Напоминание

Дифференциация С - З СЬ - ЗЬ в слогах, словах


Автор: Грашина Елена Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 "
Населённый пункт: Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Наименование материала: Открытое логопедическое занятие
Тема: Дифференциация С - З СЬ - ЗЬ в слогах, словах
Раздел: начальное образование





Назад




Открытое логопедическое занятие

Тема. Дифференциация С –З ( СЬ – ЗЬ ) в слогах,

словах.

Цели. 1. Дифференциация звуков С – З ( СЬ – ЗЬ )

и букв С; З в слогах, словах.

Развитие звуко – буквенного анализа и

синтеза, словаря учащихся.

2. Способствовать развитию целенаправ –

ленного внимания, доказательного

мышления, слуховой памяти, зритель –

ного восприятия.

3. Воспитывать умение правильно вести

себя на занятии ; аккуратность при

выполнении работ.

Оборудование. Железная дорога, паровозик с ва –

гончиками, станции, предметные

картинки : сова, зайка, цифра семь,

земля.

План занятия.

1.

Организационный момент.

2.

Станция « Загадки ».

3.

Станция « Звуки ».

4.

Станция « Слоги ».

5.

Физкультурная пауза.

6.

Станция « Слова ».

1

7.

Станция « Итоги ».

Ход занятия.

1.

– Ребята, давайте поздороваемся, три, четыре : « Здравствуйте ».

- Садитесь. Сели ровно, спинки выпрямили.

- Сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте покажем

нашим гостям как мы умеем хорошо работать и вести себя на за –

нятии.

- Вы должны быть очень внимательными, собранными, активными.

- Сегодня у нас необычное занятие.

- Мы отправимся с вами в путешествие по станциям вот на этом

красивом паровозике.

- Ребята, как вы думаете, на какой станции наш паровозик отцепит

первый вагончик.

( На зелёной ).

- Почему вы так думаете ?

- Потому что вагончик и станция зелёного цвета.

- Итак, наш паровозик отправляется в путь.

Звучит музыка « Голубой вагон »

2.

Наш паровозик приехал и отцепил вагончик на станции « Загадки »

- Отгадайте загадки :

Первая загадка

Угадайте, что за птица :

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это … ( сова )

- Правильно, это сова.

- Вот и картинка, на которой изображена сова ( прикрепляю на маг –

нитную доску ).

Вторая загадка

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

2

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадайка,

Кто же это ?... ( зайка )

- Правильно, это зайка.

- Вот и картинка, на которой изображён зайка.

Следующая загадка

Эта цифра стоит перед цифрой 8

Подскажите эту цифру ? ( семь )

- Правильно, эта цифра семь.

- Вот картинка, на которой изображена цифра 7.

Последняя загадка

Пришла весна, растаял снег

И появилась чёрная … ( земля ).

- Вот картинка, на которой нарисована земля.

- Молодцы, хорошо отгадали загадки.

- Ребята, как думаете, на какой станции паровозик отцепит второй

вагончик.

( на оранжевой )

- Почему вы так думаете ?

- Потому что вагончик и станция оранжевого цвета.

- Итак, паровозик отправляется в путь.

Звучит музыка « Голубой вагон »

3.

– Наш паровозик приехал и отцепил вагончик на станции « Звуки ».

- Выделите первые звуки в названиях картинок : сова, зайка, семь,

земля.

( (С ) ; ( З ) ; ( СЬ ) ; ( ЗЬ ) ).

- С какими звуками мы будем работать на занятии ?

( со звуками ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ) ).

- Сегодня на занятии мы будем работать со звуками ( С –З )(СЬ – ЗЬ).

- Будем учиться различать звуки в слогах, словах.

- Посмотрите, как я произнесу звуки ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ).

( Произношу звуки, закрыв ладонью рот ).

- Произнесите звуки перед зеркалами.

3

- Скажите, чем звуки ( С –З ) ( СЬ – ЗЬ ) похожи ?

- Когда произносим звуки ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ) :

а ) губы в улыбке ;

б ) зубы сближены ;

в ) кончик языка находится за нижними зубами ;

г ) посередине языка идёт холодная струя воздуха.

- Скажите, чем звуки ( С –З ) ( СЬ – ЗЬ ) отличаются ?

- Когда произносим звуки ( С – СЬ ) голосовые связки не напряжены,

раздвинуты, голос не образуется.

- Когда мы произносим звуки ( З – ЗЬ ) голосовые связки напряжены,

сближены, в результате образуется голос.

- Дайте характеристику звуков ( С –З ) ( СЬ – ЗЬ ).

- Звук ( С ) – согласный, твёрдый, глухой.

- Звук ( З ) – согласный, твёрдый, звонкий.

- Звук ( СЬ ) – согласный, мягкий, глухой.

- Звук ( ЗЬ ) – согласный, мягкий, звонкий.

- Как на письме обозначаются звуки ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ) ?

- Звуки ( С – СЬ ) на письме обозначаются буквой С ( ес ).

- Звуки ( З – ЗЬ ) на письме обозначаются буквой З.

( На доске висит печатный, прописной вариант букв С ; З ).

Игра « Будь внимателен »

- Поднимите буквы С ( ес ), З если услышите звуки ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ).

- Запишите в тетрадь.

- Играем :

С, П, ЗЬ, К, Т, СЬ, О, З, Л, У.

- Молодцы, хорошо поработали на станции « Звуки ».

- Ребята, как вы думаете, на какой станции наш паровозик отцепит

третий вагончик ?

( на чёрной ).

- Почему вы так думаете ?

- Потому что вагончик и станция чёрного цвета.

- Итак, паровозик отправляется в путь.

Звучит музыка « Голубой вагон ».

4.

– Наш паровозик приехал и отцепил вагончик на станции « Слоги ».

а ) – Прочитайте слоги парами :

4

СА – ЗА ЗА – СА СЯ – ЗЯ ЗЯ – СЯ ЗЕ – СЕ

СО – ЗО ЗО – СО СЁ - ЗЁ ЗЁ – СЁ СЕ – ЗЕ

СУ – ЗУ ЗУ – СУ СИ – ЗИ ЗИ – СИ СЮ – ЗЮ

СЫ – ЗЫ ЗЫ – СЫ СЕ – ЗЕ ЗЕ – СЕ ЗЮ – СЮ

- Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов ?

( звуками ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ) ).

б ) – Запомните и повторите слоги, запишите в тетрадь.

СА – ЗА – СА СИ – ЗИ – СИ СУ – ЗУ – СУ

ЗА – СА – ЗА ЗИ – СИ – ЗИ ЗУ – СУ – ЗУ

СЯ – ЗЯ – СЯ СО – ЗО – СО СЫ – ЗЫ - СЫ

ЗЯ – СЯ – ЗЯ ЗО – СО – ЗО ЗЫ – СЫ – ЗЫ

СЮ – ЗЮ – СЮ СА – ЗА – СА – ЗА

ЗЮ – СЮ – ЗЮ ЗА – СА – ЗА – СА

СЁ – ЗЁ – СЁ ЗЫ – СЫ – СЫ – ЗЫ

ЗЁ – СЁ – ЗЁ СЫ – ЗЫ – ЗЫ – СЫ

- Молодцы, мне очень понравилось как вы поработали на станции

« Слоги ».

- Ребята, как вы думаете, на какой станции наш паровозик отцепит

четвёртый вагончик ?

( на малиновой ).

- Почему вы так думаете ?

- Потому что вагончик и станция малинового цвета.

- Итак, паровозик отправляется в путь.

Звучит музыка « Голубой вагон ».

5.

– Наш паровозик приехал и отцепил вагончик на станции «Физ –

культурная пауза » .

- Давайте отдохнём.

Мышечная релаксация.

На фоне негромко звучащей музыки говорю спокойным голосом :

Реснички опускаются…

Глазки закрываются, …

5

Мы спокойно отдыхаем. ( 2 раза )

Сном волшебным засыпаем, …

Дышится легко … ровно … глубоко …

Наши руки отдыхают, …

Ного тоже отдыхают, …

Отдыхают … засыпают. ( 2 раза )

Шея не напряжена.

И расслаблена

И рассла – а – бле – на, …

Губы чуть приоткрываются, …

Все чудесно расслабляются ( 2 раза )

Дышится легко … ровно … глубоко …

Пауза ( минутки две ).

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали, …

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать !

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем

Потянуться. Улыбнуться !

Всем открыть глаза и

Красиво сесть !

- Ребята, как вы думаете, на какой станции наш паровозик отцепит

пятый вагончик ?

( на зелёной )

- Почему вы так думаете ?

- Потому что вагончик и станция зелёного цвета.

- Итак, паровозик отправляется в путь.

Звучит музыка « Голубой вагон ».

6.

– Наш паровозик приехал и отцепил вагончик на станции « Слова ».

а ) – Прочитайте пары слов.

- Какими звуками различаюся эти слова ?

( звуками ( С – З ) ).

суп – зуб коса – коза роса – роза

- Что такое коса ?

Коса – сельскохозяйственное орудие - изогнутый нож на длинной

6

рукоядке для срезания травы.

Коза – одомашненный вид козлов.

Суп – жидкое кушанье - отвар из мяса, рыбы, овощей, крупы с при –

правами.

Зуб – костное образование, орган во рту для схватывания, откусы –

ния и разжёвывания пищи.

Роса – мелкие капли влаги.

Роза – кустарниковое растение.

- Запишите пары слов в тетрадь.

Подчеркните букву С – синим карандашом, букву З – зелёным.

- Составьте с любым словом предложение.

( Сима сорвала розу ).

б ) – Прослушайте слова, поднимите букву С или букву З, если в

слове услышите звуки ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ).

СОК, ЗОНТ, СУК, ЗУБ, СОН, СТАЛЬ, ЗВОН, ЗЫБКИЙ, СЫТЫЙ,

ВЯЗАНКА, ЗАБОТА, СУРОВЫЙ, АРБУЗЫ, ВАЗЕЛИН, ВОСЕМЬ,

ВОСКОВОЙ, ПУЗЫРЬ, ВАСИЛЁК, ПУЗЫРЁК.

в ) – Определите место звуков в названиях картинок.

ЛИСТ, ЗАМОК, ТАКСИ, ЗВЕЗДА, САПОГИ, ГАЗЕТА, ОСЕНЬ,

ОБЕЗЬЯНА, СЛОН, СЕМЬЯ.

в ) – Закончите и запишите слово, добавив слоги :

СА или ЗА

ли … … бота вя … ли

Ли … … гадка пи … ли

ко … … поги ли … ла

СЫ или ЗЫ

но … воло … на …вать

ва … зано … на …пать

ро … моро … по …пать

- Подчеркните букву С – синим карандашом, букву З – зелёным ка –

рандашом.

- Ребята, как вы думаете, на какой станции наш паровозик отцепит

последний вагочик ?

( на белой ).

- Почему вы так думаете ?

7

- Потому что вагончик и станция белого цвета.

7. – Наш паровозик приехал и отцепил вагончик на станции « Итоги ».

- Чему мы учились сегодня на занятии ?

( выделять, различать звуки ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ) в слогах, словах ;

составлять слоги, слова со звуками ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ).

- Какое задание вам понравилось больше всего ?

- Наше путешествие по станциям закончилось.

- Ребята, мне очень понравилось, как вы работали сегодня на заня –

тии ?

- Были активными, внимательными, собранными.

Домашнее задание

- Придумайте слова со звуками ( С – З ) ( СЬ – ЗЬ ).

- Занятие окончено.

- Все свободны.

Литература

1.

Волина В. В. Учимся играя.М.,1994.

2.

Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.

3.

Научно – методический журнал « Школьный логопед». 1990. : № 1

8



В раздел образования