Автор: Дедкова Светлана Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 111 Выборгского р-на
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности подготовки подготовки к школе детей с тяжёлыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Особенности подготовки к обучению в школе детей с тяжёлыми
нарушениями речи.
Учитель-логопед Дедкова С.И.
ГБДОУ д/с № 111 Выборгского р-на Санкт-Петербурга
Подготовка к школе в дошкольном образовательном учреждении начинается с
момента поступления в первую младшую группу, когда малышу ещё нет трёх
лет. Программа детского сада продумана так, что всё ,чему учат маленького
ребёнка ,обязательно пригодится ему в будущей жизни . Принимать правила
и требования воспитателя и коллектива сверстников, соблюдать режим дня,
владеть культурно-гигиеническими навыками, усваивать правила поведения в
группе, играть, заниматься, овладевать знаниями и умениями. Всё это -залог
успешности будущего ученика.
Когда ребёнок достигает старшего дошкольного возраста (5-7 лет) перед
родителями и педагогами встаёт задача -готовить ребёнка к обучению в
школе. Все дети и их родители надеются на успешное обучение в школе.
Родители уверены, что их сын или дочь -самые способные, сообразительные
и талантливые дети на свете.
Родители детей логопедических групп с тяжёлыми нарушениями речи тоже
так считают. Нередко логопеды и воспитатели слышат от них:" Мой ребёнок
умеет читать и писать, поэтому мы идём в школу с шести лет . "
Что тут скажешь? Возражать бесполезно. Только разъяснения и личный опыт
помогут таким родителям взглянуть на проблемы их детей реально .
Все дети, посещающие логопедические группы ,имеют проблемы со
здоровьем. Прежде всего они связаны с неврологическими нарушениями.
Причины этих нарушений спрятаны очень глубоко в повреждениях
центральной нервной системы, которые произошли на раннем этапе
внутриутробного развития , во время родов и в первые годы жизни
ребёнка .Это в основном травмы гипоксического характера , приведшие к
повреждению нейронов головного и спинного мозга. Кроме того
,необходимо учитывать гендерность этих повреждений. Мальчиков в
логопедических группах обычно больше, чем девочек. По данным
медицинских исследований у мальчиков более слабая нервная система.
Нередко родители детей , посещающих логопедические группы, сами когда-
то занимались с логопедом .А некоторые из них имеют речевые нарушения,
будучи взрослыми людьми.
Именно поэтому при подготовке к школьному обучению необходим
комплексный психолого -медико -педагогический подход.
Логопед должен убедить родителей обязательно посетить всех специалистов,
чтобы пройти тщательное медицинское обследование и начать лечение.
Обязательно пройти тестирование у психолога, чтобы выявить недостатки
коммуникативной и познавательной сферы. Если это необходимо, то
заниматься с психологом .
Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на
труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского ,Л.И.
Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.
В настоящее время разработаны новые современные методики диагностики
готовности к обучению в школе. Наиболее популярны методики Михаила и
Натальи Семаго, Нины Иосифовны Гуткиной , Леонида Абрамовича Венгера,
методика Н.Л. Белопольской и др.
Выделяется три аспекта школьной зрелости .
Интеллектуальный : концентрация внимания , аналитическое мышление ,
логическое мышление, логическая память, умение воспроизводить образец, а
также развитие тонких движений пальцев рук и сенсомоторная координация
Эмоциональная зрелость: уменьшение импульсивных реакций и
возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость :потребность ребёнка в общении со сверстниками и
взрослыми и умение подчинять своё поведение законам детских групп,
владеть навыками учебной деятельности , иметь мотивацию к обучению.
Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в
конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с
7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры
не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному
обучению.
С каждым годом рождается всё больше детей с неврологической
симптоматикой. Практически здоровых детей на сегодняшний день не
существует.
Интерес к проблеме подогревается всем известным фактом инфантилизации
детской популяции (об акселерации уже забыли даже ярые адепты этого
феномена).
Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу
школьного обучения рассматривалась в течение последних десятилетий
практически всеми авторами, работающими в «детстве». В качестве наиболее
полных «обзорных» пособий можно предложить книгу Н.И. Гуткиной (1996)
и «Справочник для практического психолога...» (1998).
Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной
так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень
функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е.
несоответствие степени созревания определенных мозговых структур,
нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В.
Дубровина, 1995, 1998).
Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим образом.
Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от
несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития
мелкой моторики до незрелости логических форм мышления.
Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе
недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем
произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной
регуляции поведения.
Низкий уровень социальной зрелости, то есть несформированность
«внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем
(трудности общения) и т.п.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что
эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если
первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения
качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.
Задача учителей-логопедов в группах для детей с тяжёлыми нарушениями
речи обеспечить комплексную и эффективную коррекции всех компонентов
речи ребёнка -логопата. Устранить проблемы звукопроизношения , наладить
правильное воспроизведение звуковой и слоговой структуры слова.
Исправить ошибки лексико-грамматического строя речи, развить связную
речь. Важным этапом в подготовке дошкольника является обучение грамоте и
формирование фонематических функций. Умение различать на слух и
воспроизводить все звуки родного языка. Дать навыки звукового анализа и
синтеза слов и предложений. Обучить начальным навыкам чтения и
печатания слов, совершенствовать графические навыки. Всё это необходимо
для профилактики дисграфии и дислексии , с которыми ребёнок может
столкнуться на уроках чтения и письма.
Учитель-логопед делает правильный прогноз адаптации ребёнка к школьному
обучению, формулирует коррекционно-развивающие задачи .Обязательно
использование в работе здоровьесберегающих технологий : дыхательная,
артикуляционная , пальчиковая гимнастики, логопедического массажа и
логоритмических упражнений
Наряду с этим ,учитель-логопед взаимодействует с семьями воспитанников,
обучая и курируя родителей .Помогает овладеть всем методам и приёмам
логопедического воздействия в домашних условиях.
Учитель-логопед обеспечивает координацию работы воспитателей группы и
специалистов ДОУ : музыкального руководителя, инструктора по физической
культуре .
Учитель-логопед консультируется с врачом ДОУ и направляет детей к
специалистам медикам, если это необходимо.
Поддерживает доброжелательную психологически комфортную атмосферу в
коллективе детей.
Грамотный поход учителя-логопеда к коррекции речевых нарушений у детей
с тяжёлыми нарушениями речи -залог успешного обучения ребёнка в школе.