Напоминание

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Путешествие в мир насекомых для детей старшей группы"


Автор: Нефедова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка Детский сад №22 "Клеверок"
Населённый пункт: Московская область, Луховицкий район, п. "Красная пойма "ул. Лесная д. 22
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД по развитию речи на тему: "Путешествие в мир насекомых для детей старшей группы"
Дата публикации: 10.02.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад №22 «Клеверок»

Конспект НОД по развитию речи на

тему:

«Путешествие в мир насекомых для

детей старшей группы»

Цель: закрепить знания детей о насекомых.

Задачи:

- расширять представления детей о жизни насекомых;

- формировать умения называть характерные особенности насекомых;

- развивать связную речь, мышление, память;

- воспитывать заботливое отношение к окружающей среде.

Предварительная работа:

- наблюдение за насекомыми и пауками летом во время прогулок;

- рассматривание иллюстраций с изображениями насекомых и пауков;

- беседа с детьми о божьей коровке, о клещах, о кузнечиках, о мухах, о стрекозе, о шмеле, о

колорадском жуке;

- чтение произведений К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;

- разучивание скороговорок о насекомых;

- беседа с детьми о мультфильмах, в которых встречаются насекомые: «Пчелка Майя»,

«Королевство Бенна и Холли».

Материал:

- музыкальное сопровождение;

- картинки с изображениями насекомых;

- цветы, сделанные из бумаги;

- надувная песочница и кинетический песок;

- вода, салфетки;

- «волшебный» цветок;

- игрушки (насекомые);

- искусственная трава;

- конверт и письмо;

- мяч;

- разрезные картинки с изображениями насекомых.

Словарная работа:

насекомые, сороконожка, полянка, паук, изящно покружилась, кинетический песок;

«Жужжит над жимолостью жук,

Зеленый на жуке кожух».

«Жу-жу, жу-жу. Я на ветке сижу.

Я на ветке сижу. Букву «ж» все твержу.

Знаю твердо букву эту. Я жужжу зимой и летом».

Ход занятия.

Организационный момент: дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Ребята, сели правильно – спинка прямая, спину прижали к спинке стула, руки на

коленях.

Пальчиковая гимнастика «Паучок», «Семейка», «пальчик, где твой домик».

Мотивация:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной

полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли,

поднимая ноги выше,

через кустики и кочки,

через ветки и пенечки».

(Дети подходят к коврику с искусственной травкой, на которой одни цветы и письмо.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Лежит письмо, из

которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполнить

все задания паука)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого.

Только письмо лежит, интересно от кого оно?

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас,

помогите нам, пожалуйста. С уважением, ваши насекомые».

Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?

Дети: Да.

Воспитатель: Однажды над насекомыми

Пронесся злой паук,

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей,

И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги.

Воспитатель: А чтобы помочь нашим шестиногим малышкам, мы с вами тоже превратимся в

насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Закройте все глаза и

повторяйте за мной: «Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати». (Дети одевают крылья).

Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим на полянку выполнять задания паука.

Основная часть:

1 задание.

(Лежит конверт с заданиями)

Отгадай загадки и найди картинки отгадки.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза,

Называют ее … (Стрекоза).

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее … (Пчела)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион –

Ловко прыгать может он. (Кузнечик)

Кто нектар цветочный пьет,

Полосатый, а не кот? (Шмель)

Он работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Она яркая, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки –

Черненькие точки. (Божья коровка)

Это вредное насекомое,

Оно всем, конечно, знакомое.

Называют ее «цокотухой».

Угадали? Конечно же … (Муха)

В кухне в уголке живет

И из грязных чашек пьет. (Таракан)

Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Дети: Насекомые.

Насекомые – это животные, у которых три пары ножек (то есть всего шесть) и тело четко

делится на три части: голову, грудь, брюшко.

2 задание паука

«Ответы на вопросы» - конверт

Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи)

Какую пользу приносят муравьи лесу и людям? (Они уничтожают вредных насекомых)

Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел)

Как называется дом, который люди строят для пчел? (Улей)

Когда пчелы танцуют? (Когда находят поляну с растениями-медоносами)

Где строят гнездо шмели? (На земле – в норках, ямках, трещинах)

Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми)

Куда стрекозы откладывают яички? (В воду)

Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (Особые крючки на ножках)

С помощью чего кузнечик издает звуки? (С помощью крыльев)

Где у кузнечика уши? (На передних ногах)

О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный)

На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок)

Какие птицы уничтожают личинок майских жуков? (Вороны, скворцы, грачи)

Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчелы, шмели, бабочки)

Почему возле водоемов много комаров? (Комары откладывают личинки в воду)

Где у комара уши? (В усах)

Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку? (Специальные влажные подушечки на лапках,

которые прилипают к гладким поверхностям)

Где живут тараканы? (В домах, квартирах)

Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (Разносят инфекции)

Зачем молодые паучки отправляются в воздушные путешествия? (Так они расселяются)

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте отдохнем.

Физ.минутка «Сороконожка».

1.

Шла сороконожка

по сухой дорожке

(дети идут ритмичным шагами, слегка пружиня)

2.

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

- Ой, промокнут ножки!

(дети останавливаются и приседают)

3.

Насморк нам не нужен.

Обойду я лужи.

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи)

4.

Грязи в дом не принесу,

(дети останавливаются, трясут одной ногой)

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой)

5.

И потопаю потом

- Ой, какой от лапок гром!

(дети топают ногами)

3 задание

«Четвертый лишний»

(дети бегут по кругу на носочках, если названо не насекомое, нужно подпрыгнуть)

1.

Муха, муравей, грач, пчела.

2.

Стрекоза, гусеница, жук, собака.

3.

Комар, кузнечик, бабочка, белка.

4.

Муравейник, муха, жук, пчела.

5.

Бабочка, комар, воробей, жук.

6.

Божья коровка, кузнечик, паук, гусеница.

4 задание паука

Игра с мячом «Закончи предложение»

(педагог бросает мяч ребенку и говорит предложение, а дети, получившие мяч, должны

закончить его)

1.

Майский жук большой, а божья коровка … (маленькая)

2.

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы … (длинные)

3.

У жука усы толстые, а у бабочки … (тонкие)

4.

Гусеница ползает, а бабочка … (летает)

5.

Пчелы летают, а паук … (ползает)

6.

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка … (нет)

7.

Муравьи живут в муравейнике, а пчелы … (в улье)

8.

Пчелы из нектара делают … (мед)

9.

У птиц 2 лапки, а у насекомых … (шесть)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто-то разорил муравейник, все муравьи плачут,

давайте им поможем построить муравейник.

(дети и воспитатель строят из кинетического песка муравейник и говорят скороговорки)

«Жужжит над жимолостью жук,

Зеленый на жуке кожух».

«Жу-жу, жу-жу. Я на ветке сижу.

Я на ветке сижу. Букву «ж» все твержу.

Знаю твердо букву эту. Я жужжу зимой и летом».

Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте отдохнем.

Физкультминутка «Видишь, бабочки летают»

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Сложи картинки с изображением

насекомых».

(дети складывают картинку из частей и составляют рассказ по плану)

1.

Кто это?

2.

как насекомое двигается?

3.

Строение тела и цвет насекомого?

4.

Какие звуки издает насекомое?

5.

Польза или вред для людей?

(дети находят «заколдованных» насекомых в клетке)

Воспитатель: Ребята, давайте скажем: «Сим-салабим, ахала-махала, насекомые, расколдуйтесь

навсегда» (звучит музыка «Звуки насекомых»)

Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Ребята, какие все молодцы, что

помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей

лесной полянке.

(дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле

муравьи и жуки, пусть прыгают по травке кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть

мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым. А нам пора возвращаться в

детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.

(воспитатель берет «волшебный» цветок и произносит слова: «Ты, цветочек, помоги и в детей

нас преврати». (звучит музыка)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть насекомыми?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в

насекомых, в кого вы бы хотели превратиться и почему?

(ответы детей)



В раздел образования