Авторы: Мызникова Елена Степановна, Мызникова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель физики и математики
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса"
Населённый пункт: Свердловская обл., г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Практика применения проблемно-ситуационного анализа на занятии по геометрии
Раздел: среднее профессиональное
Практика применения проблемно-ситуационного анализа
на занятии по геометрии.
Мызникова Е.С., преподаватель
физики и математики,
ГАПОУ СО «Нижнетагильский
техникум
металлообрабатывающих
производств и сервиса»
Аннотация
В статье рассматривается практика применения кейс-технологии на
примере занятия по геометрии «Симметрия в пространстве». Студентам
предоставляется шанс по
–
новому взглянуть на геометрию.
Такая форма реализации
практико-ориентированной составляющей
образовательного
процесса увлекательна
и
нестандартна,
позволяет
установить
связь
темы
занятия
с
будущей
профессиональной
деятельностью студентов техникума. Развивающий эффект обучения ведет
к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию
логики,
мышления,
коммуникативных
способностей.
Предметные
и
метапредметные
компетенции
будущих
специалистов
формируются
в
комплексе.
Ключевые слова:
кейс, технология, проблемно–ситуационный анализ,
деятельностный
подход,
предметные
и
метапредметные
компетенции,
личностные результаты,
Кейс – метод (от английского «case» - случай) – это метод активного
проблемно-ситуационного
анализа.
Он
относится
к
эффективным
активным образовательным технологиям.
Отличительной
особенностью
кейс–метода
является
создание
проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни и
поиск
нетривиальных
подходов. Студентам предлагают осмыслить жизненную
ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую–
либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс
знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
При
этом
сама
проблема
не имеет
однозначных
решений.
Процесс
обсуждения важнее самого решения.
Кейс – единый информационный комплекс, позволяющий понять
ситуацию.
Он
должен
включать
набор
вопросов,
подталкивающих
к
решению
поставленной
проблемы
и
удовлетворять
следующим
требованиям:
соответствовать четко поставленной цели;
иметь
соответствующий
уровень
трудности
самостоятельность
студентов;
быть актуальным на сегодняшний день;
иллюстрировать типичные ситуации из реальной жизни;
развивать предметные, общие и профессиональные компетенции;
развивать предметные, общие и профессиональные компетенции;
провоцировать дискуссию;
иметь несколько вариантов решений.
Представляю
опыт
практического
применения проблемно–
ситуационного
анализа на
занятии
по
геометрии. Планирую
работу
с
кейсом в следующем порядке:
индивидуальная
самостоятельная
работа
студентов
с
материалами кейса;
работа
в
малых
группах
по
согласованию
видения
ключевой
проблемы и ее решений;
презентация
и
экспертиза
результатов
малых
групп
на
общей
дискуссии (в рамках учебной группы).
В
целях
усиления
практико-ориентированной
составляющей
образовательного процесса выбираю наиболее соответствующие ей формы
организации обучения, которые обеспечивают приоритет самостоятельной
познавательной деятельности, требуют привлечения и осмысления личного
социального опыта, побуждают высказывать собственное мнение, давать
личностную
оценку,
создают
условия
для
свободного
творческого
самовыражения.
Изучение
математики
начинается
с
геометрии.
Иногда
студенты
говорят, что она совершенно не связана с нашей жизнью, что это очень
трудная
и
совсем
непонятная
наука. При преподавании математики не
всегда можно продемонстрировать применение изучаемого материала в
реальной
жизни.
Применение
кейс–технологии
при
изучении
раздела
«Многогранники» дает такую возможность.
На
учебном
занятий
по
этой
теме
студенты,
обучающиеся
по
специальности
«Парикмахерское
искусство»,
знакомятся
с
теоретическими
основами
одной
из
форм
движения
пространства:
симметрией, что составляет содержание
1 страницы кейса.
Подробно
рассматриваются
особенности
центральной,
осевой
и
зеркальной
симметрии, их особенности, но в учебнике нет примеров их применения в
окружающей нас жизни. Этот пробел восполняем на занятии по теме
«Симметрия в пространстве». Студентам предоставляется шанс по
–
новому
взглянуть на геометрию.
Тип кейса: исследовательский. Группа студентов делится на 3 малые
группы,
в
каждой
из
которых
организуется
поиск,
сбор
и
изучение
информации о симметрии в пространстве, чтобы ответить на проблемный
вопрос: «Симметричен ли окружающий нас мир? Разве во всем в жизни
есть симметрия?».
Задание 1 группе. Проведите исследование по теме «Симметрия в
архитектуре г. Нижнего Тагила».
1. Возьмите
для
исследования
объекты:
дома
на
улице,
здания
церквей, дворцов и т. д. Сфотографируйте их.
2. Рассмотрите выбранные объекты и ответьте на вопросы.
− Обладают ли они симметрией? Если – нет, то почему? Если - да,
то какой?
− Почему вы так решили?
− Симметрична или асимметрична общая форма всех выбранных
объектов?
− Есть ли точное сходство в деталях?
− Используют
ли
люди
в
архитектуре
и
строительстве
понятие
симметрии? Если да, то зачем? Если нет, то почему?
(При
ответе
на
вопросы
используйте
математическую
терминологию, 1 страницу кейса).
3. По результатам исследования создайте электронную презентацию
в программе Power Point с фотографиями объектов, заполните таблицу1.
4.
Сделайте
общие
выводы
о
симметрии
в
архитектуре
нашего
города. Оформите 2 страницу кейса.
Задание
2
группе.
Докажите
или
опровергните
слова:
«Идею
симметрии подсказывает сама природа».
1. Алгоритм выполнения задания содержит те же вопросы, что для 1
группы, только студенты проводят исследования на объектах живой и
неживой природы, используя фотографии и снимки из интернета. При
обобщении результатов исследования студенты делают вывод о наличии
симметрии
в
природе
и
отвечают
на
проблемный
вопрос:
«Нужна
ли
живым организмам симметрия?»
Задание 3 группе. Проведите исследование по теме: «Симметрия в
европейской
прическе
20
века».
Используя
фотографии
из
интернета,
студенты
работают
по
той
же
схеме,
что
и
первые
2
группы.
Кейс
заканчивается ответами на вопросы: «Нужна ли симметрия в прическе?»,
«Актуальны ли симметричные прически в 21 веке?»
Таблица 1
Исследу
емый
объект
Обладают
ли
выбранные
объекты
симметрие
й (да/нет)
Укажите вид
симметрии,
если «да» -
если «нет», то
укажите –
почему вы так
считаете.
Есть ли у
объекта
центр
симметри
и?
Есть ли у
объекта ось
симметрии
?
Опишите, в чем
вы видите
сходст
во
частей
симмет
рии
различи
е частей
симметр
ии
1.
2.
В
процессе
дискуссии
отвечаем
на
проблемный
вопрос,
поставленный в начале занятия.
Задания студенты выполняют дома. На следующем занятии каждая
группа
представляет
результаты
своей
работы,
демонстрируют
презентации.
Примеры применения симметрии в пространстве дают возможность
студентам понять и увидеть, что математика окружает нас в жизни,
ее
законы применимы к живой и неживой природе, в архитектуре и даже в
парикмахерском искусстве.
Сложная наука становится наукой необходимой любому человеку.
Кейсы помогают студенту понять: зачем изучается данная тема, где могут
пригодиться ему полученные на уроке знания.
Кейсовая технология это надпредметная технология, она помогает
сделать
занятие
направленным
на
получение
п р ед м е т н ы х ,
метапредметных и личностных результатов, занятие проходит на основе
деятельностного
подхода,
самостоятельной
работы
студентов,
характеризуется наличием мотива, цели, оценки результатов деятельности.
Список литературы
1.
Титова Н.В. Повышение качества естественнонаучного образования в
профессиональном
лицее
на
основе
оптимизации
педагогических
технологий: Диссертация канд. пед. наук. М., 2011.
2.
Понкин
И.
В.
К
вопросу
об
инновациях
в
образовании
/
И.
В.
Понкин //Интеграция образования. — 2017. — №3.