Авторы: Писарева Наталья Александровна, Смирнова Елена Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог, педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 155 к. в." г. Магнитогорска
Населённый пункт: Город Магнитогорск Челябинской обл.
Наименование материала: Конспект непрерывно - образовательной деятельности с элементами экспериментирования для старших дошкольников с задержкой психического развития
Тема: "Поможем Матроскину"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 155 комбинированного вида» города Магнитогорска
(МДОУ «Д/с № 155 к. в.» г. Магнитогорска)
Конспект непрерывно - образовательной деятельности с элементами
экспериментирования для старших дошкольников с задержкой
психического развития «Поможем Матроскину»
Разработали: учитель-дефектолог Писарева Наталья Александровна
педагог-психолог Смирнова Елена Анатольевна
Цель:
Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через
экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о домашних животных;
- формировать представления детей о свойствах молока и воды, учить их
сравнивать;
- закреплять навыки работы со схемами.
Развивающие:
- развивать
предпосылки
учебной деятельности
(познавательный
интерес,
мотивацию;
готовность
решать
ряд
практических
и
познавательных задач, опираясь на имеющиеся знания и умения; готовность
к
самостоятельному
нахождению
способов
решения
практических
и
познавательных задач, выделению новых связей и отношений; готовность к
контролю
за
способом
выполнения
своих
действий
и
их
результатом:
готовность к совместной деятельности);
- осуществлять коррекцию недостатков в развитии психических процессов
(зрительное и слуховое восприятие; логическое мышление, мелкую моторику;
активизировать
словарь
детей
по
теме
занятия)
и
способствовать
их
дальнейшему формированию.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности;
- формировать навыки положительного взаимодействия со сверстниками.
Предварительная
работа: рассматривание
иллюстраций
изображения
домашних животных, разучивание физ.минутки.
Оборудование: экран, проектор, письмо, «зашумленные картинки», макет
коровы, комплекты спецодежды для педагога и детей, молоко, вода, емкости
для жидкостей, мольберт, схемы для проведения опытов, символы свойств
воды и молока.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Педагог: - Здравствуйте, ребята и взрослые, веселые и серьезные, тихие и
шумные,
красивые
и
умные. Давайте
знакомиться!
Я
–
Наталья
Александровна. Сейчас я буду называть имена, а вы, если услышите свое
имя, выполните задание:
- Саши, Юли и Кириллы – покружитесь!
- Юли, Даши и Полины - улыбнитесь!
- Киры, Софьи и Никиты – поклонитесь!
Педагог:
- Вот и познакомились.
- По дороге в детский сад, я встретила почтальона Печкина. Он передал мне
для вас письмо. Давайте прочитаем его.
Педагог читает письмо. Слайд № 1
- Здравствуйте, ребята. Пишет вам кот Матроскин.
Недавно мы купили
корову. Вы же знаете, как я люблю пить вкусное молоко. А вот Шарик
утверждает, что молоко похоже на воду. Разве это правда? Ребята, помогите
мне рассказать Шарику, чем молоко отличается от воды.
- Ребята, поможем Матроскину?
Педагог:
- Ребята, у кота Матроскина уже есть корова. Нам тоже нужна корова.
Педагог предлагает детям пройти за столы, где находятся «зашумленные»
картинки с изображением домашних животных.
Педагог:
- Ребята, посмотрите на картинку, там спряталась корова. Вам надо найти
изображение коровы и обвести его по контуру.
Педагог:
- Посмотрите и проверьте, все ли правильно нашли изображение коровы.
Слайд № 2 («зашумленная картинка»)
Слайд №3 (звук мычания коровы + луг)
Педагог:
- Ой, ребята, что это за звук? (мычит корова). А где она? Ребята, я предлагаю
пройти на луг где пасется корова и рассмотреть ее.
Физ. минутка
Мы пойдем цветущим лугом
И цветов букеты соберем.
Где-то за высокими горами
Ручеек по камушкам пройдем.
Встретим кочки-перепрыгнем
И к корове подойдем.
Педагог:
-
Корова – это, какое животное? (домашнее). Почему?
(живет рядом с
человеком и человек ухаживает за ней).
- Чтобы у коровы было молоко, ее надо покормить.
- Чем питается корова? (летом коровы ходят на луг и едят траву, а зимой –
человек кормит ее сеном – сухой травой).
- А кто доит корову? (доярка).
- Давайте представим, что я доярка. Мне надо одеть специальную одежду,
взять ведро и надоить молоко.
Педагог одевает спецодежду и начинает «доить корову», а дети наблюдают.
Педагог:
- Ребята, а вы помните о письме кота Матроскина? О чем он просил? (ответы
детей).
Педагог:
-
Чтобы
исследовать
и
сравнить
молоко
и
воду,
приглашаю
вас
в
лабораторию. Я буду старшим лаборантом, а вы моими помощниками.
Дети и педагог одевают спецодежду и проходят за столы.
Педагог:
- Прежде, чем начать работать в лаборатории нам надо вспомнить правила
работы в лаборатории (ответы детей). Молодцы!
- Посмотрите, у вас на столах стоят стаканы с водой и молоком. Вы будете
работать парами и вам надо самим договориться, кто будет изучать воду, а кто
- молоко и, если надо, то помогать друг другу.
Опыт № 1. «Запах».
Педагог предлагает детям понюхать воду и молоко, и определить в чем
разница.
Вывод: У молока есть запах, а у воды нет запаха.
Педагог:
- Посмотрите, у каждого есть лист с изображением стакана воды или молока
и
символы
свойств.
Вам
необходимо
подобрать
нужный
символ.
Дети
выбирают нужные символы и выкладывают на карточки с изображением
воды или молока и педагог выкладывает символы на мольберте
Опыт № 2. «Цвет, прозрачность».
Педагог предлагает детям опустить в стаканы ложки. В каком из стаканов они
видны, а в каком нет? Почему?
Какого цвета молоко, вода?
Вывод: Молоко непрозрачное, белого цвета. Вода - прозрачная и не имеет
цвета.
Педагог предлагает детям разместить символы свойства воды и молока и сам
выкладывает символы на мольберте
Опыт № 3. «Молоко и вода – это жидкости, они не имеют формы»
Педагог
предлагает
детям
разлить
молоко
и
воду
в
различные
формы
(стакан, кувшин, тарелка и др.)
Вывод: Молоко и вода жидкие, они принимают форму того сосуда, в котором
находятся.
Педагог предлагает детям разместить символы свойства воды и молока и сам
выкладывает символы на мольберте
Педагог:
- Наша работа в лаборатории завершилась. Давайте снимем специальную
одежду и пройдем к экрану.
- Ребята, как вы думаете, теперь кот Матроскин сможет рассказать Шарику,
как отличить молоко от воды?
- Чем вода и молоко отличаются? (ответы детей – у молока есть запах, а у
воды запаха нет; молоко непрозрачное, белого цвета, а вода – прозрачная и не
имеет цвета).
- А чем молоко и вода похожи? (ответы детей – они жидкие и принимают
форму сосуда, в котором находятся)
- Я предлагаю эту схему отправить по почте в деревню Простоквашино для
кота Матроскина и Шарика.
Педагог:
- Вам сегодня понравилось быть лаборантами? (ответы детей)
- А мне понравилось, как аккуратно обвели по контуру изображение коровы...
Отвечали
полным
ответом...
Хорошо
работали
со
схемами
опытов...
Сравнили, чем похожи и чем отличаются молоко и вода... Меня порадовало,
что… помогали друг другу выкладывать символы свойств молока и воды.
- А вы знаете, что и дома можно поиграть в лабораторию?
- Я хочу вам подарить схемы, которые вы с родителями рассмотрите и по
этим схемам сможете приготовить вкусный молочный коктейль.
- До свидания.