Напоминание

Особенности подготовки подготовки к школе детей с тяжёлыми нарушениями речи


Автор: Дедкова Светлана Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 111 Выборгского р-на
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности подготовки подготовки к школе детей с тяжёлыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности подготовки к обучению в школе детей с тяжёлыми

нарушениями речи.

Учитель-логопед Дедкова С.И.

ГБДОУ д/с № 111 Выборгского р-на Санкт-Петербурга

Подготовка к школе в дошкольном образовательном учреждении начинается с

момента поступления в первую младшую группу, когда малышу ещё нет трёх

лет. Программа детского сада продумана так, что всё ,чему учат маленького

ребёнка ,обязательно пригодится ему в будущей жизни . Принимать правила

и требования воспитателя и коллектива сверстников, соблюдать режим дня,

владеть культурно-гигиеническими навыками, усваивать правила поведения в

группе, играть, заниматься, овладевать знаниями и умениями. Всё это -залог

успешности будущего ученика.

Когда ребёнок достигает старшего дошкольного возраста (5-7 лет) перед

родителями и педагогами встаёт задача -готовить ребёнка к обучению в

школе. Все дети и их родители надеются на успешное обучение в школе.

Родители уверены, что их сын или дочь -самые способные, сообразительные

и талантливые дети на свете.

Родители детей логопедических групп с тяжёлыми нарушениями речи тоже

так считают. Нередко логопеды и воспитатели слышат от них:" Мой ребёнок

умеет читать и писать, поэтому мы идём в школу с шести лет . "

Что тут скажешь? Возражать бесполезно. Только разъяснения и личный опыт

помогут таким родителям взглянуть на проблемы их детей реально .

Все дети, посещающие логопедические группы ,имеют проблемы со

здоровьем. Прежде всего они связаны с неврологическими нарушениями.

Причины этих нарушений спрятаны очень глубоко в повреждениях

центральной нервной системы, которые произошли на раннем этапе

внутриутробного развития , во время родов и в первые годы жизни

ребёнка .Это в основном травмы гипоксического характера , приведшие к

повреждению нейронов головного и спинного мозга. Кроме того

,необходимо учитывать гендерность этих повреждений. Мальчиков в

логопедических группах обычно больше, чем девочек. По данным

медицинских исследований у мальчиков более слабая нервная система.

Нередко родители детей , посещающих логопедические группы, сами когда-

то занимались с логопедом .А некоторые из них имеют речевые нарушения,

будучи взрослыми людьми.

Именно поэтому при подготовке к школьному обучению необходим

комплексный психолого -медико -педагогический подход.

Логопед должен убедить родителей обязательно посетить всех специалистов,

чтобы пройти тщательное медицинское обследование и начать лечение.

Обязательно пройти тестирование у психолога, чтобы выявить недостатки

коммуникативной и познавательной сферы. Если это необходимо, то

заниматься с психологом .

Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на

труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского ,Л.И.

Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

В настоящее время разработаны новые современные методики диагностики

готовности к обучению в школе. Наиболее популярны методики Михаила и

Натальи Семаго, Нины Иосифовны Гуткиной , Леонида Абрамовича Венгера,

методика Н.Л. Белопольской и др.

Выделяется три аспекта школьной зрелости .

Интеллектуальный : концентрация внимания , аналитическое мышление ,

логическое мышление, логическая память, умение воспроизводить образец, а

также развитие тонких движений пальцев рук и сенсомоторная координация

Эмоциональная зрелость: уменьшение импульсивных реакций и

возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость :потребность ребёнка в общении со сверстниками и

взрослыми и умение подчинять своё поведение законам детских групп,

владеть навыками учебной деятельности , иметь мотивацию к обучению.

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в

конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с

7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры

не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному

обучению.

С каждым годом рождается всё больше детей с неврологической

симптоматикой. Практически здоровых детей на сегодняшний день не

существует.

Интерес к проблеме подогревается всем известным фактом инфантилизации

детской популяции (об акселерации уже забыли даже ярые адепты этого

феномена).

Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу

школьного обучения рассматривалась в течение последних десятилетий

практически всеми авторами, работающими в «детстве». В качестве наиболее

полных «обзорных» пособий можно предложить книгу Н.И. Гуткиной (1996)

и «Справочник для практического психолога...» (1998).

Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной

так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень

функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е.

несоответствие степени созревания определенных мозговых структур,

нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В.

Дубровина, 1995, 1998).

Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим образом.

Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от

несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития

мелкой моторики до незрелости логических форм мышления.

Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе

недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем

произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной

регуляции поведения.

Низкий уровень социальной зрелости, то есть несформированность

«внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем

(трудности общения) и т.п.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что

эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если

первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения

качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

Задача учителей-логопедов в группах для детей с тяжёлыми нарушениями

речи обеспечить комплексную и эффективную коррекции всех компонентов

речи ребёнка -логопата. Устранить проблемы звукопроизношения , наладить

правильное воспроизведение звуковой и слоговой структуры слова.

Исправить ошибки лексико-грамматического строя речи, развить связную

речь. Важным этапом в подготовке дошкольника является обучение грамоте и

формирование фонематических функций. Умение различать на слух и

воспроизводить все звуки родного языка. Дать навыки звукового анализа и

синтеза слов и предложений. Обучить начальным навыкам чтения и

печатания слов, совершенствовать графические навыки. Всё это необходимо

для профилактики дисграфии и дислексии , с которыми ребёнок может

столкнуться на уроках чтения и письма.

Учитель-логопед делает правильный прогноз адаптации ребёнка к школьному

обучению, формулирует коррекционно-развивающие задачи .Обязательно

использование в работе здоровьесберегающих технологий : дыхательная,

артикуляционная , пальчиковая гимнастики, логопедического массажа и

логоритмических упражнений

Наряду с этим ,учитель-логопед взаимодействует с семьями воспитанников,

обучая и курируя родителей .Помогает овладеть всем методам и приёмам

логопедического воздействия в домашних условиях.

Учитель-логопед обеспечивает координацию работы воспитателей группы и

специалистов ДОУ : музыкального руководителя, инструктора по физической

культуре .

Учитель-логопед консультируется с врачом ДОУ и направляет детей к

специалистам медикам, если это необходимо.

Поддерживает доброжелательную психологически комфортную атмосферу в

коллективе детей.

Грамотный поход учителя-логопеда к коррекции речевых нарушений у детей

с тяжёлыми нарушениями речи -залог успешного обучения ребёнка в школе.



В раздел образования