Напоминание

Кинезиология, как средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста


Автор: Жукова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №4
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Кинезиология, как средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Кинезиология, как средство оздоровления и развития детей старшего

дошкольного возраста»

Ум ребенка находится

на его пальцах.

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – важный

этап в развитии ребенка. Именно дошкольный период

является

фазой

наиболее

интенсивного

развития,

когда

закладывается

фундамент

физического, психического и нравственного здоровья.

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Крупная моторика

– часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в

пространстве. Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные

движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем:

нервной, мышечной, костной. Процесс развития мелкой моторики детских рук довольно

длителен. Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего

возраста.

Для формирования мелкой моторики используются:

- упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;

- игры с различным материалом;

- художественное творчество (аппликация, рисование, лепка), в том числе нетрадиционные

формы;

- использование графических упражнений, штриховка, игры на развитие ориентации на

листе.

Так же к средствам развития мелкой моторики относятся кинезиологические игры и

упражнения.

«Кинезиология» – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья

через определенные физические упражнения. Основная цель кинезиологии - развитие

межполушарного

взаимодействия,

способствующее

активизации

мыслительной

деятельности.

Задачи кинезиологии:

•Развитие межполушарной специализации;

•Синхронизация работы полушарий;

•Развитие общей и мелкой моторики;

•Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;

•Развитие речи;

•Формирование произвольности;

•Снятие эмоциональной напряженности;

•Создание положительного эмоционального настроя.

Кинезиология позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные

границы головного мозга.

Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж

Гудхард.

Он

впервые

заметил,

что

одна

и

та

же

мышца

может

иметь

разную

энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла

наука, которая базируется на целостном подходе к человеку. Единство мозга складывается

из

деятельности

двух

полушарий,

тесно

связанных

между

собой

системой

нервных

волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между

полушариями

головного

мозга

в

теменно-затылочной

части

и

состоит

из

двухсот

миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи

информации

из

одного

полушария

в

другое. По

исследованиям

физиологов

правое

полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело,

координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое

полушарие

головного

мозга

математическое,

знаковое,

речевое,

логическое,

аналитическое

отвечает

за

восприятие

слуховой

информации,

постановку

целей

и

построений программ. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек

до 7-ми лет, у мальчиков - до 8-ми – 8,5 лет.

Значительную

часть

коры

больших

полушарий

мозга

человека

занимают

клетки,

связанные

с

деятельностью

кистей

рук,

в

особенности

большого

пальца,

который

у

человека противопоставлен всем остальным пальцам. Совершенствование мыслительных

и интеллектуальных процессов нужно начинать с развития движения тела и пальцев. То

есть,

развивающая

работа

должна

осуществляться

в

направлении

от

движения

к

логическому мышлению, а не наоборот.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является

полноценное

развитие

в

дошкольном

детстве

мозолистого

тела.

Мозолистое

тело

(межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать

межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое

тело, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую

и

крупную

моторики,

способствуют

улучшению

памяти

и

внимания,

формируют

пространственные

представления,

снижают

утомляемость,

повышают

способность

к

произвольному

контролю. Кинезиология

представляет

коррекцию

не

только

речевых

расстройств, но и личности детей в целом. Это позволяет говорить о кинезиологии, как о

оригинальном способе оздоровления детей.

Самый

благоприятный

период

для

развития

интеллектуальных

и

творческих

возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно

не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие,

мышление, внимание.

Для

результативности

коррекционно-развивающей

работы

необходимо

учитывать

определенные условия:

- занятия проводятся утром;

- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

- от детей требуется точное выполнение движений и приемов. Педагог (родители) обязан

сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.

- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

- работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, как и согласованная работа обеих

рук одновременно.

- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

- продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35

минут в день.

Все

упражнения

целесообразно

проводить

с

использованием

музыкального

сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей.

Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с

изменениями в мелодии.

Виды кинезиологических упражнений:

Растяжки

–нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить

их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается

в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки

вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Дыхательные упражнения

–улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание,

при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и

вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Глазодвигательные упражнения

–позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное

взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные

рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы

найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

Телесные движения

–развивают

межполушарное

взаимодействие,

снимаются

непроизвольные,

непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Робот” Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне

глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги

должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки

и ноги.

Упражнение для развития мелкой моторики

–стимулируют речевые зоны головного мозга.

Ухо – нос” Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное

ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с

точностью до наоборот».

Массаж

–воздействует на биологически активные точки.

Массаж ушных раковин.Сделайте массаж мочки уха, потом всю ушную раковину. В конце

упражнения разотрите уши руками.

Упражнения на релаксацию

–способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Дирижер” Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас

включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя

дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

•ускорение темпа выполнения;

•выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и

зрительного контроля);

•подключение движений глаз и языка к движениям рук.

Весь

материал

предлагается

детям

в

стихотворной

форме,

так

как

ритм

стихов,

способствует

развитию

речевого

дыхания,

координации

и

произвольной

моторики,

речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы).

Кинезиологические

упражнения

можно

использовать

как

на

занятиях

в

качестве

динамических

пауз,

так

и

перед

занятиями

как

организующее

звено

или

во

второй

половине

дня

после

гимнастики

пробуждения,

настраивающей

детский

организм

на

плодотворную работу во время занятий.

Структура выполнения упражнений:

В начале занятия нужно настроить ребенка на работу, поэтому применяются растяжки.

Они заключаются в том, что дети выполняют задания для максимального напряжения и

расслабления мышц.

Когда ребенок в тонусе и старается выполнять все действия, которые ему предлагают,

выполняются дыхательные упражнения. Они способствуют развитию самоконтроля у

детей, а также появлению чувства ритма.

Работа

по

улучшению

функций

головного

мозга

продолжается

с

выполнением

глазодвигательных

упражнений.

Они

позволяют

расширить

поле

зрения,

улучшить

восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают

межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При

выполнении

телесных

движений

развивается

межполушарное

взаимодействие,

снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы

После активного развития следует расслабиться . Для этого применяются упражнения,

приводящие к релаксации. Они способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Широко

используются

в

практике

следующие

приемы,

которые

вызывают

у

дошкольников

особый

интерес

и

положительные

эмоции:

плетение

кос,

также

на

специальных кинезиологических тренажерах выполняют схематические узоры с помощью

разноцветных резинок и ниток, собирание счетных палочек одноименными пальцами рук,

скатывание тесьмы и прокатывание мячей по лабиринтам обеими руками одновременно,

рисование

в

воздухе

«лежащей

восьмерки»,

зеркальное

рисование

и

т.д

Упражнения

окажутся особо эффективными, если связать их с интересной и актуальной для детей

тематикой, использовать сказочных героев и животных.

Я

уверена

в

том,

что

кинезиологические

упражнения

в

условиях

дошкольного

образовательного

учреждения

расширяют

круг

интересов

и

общения

детей.

Такие

упражнения

не

только

сближают

детей,

но

и

воспитывают

у

них

социально-

коммуникативные качества, позволяют активизировать познавательные интересы.



В раздел образования