Автор: Земскова Анастасия Павловна
Должность: педагог-писхолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск, Чувашская Республика
Наименование материала: Профилактика эмоционального выгорания
Тема: Сказкотерапевтический тренинг "Цепь"
Раздел: дошкольное образование
Источник: «Справочник педагога-психолога», 2015 г, №8, стр. 41. Автор: Соловьева
Е.И., педагог-психолог высшей квалификационной категории
МАДОУ МО г. Нягань
«Детский сад № 10 «Дубравушка», Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный
округ – Югра.
Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Личность педагога- один из главных факторов развития ребенка. От эффективности его
деятельности во многом зависит будущее всего общества. Поэтому забота о физическом,
психическом и духовном здоровье педагога – одна из важнейших задач.
Эмоциональное
выгорание
–
это
своего
рода
выработанный
личностью
механизм
психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на
психотравмирующие
воздействия.
Процесс
этот
достаточно
коварен,
поскольку
подверженный данному синдрому человек часто плохо осознает его симптомы. Сначала
приглушаются
эмоции,
исчезает
острота
чувств.
Нарастает
внутренне
ощущение
опустошенности и скуки, притом что внешне, казалось бы, все нормально. Затем начинают
раздражать люди, с которыми приходиться работать. Постепенно раздражение переходит в
неприязнь к ним. На первых порах ее еще легко отслеживать, но со временем это
становиться
все
труднее.
Человек
по
привычке
может
сохранять
респектабельность,
однако всё и все окружающие становятся ему безразличными. Он не может увидеть себя
со стороны и понять, что происходит.
Один из методов оказания помощи при эмоциональном выгорании – сказкотерапия. Ее
ценность для взрослого человека в том, что она дает возможность вернуть первоначальное
состояние
целостного
восприятия
мира,
позволяет
мечтать,
активизирует
творческий
потенциал, в мягкой форме передает знания о мире. Атмосфера волшебства и сказочности
позволяет выйти за те рамки, которые мы сами себе выстраиваем, расширить фокус
внимания
и
арсенал
возможностей.
Это
помогает
увидеть
другие
возможные
пути
развития событий и решения жизненных проблем.
Сценарий тренинга «Цепь»
Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
способствовать
психологической
подготовке
к
напряженным
эмоциональным
состояниям
и
символическому
отреагированию
физиологических
и
эмоциональных
стрессов;
помочь наладить взаимоотношения с окружающими и найти конструктивный выход
из конфликтных ситуаций;
раскрыть
личностный
потенциал,
способствовать
принятию
в
символической
форме своей физической активности и самореализации.
Продолжительность: 1-1,5 часа
Количество человек в группе: 10-12 человек.
Материалы: текст сказки «Цепь», листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры.
Примечание:
Тренинг
построен
на
основе
сказочного
сюжета.
Чтение
сказки
перемежается упражнениями.
Ход тренинга.
1.
Упражнение «Приветствие по кругу»
Цели: настроить на совместную работу, сплотить коллектив.
Инструкция.
Участникам
предлагается
поприветствовать
друг
друга
любыми
способами, высказав свои пожелания.
2.
Чтение сказки «Цепь»
Инструкция. Педагог – психолог предлагает участникам тренинга прослушать сказку.
Цепь.
На зеленой траве большого луга лежала одинокая цепь. Мимо нее пролетали стрекозы и
бабочки, пробегали полевые мыши и хомячки, размышляя о своих бесконечных делах,
торопливо шагали люди. Только Цепь оставалась на месте и, мечтая, смотрела в синее
небо. «Ах, если бы произошло чудо, которое изменило мою скучную жизнь!..» - думала
она, глядя на проплывающие мимо облака.
Однажды на луг прилетела стая диких уток. Путешествуя в теплые края, они решили
остановиться,
немного
отдохнуть
и
размять
лапки.
Одна
молодая
утка
внимательно
осмотрела поле и увидела Цепь.
- Привет, - сказала она и подошла ближе. - Меня зовут Кряка. Я прилетела сегодня
утром вместе со стаей. А как зовут тебя?
- Меня зовут Цепь, - грустно сказала цепь. – И я не умею летать. Я всегда лежу на
одном и том же месте и жду, когда кто-нибудь подойдет ко мне и предложит свою дружбу.
- А хочешь, я буду дружить с тобой? – спросила Кряка и подошла еще ближе. – Мы
вместе полетим по всему миру, и ты увидишь красоту нашей земли с высоты птичьего
полета.
- Конечно, хочу! – воскликнула Цепь. – Как здорово!
- Вот и хорошо, - сказала Кряка и надела Цепь себе на шею.
На следующий день утки собрались в стаю и отправились в путь…
3.
Упражнение «Утки».
Цель: снять напряжение, сформировать навык управления мышцами тела (расслаблять
или напрягать их по собственному желанию).
Инструкция.
Участники
стоя
прижимают
руки
до
локтей
к
туловищу,
плечами
и
предплечьями делают взмахи, поднимаясь на носочки при вдохе и опускаясь при выдохе.
При
выдохе
утки
длительно
и
громко
произносят
«Кряяяя,
кррряяя».
Движения
предплечий и кистей тугие, напряженные, сильные. Затем «утки» опускаются на воду
(садятся), складывают «крылья» (свободно опускают руки), отдыхают, расслабляются,
слушают ощущения в руках и во всем теле.
4.
Чтение сказки «Цепь» (продолжение)
Во время полета Цепь с восхищением смотрела на землю и без конца повторяла:
- Кряка, какая ты добрая и благородная! Без тебя я никогда не увидела бы, как
прекрасен этот мир.
- Да, это так, - соглашалась утка и изо всех сил махала крыльями, чтобы не отстать от
стаи.
Но хотя Кряка и старалась, она постоянно задерживалась в пути, и остальным уткам
приходилось останавливаться и ждать ее.
- Со мною Цепь, - оправдывалась Кряка и незаметно вздыхала.
На второй день пути она сказала своим друзьям:
- Я не могу лететь так быстро, как вы. Тяжелая Цепь тянет меня к земле. Летите
медленнее.
Но не успели утки что-либо ей ответить, как услышали недовольный голос Цепи:
- Я тяну тебя к земле? Какая несправедливость! А ведь я, Кряка, за время полета не
сделала тебе ни одного замечания, хоть ты и трясешь меня постоянно. Даже удивляюсь,
как не потеряла ни одного своего звена. И заметь, я всегда с тобой вежлива, ведь мы
друзья.
- Да, мы друзья, - вздохнула утка и опустила глаза…
5.
Упражнение «Цепь».
Цель: снять напряжение, сплотить коллектив.
Инструкция. Участники встают в цепь, берут друг друга под руку. Задача – преодоление
различных препятствий, не размыкая рук.
6.
Чтение сказки «Цепь» (продолжение)
- Кряка, зачем тебе эта Цепь? – спросил вожак стаи, она мешает свободно лететь и
лишает сил. Оставь ее на поляне.
- Не могу, - тихо сказала Кряка и добавила:- Цепь – мой друг.
Однако на третий день пути у утки заболела шея.
- Зачем ты натерла мне ее? – спросила Кряка у Цепи и заплакала.
- Извини, я не хотела обидеть тебя, - сказала Цепь. – Так получилось.
- Но больше мы не сможем лететь вместе, - решила утка. – Твои звенья причиняют мне
боль.
- Ты хочешь бросить меня? Вдруг возмутилась Цепь. – А как же наша дружба? Неужели
ты оставишь меня одну в незнакомом месте? И зачем я только полетела с тобой, такой
ненадежной?
И она недовольно посмотрела на свою подругу. После некоторого молчания Кряка
сказала:
- Цепь, ты полетела со мной потому, что сама этого захотела. Я только исполнила твое
желание. Давай не будем ругаться, а подумаем, что делать дальше.
- Что делать, что делать? – вздохнула Цепь. – Не знаю. Я никогда ничего не делала.
Всегда просто лежала на траве и грустила от одиночества. Я так радовалась нашей дружбе
и путешествиям, а теперь ты покидаешь меня…
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, почему возникла конфликтная ситуация между уткой и Цепью?
При каких обстоятельствах такая ситуация может произойти в реальной жизни?
Что чувствовала Кряка, когда почувствовала, что Цепь натерла ей шею?
Что сделал Кряка, чтобы снова лететь легко и свободно? Какие черты характера она
при этом проявила?
7.
Упражнение «Рисунок сцепленными руками»
Цель: развить умение понимать друг друга на невербальном уровне, работать в паре,
сплотить коллектив. Упражнение можно использовать для диагностики межличностных
отношений между педагогами.
Инструкция. Участникам предлагается выбрать себе пару, затем взять под руку друг
друга. Задача – не разговаривая, нарисовать на листе бумаги рисунок сцепленной рукой.
Один рисует цепь, другой – утку.
Вопросы для рефлексии упражнения:
Легко ли было работать вместе?
Быстро ли смогли определить, кто, что будет рисовать?
8.
Чтение сказки «Цепь» (продолжение)
Вдруг их разговор прервал шум подъехавшей машины с прицепом.
- Ой, какая хорошая Цепь, - сказала она. – я случайно услышала, что ты хочешь
путешествовать. Предлагаю поехать со мной. Моей силы хватит, чтобы выдержать тебя.
Да и сделаны мы из одного металла. Только попрошу помочь мне тянуть прицеп.
Цепь подумала и согласилась с предложением машины. Она попрощалась с Крякой и
отправилась в свое первое самостоятельное путешествие.
С тех пор Цепь никогда не лежала без дела и не висела обузой на чужой шее. Она
увидела много новых и красивых мест, но самое главное научилась работать и чувствовать
свою крепость и силу.
А Кряка летала в теплые страны, возвращалась в родные края и наслаждалась свободой
и легкостью своего полета.
Иногда пути подруг пересекались, и они, радуясь встрече, делились друг с другом
своими впечатлениями от многочисленных путешествий.
Вопросы для обсуждения:
Какие изменения в поведении Цепи привели к тому, что она почувствовала сильной
и крепкой?
Как вы думаете, почему отношения Кряки и Цепи привели к их расставанию, а
Цепи и машины к сотрудничеству?
Изменились ли отношения подруг после расставания? Какими они стали?
Чему может научить этот сказка?
9. Упражнение «Преодоление»
Инструкция
педагога-психолога: Жизнь – это борьба. Эту формулу вы, безусловно,
слышали много раз. Но с ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить
в мире и согласии с собой и окружающими. Между тем жизнь часто ставит перед нами
серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в
значительной мере стимулирует рост и развитие личности.
Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее
время… Найдите то общее, что помогло вам справиться с этими трудностями… После
того
как
вы
закончите,
мы
выслушаем
всех,
уделяя
особое
внимание
способам
преодоления препятствий. Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление». У
каждого
из
вас
в
трудную
минуту
будет
под
рукой
наш
общий
опыт
успешного
преодоления трудностей.
(Наш адаптированный вариант: Как вы думаете, тяжело ли было цепи тянуть прицеп?
Но
чувствовали
ли
она
себя
счастливой?
Почему?
Какие
у
вас
есть
способы
восстановления
сил,
что
приносит
удовольствие
в
жизни?
Давайте
составим
общий
список).
Могли ли отношения Цепи и Кряки быть другими, более конструктивными?)
10. Рефлексия.