Автор: Рознина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад№35" Малышок"
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская область
Наименование материала: публикация
Тема: "Тропинка в природу"
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта работы воспитателя Розниной Ольги Николаевны
на тему « Тропинка в природу»
«Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно
использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир,
окружающий ребёнка, это прежде всего, мир природы с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В.А.Сухомлинский
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки,
леса и горы, деревни и города… Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в
нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…
Актуальность:
Каким будет наш мир? - во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в
сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создает
вокруг себя.
Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с
экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика
роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего
возраста. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее
продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто
живое.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов,
тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота
окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь,
и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Вряд ли кто- нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может
состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения. Экологическое
воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности.
Цель: Сформировать у воспитанников целостный взгляд на природу и место человека в
ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью
окружающих.
Задачи:
Формировать у воспитанников осознанное отношение к природе, ее явлениям и
объектам;
Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами
природы;
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и
исследовательской деятельности детей;
Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и
окружающему миру в целом.
Система работы
Перспективное планирование с воспитанниками
Предметно – развивающая среда
Работа с родителями
Работа с педагогами
Система работы по развитию экологических знаний дошкольников
1.Работа с воспитанниками:
Непосредственно образовательная деятельность
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Самостоятельная детская деятельность
2
. Повышение компетентности педагогов:
консультации;
мастер – класс;
семинар- практикум; т.п.
3
. Взаимодействие с родителями:
родительские собрания;
анкетирование родителей;
консультации;
наглядная информация;
привлечение родителей к изготовлению игр и пособий
Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности
Разработаны:
1. комплексно-тематическое планирование на соответствующие возраста;
2. перспективные планы;
3. планы образовательной деятельности ( один раз в неделю в соответствии с
циклограммой)
4.вся планирующая документация соответствует современным требованиям
Для успешной реализации поставленных задач, оформлена развивающая среда
Оформлен уголок экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения);
Оформлен центр природы;
Создана картотека игр и упражнений по экологии;
Создана картотека викторин по экологии.
В своей работе использую эффективные образовательные технологии:
здоровьесберегающие;
информационно-коммуникативные и информационно-компьютерные ;
проектная;
проблемные технологии;
Совместная деятельность воспитанников и педагога
Игры – экспериментирования
Беседы с детьми на экологические темы
Организация игровых ситуаций
Образные игры - имитации
Наблюдение за живыми и неживыми объектами.
Целевые прогулки в природу.
Наблюдение за трудом взрослого в природе.
Экологические досуги и праздники.
Просмотр фильмов о природе
Сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры
Проектная деятельность.
Чтение детской природоведческой литературы.
Рассматривание книг, картин, иллюстраций о природе.
Трудовая деятельность в природе.
Конструирование из природного материала.
Одной из целей моей работы является, совершенствование
умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. В
процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться
красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе,
бережное отношение к объектам природы.
В своей работе по экологическому воспитанию использую различные
традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и
индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления
детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.
Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого
характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «
Коршун и цыплята», « Воробушки и автомобиль», в некоторых играх отражаются
явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик». Получаемая в игре
радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию
физических качеств.
Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Хорошо – плохо»; «Что
лишнее?»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам
пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об
окружающем мире.
В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети,
прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность,
постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение
в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот,
активно поощрять.
Игры –экспериментирования
Непосредственно образовательная деятельность
Дидактические игры.
Экологические игры
Театрализованная деятельность
Трудовая деятельность
Праздники и развлечения
Детский совет "Овощи и фрукты- полезные продукты"
Наше творчество
Выставка " Красота осени"
Вернисаж « У природы нет плохой погоды»
Экологическое воспитание в семье
Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по
экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме,
помогает воспитанникам увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и
законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру,
людям, которые живут рядом.
Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и нас,
педагогов.