Напоминание

"Самый трудный родитель,самый приятный родитель"


Автор: Леднева Евгения Вадимовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Парус"
Населённый пункт: город Урень, Нижегородская область
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: "Самый трудный родитель,самый приятный родитель"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар — практикум «Самый трудный родитель. Самый приятный

родитель».

Задачи:

• развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении

с родителями;

• обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению

барьеров в общении с "трудными" родителями;

• помощь в анализе и осознании собственных сложностей в установлении

позитивного общения с родителями;

• отреагирование собственных негативных чувств к родителям.

В своей работе педагоги встречают родителей разного типа. Кто-то

хорошо понимает то, что хочет донести до него педагог и с готовностью

принимает участие в жизни группы, детского сада. Но встречаются родители,

которые отказываются слышать педагога и идти с ним на контакт.

Успешность взаимодействия педагога с родителями зависит от ряда

факторов, имеющих отношение как к родителям, так и к педагогу. Один из

таких факторов – коммуникабельность педагога.

Сейчас я предлагаю Вам пройти небольшой тест на уровень нашей

коммуникабельности.

Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.

Вам предлагается 16 вопросов. Отвечайте искренне, результат будет

известен только вам. У вас потом будет возможность вернуться к результату,

обдумать его и внести при необходимости коррективы в свою деятельность.

Инструкция: Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит неординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли

Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступать с

докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с

его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об

особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование,

письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для

родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий,

чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями об общении

с родителями, с коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с

детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников

постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и

что они разговаривают на "разных языках"?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они

забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь

разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу

воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между

педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки

семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только

детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном

виде, чем провести устную консультацию?

Итоги в книге.

Успешность взаимодействия с родителями зависит не только от педагога,

но и от индивидуальных особенностей родителей.

Сейчас мы выполним упражнение: «Самый трудный родитель, самый

приятный родитель».

Мы с вами разделились на 2 группы.

Задание группам создать, используя разные техники, обобщенный

портрет родителя (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры и т. п.) – бумага,

фломастеры, доски.

• 1-я группа: портрет родителя, общение с которым вызывает у вас

отрицательные чувства. На стикерах нужно записать отрицательные

качества родителей, которые вы отразите в этом портрете;

• 2-я группа: портрет родителя, общение с которым вызывает

положительные эмоции и на стикерах запишет положительные

качества родителей, которые вы отразите в своём портрете.

Обсудим результаты работы:

Посмотрим презентацию работы 1-й группы.

1. Какие качества Вы отразили в портрете? Что вы чувствовали при

создании этого портрета? Были ли у вас в практике такие родители?

Посмотрим презентацию работы 2-й группы.

2. Какие качества Вы отразили в портрете? Что вы чувствовали при его

создании? Есть ли в вашей группе такие родители?

Давайте расположим в ряд стикеры и сосчитаем, сколько качеств,

отрицательных и положительных мы отметили у родителей.

Соотнесение их по количеству указывает на наш отрицательный или

положительный настрой в восприятии воспитателями родителей.

Итак, Положительных качеств в портрете отмечено ___ ,

Отрицательных качеств - ___

То есть, получилось, что у нас с вами преобладает

положительная (отрицательная) установка в восприятии родителей.

И так, у нас имеется список претензий к родителям.

Что же нам с ними делать?

Сейчас мы познакомимся с приемом "Список претензий

к родителям".

Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями

детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда

даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами

нас чем-то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем

наше «недовольство» конкретными родителями в своей группе. И назовем

это списком претензий.

Важно быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми

незначительными, но обязательно – четкими и конкретными

Попробуйте поработать со списком своих родителей немного (можно

пошептаться и посоветоваться с коллегами).

Список претензий составлен. Такая табличка может стать основой для

проведения индивидуальной работы с родителями, поможет лучше их понять,

воспитателю поможет лучше осознать проблемы, увидеть их в целом по

группе. Табличка может дополняться и корректироваться в течение года.

Итак, мы говорим о трудных родителях.

Чтобы принять такого человека нужно понять, чем он вас не устраивает, и

попытаться отнестись к нему по-другому.

Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»

«Спокойствие, только спокойствие!» - эти слова говорил Карлсон

Малышу. Спокойствие и терпение являются одним из основных моментов в

безоценочном, ненасильственном общении между родителями и

воспитателями.

Давайте подумаем и определим такие понятия, как

«терпение»

настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле,

работе

«выдержка»

устойчивое проявление способности человека сдерживать свои

эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные

эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, в том числе и агрессивные

действия при возникновении конфликта.

«терпеливость»

положительное качество личности и способность сохранять

спокойствие в неприятной ситуации, стойко переносить страдание, боль,

несчастья, способность сдерживать агрессивность.

Являются ли эти качества профессионально-важными для

педагога? (Ответы).

Приведите примеры ситуаций общения с родителями, в которых вы

проявили терпение и терпимость.

Представьте, что вам пришлось столкнуться с точкой зрения родителей, их

воспитательной позицией, с которыми вы полностью не согласны:

например, что физическое наказание применимо к детям.

Свою позицию во взаимоотношении с родителем педагог может

проанализировать по следующему алгоритму:

• Принять чужое мнение как собственное, попытаться усвоить его логику

и исходные основания, на которых оно строится;

• Вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать

несоответствие их собственным взглядам;

• Скорректировать свое мнение, утверждая его сильные стороны;

• Найти общее в своем и чужом мнении, признать невозможность своего

соглашения с некоторыми позициями другого человека;

• Попытаться все высказать оппоненту, сделав акценты на том, в чем вы с

ним согласны и в чем не согласны;

• Попросить оппонента более весомыми доводами переубедить вас;

• Попробовать, используя доказательства и факты, переубедить оппонента;

• Если ни то, ни другое не удается, признать право на существование

некоторых положений чужого мнения, с которым вы не смогли согласиться,

отказаться от внутреннего, а значит, и внешнего сопротивления

Затем педагоги определяют , что такое» терпимость» ?

«терпимость». это положительное качество характера личности и

способность проявлять уважительное и доброжелательное отношение к

другому образу жизни, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям,

привычкам, поведению и недостаткам людей

К каким родителям мы более нетерпимы?

Теперь давайте мы попытаемся отнестись к родителям по-другому,

используя следующий алгоритм:

• Нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет

осознания положительных качеств и черт родителя;

• Реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на

мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов

помогает снять раздражение;

• На этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;

• Попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать

на мотивацию родителя с целью изменения ее.

Проще ли будет общаться, если не пытаться изменить другого,а принять

возможность наличия у него взглядов, не совпадающих с вашим?

Основополагающие правила общения

• Не критикуй других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем,

что они не твои.

• Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.

• Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.

5. Релаксация.

Упражнение на напряжение и расслабление мышц рук "Игра с песком"

Инструкция. Уберите всё из рук. Наберите в руки воображаемый песок.

Сильно сжав пальцы в кулак, удерживайте песок в руках. Посыпьте колени

песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхните песок с рук, расслабляя

кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела (лень двигать

тяжелыми руками). Повторить игру с песком 2–3 раза.



В раздел образования