенка и готовят к овладению навыком письма, что

в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Можно отметить, что графический навык — это определенные привычные

положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные

звуки

и

их

соединения.

Правильно

сформированный

графический

навык

позволяет

писать

буквы

четко,

красиво,

разборчиво,

быстро.

Неправильно

сформированный

графический

навык

создает

комплекс

трудностей

письма:

небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка

неправильного

графического

навыка

не

просто

затруднена,

но

порой

невозможна [2].

Важнейшей функцией, от которой зависит процесс формирования графо-

моторных навыков, является зрительно-слухо-моторная координация.

Связь

между

зрительным,

слуховым

и

двигательным

анализаторами

зависит от сформированности:

• зрительного

и

двигательного

контроля

(зрительно-моторной

координации);

• координации

движений

(умения

координировать

движения

звеньев

пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения);

• пространственного

восприятия

(поля

зрения

-

целостность,

широта,

разносторонность; остроты зрения; глазомера);

• пространственных

представлений

(знания

«телесной

схемы»;

умения

видеть графему и ее точное расположение; умения анализировать предмет, его

изображение; процессы соизмерения);

• чувства

ритма

(способности,

проявляющейся

при

воспроизведении

ритмически организованных элементов временного ряда);

• «ручной умелости» (развитой мелкой моторики);

• необходимого

объема

распределения

внимания

для

предотвращения

графических ошибок (антиципации, персевераций);

• зрительного внимания.

Для формирования навыка требуется, чтобы ребенок был подготовлен к

обучению

этому

навыку,

причем

каждый

навык

требует

подготовки

своих

специфических сфер.

В период раннего и дошкольного детства ребёнок при благоприятных

внешних условиях оказывается в состоянии овладеть целым рядом умений,

весьма

важных

для

успешного

усвоения

навыков

письма

в

школе.

Он

овладевает

движениями,

необходимыми

для

лёгкого

прикосновения

и

скольжения

карандаша

по

бумаге,

учится

замечать

различия

между

графическими элементами по их форме, положению и соотношению друг с

другом. Также ребёнок учится ограничивать свои движения в соответствии с

графическими задачами, которые он перед собой ставит. Позже ребёнок узнаёт

смысл письма как средства общения между людьми и как способа фиксации

мыслей; знакомится с фонетическим принципом письма, учится выделять звуки

в словах и обозначать их печатными и рукописными знаками на письме.

Физиологической основой этих достижений являются дифференцирование

относящихся

к

письму

слуховых,

зрительных

и

кине стетиче ских

раздражителей; концентрация возбуждения и торможения в соответствующих

границах

двигательной

зоны

коры,

уравновешивание

возбуждения

и

торможения при изображении простейших графических форм и их соединений

и образование большого числа временных связей.

Характеризуя эти достижения с психологической точки зрения, можно

сказать, что ребёнок овладевает в дошкольный период умением ставить перед

собой элементарные графические задачи, учится контролировать процесс их

решения

и,

добиваясь

успешного

их

выполнения,

овладевает

умением

управлять не только своими движениями, но и своим вниманием. Иначе говоря,

от

рефлекторных

движений

на

основе

подражания

ребёнок

переходит

к

сознательным целенаправленным действиям.

Всё это говорит о том, что обучение графо-моторным навыкам в школе

является продолжением и развитием начинающегося уже в раннем детстве

весьма

сложного

и

разностороннего

физиологического,

психологического

и

педагогического процесса. Поэтому подготавливать руку к письму необходимо

начинать задолго до поступления ребёнка в школу.



В раздел образования