Напоминание

Практика применения проблемно-ситуационного анализа на занятии по геометрии


Авторы: Мызникова Елена Степановна, Мызникова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель физики и математики
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса"
Населённый пункт: Свердловская обл., г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Практика применения проблемно-ситуационного анализа на занятии по геометрии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Практика применения проблемно-ситуационного анализа

на занятии по геометрии.

Мызникова Е.С., преподаватель

физики и математики,

ГАПОУ СО «Нижнетагильский

техникум

металлообрабатывающих

производств и сервиса»

Аннотация

В статье рассматривается практика применения кейс-технологии на

примере занятия по геометрии «Симметрия в пространстве». Студентам

предоставляется шанс по

новому взглянуть на геометрию.

Такая форма реализации

практико-ориентированной составляющей

образовательного

процесса увлекательна

и

нестандартна,

позволяет

установить

связь

темы

занятия

с

будущей

профессиональной

деятельностью студентов техникума. Развивающий эффект обучения ведет

к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию

логики,

мышления,

коммуникативных

способностей.

Предметные

и

метапредметные

компетенции

будущих

специалистов

формируются

в

комплексе.

Ключевые слова:

кейс, технология, проблемно–ситуационный анализ,

деятельностный

подход,

предметные

и

метапредметные

компетенции,

личностные результаты,

Кейс – метод (от английского «case» - случай) – это метод активного

проблемно-ситуационного

анализа.

Он

относится

к

эффективным

активным образовательным технологиям.

Отличительной

особенностью

кейс–метода

является

создание

проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни и

поиск

нетривиальных

подходов. Студентам предлагают осмыслить жизненную

ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую–

либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс

знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

При

этом

сама

проблема

не имеет

однозначных

решений.

Процесс

обсуждения важнее самого решения.

Кейс – единый информационный комплекс, позволяющий понять

ситуацию.

Он

должен

включать

набор

вопросов,

подталкивающих

к

решению

поставленной

проблемы

и

удовлетворять

следующим

требованиям:

соответствовать четко поставленной цели;

иметь

соответствующий

уровень

трудности

самостоятельность

студентов;

быть актуальным на сегодняшний день;

иллюстрировать типичные ситуации из реальной жизни;

развивать предметные, общие и профессиональные компетенции;

развивать предметные, общие и профессиональные компетенции;

провоцировать дискуссию;

иметь несколько вариантов решений.

Представляю

опыт

практического

применения проблемно–

ситуационного

анализа на

занятии

по

геометрии. Планирую

работу

с

кейсом в следующем порядке:

индивидуальная

самостоятельная

работа

студентов

с

материалами кейса;

работа

в

малых

группах

по

согласованию

видения

ключевой

проблемы и ее решений;

презентация

и

экспертиза

результатов

малых

групп

на

общей

дискуссии (в рамках учебной группы).

В

целях

усиления

практико-ориентированной

составляющей

образовательного процесса выбираю наиболее соответствующие ей формы

организации обучения, которые обеспечивают приоритет самостоятельной

познавательной деятельности, требуют привлечения и осмысления личного

социального опыта, побуждают высказывать собственное мнение, давать

личностную

оценку,

создают

условия

для

свободного

творческого

самовыражения.

Изучение

математики

начинается

с

геометрии.

Иногда

студенты

говорят, что она совершенно не связана с нашей жизнью, что это очень

трудная

и

совсем

непонятная

наука. При преподавании математики не

всегда можно продемонстрировать применение изучаемого материала в

реальной

жизни.

Применение

кейс–технологии

при

изучении

раздела

«Многогранники» дает такую возможность.

На

учебном

занятий

по

этой

теме

студенты,

обучающиеся

по

специальности

«Парикмахерское

искусство»,

знакомятся

с

теоретическими

основами

одной

из

форм

движения

пространства:

симметрией, что составляет содержание

1 страницы кейса.

Подробно

рассматриваются

особенности

центральной,

осевой

и

зеркальной

симметрии, их особенности, но в учебнике нет примеров их применения в

окружающей нас жизни. Этот пробел восполняем на занятии по теме

«Симметрия в пространстве». Студентам предоставляется шанс по

новому

взглянуть на геометрию.

Тип кейса: исследовательский. Группа студентов делится на 3 малые

группы,

в

каждой

из

которых

организуется

поиск,

сбор

и

изучение

информации о симметрии в пространстве, чтобы ответить на проблемный

вопрос: «Симметричен ли окружающий нас мир? Разве во всем в жизни

есть симметрия?».

Задание 1 группе. Проведите исследование по теме «Симметрия в

архитектуре г. Нижнего Тагила».

1. Возьмите

для

исследования

объекты:

дома

на

улице,

здания

церквей, дворцов и т. д. Сфотографируйте их.

2. Рассмотрите выбранные объекты и ответьте на вопросы.

Обладают ли они симметрией? Если – нет, то почему? Если - да,

то какой?

Почему вы так решили?

Симметрична или асимметрична общая форма всех выбранных

объектов?

Есть ли точное сходство в деталях?

Используют

ли

люди

в

архитектуре

и

строительстве

понятие

симметрии? Если да, то зачем? Если нет, то почему?

(При

ответе

на

вопросы

используйте

математическую

терминологию, 1 страницу кейса).

3. По результатам исследования создайте электронную презентацию

в программе Power Point с фотографиями объектов, заполните таблицу1.

4.

Сделайте

общие

выводы

о

симметрии

в

архитектуре

нашего

города. Оформите 2 страницу кейса.

Задание

2

группе.

Докажите

или

опровергните

слова:

«Идею

симметрии подсказывает сама природа».

1. Алгоритм выполнения задания содержит те же вопросы, что для 1

группы, только студенты проводят исследования на объектах живой и

неживой природы, используя фотографии и снимки из интернета. При

обобщении результатов исследования студенты делают вывод о наличии

симметрии

в

природе

и

отвечают

на

проблемный

вопрос:

«Нужна

ли

живым организмам симметрия?»

Задание 3 группе. Проведите исследование по теме: «Симметрия в

европейской

прическе

20

века».

Используя

фотографии

из

интернета,

студенты

работают

по

той

же

схеме,

что

и

первые

2

группы.

Кейс

заканчивается ответами на вопросы: «Нужна ли симметрия в прическе?»,

«Актуальны ли симметричные прически в 21 веке?»

Таблица 1

Исследу

емый

объект

Обладают

ли

выбранные

объекты

симметрие

й (да/нет)

Укажите вид

симметрии,

если «да» -

если «нет», то

укажите –

почему вы так

считаете.

Есть ли у

объекта

центр

симметри

и?

Есть ли у

объекта ось

симметрии

?

Опишите, в чем

вы видите

сходст

во

частей

симмет

рии

различи

е частей

симметр

ии

1.

2.

В

процессе

дискуссии

отвечаем

на

проблемный

вопрос,

поставленный в начале занятия.

Задания студенты выполняют дома. На следующем занятии каждая

группа

представляет

результаты

своей

работы,

демонстрируют

презентации.

Примеры применения симметрии в пространстве дают возможность

студентам понять и увидеть, что математика окружает нас в жизни,

ее

законы применимы к живой и неживой природе, в архитектуре и даже в

парикмахерском искусстве.

Сложная наука становится наукой необходимой любому человеку.

Кейсы помогают студенту понять: зачем изучается данная тема, где могут

пригодиться ему полученные на уроке знания.

Кейсовая технология это надпредметная технология, она помогает

сделать

занятие

направленным

на

получение

п р ед м е т н ы х ,

метапредметных и личностных результатов, занятие проходит на основе

деятельностного

подхода,

самостоятельной

работы

студентов,

характеризуется наличием мотива, цели, оценки результатов деятельности.

Список литературы

1.

Титова Н.В. Повышение качества естественнонаучного образования в

профессиональном

лицее

на

основе

оптимизации

педагогических

технологий: Диссертация канд. пед. наук. М., 2011.

2.

Понкин

И.

В.

К

вопросу

об

инновациях

в

образовании

/

И.

В.

Понкин //Интеграция образования. — 2017. — №3.



В раздел образования