Напоминание

"Формирование информационной компетенции у детей с нарушением интеллекта "


Автор: Минова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РХ "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей "Теремок"
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование информационной компетенции у детей с нарушением интеллекта "
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование информационной компетенции у детей с нарушением

интеллекта

Минова О.Ю, воспитатель дома-

интерната для умственно отсталых

детей «Теремок»

Республика Хакасия г.Абакан

Аннотация: в данной статье описаны основные

информационно-компьютерные

технологии

,

которые

развивают

и

формируют

коммуникативные

навыки

у

детей

с

нарушением интеллекта.

Ключевые слова: информационно- компьютерные технологии , игровой метод,

компьютер , коммуникативные навыки.

Сейчас

уже

невозможно

себе

представить

современное

развитие

общества

и

производства

без

информационно-коммуникативных

технологий.

Персональный

компьютер(далее ПК) быстро входит в жизнь каждого ребенка. Способность компьютера

воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения,

звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет

специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские

книги и энциклопедии.

В

отличие

от

обычных

средств

обучения

медиатехнологии

значительно

способствует

успешной

реализации

интеллектуальных

и

творческих

способностей

ребенка; позволяет насытить его большим количеством готовых, новых знаний.

Применение компьютерных технологий в занятиях с воспитанниками занимает

важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребёнка.

Развитие информационных компетенций воспитанников неразрывно связанно с

умениями ориентироваться в информационном пространстве.

Своевременное и целенаправленное умение ориентироваться в информационном

пространстве у детей с интеллектуальной недостаточностью способствует у них развитию

мыслительной

деятельности,

усвоению

дополнительной

коррекционной

программы

,

социальной адаптации учеников коррекционной школы.

Важное значение в социализации выпускников дома-интерната является уровень

сформированности у них коммуникативных навыков.

Совместная деятельность воспитанников в процессе познания, освоения

программного материала

означает,

что

каждый

вносит

в

этот

процесс

свой

особый

индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной

поддержки,

что

позволяет

не

только

получать

новое

знание,

но

и

развивать

саму

познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы кооперации и

сотрудничества.

Коммуникативная деятельность на занятиях и в режимных моментах предполагает

организацию

и

развитие

диалогового

общения,

которое

ведет

к

взаимопониманию,

взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого воспитанника

задач.

Информационно- компьютерные технологии одновременно решает несколько задач:

-

развивает

коммуникативные

умения

и

навыки,

помогает

установлению

эмоциональных контактов между воспитанниками;

-

решает

информационную

задачу,

поскольку

обеспечивает

воспитанников

необходимой

информацией,

без

которой

невозможно

реализовывать

совместную

деятельность;

- развивает общие познавательные умения и навыки (анализ, синтез, постановка

целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде,

прислушиваться к чужому мнению, формирует адекватную самооценку у ребёнка.

Развитие информационной компетентности отчасти решает еще одну существенную

задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене

форм деятельности и т. д.

На коррекционно-развивающих занятиях с детьми по развитию коммуникативных

навыков используются следующие интерактивные методы:

1.Игротерапия (игровые методы, сказкотерапия, песочная терапия).

2.Кинезиотерапевтические

методы

(коррекционная

ритмика,

психогимнастика,

логоритмика, фонетическая ритмика, кинезиология).

3.Психокоррекционные методы (игра - драматизация, театрализация, инсценировки,

спектакли, диалоги (беседы, проблемные вопросы), биодрама),

4.

Информационно-компьютерные

технологии:

видеоэкскурсия,

просмотр

мультфильма, развивающие задания и программы, слушание аудиосказки с последующим

обсуждением услышанного.

5.

Элементы

арт-терапии:

рисование,

лепка,

куклотерапия,

музыкотерапия,

танцетерапия.

Самое главное значение в работе воспитателя отводится игровому методу, который

пронизывает всю деятельность детей на занятиях. Игры, способствующие формированию

коммуникативных навыков у детей, могут быть различных видов:

- сенсорные;

- познавательные;

- образовательные (тематические);

- интеллектуальные;

- сюжетно-ролевые (деловые);

- подвижные.

Предъявление информации на экране компьютера

в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка.

Проблемные задачи, поощрение ребенка при правильном решении самим компьютером

являются стимулом познавательной активности детей.

В игре ребёнок учится контактировать с педагогом, другими детьми, общаться,

соблюдать

определённые

правила

игры

и

адекватно

взаимодействовать

в

коллективе,

выполнять роль, передавая основные характеристики персонажей. Благодаря играм у

детей

с

нарушением

познавательной

сферы

формируется

необходимые

знания

об

окружающем

мире,

появляется

интерес

к

коррекционно-развивающим

занятиям,

повышается речевая активность в целом.

Игры могут быть построены в форме сказки или притчи и тогда игровой метод

переходит

в

сказкотерапию. Основной

принцип

сказкотерапии

целостное

развитие

личности, забота о душе. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить

диалоги, влияют на развитие связной, логической речи.

На современном этапе развития общества и образования невозможно представить

обучение

детей

без

использования информационно-компьютерных

технологий. К

методам,

способствующим

формированию

у

детей

с

нарушением

интеллекта

коммуникативных навыков, можно отнести: видеоэкскурсию, просмотр мультфильмов,

развивающие

задания

и

программы, слушание аудиосказки с

последующим

обсуждением услышанного т.п.

Использование новых непривычных приемов позволяет сделать процесс обучения и

развития достаточно эффективным, открывает новые знания не только для ребёнка, но и

для педагога.

Список литературы:

1. Гомзяк, О.С. Говорим правильно [Текст]:конспекты занятий по развитию связной

речи в подготовительной к школе группе/О.С.Гомзяк. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 128с.

2.

Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д.Игры в сказкотерапии [Текст]:пособие для педагогов

и родителей/Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева ,Т.М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2006. - 208с.

3.

Иоффе,А.Н.

Активная

методика

залог

успеха

[Текст]:

/

Гражданское

образование:материал международного проекта/А.Н.Иоффе. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.

И. Герцена, 2000.- 382с.

4.

Иванов, Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование

понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? Компетенции

и компетентностный подход в современном образовании [Текст]: Серия «Оценка качества

образования»/Д.А.Иванов;

отв.

ред.

Л.Е.Курнешова -

М.:

Моск.

центр

качества

образования, 2008. С. 3-56.

5. Кругликова, Е.Н. Методика

интерактивного

общения

в

работе

с

детьми

с

о с о б е н н о с т я м и

э м о ц и о н а л ь н о

в о л е в о й

с ф е р ы [Текст]

методиче ское

пособие/Е.Н.Кругликова, Е.В.Кавынёва. - М.: Медицина, 2004.- 187с.

6. Кудыкина,

Н.В.

Дидактические

игры

и

занимательные

задания

для

1

класса[Текст]: пособие для учителя/Н.В.Кудыкина. - Киев: Радянська школа, 1989. – 204с.

7.

Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]:

Кн.для

логопеда/Р.И.Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 224с.



В раздел образования