Автор: Костюнина Елена Юрьевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ "Парус"
Населённый пункт: город Урень Нижегородской области
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Как взаимодействовать родителям с детьми с аутизмом"
Раздел: дошкольное образование
Как взаимодействовать родителям с детьми с аутизмом.
•Аутизм (от латинского слова autos - "сам") - погружение в себя - это прежде
всего проблемы с коммуникацией. Дети с аутизмом избегают общения и
эмоциональных конфликтов даже с близкими людьми, у них отсутствует
интерес к окружающему миру. Они стремятся сохранять постоянство и
способны использовать речь как средство коммуникации. Их речь
характеризуется неестественным тоном и ритмом.
Диагноз "аутизм" может быть поставлен на основе клинических критериев
неврологом, психиатром или клиническим психологом. В настоящее время
ранний детский аутизм включён в Международную классификацию болезней
МКБ - 10 и является общим нарушением развития, которое проявляется в
возрасте до 2-2,5 лет (реже в период между 3 - 5 годами) и затрагивает
психику ребёнка.
Главное для родителей - проявлять терпение, доброту и всегда твердо верить
в успех.
· Родители прежде всего должны создать ребенку эмоционально-
психологический комфорт, чувство уверенности в себе и защищенности, а
потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам
поведения.
· Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в этом мире, а значит нужно
научиться за малышом наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и
каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человечка
и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.
· Как правило, даже неговорящие дети с аутизмом охотно выполняют
невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь.
Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики
налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную
деятельность.
· Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте
малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все
анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в
многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего
они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не «включат» в поле
своего внимания.
· Когда ребенок с аутизмом всецело чем-то занят (например, разглядывает
себя в зеркале), можно осторожно подключать речевое сопровождение,
«забывая» называть предметы, которых касается ребенок, Это провоцирует
неговорящего кроху преодолеть психологический барьер и сказать нужное
слово.
· Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно
стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из
кубиков — «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги «устроим
салют».
· При «лечении игрой» желательно использовать игры с четко
установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо
говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая
каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра для
него была неким ритуалом, который так любят маленькие дети.
· Проблемы ребенка с аутизмом нужно решать постепенно, ставя перед собой
ближайшие цели: помочь избавиться от страхов; научиться реагировать на
вспышки агрессии и самоагрессии; подключить ребенка к общим занятиям.
· Поскольку детям с аутизмом трудно различать по мимике эмоции других
людей, не говоря уже о своих собственных, нужно подбирать для просмотра
мультфильмы с героями, у которых понятная мимика. Так, многие аутичные
дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В
мультфильме «Шрек» тоже очень выразительны мимика и эмоции героев.
Пусть ребенок угадывает настроение персонажей сказок (например, с
помощью стоп-кадра), пробует изобразить их сам. В минуты погружения
малыша в себя старайтесь отвлекать его, играйте в настроения, но ваша
мимика должна быть выразительной, чтобы он угадал ваше настроение. Но
не будьте настойчивыми, если ребенок отказывает вам в коммуникации.
Приобщайте малыша к театральным представлениям. Конечно, поначалу
ребенок будет оказывать бурное сопротивление попыткам вовлечь его в эти
занятия. Однако, если проявить настойчивость, задействовав при этом
поощрение, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную
радость.
· Очень полезно придумывать истории, в которых действуют положительные
и отрицательные герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне
усваивать, что такое хорошо и что такое плохо. Разыгрывать эти истории
можно как с детьми, так и с куклами, объяснив, что каждый будет играть
определенную роль. «Спектакли» необходимо ставить по многу раз, каждый
раз внося какие-то небольшие изменения.