Автор: Тительбаум Светлана Ахнафовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Губкинский, ЯНАО
Наименование материала: Методическая статья
Тема: "Современный урок математики с позиций требований ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование
«Современный урок математики с позиций требований ФГОС ООО»
Тительбаум Светлана Ахнафовна,
учитель математики МАОУ «СОШ №4»
г.Губкинский, ЯНАО
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным процессом и
давал для него материал.
К.Д. Ушинский
В
соответствии
с
ФГОС
современное
школьное
образование
отказывается
от
традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН - знаний, умений и навыков.
Формулировки ФГОС, о которых пойдет речь, указывают на реальные виды деятельности для
достижения личностных, матапредметных и предметных результатов учеников.
Для
решения
данной
задачи
важен
переход
к
новой
парадигме
-
системно-
деятельностной. Есть необходимость поменять технологии обучения. Большие возможности
расширения образовательных рамок по каждому предмету открывает внедрение ИКТ.
При
подготовке
к
современному
уроку
учитель
должен
учитывать
требования,
предъявляемые ФГОС. Современный урок имеет непосредственное отношение к интересам
сегодняшнего ученика,
владеющего
современными информационными технологиями часто
лучше учителя. Ученик из пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного
типа теперь становится главным действующим лицом. Учитель призван осуществлять скрытое
управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Структура современного урока по ФГОС в основной школе выстраивается таким образом,
чтобы обеспечить
личностно-ориентированный
характер
воспитательно-образовательного
процесса,
приоритет
самостоятельной
работы
детей
над
деятельностью
учителя,
превалирование
практической
части
над
теоретической,
утверждение
деятельностного
характера обучения и последовательное развитие и совершенствование универсальных учебных
действий - УУД, способности к самооцениванию и саморазвитию.
Как должно проходить налаживание доверительного общения между учителем, который
теперь выступает в роли наставника, и детским коллективом? Одним из наиболее знаковых
этапов в подготовке школьных занятий является проектирование структуры комбинированного
урока по ФГОС - формы образовательной деятельности, основанной на совмещении различных
методов
обучения,
способствующих
достижению
ряда
педагогических
устремлений:
повторения
ранее
изученного,
освоение
нового
материала
с
последующим
закреплением,
осуществления промежуточного контроля. Комбинированные уроки способствуют достижению
оптимальных
учебных
результатов.
Их
проведение
связано
с
необходимостью
серьезной
подготовки
на
этапе
планирования,
поддержанием
высокой
концентрации
внимания
школьников, точного расчета времени.
Структура комбинированных уроков, проектируемых в
соответствии
с
ФГОС,
созвучна
во
многом
с
этапами
модульных
занятий,
являющихся
структурными
единицами
модульного
обучения.
Иными
словами,
модели
организации
образовательного процесса, базирующегося на идее разделения предметного содержания на
блоки, освоение которых предусматривает высокий уровень вовлеченности учащихся.
Занятия-модули
являются
комплексом
учебного
содержания
и
различных
приемов,
способствующих овладению этим содержанием, а потому в ходе их реализации на уроках
математики
решается
ряд
дидактических
задач.
Поэтому
с
целью
улучшения
качества
школьного
обучения
целесообразно
строить
модули
с
элементами
комбинирования
или,
наоборот, переносить элементы модульного изложения материала в уроки смешанного типа,
чтобы
отслеживать
уровень
эффективности
учащихся
и
определить
оптимальный
способ
образовательной работы в классах основной школы.
Чтобы дать характеристику уроку по ФГОС, нужно рассмотреть его с позиции основных
дидактических
требований,
раскрыв
суть
изменений,
связанных
с
проведением
урока
современного типа. Результаты представлены в таблице.
Таблица 1 – Требования к уроку современного типа
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы
урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся (учитель
подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и
задач
Учитель формулирует и
сообщает учащимся, чему
должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив
границы знания и незнания (учитель
подводит учащихся к осознанию целей и
задач)
Планирование
Учитель формулирует и
сообщает учащимся, чему
должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив
границы знания и незнания (учитель
подводит учащихся к осознанию целей и
задач)
Планирование
Под руководством учителя
учащиеся выполняют ряд
практических задач
(применяется чаще всего
фронтальный метод
организации деятельности
Учащиеся осуществляют учебные
действия по намеченному плану
(применяется групповой,
индивидуальный методы), учитель
консультирует
Планирование
Учащиеся осуществляют контроль
(применяются формы самоконтроля,
взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление
коррекции
Учащиеся формулируют затруднения и
осуществляют коррекцию
самостоятельно, учитель консультирует,
советует, помогает
Оценивание
учащихся
Учитель осуществляет
оценивание работы учащихся
на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по
ее результатам (самооценка, оценивание
результатов деятельности товарищей),
учитель консультирует
Итог урока
Учитель выясняет у
учащихся, что они
запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и
комментирует (чаще задание
одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из
предложенных учителем с учетом
индивидуальных возможностей
Данная
таблица
позволяет
сделать
следующий
вывод:
различается,
прежде
всего,
деятельность.
Необходимо
также
остановиться
на
этапах
урока,
проанализировав деятельность
учащихся на каждом из них и выделив универсальные учебные действия, которые формируются
при правильной организации деятельности учащихся. Обратимся к таблице.
Таблица 2 - Формирование УУД на уроке современного типа
Требования к уроку
Урок современного типа
УУД
О бъ я в л е н и е
т е м ы
урока
Формулируют
сами
учащиеся
(учитель
подводит учащихся к осознанию темы)
Познавательные
общеучебные,
коммуникативные
Сообщение
целей
и
задач
Формулируют сами учащиеся, определив
границы
знания
и
незнания
(учитель
подводит учащихся к осознанию целей и
задач)
Регулятивные
целеполагания,
коммуникативные
Планирование
Планирование
учащимися
способов
достижения
намеченной
цели
(учитель
помогает, советует)
Регулятивные
планирования
Практическая
деятельность
учащихся
Учащиеся
осуществляют
уч ебны е
действия
по
намеченному
п л а н у
( п р и м е н я е т с я
г р у п п о в о й ,
индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
Осуществление
контроля
Учащиеся
осуществляют
контроль
(применяются
формы
самоконтроля,
взаимоконтроля)
(учитель консультирует)
Регулятивные
контроля
(самоконтроля),
коммуникативные
Осуществление
коррекции
Учащиеся
формулируют
затруднения
и
осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель
консультирует,
с о в е туе т,
помогает)
Коммуникативные,
регулятивные
коррекции
Оценивание учащихся
Учащиеся дают оценку деятельности по
её
результ ат ам
( с а м о о ц е н и в а н и е ,
оценивание
результатов
деятельности
товарищей)
(учитель консультирует)
Регулятивные
оценивания
(самооценивания),
коммуникативные
Итог урока
Проводится рефлексия
Регулятивные
саморегуляции,
коммуникативные
Домашнее задание
Учащиеся
могут
выбирать
задание
из
предложенных
учителем
с
учётом
индивидуальных возможностей
Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
В данной таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме.
Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств
обучения к каждому этапу урока. И все же данные таблицы позволяют учителю уже при
планировании видеть, на каком этапе урока, какие метапредметные результаты формируются
при правильной организации деятельности учащихся.
В
системе
школьных
занятий
значительная
доля
отведена
урокам,
посвященным
овладению
новым
программным
материалом.
Очень
значимой
является
структура
урока
«открытия»
нового
знания
по
ФГОС.
Поэтому
современным
педагогам
важно
не
только
следовать ей, но и детально проработать план подготовки занятий такого типа, от которых во
многом зависит уровень вовлеченности школьников в процесс обучения в целом, а также
готовность участия во внеурочной деятельности, разработанной педагогом. Отразим в таблице
некоторые педагогические приемы, исходя из элементов урока и его содержания.
Таблица 3 - Построение содержательной структуры современного урока «открытия» новых
знаний по ФГОС
Структурные
элементы урока
Содержание
Рекомендуемые педагогические
приемы
Мотивационный этап
Осознанное вступление ребенка
в учебную деятельность, которое
возможно
только
при
условии
и н и ц и а т и в ы
п е д а г о г а ,
направленной на формирование
детского
интереса,
разъяснения
т р е б о ва н и й
и
р е а л и з а ц и и
установок на успех
Цитирование
в ы с ка з ы в а н и й
в е л и к и х
м ы с л и т е л е й ,
п с и хо л о г и ч е с к и й
т р е н и н г,
проектирование
отсроченной
догадки,
рифмованно е
и л и
т е а т р а л и з о в а н н о е
н а ч а л о ,
интеллектуальная
мини-игра,
эмоциональный вход
Актуализация
ранее
изученного
материала
Самостоятельное
выполнение
пробной
задачи,
фи кс а ц и я
проблем
Анализ
домашнего
з а д а н и я ,
д е м о н с т р а ц и я
в и д е о р я д а ,
проигрывание
ролевых
сюжетов,
создание
проблемной
ситуации,
с м е н а
р о л е й
у ч а с т н и к о в
образовательного
процесса,
игры
в ассоциации, мозговой штурм
П о д г о т о в к а
к
преодолению
затруднений
В ы д е л е н и е
т о ч е ч н ы х
проблемных
моментов
в
ходе
в ы п о л н е н и я
з а д а н и й
п о
алгоритму - конкретных знаний
или
умений,
бе з
ко т о р ы х
невозможно достижение учебной
цели.
Все
действия
учащихся
проговариваются
вслух,
что
способствует
максимальному
осознанию детьми особенностей
р е а л и з а ц и и
к о н к р е т н о г о
образовательного момента
Прием
«Знаю.
Хочу.
Умею»,
разыгрывание
п од в од я щ е го
д и а л о г а ,
г р у п п и р о в к а
и н ф орма ц и и ,
ко л л е к т и в н о е
п р о г о в а р и в а н и е
к л ю ч е в о й
информации хором, тематический
кластерный блок
Конструирование
про ект а
р е ш е н и я
проблемы
Обсуждение
будущих
учебных
действий,
в
ходе
которых
при
консультативной
поддержке
педагога
ученики
формируют
тему,
цели
и
задачи
занятия,
определяют
п р и о р и т е т н ы е
формы
исследовательской
или
поисковой активности
Экспериментирование,
деловая
игра,
создание
«цепочки
целей»
и л и
п р о б л е м н о г о
р я д а ,
проведение пресс-конференции
Реализация проекта
В ходе продуктивной дискуссии
в ы б и р а е т с я
н а и б о л е е
рациональный
метод
из
числа
тех,
что
были
предложены
участниками
образовательного
процесса,
и
осуществляется
решение исходного проблемного
Короткие
доклады,
постановка
ко н с т ру кт и в н ы х
в о п р о с о в ,
творческий поиск, деловые игры,
интеллектуальный мини-марафон
задания.
Задача
педагога
-
п о д в е д е н и е
у ч е н и к о в
к
оптимальной форме активности,
акцентирование
внимание
на
способе
решения
трудности
и
возможности
его
дальнейшего
использования
Закрепление
учебного опыта
У ч а щ и е с я
р е ш а ю т
стандартизированные задания по
представленному
алгоритму,
проговаривая действия вслух или
осуществляя
коллективную
проверку.
Оптимальные
формы
деятельности
-
фронтально,
в
группах, в парах
Чтение с комментированием, игра
на
сообразительность
«Лови
ошибку»,
подготовка
мини-
п р е з е н т а ц и й ,
р а с с к а з
с
элементами
эстафеты,
игровые
приемы
«Аукцион»,
«Снежный
ком», «Реклама» и др.
Самостоятельная
работа
Индивидуальное
выполнение
з а д а н и й
н о в о г о
т и п а
с
последующей самопроверкой. В
ходе
данного
вида
активности
усилия
учителя
нацелены
на
проектирование ситуаций успеха
для каждого ученика
Быстрые опросы (с составлением
м г н о в е н н ы х
( д а - н е т )
и л и
развернутых
ответов),
поиск
соответ ствий,
п р охож д е н и е
творческих тестов, работа с ИКТ,
написание диктантов, проведение
б л и ц - к о н т р о л я ,
м и н и -
исследований
Закрепление
В
ходе
обсуждения
урочной
деятельности
учащиеся
при
поддержке педагога определяют
место новых знаний в системе
изученного, пути их применения
в
дальнейшем
обучении
и
жизненных ситуациях
Прием
«Реконструктор»,
чтение
текста с восстановлением, метод
«шести
шляп»,
с о с т а вле н и е
к р о с с в о р д о в ,
к о р о т к о е
тестирование,
поиск
ошибок,
подготовка
своих
примеров
по
теме
Рефлексия
Проговаривание
школьниками
нового
содержания,
которое
оценивается
через
п р и зм у
личного
опыта,
впечатлений.
Фиксирование достижение цели
и
задач
урока,
обсуждение
домашнего задания
« С в о б о д н ы й
м и к р о ф о н » ,
самоанализ
с
использованием
ц в е т о т е х н и к и ,
с о з д а н и е
« л е с т н и ц ы
у с п е х а » ,
анкетирование, прием «Шкатулка»
Таким образом, в условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю
необходимо
научиться
планировать
и
проводить
уроки,
направленные
на
формирование
предметных
и
метапредметных
результатов.
Системно-деятельностный
подход,
лежащий
в
основе данного стандарта, предполагает проведение уроков нового типа.
Учителям еще предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же
учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у
учащихся
личностные,
предметные
и
метапредметные
результаты.
Для
этого
необходимо
пересмотреть
урок
с
позиции
эффективности
применения
методов,
приемов
обучения
и
способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Мир меняется. Меняются и подходы к образованию, методологии УУД. Инновационные
модели направлены на формирование таких компетенций, которые необходимы современному
школьнику
в XXI веке. Среди них формирование «4К» - четырех ключевых компетенций:
критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация.
Таким
образом,
ссылаясь
на
таблицу
формирования
УУД,
можно
констатировать
следующее:
- при выработке основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя,
ребята учатся слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение;
-
обучение детей целеполаганию,
формулированию
темы
урока возможно
через
введение в урок проблемного диалога, значит, необходимо создавать проблемную ситуацию
для определения учащимися границ знания – незнания. Через создание проблемной ситуации и
ведение
проблемного
диалога
учащиеся
сформулировали тему
и
цель урока.
И
главными
деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети;
- работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может
быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта, который явится
тем
инструментом,
который
позволит
поддерживать
учебную
мотивацию,
формировать
у
учащихся универсальные учебные действия;
Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо
максимально использовать возможности
главного средства обучения - учебника. Учебник,
прошедший
экспертизу
на
соответствие
требованиям
ФГОС
ООО,
остается
основным
источником знаний. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий
заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов.
Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя могут быть таблицы с
типовыми заданиями (с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД), справочный
материал, технологическая карта. Это новый вид методической продукции, обеспечивающей
эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения
планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с
ФГОС, по которым современный урок должен стать уроком познания, уроком открытия, уроком
развития, ступенькой новых знаний.
Литература
1.
Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,
2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-023273-9.