Автор: Жукова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №4
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Кинезиология, как средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Кинезиология, как средство оздоровления и развития детей старшего
дошкольного возраста»
Ум ребенка находится
на его пальцах.
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – важный
этап в развитии ребенка. Именно дошкольный период
является
фазой
наиболее
интенсивного
развития,
когда
закладывается
фундамент
физического, психического и нравственного здоровья.
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Крупная моторика
– часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в
пространстве. Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные
движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем:
нервной, мышечной, костной. Процесс развития мелкой моторики детских рук довольно
длителен. Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего
возраста.
Для формирования мелкой моторики используются:
- упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;
- игры с различным материалом;
- художественное творчество (аппликация, рисование, лепка), в том числе нетрадиционные
формы;
- использование графических упражнений, штриховка, игры на развитие ориентации на
листе.
Так же к средствам развития мелкой моторики относятся кинезиологические игры и
упражнения.
«Кинезиология» – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья
через определенные физические упражнения. Основная цель кинезиологии - развитие
межполушарного
взаимодействия,
способствующее
активизации
мыслительной
деятельности.
Задачи кинезиологии:
•Развитие межполушарной специализации;
•Синхронизация работы полушарий;
•Развитие общей и мелкой моторики;
•Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;
•Развитие речи;
•Формирование произвольности;
•Снятие эмоциональной напряженности;
•Создание положительного эмоционального настроя.
Кинезиология позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные
границы головного мозга.
Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж
Гудхард.
Он
впервые
заметил,
что
одна
и
та
же
мышца
может
иметь
разную
энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла
наука, которая базируется на целостном подходе к человеку. Единство мозга складывается
из
деятельности
двух
полушарий,
тесно
связанных
между
собой
системой
нервных
волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между
полушариями
головного
мозга
в
теменно-затылочной
части
и
состоит
из
двухсот
миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи
информации
из
одного
полушария
в
другое. По
исследованиям
физиологов
правое
полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело,
координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое
полушарие
головного
мозга
–
математическое,
знаковое,
речевое,
логическое,
аналитическое
–
отвечает
за
восприятие
слуховой
информации,
постановку
целей
и
построений программ. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек
до 7-ми лет, у мальчиков - до 8-ми – 8,5 лет.
Значительную
часть
коры
больших
полушарий
мозга
человека
занимают
клетки,
связанные
с
деятельностью
кистей
рук,
в
особенности
большого
пальца,
который
у
человека противопоставлен всем остальным пальцам. Совершенствование мыслительных
и интеллектуальных процессов нужно начинать с развития движения тела и пальцев. То
есть,
развивающая
работа
должна
осуществляться
в
направлении
от
движения
к
логическому мышлению, а не наоборот.
Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является
полноценное
развитие
в
дошкольном
детстве
мозолистого
тела.
Мозолистое
тело
(межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать
межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое
тело, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую
и
крупную
моторики,
способствуют
улучшению
памяти
и
внимания,
формируют
пространственные
представления,
снижают
утомляемость,
повышают
способность
к
произвольному
контролю. Кинезиология
представляет
коррекцию
не
только
речевых
расстройств, но и личности детей в целом. Это позволяет говорить о кинезиологии, как о
оригинальном способе оздоровления детей.
Самый
благоприятный
период
для
развития
интеллектуальных
и
творческих
возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно
не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие,
мышление, внимание.
Для
результативности
коррекционно-развивающей
работы
необходимо
учитывать
определенные условия:
- занятия проводятся утром;
- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов. Педагог (родители) обязан
сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, как и согласованная работа обеих
рук одновременно.
- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
- продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35
минут в день.
Все
упражнения
целесообразно
проводить
с
использованием
музыкального
сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей.
Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с
изменениями в мелодии.
Виды кинезиологических упражнений:
Растяжки
–нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
“
Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить
их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается
в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки
вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Дыхательные упражнения
–улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
“
Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание,
при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и
вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
Глазодвигательные упражнения
–позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное
взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
“
Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные
рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы
найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
Телесные движения
–развивают
межполушарное
взаимодействие,
снимаются
непроизвольные,
непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
“
Робот” Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне
глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги
должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки
и ноги.
Упражнение для развития мелкой моторики
–стимулируют речевые зоны головного мозга.
Ухо – нос” Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное
ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с
точностью до наоборот».
Массаж
–воздействует на биологически активные точки.
Массаж ушных раковин.Сделайте массаж мочки уха, потом всю ушную раковину. В конце
упражнения разотрите уши руками.
Упражнения на релаксацию
–способствуют расслаблению, снятию напряжения.
“
Дирижер” Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас
включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя
дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
•ускорение темпа выполнения;
•выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и
зрительного контроля);
•подключение движений глаз и языка к движениям рук.
Весь
материал
предлагается
детям
в
стихотворной
форме,
так
как
ритм
стихов,
способствует
развитию
речевого
дыхания,
координации
и
произвольной
моторики,
речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы).
Кинезиологические
упражнения
можно
использовать
как
на
занятиях
в
качестве
динамических
пауз,
так
и
перед
занятиями
как
организующее
звено
или
во
второй
половине
дня
после
гимнастики
пробуждения,
настраивающей
детский
организм
на
плодотворную работу во время занятий.
Структура выполнения упражнений:
В начале занятия нужно настроить ребенка на работу, поэтому применяются растяжки.
Они заключаются в том, что дети выполняют задания для максимального напряжения и
расслабления мышц.
Когда ребенок в тонусе и старается выполнять все действия, которые ему предлагают,
выполняются дыхательные упражнения. Они способствуют развитию самоконтроля у
детей, а также появлению чувства ритма.
Работа
по
улучшению
функций
головного
мозга
продолжается
с
выполнением
глазодвигательных
упражнений.
Они
позволяют
расширить
поле
зрения,
улучшить
восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают
межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При
выполнении
телесных
движений
развивается
межполушарное
взаимодействие,
снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы
После активного развития следует расслабиться . Для этого применяются упражнения,
приводящие к релаксации. Они способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Широко
используются
в
практике
следующие
приемы,
которые
вызывают
у
дошкольников
особый
интерес
и
положительные
эмоции:
плетение
кос,
также
на
специальных кинезиологических тренажерах выполняют схематические узоры с помощью
разноцветных резинок и ниток, собирание счетных палочек одноименными пальцами рук,
скатывание тесьмы и прокатывание мячей по лабиринтам обеими руками одновременно,
рисование
в
воздухе
«лежащей
восьмерки»,
зеркальное
рисование
и
т.д
Упражнения
окажутся особо эффективными, если связать их с интересной и актуальной для детей
тематикой, использовать сказочных героев и животных.
Я
уверена
в
том,
что
кинезиологические
упражнения
в
условиях
дошкольного
образовательного
учреждения
расширяют
круг
интересов
и
общения
детей.
Такие
упражнения
не
только
сближают
детей,
но
и
воспитывают
у
них
социально-
коммуникативные качества, позволяют активизировать познавательные интересы.