Напоминание

"Путешествие на воздушном шаре"


Автор: Меркушина Екатерина Леонидовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №2 "Дельфинчик"
Населённый пункт: город Озёры Московской области
Наименование материала: Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: "Путешествие на воздушном шаре"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ Детский сад №2 «Дельфинчик»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»

Воспитатель: Меркушина Е.Л.

ЦЕЛЬ: создать условия для развития интереса детей к опытно-

экспериментальной деятельности.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.

ОБУЧАЮЩИЕ:

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его

обнаружения;

- активизировать и расширять словарный запас детей.

2.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной

деятельности;

- развивать умение делать выводы.

3.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитывать интерес к окружающей жизни.

Оборудование:

Использование ИКТ.

Костюм Незнайки.

Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, веер, на

каждого ребёнка;

баночки с «запахом» и без запаха;

музыкальные духовые инструменты;

полиэтиленовые мешочки, бумага, таз с водой.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети входят под музыку в зал, где их встречает Незнайка. Незнайка

держит книгу Н.Носова «Незнайка и его друзья».

- Добрый день, мои маленькие друзья! Как я рад вас видеть! Я так к вам

спешил, так спешил, что чуть снова не заблудился, как в тот раз на

воздушном шаре. Вы помните ту историю?

- Да, я совсем забыл сказать, что я уже не тот глупенький Незнаечка.

Теперь у меня много друзей в Солнечном городе и я уже много чего знаю.

И сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие на воздушном

шаре, который мне помогли построить эти умные коротышки.

- Садитесь в воздушный шар, полетим по воздуху над землей.

- Ну, вот мы и приземлились. Послушайте загадку и узнаете, что мы с

вами будем сегодня исследовать, как настоящие ученые.

Через нас проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем!

Что это? (Воздух)

СЛАЙД 1 - ВОЗДУХ

- Правильно, это воздух. Нам с вами предстоит узнать, что это такое, как

его обнаружить и какими свойствами он обладает.

СЛАЙД 2 - ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

- Давайте посмотрим на нашу планету из космоса. Она голубого цвета.

Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было,

все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы

от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы

мертвой пустыней.

Куда бы мы не пошли, куда бы мы не поехали по морю или по суше, везде

есть воздух.

СЛАЙД 3 – 4 - ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН

- Кроме огромных водных океанов на земле существует еще один океан.

Он самый большой. Это океан, в котором мы с вами купаемся изо дня в

день. Он называется ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ.

- А кто из вас, мои друзья, видел воздух? Я тоже его не вижу, но знаю, что

он здесь. Сейчас вместе с вами в этом убедимся.

Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и

опыты?

( Люди проводят опыты в лабораториях).

- У нас тоже будет своя маленькая лаборатория. Сейчас я только нажму на

эту кнопку.

СЛАЙД 5 - ЛАБОРАТОРИЯ

Я предлагаю пройти в лабораторию (дети подходят к столу стоят во круг

него). Чтобы у нас опыты получились, нужно внимательно меня слушать

и следовать инструкциям.

Хорошо?

Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем

глубоко, а затем выдохнем.

Как вы думаете что вы вздохнули?

(Воздух)

Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?

(Нет)

Значит какой воздух?

( Невидимый).

ЭКСПЕРИМЕНТ 1

КАК ОБНАРУЖИТЬ ВОЗДУХ?

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед

своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух невидим, но его можно почувствовать кожей, как легкий ветерок).

СЛАЙД 6 – ВЕТЕР – ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА

ЭКСПЕРИМЕНТ 2

- Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите, я научу ловить воздух?

Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

- Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому, что он

пустой).

- Теперь поймаем воздух пакетом, закрутите его.

Что в пакете? (воздух)

- Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

- Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха?

- Воздухом можно заполнять различные мягкие предметы. Вот, например, этот

шарик (Незнайка достает из-за головы любого ребенка). Насосом надуем

мягкий бесформенный шарик и он приобретает форму. Потрогайте его. Внутри

каких предметов есть воздух?

СЛАЙД 7,8 - ПРЕДМЕТЫ, НАДУТЫЕ ВОЗДУХОМ.

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

- А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый).

- Возьмите лист картона и посмотрите через него на меня. Меня не видно. А

теперь уберите лист – всех видно.

СЛАЙД 9 – ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ

Он прозрачный невидимка.

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Вывод: Воздух прозрачный.

ЭКСПЕРИМЕНТ 3 - ОПЫТ С ТРУБОЧКОЙ.

СЛАЙД 10

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по трубочке и подуйте

через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД: Воздух находится везде.

ЭКСПЕРИМЕНТ 4 – ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХ

- Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)

Сейчас мы это проверим и поиграем в такую игру:

- Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить

,чем пахнет (подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин

,лимон ,чеснок ). Один ребенок вдыхает просто воздух.

- Все что- то почувствовали, только Саша ничего не почувствовал.

- Как вы думаете почему? Правильно, Саша ничего не почувствовал ,потому что

я ему ничего не дала почувствовать .Он вдохнул просто воздух. Какой из этого

можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

СЛАЙД 11 – ЛИМОН, ЧЕСНОК, НОС

ЭКСПЕРИМЕНТ 5 – ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ВОДА

СЛАЙД 12 – ГАЗИРОВАННАЯ ВОДА

Незнайка предлагает это сделать детям.

- Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много

маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому

вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче

воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно.

Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные

шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На

поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая

виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками

воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из

воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи

плавательного пузыря.

Вывод: Воздух легче, чем вода.

ЭКСПЕРИМЕНТ 6 – ВОЗДУХ МОЖНО УСЛЫШАТЬ

- Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые

играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете

почему?

(Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки.

Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне ,где нет воздуха ,ничего

не слышно ,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите

музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук)

Почему возник звук? (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

- Да, кажется, я уже немножко устал. Предлагаю нам отдохнуть.

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(Медленный вдох-выдох на 4 сек.)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

(Продолжительный вдох-выдох одной ноздрей,

указательным пальцем закрыть другую ноздрю).

ГЛУБОКИЙ ВДОХ – РУКИ ВВЕРХ,

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ВЫДОХ – РУКИ ЧЕРЕЗ СТОРОНЫ ВНИЗ.

ЭКСПЕРИМЕНТ 7 – ВОЗДУХ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМ

- Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем

глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и

выдохнули? (воздух).

- Подставьте ладошку перед лицом, выдохните, что почувствовали?

Мы выдыхаем воздух, ладошке тепло. Когда мы дули в трубочку, которая

находилась в стакане с водой, что мы наблюдали?

Значит, внутри нас есть воздух.

- А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите

дыхание. Долго человек может не дышать?

Нет, без воздуха человек умрет.

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек

может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может

прожить всего несколько минут.

ЭКСПЕРИМЕНТ 8 – ВОЗДУХ СЖИМАЕТСЯ И РАЗЖИМАЕТСЯ

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в

теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик

надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание)

СЛАЙД 15,16 – НАГРЕВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ШАРА

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает

воздух?

СЛАЙД 17 – ГДЕ РАБОТАЕТ ВОЗДУХ

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе?

(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТЫ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ)

Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

Воздух невидим, прозрачен.

Воздух может двигаться.

Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.

Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам

рассказал?

- Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории,

вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут

рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в

энциклопедиях.

- Мои маленькие друзья, мне с вами было сегодня очень приятно и интересно

общаться. Но нам пора возвращаться на нашем воздушном шаре.

ДЕТИ И НЕЗНАЙКА ЗАБИРАЮТСЯ В ВОЗДУШНЫЙ ШАР, ЗВУЧИТ

МУЗЫКА.

НЕЗНАЙКА ПРОВОЖАЕТ ДЕТЕЙ В ГРУППУ



В раздел образования