Автор: Волкова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "НШ - ДС "Надежда"
Населённый пункт: Смоленская область, город Вязьма
Наименование материала: мастер - класс для родителей
Тема: "Детское экспериментирование в семье"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад « Надежда»»
г. Вязьмы Смоленской обл.
Мастер – класс для родителей.
«Детское экспериментирование в семье»
Выполнила: воспитатель первой
кв. категории Волкова Н.В.
Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть
е г о
з н а ч е н и е
д л я
р а з в и т и я
т в о р ч е с к и х
и
познавательных способностей, мышления,
воображения,
исследовательской
активности и самостоятельности дошкольников.
Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с
детьми в домашних условиях.
Задачи:
Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Участники мастер-класса: родители, дети, воспитатели.
Содержание:
1. Определение понятия детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выставка методических материалов
4. Выводы.
5. Рефлексия.
Ход мастер-класса
Ведущий пускает мыльные пузыри.
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
Воспитатель. – Добрый день, дорогие гости!
В старшем дошкольном возрасте проведение экспериментов должно
стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь
ознакомления
детей
с
окружающим
миром
и
наиболее
эффективным
способом
развития
мыслительных
процессов.
Эксперименты
позволяют
объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают
наблюдательность
и
пытливость
ума,
развивают
стремление
к
познанию
мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не
стандартные
решения
в
трудных
ситуациях,
создавать
творческую
личностью.
А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское
экспериментирование,
ну
что
ж,
уважаемые родители,
сегодня
мы
с
вами
постараемся
понять,
в
чем особенности
организации
деятельности
детского
экспериментирования.
Детское
экспериментирование
-
это
особая
форма
поисковой
деятельности
дошкольников,
в
которой
проявляется
собственная
активность
детей, направленная на получение новых сведений и знаний.
Другими словами, мы можем сказать, что детское экспериментирование –
это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под
незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования взрослый должен выступать для детей
не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую
деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные взрослым, а добытые
самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их
любознательно сть,
по стоянное
стремление
к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радостью и
удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно все, поэтому
необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать
условия
к
исследовательской деятельности. Одно
из
направлений детской
экспериментальной
деятельности –
опыты. Детям
необходимо
ставить
цель,
решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем и делать
выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих
маленьких
и
больших «открытий»,
которые
вызывают
у
них
чувство
удовлетворения от проделанной работы. Все это возможно лишь при условии
тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я
запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю вместе с
ребенком.
Так как же всё-таки организовать эксперимент? Что служит толчком к
тому, чтобы его начать?
Несколько важных советов:
1. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него
желание получать знания и самому делать новые опыты.
2. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества,
как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
3. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным
ему языком, почему это происходит.
4. Предоставляйте ребенку возможность самому давать ответ, делать вывод.
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в
книгах, справочниках, Интернете.
6.Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше
самостоятельности.
Что есть у всех дома и с чем никогда не надоедает играть? Вода! Лично
я не встречала ни одного ребенка, который был бы к ней равнодушен. Игр с
водой можно придумать бесконечное количество, мы собрали здесь самые-
самые
интересные.
Игры
с
водой
для
малышей
известны
всем,
но
мы
постарались
к
каждой
известной
игре
придумать
нечто
такое,
что
заинтересует и детей постарше. А также мы включили в обзор простые и
зрелищные опыты!
Домашние опыты для детей с жидкостью.
1. Как налить воду с
горкой
Горку можно соорудить практически из чего угодно — из песка, соли,
сахара
и даже
из одежды.
А можно ли
сделать
горку
из воды?
На первый
взгляд
кажется,
что
пример
такой
горки —
волна.
Однако
она
движется
и существует
только
в движении.
А соорудить
горку
из воды,
не создавая
волны, — задача сложная, но вполне разрешимая. Выполни следующий опыт,
чтобы убедиться в этом!
Что потребуется:
стеклянный стакан
горсть
монет
(например,
гаек,
шайб
или
других
небольших
металлических предметов)
вода (лучше холодная)
растительное масло
Опыт. Возьми хорошо вымытый сухой стакан, немного смажь края
растительным маслом и наполни водой до отказа. А теперь очень аккуратно
опускай в него по одной монете (гайке, шайбе).
Результат. По мере
опускания
монет
в стакан
вода
из него
не будет
выливаться, а начнёт понемногу приподниматься, образуя горку. Это хорошо
заметно, если посмотреть на стакан сбоку.
По мере
увеличения
в стакане
количества
монет
горка
будет
становиться всё выше — поверхность воды надуется, словно воздушный
шарик. Однако на какой-то монете этот шарик лопнет, и вода струйками
потечёт по стенкам стакана.
Объяснение. В этом
опыте
горка
на поверхности
воды
образуется
в основном за счёт физического свойства воды, называемого поверхностным
натяжением. Его суть состоит в том, что на поверхности любой жидкости
образуется тонкая плёнка из её частиц (молекул). Эта плёнка прочнее, чем
жидкость внутри объёма. Чтобы её разорвать, необходимо приложить силу.
Именно благодаря плёнке и образуется горка. Однако, если давление воды
под плёнкой окажется очень большим (горка поднимется слишком высоко),
она разорвётся.
Вторая
причина
образования
горки —
вода
плохо
смачивает
поверхность
стакана
(холодная
хуже,
чем
горячая).
Что
это
значит?
Взаимодействуя с твёрдой поверхностью, вода плохо к ней прилипает и плохо
растекается. Именно поэтому она не стекает сразу же через край стакана при
образовании горки. Кроме того, для уменьшения смачивания края стакана
в опыте смазаны растительным маслом. Если бы, например, вместо воды
использовали
бензин,
который
очень
хорошо
смачивает
стекло,
никакой
горки бы не получилось.
2. Повелитель воды
Предметы, плавающие на поверхности воды, движутся в каком-либо
направлении по различным причинам: их могут подгонять ветер или волны,
увлекать
течение.
А можно ли
управлять
плавающими
предметами?
Да,
их можно
подгонять
рукой.
А можно ли
управлять,
ничем
их не касаясь?
Конечно! Только для этого надо управлять свойствами воды. Как это можно
сделать, ты узнаешь, проделав следующий опыт.
Что потребуется:
коробок спичек
миска с водой
кусочек мыла
кусочек сахара-рафинада
Опыт. В миску, наполненную водой, аккуратно положи 10-12 спичек.
Расположи их в форме лучей звезды, по возможности равномерно.
Возьми
кусочек
мыла
и погрузи
концом
в воду
в центре
спичечной
звезды. Наблюдай за тем, что произойдёт со спичками. А теперь вместо мыла
опусти
в центр
звезды
кончик
кусочка
сахара-рафинада
и посмотри,
как
спички поведут себя на этот раз.
Результат. Когда
ты погрузишь
в воду
конец
кусочка
мыла,
спички
тут же начнут плыть от него к краям миски. Если заменить мыло кусочком
рафинада, спички, наоборот, поплывут в обратном направлении и соберутся
возле погружённого в воду сахара.
Объяснение. Такое
поведение
спичек
обусловлен
следующим:
погружая в воду разные вещества (мыло и сахар), ты тем самым изменяешь
одно из важных свойств воды — силу поверхностного натяжения.
Мыло
сильно
уменьшает
поверхностное
натяжение
воды.
Когда
ты касаешься
кусочком
мыла
поверхности
жидкости,
оно
растворяется
и смешивается
с ней.
Молекулы
мыла
проходят
между
молекулами
воды
и снижают их взаимное притяжение. Там, где ты касаешься мылом воды,
поверхностное натяжение нарушается. А поверхностное натяжение в других
участках тянет спички по направлению к стенкам, прочь от мыла.
Сахар
действует
противоположно
мылу —
о н увеличивает
поверхностное
натяжение.
Именно
поэтому
спички
стягиваются
в центр
миски к погружённому в воду кусочку рафинада.
3. Как сделать невидимые чернила
Ребенок любит играть в разведчика? Научите его писать секретные
послания. Для этого необходим лист бумаги и невидимые чернила – молоко
(безопасный вариант), сок лимона или уксус.
При помощи кисточки или спички нарисуйте рожицу на листке бумаги
или напишите короткое послание. Теперь осталось только зажечь огонь и
аккуратно нагреть бумагу, не подпалив ее. Невидимое станет видимым.
4. Разноцветная пена
Материалы:
Лимонная кислота
Пищевые красители
Сода
Стаканчики
Вода
Большая тарелка (поднос)
Развести
в
стаканчиках
немного
лимонной
кислоты
и
пищевого
красителя тёплой водой. Подождать пока растворится кислота, чтобы не было
осадка. На тарелку рассыпаем ровным слоем соду. Аккуратно капаем из
стаканчиков по очереди разноцветную жидкость на соду и наблюдаем за
разноцветным фейерверком над тарелкой.
Вывод: цветная вода, с лимонной кислотой попадая в соду, вызывает
химическую реакцию - выделение углекислого газа и воды. Эту реакцию в
данном опыте мы наблюдаем в виде цветной пены.
5.Радужное молоко
Материалы:
Тарелка с молоком
Пищевые красители
Средство для мытья посуды
Ватная палочка
Насыпаем немного красителя в молоко, чуть-чуть подождём и заметим,
что молоко начинает свой чудесный вальс. В том месте, где упали крупинки
красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается.
От красителя на нём появляются затейливые узоры. Затем берём ватную
палочку и обмакиваем её в средство для мытья посуды. Опускаем палочку в
центр тарелки с молоком. Красители «сбегаются» и перемешиваются,
получаются необычные цветные круги.
Вывод: мыло разрывает жировые молекулы в молоке и они начинают
двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются.
- Выставка методических материалов, изготовленных воспитателями группы
Сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского
экспериментирования важно придерживается следующих условий:
-
выбор
темы
и
объекта
исследования
осуществляется
с
учетом
интересов и жизненного опыта детей;
- необходимо создание мотивации у детей к деятельности
- использование проблемных ситуаций
- ведение диалога с детьми.
- поощрение выдвижения детьми гипотез.
- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.
и формулировать выводы.
Рефлексия:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.