Автор: Минова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РХ "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей "Теремок"
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование информационной компетенции у детей с нарушением интеллекта "
Раздел: дополнительное образование
Формирование информационной компетенции у детей с нарушением
интеллекта
Минова О.Ю, воспитатель дома-
интерната для умственно отсталых
детей «Теремок»
Республика Хакасия г.Абакан
Аннотация: в данной статье описаны основные
информационно-компьютерные
технологии
,
которые
развивают
и
формируют
коммуникативные
навыки
у
детей
с
нарушением интеллекта.
Ключевые слова: информационно- компьютерные технологии , игровой метод,
компьютер , коммуникативные навыки.
Сейчас
уже
невозможно
себе
представить
современное
развитие
общества
и
производства
без
информационно-коммуникативных
технологий.
Персональный
компьютер(далее ПК) быстро входит в жизнь каждого ребенка. Способность компьютера
воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения,
звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет
специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские
книги и энциклопедии.
В
отличие
от
обычных
средств
обучения
медиатехнологии
значительно
способствует
успешной
реализации
интеллектуальных
и
творческих
способностей
ребенка; позволяет насытить его большим количеством готовых, новых знаний.
Применение компьютерных технологий в занятиях с воспитанниками занимает
важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка.
Развитие информационных компетенций воспитанников неразрывно связанно с
умениями ориентироваться в информационном пространстве.
Своевременное и целенаправленное умение ориентироваться в информационном
пространстве у детей с интеллектуальной недостаточностью способствует у них развитию
мыслительной
деятельности,
усвоению
дополнительной
коррекционной
программы
,
социальной адаптации учеников коррекционной школы.
Важное значение в социализации выпускников дома-интерната является уровень
сформированности у них коммуникативных навыков.
Совместная деятельность воспитанников в процессе познания, освоения
программного материала
означает,
что
каждый
вносит
в
этот
процесс
свой
особый
индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной
поддержки,
что
позволяет
не
только
получать
новое
знание,
но
и
развивать
саму
познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы кооперации и
сотрудничества.
Коммуникативная деятельность на занятиях и в режимных моментах предполагает
организацию
и
развитие
диалогового
общения,
которое
ведет
к
взаимопониманию,
взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого воспитанника
задач.
Информационно- компьютерные технологии одновременно решает несколько задач:
-
развивает
коммуникативные
умения
и
навыки,
помогает
установлению
эмоциональных контактов между воспитанниками;
-
решает
информационную
задачу,
поскольку
обеспечивает
воспитанников
необходимой
информацией,
без
которой
невозможно
реализовывать
совместную
деятельность;
- развивает общие познавательные умения и навыки (анализ, синтез, постановка
целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде,
прислушиваться к чужому мнению, формирует адекватную самооценку у ребёнка.
Развитие информационной компетентности отчасти решает еще одну существенную
задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене
форм деятельности и т. д.
На коррекционно-развивающих занятиях с детьми по развитию коммуникативных
навыков используются следующие интерактивные методы:
1.Игротерапия (игровые методы, сказкотерапия, песочная терапия).
2.Кинезиотерапевтические
методы
(коррекционная
ритмика,
психогимнастика,
логоритмика, фонетическая ритмика, кинезиология).
3.Психокоррекционные методы (игра - драматизация, театрализация, инсценировки,
спектакли, диалоги (беседы, проблемные вопросы), биодрама),
4.
Информационно-компьютерные
технологии:
видеоэкскурсия,
просмотр
мультфильма, развивающие задания и программы, слушание аудиосказки с последующим
обсуждением услышанного.
5.
Элементы
арт-терапии:
рисование,
лепка,
куклотерапия,
музыкотерапия,
танцетерапия.
Самое главное значение в работе воспитателя отводится игровому методу, который
пронизывает всю деятельность детей на занятиях. Игры, способствующие формированию
коммуникативных навыков у детей, могут быть различных видов:
- сенсорные;
- познавательные;
- образовательные (тематические);
- интеллектуальные;
- сюжетно-ролевые (деловые);
- подвижные.
Предъявление информации на экране компьютера
в игровой форме вызывает у
детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка.
Проблемные задачи, поощрение ребенка при правильном решении самим компьютером
являются стимулом познавательной активности детей.
В игре ребёнок учится контактировать с педагогом, другими детьми, общаться,
соблюдать
определённые
правила
игры
и
адекватно
взаимодействовать
в
коллективе,
выполнять роль, передавая основные характеристики персонажей. Благодаря играм у
детей
с
нарушением
познавательной
сферы
формируется
необходимые
знания
об
окружающем
мире,
появляется
интерес
к
коррекционно-развивающим
занятиям,
повышается речевая активность в целом.
Игры могут быть построены в форме сказки или притчи и тогда игровой метод
переходит
в
сказкотерапию. Основной
принцип
сказкотерапии
–
целостное
развитие
личности, забота о душе. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить
диалоги, влияют на развитие связной, логической речи.
На современном этапе развития общества и образования невозможно представить
обучение
детей
без
использования информационно-компьютерных
технологий. К
методам,
способствующим
формированию
у
детей
с
нарушением
интеллекта
коммуникативных навыков, можно отнести: видеоэкскурсию, просмотр мультфильмов,
развивающие
задания
и
программы, слушание аудиосказки с
последующим
обсуждением услышанного т.п.
Использование новых непривычных приемов позволяет сделать процесс обучения и
развития достаточно эффективным, открывает новые знания не только для ребёнка, но и
для педагога.
Список литературы:
1. Гомзяк, О.С. Говорим правильно [Текст]:конспекты занятий по развитию связной
речи в подготовительной к школе группе/О.С.Гомзяк. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 128с.
2.
Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д.Игры в сказкотерапии [Текст]:пособие для педагогов
и родителей/Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева ,Т.М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2006. - 208с.
3.
Иоффе,А.Н.
Активная
методика
–
залог
успеха
[Текст]:
/
Гражданское
образование:материал международного проекта/А.Н.Иоффе. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.
И. Герцена, 2000.- 382с.
4.
Иванов, Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование
понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? Компетенции
и компетентностный подход в современном образовании [Текст]: Серия «Оценка качества
образования»/Д.А.Иванов;
отв.
ред.
Л.Е.Курнешова -
М.:
Моск.
центр
качества
образования, 2008. С. 3-56.
5. Кругликова, Е.Н. Методика
интерактивного
общения
в
работе
с
детьми
с
о с о б е н н о с т я м и
э м о ц и о н а л ь н о
–
в о л е в о й
с ф е р ы [Текст]
методиче ское
пособие/Е.Н.Кругликова, Е.В.Кавынёва. - М.: Медицина, 2004.- 187с.
6. Кудыкина,
Н.В.
Дидактические
игры
и
занимательные
задания
для
1
класса[Текст]: пособие для учителя/Н.В.Кудыкина. - Киев: Радянська школа, 1989. – 204с.
7.
Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]:
Кн.для
логопеда/Р.И.Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 224с.