Напоминание

Сказкотерапевтический тренинг "Цепь"


Автор: Земскова Анастасия Павловна
Должность: педагог-писхолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: Профилактика эмоционального выгорания
Тема: Сказкотерапевтический тренинг "Цепь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Источник: «Справочник педагога-психолога», 2015 г, №8, стр. 41. Автор: Соловьева

Е.И., педагог-психолог высшей квалификационной категории

МАДОУ МО г. Нягань

«Детский сад № 10 «Дубравушка», Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный

округ – Югра.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Личность педагога- один из главных факторов развития ребенка. От эффективности его

деятельности во многом зависит будущее всего общества. Поэтому забота о физическом,

психическом и духовном здоровье педагога – одна из важнейших задач.

Эмоциональное

выгорание

это

своего

рода

выработанный

личностью

механизм

психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на

психотравмирующие

воздействия.

Процесс

этот

достаточно

коварен,

поскольку

подверженный данному синдрому человек часто плохо осознает его симптомы. Сначала

приглушаются

эмоции,

исчезает

острота

чувств.

Нарастает

внутренне

ощущение

опустошенности и скуки, притом что внешне, казалось бы, все нормально. Затем начинают

раздражать люди, с которыми приходиться работать. Постепенно раздражение переходит в

неприязнь к ним. На первых порах ее еще легко отслеживать, но со временем это

становиться

все

труднее.

Человек

по

привычке

может

сохранять

респектабельность,

однако всё и все окружающие становятся ему безразличными. Он не может увидеть себя

со стороны и понять, что происходит.

Один из методов оказания помощи при эмоциональном выгорании – сказкотерапия. Ее

ценность для взрослого человека в том, что она дает возможность вернуть первоначальное

состояние

целостного

восприятия

мира,

позволяет

мечтать,

активизирует

творческий

потенциал, в мягкой форме передает знания о мире. Атмосфера волшебства и сказочности

позволяет выйти за те рамки, которые мы сами себе выстраиваем, расширить фокус

внимания

и

арсенал

возможностей.

Это

помогает

увидеть

другие

возможные

пути

развития событий и решения жизненных проблем.

Сценарий тренинга «Цепь»

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

способствовать

психологической

подготовке

к

напряженным

эмоциональным

состояниям

и

символическому

отреагированию

физиологических

и

эмоциональных

стрессов;

помочь наладить взаимоотношения с окружающими и найти конструктивный выход

из конфликтных ситуаций;

раскрыть

личностный

потенциал,

способствовать

принятию

в

символической

форме своей физической активности и самореализации.

Продолжительность: 1-1,5 часа

Количество человек в группе: 10-12 человек.

Материалы: текст сказки «Цепь», листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры.

Примечание:

Тренинг

построен

на

основе

сказочного

сюжета.

Чтение

сказки

перемежается упражнениями.

Ход тренинга.

1.

Упражнение «Приветствие по кругу»

Цели: настроить на совместную работу, сплотить коллектив.

Инструкция.

Участникам

предлагается

поприветствовать

друг

друга

любыми

способами, высказав свои пожелания.

2.

Чтение сказки «Цепь»

Инструкция. Педагог – психолог предлагает участникам тренинга прослушать сказку.

Цепь.

На зеленой траве большого луга лежала одинокая цепь. Мимо нее пролетали стрекозы и

бабочки, пробегали полевые мыши и хомячки, размышляя о своих бесконечных делах,

торопливо шагали люди. Только Цепь оставалась на месте и, мечтая, смотрела в синее

небо. «Ах, если бы произошло чудо, которое изменило мою скучную жизнь!..» - думала

она, глядя на проплывающие мимо облака.

Однажды на луг прилетела стая диких уток. Путешествуя в теплые края, они решили

остановиться,

немного

отдохнуть

и

размять

лапки.

Одна

молодая

утка

внимательно

осмотрела поле и увидела Цепь.

- Привет, - сказала она и подошла ближе. - Меня зовут Кряка. Я прилетела сегодня

утром вместе со стаей. А как зовут тебя?

- Меня зовут Цепь, - грустно сказала цепь. – И я не умею летать. Я всегда лежу на

одном и том же месте и жду, когда кто-нибудь подойдет ко мне и предложит свою дружбу.

- А хочешь, я буду дружить с тобой? – спросила Кряка и подошла еще ближе. – Мы

вместе полетим по всему миру, и ты увидишь красоту нашей земли с высоты птичьего

полета.

- Конечно, хочу! – воскликнула Цепь. – Как здорово!

- Вот и хорошо, - сказала Кряка и надела Цепь себе на шею.

На следующий день утки собрались в стаю и отправились в путь…

3.

Упражнение «Утки».

Цель: снять напряжение, сформировать навык управления мышцами тела (расслаблять

или напрягать их по собственному желанию).

Инструкция.

Участники

стоя

прижимают

руки

до

локтей

к

туловищу,

плечами

и

предплечьями делают взмахи, поднимаясь на носочки при вдохе и опускаясь при выдохе.

При

выдохе

утки

длительно

и

громко

произносят

«Кряяяя,

кррряяя».

Движения

предплечий и кистей тугие, напряженные, сильные. Затем «утки» опускаются на воду

(садятся), складывают «крылья» (свободно опускают руки), отдыхают, расслабляются,

слушают ощущения в руках и во всем теле.

4.

Чтение сказки «Цепь» (продолжение)

Во время полета Цепь с восхищением смотрела на землю и без конца повторяла:

- Кряка, какая ты добрая и благородная! Без тебя я никогда не увидела бы, как

прекрасен этот мир.

- Да, это так, - соглашалась утка и изо всех сил махала крыльями, чтобы не отстать от

стаи.

Но хотя Кряка и старалась, она постоянно задерживалась в пути, и остальным уткам

приходилось останавливаться и ждать ее.

- Со мною Цепь, - оправдывалась Кряка и незаметно вздыхала.

На второй день пути она сказала своим друзьям:

- Я не могу лететь так быстро, как вы. Тяжелая Цепь тянет меня к земле. Летите

медленнее.

Но не успели утки что-либо ей ответить, как услышали недовольный голос Цепи:

- Я тяну тебя к земле? Какая несправедливость! А ведь я, Кряка, за время полета не

сделала тебе ни одного замечания, хоть ты и трясешь меня постоянно. Даже удивляюсь,

как не потеряла ни одного своего звена. И заметь, я всегда с тобой вежлива, ведь мы

друзья.

- Да, мы друзья, - вздохнула утка и опустила глаза…

5.

Упражнение «Цепь».

Цель: снять напряжение, сплотить коллектив.

Инструкция. Участники встают в цепь, берут друг друга под руку. Задача – преодоление

различных препятствий, не размыкая рук.

6.

Чтение сказки «Цепь» (продолжение)

- Кряка, зачем тебе эта Цепь? – спросил вожак стаи, она мешает свободно лететь и

лишает сил. Оставь ее на поляне.

- Не могу, - тихо сказала Кряка и добавила:- Цепь – мой друг.

Однако на третий день пути у утки заболела шея.

- Зачем ты натерла мне ее? – спросила Кряка у Цепи и заплакала.

- Извини, я не хотела обидеть тебя, - сказала Цепь. – Так получилось.

- Но больше мы не сможем лететь вместе, - решила утка. – Твои звенья причиняют мне

боль.

- Ты хочешь бросить меня? Вдруг возмутилась Цепь. – А как же наша дружба? Неужели

ты оставишь меня одну в незнакомом месте? И зачем я только полетела с тобой, такой

ненадежной?

И она недовольно посмотрела на свою подругу. После некоторого молчания Кряка

сказала:

- Цепь, ты полетела со мной потому, что сама этого захотела. Я только исполнила твое

желание. Давай не будем ругаться, а подумаем, что делать дальше.

- Что делать, что делать? – вздохнула Цепь. – Не знаю. Я никогда ничего не делала.

Всегда просто лежала на траве и грустила от одиночества. Я так радовалась нашей дружбе

и путешествиям, а теперь ты покидаешь меня…

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, почему возникла конфликтная ситуация между уткой и Цепью?

При каких обстоятельствах такая ситуация может произойти в реальной жизни?

Что чувствовала Кряка, когда почувствовала, что Цепь натерла ей шею?

Что сделал Кряка, чтобы снова лететь легко и свободно? Какие черты характера она

при этом проявила?

7.

Упражнение «Рисунок сцепленными руками»

Цель: развить умение понимать друг друга на невербальном уровне, работать в паре,

сплотить коллектив. Упражнение можно использовать для диагностики межличностных

отношений между педагогами.

Инструкция. Участникам предлагается выбрать себе пару, затем взять под руку друг

друга. Задача – не разговаривая, нарисовать на листе бумаги рисунок сцепленной рукой.

Один рисует цепь, другой – утку.

Вопросы для рефлексии упражнения:

Легко ли было работать вместе?

Быстро ли смогли определить, кто, что будет рисовать?

8.

Чтение сказки «Цепь» (продолжение)

Вдруг их разговор прервал шум подъехавшей машины с прицепом.

- Ой, какая хорошая Цепь, - сказала она. – я случайно услышала, что ты хочешь

путешествовать. Предлагаю поехать со мной. Моей силы хватит, чтобы выдержать тебя.

Да и сделаны мы из одного металла. Только попрошу помочь мне тянуть прицеп.

Цепь подумала и согласилась с предложением машины. Она попрощалась с Крякой и

отправилась в свое первое самостоятельное путешествие.

С тех пор Цепь никогда не лежала без дела и не висела обузой на чужой шее. Она

увидела много новых и красивых мест, но самое главное научилась работать и чувствовать

свою крепость и силу.

А Кряка летала в теплые страны, возвращалась в родные края и наслаждалась свободой

и легкостью своего полета.

Иногда пути подруг пересекались, и они, радуясь встрече, делились друг с другом

своими впечатлениями от многочисленных путешествий.

Вопросы для обсуждения:

Какие изменения в поведении Цепи привели к тому, что она почувствовала сильной

и крепкой?

Как вы думаете, почему отношения Кряки и Цепи привели к их расставанию, а

Цепи и машины к сотрудничеству?

Изменились ли отношения подруг после расставания? Какими они стали?

Чему может научить этот сказка?

9. Упражнение «Преодоление»

Инструкция

педагога-психолога: Жизнь – это борьба. Эту формулу вы, безусловно,

слышали много раз. Но с ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить

в мире и согласии с собой и окружающими. Между тем жизнь часто ставит перед нами

серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в

значительной мере стимулирует рост и развитие личности.

Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее

время… Найдите то общее, что помогло вам справиться с этими трудностями… После

того

как

вы

закончите,

мы

выслушаем

всех,

уделяя

особое

внимание

способам

преодоления препятствий. Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление». У

каждого

из

вас

в

трудную

минуту

будет

под

рукой

наш

общий

опыт

успешного

преодоления трудностей.

(Наш адаптированный вариант: Как вы думаете, тяжело ли было цепи тянуть прицеп?

Но

чувствовали

ли

она

себя

счастливой?

Почему?

Какие

у

вас

есть

способы

восстановления

сил,

что

приносит

удовольствие

в

жизни?

Давайте

составим

общий

список).

Могли ли отношения Цепи и Кряки быть другими, более конструктивными?)

10. Рефлексия.



В раздел образования