Автор: Грашина Елена Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 "
Населённый пункт: Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Наименование материала: Открытое логопедическое занятие
Тема: Дифференциация С - З СЬ - ЗЬ в слогах, словах
Раздел: начальное образование
Открытое логопедическое занятие
Тема. Дифференциация С –З ( СЬ – ЗЬ ) в слогах,
словах.
Цели. 1. Дифференциация звуков С – З ( СЬ – ЗЬ )
и букв С; З в слогах, словах.
Развитие звуко – буквенного анализа и
синтеза, словаря учащихся.
2. Способствовать развитию целенаправ –
ленного внимания, доказательного
мышления, слуховой памяти, зритель –
ного восприятия.
3. Воспитывать умение правильно вести
себя на занятии ; аккуратность при
выполнении работ.
Оборудование. Железная дорога, паровозик с ва –
гончиками, станции, предметные
картинки : сова, зайка, цифра семь,
земля.
План занятия.
1.
Организационный момент.
2.
Станция « Загадки ».
3.
Станция « Звуки ».
4.
Станция « Слоги ».
5.
Физкультурная пауза.
6.
Станция « Слова ».
1
7.
Станция « Итоги ».
Ход занятия.
1.
– Ребята, давайте поздороваемся, три, четыре : « Здравствуйте ».
- Садитесь. Сели ровно, спинки выпрямили.
- Сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте покажем
нашим гостям как мы умеем хорошо работать и вести себя на за –
нятии.
- Вы должны быть очень внимательными, собранными, активными.
- Сегодня у нас необычное занятие.
- Мы отправимся с вами в путешествие по станциям вот на этом
красивом паровозике.
- Ребята, как вы думаете, на какой станции наш паровозик отцепит
первый вагончик.
( На зелёной ).
- Почему вы так думаете ?
- Потому что вагончик и станция зелёного цвета.
- Итак, наш паровозик отправляется в путь.
Звучит музыка « Голубой вагон »
2.
Наш паровозик приехал и отцепил вагончик на станции « Загадки »
- Отгадайте загадки :
Первая загадка
Угадайте, что за птица :
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … ( сова )
- Правильно, это сова.
- Вот и картинка, на которой изображена сова ( прикрепляю на маг –
нитную доску ).
Вторая загадка
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
2
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадайка,
Кто же это ?... ( зайка )
- Правильно, это зайка.
- Вот и картинка, на которой изображён зайка.
Следующая загадка
Эта цифра стоит перед цифрой 8
Подскажите эту цифру ? ( семь )
- Правильно, эта цифра семь.
- Вот картинка, на которой изображена цифра 7.
Последняя загадка
Пришла весна, растаял снег
И появилась чёрная … ( земля ).
- Вот картинка, на которой нарисована земля.
- Молодцы, хорошо отгадали загадки.
- Ребята, как думаете, на какой станции паровозик отцепит второй
вагончик.
( на оранжевой )
- Почему вы так думаете ?
- Потому что вагончик и станция оранжевого цвета.
- Итак, паровозик отправляется в путь.
Звучит музыка « Голубой вагон »
3.
– Наш паровозик приехал и отцепил вагончик на станции « Звуки ».
- Выделите первые звуки в названиях картинок : сова, зайка, семь,
земля.
( (С ) ; ( З ) ; ( СЬ ) ; ( ЗЬ ) ).
- С какими звуками мы будем работать на занятии ?
( со звуками ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ) ).
- Сегодня на занятии мы будем работать со звуками ( С –З )(СЬ – ЗЬ).
- Будем учиться различать звуки в слогах, словах.
- Посмотрите, как я произнесу звуки ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ).
( Произношу звуки, закрыв ладонью рот ).
- Произнесите звуки перед зеркалами.
3
- Скажите, чем звуки ( С –З ) ( СЬ – ЗЬ ) похожи ?
- Когда произносим звуки ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ) :
а ) губы в улыбке ;
б ) зубы сближены ;
в ) кончик языка находится за нижними зубами ;
г ) посередине языка идёт холодная струя воздуха.
- Скажите, чем звуки ( С –З ) ( СЬ – ЗЬ ) отличаются ?
- Когда произносим звуки ( С – СЬ ) голосовые связки не напряжены,
раздвинуты, голос не образуется.
- Когда мы произносим звуки ( З – ЗЬ ) голосовые связки напряжены,
сближены, в результате образуется голос.
- Дайте характеристику звуков ( С –З ) ( СЬ – ЗЬ ).
- Звук ( С ) – согласный, твёрдый, глухой.
- Звук ( З ) – согласный, твёрдый, звонкий.
- Звук ( СЬ ) – согласный, мягкий, глухой.
- Звук ( ЗЬ ) – согласный, мягкий, звонкий.
- Как на письме обозначаются звуки ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ) ?
- Звуки ( С – СЬ ) на письме обозначаются буквой С ( ес ).
- Звуки ( З – ЗЬ ) на письме обозначаются буквой З.
( На доске висит печатный, прописной вариант букв С ; З ).
Игра « Будь внимателен »
- Поднимите буквы С ( ес ), З если услышите звуки ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ).
- Запишите в тетрадь.
- Играем :
С, П, ЗЬ, К, Т, СЬ, О, З, Л, У.
- Молодцы, хорошо поработали на станции « Звуки ».
- Ребята, как вы думаете, на какой станции наш паровозик отцепит
третий вагончик ?
( на чёрной ).
- Почему вы так думаете ?
- Потому что вагончик и станция чёрного цвета.
- Итак, паровозик отправляется в путь.
Звучит музыка « Голубой вагон ».
4.
– Наш паровозик приехал и отцепил вагончик на станции « Слоги ».
а ) – Прочитайте слоги парами :
4
СА – ЗА ЗА – СА СЯ – ЗЯ ЗЯ – СЯ ЗЕ – СЕ
СО – ЗО ЗО – СО СЁ - ЗЁ ЗЁ – СЁ СЕ – ЗЕ
СУ – ЗУ ЗУ – СУ СИ – ЗИ ЗИ – СИ СЮ – ЗЮ
СЫ – ЗЫ ЗЫ – СЫ СЕ – ЗЕ ЗЕ – СЕ ЗЮ – СЮ
- Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов ?
( звуками ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ) ).
б ) – Запомните и повторите слоги, запишите в тетрадь.
СА – ЗА – СА СИ – ЗИ – СИ СУ – ЗУ – СУ
ЗА – СА – ЗА ЗИ – СИ – ЗИ ЗУ – СУ – ЗУ
СЯ – ЗЯ – СЯ СО – ЗО – СО СЫ – ЗЫ - СЫ
ЗЯ – СЯ – ЗЯ ЗО – СО – ЗО ЗЫ – СЫ – ЗЫ
СЮ – ЗЮ – СЮ СА – ЗА – СА – ЗА
ЗЮ – СЮ – ЗЮ ЗА – СА – ЗА – СА
СЁ – ЗЁ – СЁ ЗЫ – СЫ – СЫ – ЗЫ
ЗЁ – СЁ – ЗЁ СЫ – ЗЫ – ЗЫ – СЫ
- Молодцы, мне очень понравилось как вы поработали на станции
« Слоги ».
- Ребята, как вы думаете, на какой станции наш паровозик отцепит
четвёртый вагончик ?
( на малиновой ).
- Почему вы так думаете ?
- Потому что вагончик и станция малинового цвета.
- Итак, паровозик отправляется в путь.
Звучит музыка « Голубой вагон ».
5.
– Наш паровозик приехал и отцепил вагончик на станции «Физ –
культурная пауза » .
- Давайте отдохнём.
Мышечная релаксация.
На фоне негромко звучащей музыки говорю спокойным голосом :
Реснички опускаются…
Глазки закрываются, …
5
Мы спокойно отдыхаем. ( 2 раза )
Сном волшебным засыпаем, …
Дышится легко … ровно … глубоко …
Наши руки отдыхают, …
Ного тоже отдыхают, …
Отдыхают … засыпают. ( 2 раза )
Шея не напряжена.
И расслаблена
И рассла – а – бле – на, …
Губы чуть приоткрываются, …
Все чудесно расслабляются ( 2 раза )
Дышится легко … ровно … глубоко …
Пауза ( минутки две ).
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали, …
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать !
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем
Потянуться. Улыбнуться !
Всем открыть глаза и
Красиво сесть !
- Ребята, как вы думаете, на какой станции наш паровозик отцепит
пятый вагончик ?
( на зелёной )
- Почему вы так думаете ?
- Потому что вагончик и станция зелёного цвета.
- Итак, паровозик отправляется в путь.
Звучит музыка « Голубой вагон ».
6.
– Наш паровозик приехал и отцепил вагончик на станции « Слова ».
а ) – Прочитайте пары слов.
- Какими звуками различаюся эти слова ?
( звуками ( С – З ) ).
суп – зуб коса – коза роса – роза
- Что такое коса ?
Коса – сельскохозяйственное орудие - изогнутый нож на длинной
6
рукоядке для срезания травы.
Коза – одомашненный вид козлов.
Суп – жидкое кушанье - отвар из мяса, рыбы, овощей, крупы с при –
правами.
Зуб – костное образование, орган во рту для схватывания, откусы –
ния и разжёвывания пищи.
Роса – мелкие капли влаги.
Роза – кустарниковое растение.
- Запишите пары слов в тетрадь.
Подчеркните букву С – синим карандашом, букву З – зелёным.
- Составьте с любым словом предложение.
( Сима сорвала розу ).
б ) – Прослушайте слова, поднимите букву С или букву З, если в
слове услышите звуки ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ).
СОК, ЗОНТ, СУК, ЗУБ, СОН, СТАЛЬ, ЗВОН, ЗЫБКИЙ, СЫТЫЙ,
ВЯЗАНКА, ЗАБОТА, СУРОВЫЙ, АРБУЗЫ, ВАЗЕЛИН, ВОСЕМЬ,
ВОСКОВОЙ, ПУЗЫРЬ, ВАСИЛЁК, ПУЗЫРЁК.
в ) – Определите место звуков в названиях картинок.
ЛИСТ, ЗАМОК, ТАКСИ, ЗВЕЗДА, САПОГИ, ГАЗЕТА, ОСЕНЬ,
ОБЕЗЬЯНА, СЛОН, СЕМЬЯ.
в ) – Закончите и запишите слово, добавив слоги :
СА или ЗА
ли … … бота вя … ли
Ли … … гадка пи … ли
ко … … поги ли … ла
СЫ или ЗЫ
но … воло … на …вать
ва … зано … на …пать
ро … моро … по …пать
- Подчеркните букву С – синим карандашом, букву З – зелёным ка –
рандашом.
- Ребята, как вы думаете, на какой станции наш паровозик отцепит
последний вагочик ?
( на белой ).
- Почему вы так думаете ?
7
- Потому что вагончик и станция белого цвета.
7. – Наш паровозик приехал и отцепил вагончик на станции « Итоги ».
- Чему мы учились сегодня на занятии ?
( выделять, различать звуки ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ) в слогах, словах ;
составлять слоги, слова со звуками ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ).
- Какое задание вам понравилось больше всего ?
- Наше путешествие по станциям закончилось.
- Ребята, мне очень понравилось, как вы работали сегодня на заня –
тии ?
- Были активными, внимательными, собранными.
Домашнее задание
- Придумайте слова со звуками ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ).
- Занятие окончено.
- Все свободны.
Литература
1.
Волина В. В. Учимся играя.М.,1994.
2.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.
3.
Научно – методический журнал « Школьный логопед». 1990. : № 1
8