Автор: Преснякова Наталия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №388"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательного интереса к счёту у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Раздел: дошкольное образование
Формирование познавательного интереса к счёту у детей старшего
дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Познавательная деятельность человека, как и любой другой вид
деятельности, обусловлена его потребностями. Потребность познания
психологи считают фундаментальной духовной потребностью.
Познавательные потребности развиваются и воспитываются.
Ориентировочно-исследовательский рефлекс присущ каждому ребенку. Он и
лежит в основе его потребности в познании, пытливости его ума. Но чтобы
ум ребенка развился, необходима духовная пища, а также нужны
педагогические средства, способствующие формированию потребности в
знаниях и стремления к их овладению.
Необходимым компонентом развития познавательной деятельности у
детей, учёные педагоги называют - воспитание познавательного интереса,
который должен обеспечить систематическую активность дошкольников при
накоплении ими фонда знаний и обретении интеллектуальных умений.
Познавательный интерес - положительное, эмоционально-поисковое
отношение личности к предметам и явлениям действительности с целью их
познания, проявляющееся в познавательной деятельности и являющееся её
мотивом. Другими словами, познавательный интерес - это мотив,
побуждающий к познавательной деятельности, для удовлетворения
потребности познания. Познавательный интерес, как мотив, оказывает
воздействие на развитие внимания, воображения, мышления, памяти.
Утверждая ценность познавательного интереса как фактора процесса
обучения, задачей воспитателя является наполнение всех компонентов
учебного процесса - содержания, средств, методов - такими стимулами,
которые будут воспитывать и укреплять познавательный интерес.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования в качестве основного принципа дошкольного образования
рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребёнка в различных видах деятельности. В настоящее время,
изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования. Какой должен быть наш выпускник? Прежде всего, овладевший
основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и
взаимодействии со взрослыми и сверстниками (коммуникативной
деятельности), познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др., имеющий сформированные предпосылки к учебной
деятельности. Поэтому, становится важным поиск таких форм и методов
работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в
детском саду, затем в школе. Главная задача воспитателя - разбудить интерес
к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний,
далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной
деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию
познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания,
между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих
мотивов, побуждающих детей к знаниям. Познавательный интерес – это
потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной
деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое
наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением
мобилизовать свои знания и разумно их использовать в практической
деятельности. Исследования педагогов и психологов показывают, что при
наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного
возраста протекает более продуктивно. Дошкольники меньше утомляются,
познание становится увлекательной деятельностью. Как известно, особую
умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели,
как в непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной
жизни. Ведь еще в середине XVII века Я.А. Коменский утверждал про детей:
«Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь
катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им,
чтобы все что происходит, происходило разумно». Значит, интерес к
образовательным ситуациям нужно формировать, опираясь на
любознательность и умственную активность детей с помощью общения в
игре. Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его
познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие
способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя,
помогает восполнить дефицит общения. Познавательный интерес, будучи,
включенным в познавательную деятельность теснейшим образом сопряжен с
формированием многообразных личностных отношений: избирательного
отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности,
участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе –
познания предметного мира и отношения к нему формируется
миропонимание, мировоззрение, мироощущение, которому способствует
познавательный интерес. Более того, познавательный интерес, активизируя
все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития
побуждает личность к постоянному поиску преобразования
действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее
целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для
их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них
творческого начала). Познавательный интерес – важнейшее образование
личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека,
формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не
является имманентно присущим человеку от рождения.
Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. Ученые
называют следующие этапы/стадии его развития: любопытство,
любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя
эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки
являются общепризнанными .
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая
обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами,
привлекающими внимание ребенка. Необходимо отметить, что элементарная
ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особого
значения для развития познавательного интереса у дошкольников. На стадии
любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с
занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта
стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не
менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса
может служить его начальным толчком.
Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется
стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Для этой стадии
развития интереса характерны достаточно сильные выражения эмоций
(удивление, радость познания, удовлетворенность деятельностью). В
появлении загадок, их расшифровке и заключается сущность
любознательности, как активного видения мира, которое развивается не
только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простой
исполнительности и пассивного запоминания. Любознательность, становясь
устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии
личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда
находятся в поиске. Важно отметить, что любознательность, как стадия/этап
развития познавательного интереса, представляет собой активное стремление
познать окружающий мир, переживание и удовлетворение которого
сопровождается положительными эмоциями. Развиваясь, любознательность
включается в структуру личности, обеспечивает эффективность
познавательной деятельности в дошкольном детстве.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных
теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с
использованием их как инструмента познания. Это - стадия активного
воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно
связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и
возможностях науки. Теоретический интерес характеризует не только
познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля,
субъекта, личность.
Таким образом, познавательный интерес может рассматриваться как один из
важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как
эффективное средство обучения. Педагоги должны знать особенности,
признаки различных стадий/этапов развития познавательного интереса, уметь
разглядеть у дошкольника малейшую искру интереса к какому-либо виду
деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить
в подлинный интерес к науке, к знаниям.
Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности.
К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой
ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами.
Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий
мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. В старшем
дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный
феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия,
мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой
разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и
регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному
возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей
активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития
познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме
поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение
нового. Характерная особенность этого возраста -познавательные интересы,
выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске
интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как
растет, живет и т.д. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и
неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в
наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Поэтому взрослому
важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность,
создавать детям условия для самостоятельного поиска информации.
Следует отметить, что в последнее время заметно вырос интерес психологов,
педагогов к игре как средству развития познавательного интереса.
Современная психология определяет, что игра охватывает все периоды жизни
человека, что это вовсе не возрастной признак, а важная форма его
жизнедеятельности. С игрой связана вся жизнь человека, изменяются лишь
мотивы игры, формы проведения, степень проявления чувств и эмоций. Игра
– явление многогранное, как феномен культуры она учит, развивает, дает
возможность отдохнуть. Детство без игры и вне игры является аномальным.
В детские годы игра является основным видом деятельности человека,
поскольку именно через нее ребенок быстрее знакомится с окружающим
миром, правилами и нормами общения с людьми, быстрее усваивает навыки
и привычки культурного поведения.
Дети играют в самые разнообразные игры: подвижные, сюжетно-ролевые,
дидактические и др. Игра дидактическая - специально созданная игра,
выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в
игровой ситуации за игровыми действиями. Многие игры дидактические
составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка
на овладение знаниями и умениями. Игра дидактическая является одной из
методических разновидностей обучения. Включение дидактической игры в
педагогический процесс способствует тому, что дети, восхищенные игрой,
незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.
Правильно организованная интересная дидактическая игра обогащает
процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию,
тренирует волевые качества ребенка.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой
деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры
обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.
Ее ценность заключается в том, что игровой деятельности образовательная,
развивающая и воспитательная функции тесно связаны и взаимодействуют
друг с другом.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности,
интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для
дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера -
обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, когда создают ту или
иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму.
Обучающая задача реализуется с помощью игровых действий, которые
выполняют дети. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в
ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые
действия, добиться результата, выиграть. Но если участник игры не овладеет
знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей
задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться
результата.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три
основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом,
реальными предметами), настольно-печатные и словесные игры
Дидактические игры с предметами дают возможность решать различные
воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей,
развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать
произвольность поведения, памяти, внимания. Ценность этих игр в том, что с
их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками:
цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на
сравнение, классификацию, установление последовательности в решении
задач; совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки,
о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности,
которую дети отражают в своих играх.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам (парные картинки, лото,
домино) и развивающим задачам, которые решаются при их использовании:
подбор картинок по парам; подбор картинок по общему признаку
(классификация); запоминание состава, количества и расположения картинок;
составление разрезных картинок и кубиков; описание, рассказ о картинке с
показом действий, движений. Они помогают расширить представление детей
о мире, развивать мыслительные процессы.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи
осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры
на наглядность. Они построены на словах и действиях играющих. В таких
играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах,
углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать
приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети
самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают
предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию;
находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным
свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. С помощью
словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным
трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности
умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего
обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в
занимательной форме, которая достигается определенными игровыми
действиями. Обязательным компонентом игры являются и ее правила,
благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей,
воспитательно-образовательным процессом. Таким образом, обязательными
структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и
воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Дидактические
игры
используются
как
в
совместной
деятельности
взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей. Являясь
эффективным
средством
обучения,
они
могут
быть
составной
частью
непосредственно образовательной деятельности. Формированию у ребенка
математических представлений способствует использование разнообразных
дидактических
игр
и
игровых
упражнений.
В
игре
ребенок
приобретает
новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия,
внимания,
памяти,
мышления,
развитию
творческих
способностей,
направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Следовательно,
одной
из
наиболее
важных
задач
воспитателя
и
родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет
ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Дидактические игры по формированию математических представлений
можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается
детям в игровой форме, состоит из познавательного и воспитательного
содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и
организационных отношений.
Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в
дидактической игре математического направления моя роль, как воспитателя,
несравненно большая, чем в играх другой направленности. Я ввожу детей в
ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней,
веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число
дидактических задач.
Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их
помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности
детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача,
содержание, правила, игровое действие. Забочусь о том, чтобы в избранной
игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время
не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как,
выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить
возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном
порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех
чисел в пределах 10, 20, путем сравнивания равных и неравных групп
предметов.
Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?",
"Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови
соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20) и
сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?",
"Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки
не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с
целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел
натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре
используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры задаю
вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч
и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра
проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать
возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на
занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный
материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы со
сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху (Буратино, Красной
Шапочке) в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т. д.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени)
служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день
недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название
дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение
провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается
специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что
последовательность дней недели неизменна. Детям рассказываю о том, что в
названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник
– первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда –
середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой
беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их
последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя".
Для игры вызывают к доске 7 детей, они пересчитываются по порядку и
получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети
выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.
Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий
первый день недели – понедельник и т. д.
Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В
дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни
недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев",
которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название
месяцев, их последовательность.
Дидактическая игра помимо того, что развивает познавательный интерес,
еще и увлекает, открывает эффективные пути активизации умственной
деятельности, способствует организации общения детей между собой и
педагогом, учит элементам логики: классификации, способам сравнения,
группировке предметов по количеству, величине, форме, пространственному
расположению. Она является хорошим средством развития у детей в
дошкольном возрасте интереса к предмету, к логике и к доказательности
рассуждений, к желанию проявлять умственное напряжение, сосредотачивать
внимание на проблеме.
Игры помогают развивать у детей познавательный интерес, способность к
исследовательскому и творческому поиску. Необычная игровая ситуация с
элементами проблемности, присущая дидактической игре, интересна детям.
Таким образом, формирование у дошкольников познавательного интереса
является одной из важнейших задач в развитии ребенка. Отсюда следует, что
опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и
наиболее адекватный путь развития у детей познавательного интереса,
лежащего в основе процесса обучения. Познавательный интерес является
залогом эффективной образовательной деятельности ребенка.