Напоминание

"Детское экспериментирование в семье"


Автор: Волкова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "НШ - ДС "Надежда"
Населённый пункт: Смоленская область, город Вязьма
Наименование материала: мастер - класс для родителей
Тема: "Детское экспериментирование в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад « Надежда»»

г. Вязьмы Смоленской обл.

Мастер – класс для родителей.

«Детское экспериментирование в семье»

Выполнила: воспитатель первой

кв. категории Волкова Н.В.

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть

е г о

з н а ч е н и е

д л я

р а з в и т и я

т в о р ч е с к и х

и

познавательных способностей, мышления,

воображения,

исследовательской

активности и самостоятельности дошкольников.

Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с

детьми в домашних условиях.

Задачи:

Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.

Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Участники мастер-класса: родители, дети, воспитатели.

Содержание:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выставка методических материалов

4. Выводы.

5. Рефлексия.

Ход мастер-класса

Ведущий пускает мыльные пузыри.

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

Воспитатель. – Добрый день, дорогие гости!

В старшем дошкольном возрасте проведение экспериментов должно

стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь

ознакомления

детей

с

окружающим

миром

и

наиболее

эффективным

способом

развития

мыслительных

процессов.

Эксперименты

позволяют

объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают

наблюдательность

и

пытливость

ума,

развивают

стремление

к

познанию

мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не

стандартные

решения

в

трудных

ситуациях,

создавать

творческую

личностью.

А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское

экспериментирование,

ну

что

ж,

уважаемые родители,

сегодня

мы

с

вами

постараемся

понять,

в

чем особенности

организации

деятельности

детского

экспериментирования.

Детское

экспериментирование

-

это

особая

форма

поисковой

деятельности

дошкольников,

в

которой

проявляется

собственная

активность

детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

Другими словами, мы можем сказать, что детское экспериментирование –

это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под

незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования взрослый должен выступать для детей

не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую

деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные взрослым, а добытые

самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их

любознательно сть,

по стоянное

стремление

к эксперименту, желание

самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радостью и

удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно все, поэтому

необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать

условия

к

исследовательской деятельности. Одно

из

направлений детской

экспериментальной

деятельности

опыты. Детям

необходимо

ставить

цель,

решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем и делать

выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих

маленьких

и

больших «открытий»,

которые

вызывают

у

них

чувство

удовлетворения от проделанной работы. Все это возможно лишь при условии

тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я

запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго,

когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю вместе с

ребенком.

Так как же всё-таки организовать эксперимент? Что служит толчком к

тому, чтобы его начать?

Несколько важных советов:

1. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него

желание получать знания и самому делать новые опыты.

2. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества,

как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

3. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным

ему языком, почему это происходит.

4. Предоставляйте ребенку возможность самому давать ответ, делать вывод.

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в

книгах, справочниках, Интернете.

6.Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше

самостоятельности.

Что есть у всех дома и с чем никогда не надоедает играть? Вода! Лично

я не встречала ни одного ребенка, который был бы к ней равнодушен. Игр с

водой можно придумать бесконечное количество, мы собрали здесь самые-

самые

интересные.

Игры

с

водой

для

малышей

известны

всем,

но

мы

постарались

к

каждой

известной

игре

придумать

нечто

такое,

что

заинтересует и детей постарше. А также мы включили в обзор простые и

зрелищные опыты!

Домашние опыты для детей с жидкостью.

1. Как налить воду с

горкой

Горку можно соорудить практически из чего угодно — из песка, соли,

сахара

и даже

из одежды.

А можно ли

сделать

горку

из воды?

На первый

взгляд

кажется,

что

пример

такой

горки —

волна.

Однако

она

движется

и существует

только

в движении.

А соорудить

горку

из воды,

не создавая

волны, — задача сложная, но вполне разрешимая. Выполни следующий опыт,

чтобы убедиться в этом!

Что потребуется:

стеклянный стакан

горсть

монет

(например,

гаек,

шайб

или

других

небольших

металлических предметов)

вода (лучше холодная)

растительное масло

Опыт. Возьми хорошо вымытый сухой стакан, немного смажь края

растительным маслом и наполни водой до отказа. А теперь очень аккуратно

опускай в него по одной монете (гайке, шайбе).

Результат. По мере

опускания

монет

в стакан

вода

из него

не будет

выливаться, а начнёт понемногу приподниматься, образуя горку. Это хорошо

заметно, если посмотреть на стакан сбоку.

По мере

увеличения

в стакане

количества

монет

горка

будет

становиться всё выше — поверхность воды надуется, словно воздушный

шарик. Однако на какой-то монете этот шарик лопнет, и вода струйками

потечёт по стенкам стакана.

Объяснение. В этом

опыте

горка

на поверхности

воды

образуется

в основном за счёт физического свойства воды, называемого поверхностным

натяжением. Его суть состоит в том, что на поверхности любой жидкости

образуется тонкая плёнка из её частиц (молекул). Эта плёнка прочнее, чем

жидкость внутри объёма. Чтобы её разорвать, необходимо приложить силу.

Именно благодаря плёнке и образуется горка. Однако, если давление воды

под плёнкой окажется очень большим (горка поднимется слишком высоко),

она разорвётся.

Вторая

причина

образования

горки —

вода

плохо

смачивает

поверхность

стакана

(холодная

хуже,

чем

горячая).

Что

это

значит?

Взаимодействуя с твёрдой поверхностью, вода плохо к ней прилипает и плохо

растекается. Именно поэтому она не стекает сразу же через край стакана при

образовании горки. Кроме того, для уменьшения смачивания края стакана

в опыте смазаны растительным маслом. Если бы, например, вместо воды

использовали

бензин,

который

очень

хорошо

смачивает

стекло,

никакой

горки бы не получилось.

2. Повелитель воды

Предметы, плавающие на поверхности воды, движутся в каком-либо

направлении по различным причинам: их могут подгонять ветер или волны,

увлекать

течение.

А можно ли

управлять

плавающими

предметами?

Да,

их можно

подгонять

рукой.

А можно ли

управлять,

ничем

их не касаясь?

Конечно! Только для этого надо управлять свойствами воды. Как это можно

сделать, ты узнаешь, проделав следующий опыт.

Что потребуется:

коробок спичек

миска с водой

кусочек мыла

кусочек сахара-рафинада

Опыт. В миску, наполненную водой, аккуратно положи 10-12 спичек.

Расположи их в форме лучей звезды, по возможности равномерно.

Возьми

кусочек

мыла

и погрузи

концом

в воду

в центре

спичечной

звезды. Наблюдай за тем, что произойдёт со спичками. А теперь вместо мыла

опусти

в центр

звезды

кончик

кусочка

сахара-рафинада

и посмотри,

как

спички поведут себя на этот раз.

Результат. Когда

ты погрузишь

в воду

конец

кусочка

мыла,

спички

тут же начнут плыть от него к краям миски. Если заменить мыло кусочком

рафинада, спички, наоборот, поплывут в обратном направлении и соберутся

возле погружённого в воду сахара.

Объяснение. Такое

поведение

спичек

обусловлен

следующим:

погружая в воду разные вещества (мыло и сахар), ты тем самым изменяешь

одно из важных свойств воды — силу поверхностного натяжения.

Мыло

сильно

уменьшает

поверхностное

натяжение

воды.

Когда

ты касаешься

кусочком

мыла

поверхности

жидкости,

оно

растворяется

и смешивается

с ней.

Молекулы

мыла

проходят

между

молекулами

воды

и снижают их взаимное притяжение. Там, где ты касаешься мылом воды,

поверхностное натяжение нарушается. А поверхностное натяжение в других

участках тянет спички по направлению к стенкам, прочь от мыла.

Сахар

действует

противоположно

мылу —

о н увеличивает

поверхностное

натяжение.

Именно

поэтому

спички

стягиваются

в центр

миски к погружённому в воду кусочку рафинада.

3. Как сделать невидимые чернила

Ребенок любит играть в разведчика? Научите его писать секретные

послания. Для этого необходим лист бумаги и невидимые чернила – молоко

(безопасный вариант), сок лимона или уксус.

При помощи кисточки или спички нарисуйте рожицу на листке бумаги

или напишите короткое послание. Теперь осталось только зажечь огонь и

аккуратно нагреть бумагу, не подпалив ее. Невидимое станет видимым.

4. Разноцветная пена

Материалы:

Лимонная кислота

Пищевые красители

Сода

Стаканчики

Вода

Большая тарелка (поднос)

Развести

в

стаканчиках

немного

лимонной

кислоты

и

пищевого

красителя тёплой водой. Подождать пока растворится кислота, чтобы не было

осадка. На тарелку рассыпаем ровным слоем соду. Аккуратно капаем из

стаканчиков по очереди разноцветную жидкость на соду и наблюдаем за

разноцветным фейерверком над тарелкой.

Вывод: цветная вода, с лимонной кислотой попадая в соду, вызывает

химическую реакцию - выделение углекислого газа и воды. Эту реакцию в

данном опыте мы наблюдаем в виде цветной пены.

5.Радужное молоко

Материалы:

Тарелка с молоком

Пищевые красители

Средство для мытья посуды

Ватная палочка

Насыпаем немного красителя в молоко, чуть-чуть подождём и заметим,

что молоко начинает свой чудесный вальс. В том месте, где упали крупинки

красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается.

От красителя на нём появляются затейливые узоры. Затем берём ватную

палочку и обмакиваем её в средство для мытья посуды. Опускаем палочку в

центр тарелки с молоком. Красители «сбегаются» и перемешиваются,

получаются необычные цветные круги.

Вывод: мыло разрывает жировые молекулы в молоке и они начинают

двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются.

- Выставка методических материалов, изготовленных воспитателями группы

Сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского

экспериментирования важно придерживается следующих условий:

-

выбор

темы

и

объекта

исследования

осуществляется

с

учетом

интересов и жизненного опыта детей;

- необходимо создание мотивации у детей к деятельности

- использование проблемных ситуаций

- ведение диалога с детьми.

- поощрение выдвижения детьми гипотез.

- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.

и формулировать выводы.

Рефлексия:

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.

2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.



В раздел образования