Напоминание

"Как взаимодействовать родителям с детьми с аутизмом"


Автор: Костюнина Елена Юрьевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ "Парус"
Населённый пункт: город Урень Нижегородской области
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Как взаимодействовать родителям с детьми с аутизмом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как взаимодействовать родителям с детьми с аутизмом.

•Аутизм (от латинского слова autos - "сам") - погружение в себя - это прежде

всего проблемы с коммуникацией. Дети с аутизмом избегают общения и

эмоциональных конфликтов даже с близкими людьми, у них отсутствует

интерес к окружающему миру. Они стремятся сохранять постоянство и

способны использовать речь как средство коммуникации. Их речь

характеризуется неестественным тоном и ритмом.

Диагноз "аутизм" может быть поставлен на основе клинических критериев

неврологом, психиатром или клиническим психологом. В настоящее время

ранний детский аутизм включён в Международную классификацию болезней

МКБ - 10 и является общим нарушением развития, которое проявляется в

возрасте до 2-2,5 лет (реже в период между 3 - 5 годами) и затрагивает

психику ребёнка.

Главное для родителей - проявлять терпение, доброту и всегда твердо верить

в успех.

· Родители прежде всего должны создать ребенку эмоционально-

психологический комфорт, чувство уверенности в себе и защищенности, а

потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам

поведения.

· Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в этом мире, а значит нужно

научиться за малышом наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и

каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человечка

и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.

· Как правило, даже неговорящие дети с аутизмом охотно выполняют

невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь.

Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики

налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную

деятельность.

· Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте

малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все

анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в

многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего

они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не «включат» в поле

своего внимания.

· Когда ребенок с аутизмом всецело чем-то занят (например, разглядывает

себя в зеркале), можно осторожно подключать речевое сопровождение,

«забывая» называть предметы, которых касается ребенок, Это провоцирует

неговорящего кроху преодолеть психологический барьер и сказать нужное

слово.

· Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно

стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из

кубиков — «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги «устроим

салют».

· При «лечении игрой» желательно использовать игры с четко

установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо

говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая

каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра для

него была неким ритуалом, который так любят маленькие дети.

· Проблемы ребенка с аутизмом нужно решать постепенно, ставя перед собой

ближайшие цели: помочь избавиться от страхов; научиться реагировать на

вспышки агрессии и самоагрессии; подключить ребенка к общим занятиям.

· Поскольку детям с аутизмом трудно различать по мимике эмоции других

людей, не говоря уже о своих собственных, нужно подбирать для просмотра

мультфильмы с героями, у которых понятная мимика. Так, многие аутичные

дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В

мультфильме «Шрек» тоже очень выразительны мимика и эмоции героев.

Пусть ребенок угадывает настроение персонажей сказок (например, с

помощью стоп-кадра), пробует изобразить их сам. В минуты погружения

малыша в себя старайтесь отвлекать его, играйте в настроения, но ваша

мимика должна быть выразительной, чтобы он угадал ваше настроение. Но

не будьте настойчивыми, если ребенок отказывает вам в коммуникации.

Приобщайте малыша к театральным представлениям. Конечно, поначалу

ребенок будет оказывать бурное сопротивление попыткам вовлечь его в эти

занятия. Однако, если проявить настойчивость, задействовав при этом

поощрение, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную

радость.

· Очень полезно придумывать истории, в которых действуют положительные

и отрицательные герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне

усваивать, что такое хорошо и что такое плохо. Разыгрывать эти истории

можно как с детьми, так и с куклами, объяснив, что каждый будет играть

определенную роль. «Спектакли» необходимо ставить по многу раз, каждый

раз внося какие-то небольшие изменения.



В раздел образования