Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы


Автор: Шерешева Юлия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Копанищенская СОШ
Населённый пункт: Воронежская обл,.Лискинский район, с. Копанище
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное Казённое Образовательное Учреждение Копанищенская

Средняя Общеобразовательная школа

«Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского

языка и литературы»

Выполнила Учитель русского языка и литературы МКОУ

Копанищенская СОШ Шерешева Ю. В.

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках

русского языка и литературы

Общеизвестно,

что

здоровьесбережение

одно

из

приоритетных

направлений современной педагогики. Этим объясняется интенсивный поиск

форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью в сознании

подростка.

Системный

подход позволяет

естественно,

органично

подготовить ребёнка к жизни.

Педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило,

ориентированы на внеурочные модули: элективные курсы, спецкурсы,

факультативы, классные часы, многоуровневые воспитательные проекты и

т.д. Однако перегруженность сегодняшнего школьника, активно вовлечённого

в дополнительное образование, нередко оборачивается проблемами, на

решение которых, собственно, и направлены здоровьесберегающие

технологии: усилением интеллектуальной нагрузки, психоэмоциональной

усталостью, повышенной утомляемостью ребёнка и, как следствие,

снижением его учебной и социальной мотивации. Это обращает учителя-

предметника к поиску возможностей использования здоровьесберегающих

технологий именно в процессе урока. Ведь именно урок был и остаётся

основной формой организации учебного процесса. Каждый урок – это

ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его

умственной и моральной культуры. Основной целью здоровьесбережения

на уроках русского языка и литературы является создание организационно-

педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и

других условий, учитывающих индивидуальные показатели состояния

учащихся. Для реализации этой цели я поставила следующие задачи:

-учитывать возрастные и физиологические особенности ребёнка на занятиях

(разных видах деятельности, их продуктивность);

- наличие эмоциональных разрядок на уроках;

- чередование позы с учётом видов деятельности;

- использование физкультурных пауз на уроках;

- грамотное планирование перехода от одного этапа урока к другому;

-реализация

на

практике

индивидуально-личностного

подхода

к

оценке

знаний;

Каким образом нужно организовывать проведение уроков в школе с

учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья учащихся? Этот

вопрос волнует всех педагогов. Есть общие требования с точки зрения

здоровьесбережения при проведении уроков по всем предметам, есть и

специфические возможности каждого учебного предмета.

Что необходимо учитывать при организации урока для сохранения

здоровья обучающихся?

1) соответствие гигиеническим требованиям (проветривание классных

комнат во время перемены, оптимальный температурный режим, чистота,

хорошая освещённость).

2) физкультминутки, включающие упражнения для глаз, кистей рук, опорно-

двигательного аппарата.

Применение кратковременных физических упражнений способствует

снижению утомления и повышению умственной работоспособности

учащихся. Комплексы упражнений, подобранные для этого, должны включать

двигательные действия, отличающиеся по своей структуре от положения тела

и движений, выполняемых при учебной работе, что должно усилить

двигательную активность организма и вовлечь в активную работу группу

мышц, несущих статическую нагрузку. В комплексы физкультминуток можно

включать 4-5 упражнений. Смену комплексов физкультминуток следует

осуществлять не реже одного раза в две недели.

3) использование разнообразных видов деятельности, их чередование: опрос

учащихся, чтение, письмо, работа с наглядными пособиями, ответы на

вопросы и др. Норма – 4-7 видов за урок.

4) применение различных форм работы: коллективной, групповой, парной,

индивидуальной.

5) Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.

6) Использование технологий, способствующих появлению и сохранению

интереса к учебному материалу (игровые технологии, ИКТ)

В

практике

моей

работы

получили

применение

следующие

психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:

Снятие эмоционального напряжения. Применяю различные игровые

технологии, оригинальные задачи, ввожу в урок исторические экскурсы и

отступления. Этот приём также позволяет решить одновременно несколько

различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им

сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую

значимость

изучаемой

темы,

побудить

к

активизации

самостоятельной

познавательной деятельности и т.п.

В своей работе использую такую форму работы, как минутки вхождения в

урок:

1.Лирическое начало урока

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Улыбнулись друг другу,

Пожелали мысленно удачи.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями!

2. Музыкальное вступление.

- Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек –

нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять

друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть

стол.

- Сергей, за что ты любишь свои руки?

- Лиза, а ты любишь свои руки?

- Какие добрые и умные у вас руки!

На фоне музыки читается стихотворение:

Что за чудо – чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших

друзей, которые вам будут добрыми помощниками на уроке.

Создание благоприятного психологического климата на уроке. Пожалуй,

одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт

школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается

задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется

дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого

ребёнка.

Я считаю, что доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа,

внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ученика

выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок,

поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор

– вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог,

стремящийся к раскрытию способностей каждого ребёнка. Учащиеся должны

входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с

желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить

новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный

дискомфорт даже в том случае, если ученик с чем – то не справился, что- то

не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает

каждому освободиться внутренне от нежелательных барьеров, смелее

высказываться, выразить свою точку зрения.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и

эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно

повышается, что, в конечном итоге приводит к более качественному

усвоению знаний и более высоким результатам.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – предметника

– это рациональная организация урока. Показателем рациональной

организации учебного процесса являются: объём учебной нагрузки –

количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на

выполнение домашних заданий; нагрузка от дополнительных занятий в

школе; занятия активно – двигательного характера (динамические паузы,

уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т. п.)

От соблюдения гигиенических и психолого – педагогических

условий проведения урока зависит в основном и функциональное состояние

школьников в процессе учебной деятельности. Уроки русского языка – это

уроки, на которых учащиеся много пишут, читают, рассуждают.

Возможности использования содержания используемого дидактического

материала на уроках русского языка для решения вопросов сохранения и

укрепления здоровья очень широки.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения

преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного

статического напряжения я провожу физкультминутки и другие

оздоровительные моменты.

Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15-я

минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности

учебного материала и двигательного режима). Исследования показывают, что

у младших школьников наиболее целесообразно их проведение между 15-й и

20-й минутами, для средних и старших школьников между 20-й и 25-й

минутами.

Вот примеры таких физкультминуток, направленных на снятие напряжения с

глаз:

1.Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись!

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончена. Ты молодец!

2. Упражнения выполняются сидя. Дыхание свободное, без напряжения.

а. Пальминг. Сядь прямо. Прикрой глаза ладошками так, чтобы не было

щёлочек, опусти веки, сосчитай до двадцати.

б.

Письмо носом.

Представь, что твой нос – ручка, которой можно

написать. В воздухе напиши носом своё имя, имя соседа, название месяца,

название любимого блюда и т.д.

в. Сквозь пальцы. Разомкни пальцы и прикрой ими глаза. Глядя сквозь них,

делай плавные повороты головой направо – налево.

г. Часики. Широко открытыми глазами водим по часовой стрелке. ( 3,

6, 9, 12)

Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в

свою

очередь,

работа

над

улучшением

слуха

оказывает

плодотворное

воздействие

на

органы

зрения.

Вот

несколько

упражнений

для

развития

слуха:

1.Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы

раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

2.Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

3.Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую.

Массировать нужно сразу оба уха.

4.Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за

серединку и дёргаем тоже 20 раз.

5.Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.

6.Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.

7.Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

Я

пришла

к

выводу:

обязательное

условие

эффективного

применения

физкульминуток

-

положительный

эмоциональный

фон.

Выполнение

упражнений со скучающим видом, нехотя - желаемого результата не даст.

На

уроках

русского

языка

использую

тексты

о

возможностях

человеческого

организма,

об

основных

условиях

и

способах

укрепления

здоровья, о здоровом питании, спорте, туризме.

Организована работа по созданию банка текстов и заданий по всем

разделам русского языка для 5-9 классов на тему «Здоровьесбережение».

Использовать тексты по вопросам здоровьесбережения на уроках русского

языка можно при изучении любой темы, на любом этапе урока.

Текстовый

материал

способствует

пропаганде

здорового

образа

жизни.

Такого

содержания

тексты

можно

использовать

по-разному:

предлагать в качестве проверочных, самостоятельных, контрольных работ,

применять для индивидуальной проверки знаний. Отдельные предложения

можно

разбирать

на

синтаксических

пятиминутках,

небольшие

тексты

предлагать детям для запоминания и записи по памяти (письмо по памяти).

Задания можно использовать как при изучении какой-либо новой темы, так и

на уроках повторения пройденного материала.

На

каждом

уроке

русского

языка

я

провожу

орфографические

пятиминутки, цель которых - актуализация определённых орфографических

правил.

Эти

пять

минут

можно

использовать

и

в

целях

формирования

привычки к здоровому образу жизни, подобрав соответствующий материал.

Работая над орфограммами в таких упражнениях, можно систематически и

ненавязчиво

рассматривать

вопросы

сохранения

и

укрепления

здоровья,

воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.

Для этих целей можно использовать и такой вид письменных

упражнений, как диктанты (слуховые, свободные, творческие, выборочные,

распределительные и др.).

Соответствующие тексты дадут возможность каждому учителю не только

проверить грамотность учащихся, но и научить ребёнка быть здоровым,

стремлению сохранять своё здоровье, старанию жить в согласии с законами

природы.

Вот примеры текстов для различных видов диктантов

Полезные привычки.

Древнее

китайское

изречение

гласит:

«Мудрый

человек

предотвращает

болезни, а не лечит их». Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни,

ведь

соблюдение

правил

здорового

образа

жизни

укрепляет

здоровье,

воспитывает волю, характер человека.

Характер складывается из привычек. Делать зарядку, заниматься спортом,

умываться

по

утрам,

чистить

зубы,

расчесываться,

пользоваться

чистым

носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем: у каждой

вещи должно быть свое место, быть бережливым по отношению к школьному

и домашнему имуществу – все это полезные привычки, которые помогают

нам сохранить здоровье. (81 слово)

Безопасность на льду.

Мы все с удовольствием встречаем зиму. Нам не терпится надеть коньки и

покататься на льду в легкий морозец. Приятно на саночках скатиться с

ледяной горы.

Много

радости

несет

зимняя

пора.

Но

эти

удовольствия

не

должны

приносить вред вашему здоровью. Чтобы избежать несчастных случаев, надо

соблюдать

осторожность

на

льду.

Он

лишь

на

первый

взгляд

кажется

крепким. Но в первые дни зимы лед еще непрочный и не всегда выдержит вес

человека. Поэтому кататься на неокрепшем льду опасно.

Прозрачный лед с промоинами или пузырьками воздуха – ненадежная опора.

И не стоит ловить рыбу у края полыньи. Будьте осторожны на льду. (96 слов)

Что нужно есть, чтобы быть здоровым

Белки являются основным строительным материалом, без которого организм

не может нормально расти и развиваться. Без поступления в организм жиров

и

углеводов

человек

становится

вялым

и

неэнергичным.

Чтобы

быть

здоровым, надо есть пищу, богатую и белками, и жирами, и углеводами.

При неправильном питании нарушается обмен веществ. Избыток жиров и

углеводов приводит к увеличению массы тела. С привычкой есть много

сладкого и мучного связано возникновение опасной болезни - сахарного

диабета.

При

этой

болезни

нарушается

усвоение

углеводов,

в

крови

повышается содержание сахара. Эта болезнь возникает не у всех любителей

конфет и сладостей. Она имеет наследственную предрасположенность. Ей

рискуют заболеть те, у кого есть родственники с этой болезнью. (103 слова)

Малина

Именно из малины варится варенье, рекомендуемое при простуде.

Свежие

плоды

улучшают

аппетит,

регулируют

деятельность

желудка

и

кишечника, обладают противовоспалительным действием; обезболивающим,

жаропонижающим эффектом.

Народная

медицина

гласит,

что

сухие

плоды,

заваренные

как

чай,

используются

как

жаропонижающее,

потогонное

средство

при

простуде,

кашле,

бронхите.

Настой

и

отвар

листьев

употребляется

при

различных

сыпях, угрях, воспалениях на коже. (53 слова)

Что такое табак?

Табак – это однолетнее растение, высушенные листья которого используют

для курения. В состав листьев табака входит никотин. Никотин – один из

сильнейших ядов и основная часть табачного дыма.

Говорят, что капля никотина убивает лошадь. Мы часто не вдумываемся в

смысл этих слов. А ведь действительно убивает! Большое красивое животное

падает от капли страшного яда.

Многие считают, что вред приносит только никотин. На самом деле вреден и

табачный дым. В нем содержится масса вредных для организма соединений и

веществ.

Люди

с

сигаретами

большие

эгоисты.

Они

заставляют

невинных

окружающих вдыхать эту отраву. (88 слов)

Главные враги здоровья.

В 1492 году Колумб открыл Америку, табак стал проникать в Европу, и стала

распространяться привычка курить. Курение очень вредно, особенно для

детей. Вредно даже находиться в той комнате, где кто-нибудь из взрослых

курит. Те дети, которые вдыхают табачный дым, медленнее растут, чаще

болеют, хуже учатся. Спорт и здоровье не дружат с вредными привычками.

Мы все за здоровый образ жизни. Здоровье приносит нам бодрость и хорошее

настроение. (66 слов)

Вредные привычки.

Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие,

почки и другие органы человека. На 15 минут короче становится жизнь после

каждой выкуренной сигареты. Но особенно вреден для растущего организма,

который слабеет и плохо развивается!

Существует

другая,

не

менее

опасная

привычка

алкоголизм.

Многие

взрослые страдают от вина, пива и других алкогольных напитков. У пьющего

человека ухудшается память, нарушается координация движения, постепенно

начинают

отказывать

печень,

желудок

и

другие

органы

человеческого

организма. (70 слов)

Наркомания.

Самая страшная болезнь нашего века – это наркомания.

Она

развивается

от

употребления

дурманящих,

ядовитых

веществ

-

наркотиков.

Отведав

папирос

с

наркотиками

или

специальных

таблеток,

слабые или очень любопытные люди, вскоре переходят к более сильным

наркотическим веществам. Этим они разрушают свое здоровье. Находясь в

состоянии

наркотического

дурмана,

эти

люди

наносят

себе

страшные

ранения, совершают преступления. Избавиться от этой зависимости очень

трудно, часто невозможно.

Поэтому никогда не пробуйте никаких наркотических средств.

НЕ заводи вредных привычек! Веди здоровый образ жизни! Знай и соблюдай

полезные привычки, они помогают нам укреплять здоровье. (85 слов)

Сохрани своё зрение

Для сохранения хорошего зрения важно сидеть правильно, не наклоняясь

низко над книгой или тетрадью. Если книга и тетрадь находятся на очень

близком расстоянии от глаз, это вредно для зрения. Надо сидеть прямо, лишь

слегка

наклонив

голову

вперёд.

Тетрадь

и

книга

должны

находиться

на

расстоянии 30 – 35 см от глаз, не ближе. Врачи установили, что на таком

расстоянии детям удобнее всего читать и писать, что при этом глаза меньше

всего устают, зрение не портится. (71 слово)

Значение осанки в жизни человека.

Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного

человека

правильно

формируется

скелет.

При

правильной

осанке

легче

работать сердцу и другим важным органам.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается

им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее

недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в

позвонках еще не заменилась костной. Неправильная осанка делает спину

кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда в

старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

Улица и пешеход

Переходить дорогу нужно осторожно. Сначала надо посмотреть налево.

Машины

нет

-

можешь

переходить.

На

середине

дороги

ты

должен

посмотреть направо. Нельзя играть на проезжей части, бегать, прыгать, ехать

на велосипеде. Опасно стоять на краю тротуара.

Музыка лечит

Музыку любят все. Хорошая музыка улучшает настроение. А плохая

музыка разрушает нервную систему человека.

От хорошей музыки даже растения быстрее растут. От плохой музыки

они могут засохнуть, погибнуть.

Человек

и

велосипед

В некоторых странах, например в Индии, Китае, Вьетнаме, основное

транспортное

средство

велосипед.

У

него

много

поклонников.

Лев

Николаевич Толстой, как известно, научился велосипедной езде в шестьдесят

семь

лет.

Велосипед

является

прекрасным

средством

для

укрепления

здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать

причиной травм.

Аквариум

и

наше

здоровье.

Очень

полезно

и

приятно

смотреть

на

аквариум

с

разноцветными

рыбками.

Плавно

раскачивающиеся

водоросли

и

плавающие

рыбки

погружают

нас

в

состояние

невесомости.

Все

наше

тело

медленно

расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться

ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум –

прекрасное средство от страха в зубоврачебном кабинете.

Ваше здоровье

Ваше

здоровье

самое

ценное,

что

у

вас

есть.

Плохое

здоровье,

болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого

настроения.

На всю жизнь вам дается только один организм. Если вы небрежно

обращаетесь с любимыми предметами, их можно заменить. Но заменить свой

организм вы не сможете.

Запомните

необходимо

заботиться

о

себе

и

своем

здоровье

уже

сейчас.

Инфекционные болезни

Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни

называются инфекционными. В переводе с латинского языка слово инфекция

означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или

животного (собаки, кошки).

Инфекция

распространяется

микробами,

которые

живут

в

воздухе,

воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг.

Чтобы

не

заразиться

инфекционными

болезнями,

надо

знать

и

соблюдать правила личной гигиены.

Основное

требование

личной

гигиены

чистая

кожа.

Микробы

с

грязной кожи рук попадают в рот и вызывают инфекционные заболевания.

Чаще мойся – воды не бойся!

Огонь – друг и враг человека

Огонь – один из самых первых друзей человека. Тысячи лет назад он

согревал его, защищал от диких зверей, помогал готовить пищу. Огонь и

сейчас остается нашим другом. Без него нельзя согреться в лесу, приготовить

обед.

Но

если

с

ним

не

дружить,

он

может

превратиться

в

злобного

и

жестокого врага, стать причиной пожара.

Пожары

очень

опасны.

Они

приносят

людям

громадные

убытки

и

уносят человеческие жизни. От одной спички может сгореть целый дом.

Главная причина пожара – это сами люди. А лучшая защита от пожара –

знание и соблюдение правил пожарной безопасности.

Умейте купаться

В жаркий летний день часто возникает желание искупаться, поплавать в

чистой прохладной воде. Вода – одна из тех стихий, которые давно известны

человеку. Несмотря на это, люди продолжают тонуть в реках.

Купайтесь, но помните некоторые правила поведения на воде.

Первое купание нужно начинать в безветренную солнечную погоду,

когда вода достаточно прогрелась. Купаться можно утром и вечером и только

в безопасных, специально отведенных для этого местах. Нельзя купаться

одному, так как в случае беды никто не сможет вам помочь.

Чтобы

не

случилось

несчастья,

знайте

и

соблюдайте

эти

простые

правила. Будьте осторожны на воде !

Безопасность на льду

Мы

все

с

удовольствием

встречаем

зиму.

Нам

не

терпится

надеть

коньки

и

покататься

на

льду

в

легкий

морозец.

Приятно

на

саночках

скатиться с ледяной горы.

Много радости несет зимняя пора. Но эти удовольствия не должны

приносить вред вашему здоровью. Чтобы избежать несчастных случаев, надо

соблюдать

осторожность

на

льду.

Он

лишь

на

первый

взгляд

кажется

крепким. Но в первые дни зимы лед еще непрочный и не всегда выдержит

вес человека. Поэтому кататься на неокрепшем льду опасно.

Прозрачный лед с промоинами или пузырьками воздуха – ненадежная

опора. И не стоит ловить рыбу у края полыньи. Будьте осторожны на льду.

Секреты

хорошего

настроения

Если

у

вас

подавленное

настроение

из-за

плохой

погоды,

неприятностей в личной жизни, в школе или на работе, то это немедленно

сказывается на состоянии здоровья.

Общение

с

жизнерадостными

людьми,

уютный

вечер,

проведенный

в

семейном кругу, просмотр кинокомедии или просто яркий букет цветов в

вашей комнате могут удивительным образом поднять ваше настроение.

Ученые

утверждают,

что

зеленый

цвет

снимает

усталость,

нервное

напряжение,

делая

нас

добродушными

и

спокойными.

Поэтому

мы

так

хорошо себя чувствуем, выезжая на природу.

Август — благодатная ягодная пора.

В лесах поспела черника — уникальная по содержанию полезных

веществ ягода. Она обладает способностью снижать содержание холестерина

в

крови

ничуть

не

хуже

дорогих

лекарств.

Известное

и

широко

пропагандируемое

достоинство

этой

ягоды

благотворное

влияние

на

зрение. А также она улучшает память и координацию движений. Особенно

полезна черника пожилым людям.

Брусника — ягода, которую можно хранить в холодильнике круглый год.

Никаких особых условий хранения она не требует. Залитая холодной водой,

она может храниться в холодильнике до двух лет. Брусничный морс снижает

температуру не хуже жаропонижающих препаратов, а также она помогает

укрепить иммунитет.

Бананы всегда попадают в список самых полезных фруктов. В них много

клетчатки,

необходимой

для

кишечника.

Немало

витамина

С.

Бананы

содержат

огромное

количество

калия,

дающего

энергию

и

силу.

Калий

способствует

снижению

кровяного

давления,

улучшению

состояния

мускулатуры.

.Запахи и наше самочувствие

Запах эвкалипта и цитрусовых (мандарина, лимона, апельсина) повышает

работоспособность, снижает сонливость, улучшает настроение и

самочувствие. В течение рабочего дня полезно мять в руках корки апельсинов

и лимонов, глубоко вдыхать их аромат.

Японские ученые установили, что при насыщении воздуха запахом лаванды

количество ошибок при работе на клавиатуре снижается на 20%. Аромат

жасмина еще полезнее- ошибок становится меньше на 30%. Лучший

результат показал обыкновенный лимон- погрешностей стало вдвое меньше.

. Музыка, которая исцеляет

Никто не станет возражать, что музыка влияет на психику и здоровье

человека.

В Англии, Франции, Германии, Голландии на протяжении ХХ столетия

были созданы центры музыкальной терапии, задачами которых стало лечение

разнообразных болезней, начиная от неврозов и депрессии и заканчивая

желудочно-кишечными и сердечно- сосудистыми заболеваниями, специально

подобранными мелодиями.

Но не всякая музыка чудодейственно влияет на самочувствие и здоровье

человека. Все зависит от ритма, темпа и самой мелодии. Психиатрами было

признано, что некоторые мелодии поп-музыки способны сами вызвать

нервные разлады и галлюцинации даже у психически здоровых людей.

Наоборот, классические мелодии , которые несут радость, оказывают

содействие расширению сосудов, нормализуют артериальное давление и

замедляют пульс. А военные марши повышают тонус мышц и действуют

целебно на нервную систему. Ненапрасно же из истории известно, что

греческий врач Эскулап лечил нервные расстройства игрой на трубе,

инструментом, без которого не обходится почти ни один военные оркестр.

Музыка стимулирует также умственные способности. Дети, которых обучали

пению под аккомпанемент фортепиано, начали решать арифметические

задачки раньше, чем их ровесники.

А музыка Моцарта, оказывается, ближе всего к природным биоритмам

человека, так сказать, к «музыке нашей души».

О лекарственных травах

Лечение лекарственными травами, целебными корешками, грибами,

ягодами, частями кустарников и деревьев издавна привлекало к себе

человека. Народ давно приметил, что все, что растет в природе, обладает

удивительными лечебными свойствами. При ангине, например, поможет

шалфей, мать-и-мачеха, календула. При депрессии хорошо заваривать аир

больной.

Фитотерапия- это эффективное средство поддержания здоровья и

оздоровления организма. Чем ближе человек к природе, тем меньше он

болеет. Если вы хотите быть здоровыми, старайтесь жить в согласии с

природой с самим собой. Будьте здоровы!

При систематической работе с текстами по вопросам

здоровьесбережения у учащихся сформируются необходимые знания и

навыки по здоровому образу жизни, к ним придёт признание ценности

здоровья, чувство ответственности за его сохранение и укрепление.

Применяя на уроках русского языка и литературы элементы

здоровьесберегающей технологии, я составила для себя следующую

логическую цепочку:

- Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение

психического здоровья учащихся.

- Достигается через: учёт особенностей класса; учёт периодов

работоспособности детей на уроке (период «врабатываемости», период

высокой продуктивности, период снижения работоспособности с признаками

утомления); учёт возрастных и физиологических особенностей учащихся на

занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);

наличие эмоциональных разрядок на уроке; использование приёмов,

способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и

здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей;

формирование отношения к человеку и его здоровью; создание условий для

самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности;

предупреждение гиподинамии.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности

учителя и психологически грамотной направленности его педагогической

деятельности.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению

мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений.

При изучении теоретического материала по данной теме я выделила

основные методические рекомендации:

1) При реализации программ обучения здоровью, здоровому образу жизни

необходимо ориентироваться не на передачу собственно знаний, а именно на

формирование соответствующих представлений. При этом надо иметь в виду,

что

на

формирование

системы

представлений

учащихся

о

здоровье

и

здоровом образе жизни может повлиять только та информация, которая в их

сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их собственной

жизни.

2)

Необходимо

обеспечить

учащимся

возможность

приобрести

опыт

переживания тех эмоциональных состояний, которые возникают в процессе

различных

деятельностей,

связанных

со

здоровьем.

А

поскольку

он

приобретается только в процессе самой деятельности, успешная реализация

программ

без

достаточно

большого

количества

практических

занятий

не

представляется возможным.

3) При работе с программами необходимо решать одновременно три задачи:

1.Формировать у учащихся систему представлений о здоровье и здоровом

образе жизни

2.Способствовать

возникновению

соответствующего

субъективного

отношения

3.Обеспечивать решение задач адекватными стратегиями и технологиями.

Нельзя акцентироваться на одной из них в ущерб остальным!

4)

Критерием

эффективности

работы

педагога

является

не

усвоение

учащимися тех или иных знаний, умений, не демонстрация определенного

отношения к проблемам здоровья и здорового образа жизни, а реальное

изменение их поведения.

5) Педагогу нужно быть готовым к тому, что при реализации программ он

столкнется с различными психологическими сопротивлениями со стороны

учащихся, которые являются обычной и совершенно нормальной реакцией

людей на попытку изменить структуру их сознания. Эти сопротивления носят

различный

характер

в

разном

возрасте,

поэтому

педагогу

обязательно

необходимо иметь достаточно полное представление о них, чтобы наиболее

адекватно выстроить систему преподавания.

Очень важными и интересными для себя считаю « Основные требования к

уроку с позиций здоровьесбережения», которые заключаются в следующем:

1.Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура,

свежесть воздуха, рациональность освещения и класса и доски, наличие

(отсутствие)

монотонных,

неприятных

звуковых

раздражителей

и

т.д.

Соответствие мебели возрасту учащихся. Чистота помещения.

2.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.

3.Количество

видов

учебной

деятельности:

опрос

учащихся,

письменная

работа в тетради, чтение учебника, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7

видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению.

4.Средняя

продолжительность

и

частота

чередования

различных

видов

учебной деятельности: ориентировочная норма 7-10 минут.

5.Количество методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный,

самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

6.Чередование методов обучения. Норма: не позже, чем через 10-15 минут.

7.Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации

инициативы

и

творческого

самовыражения

самих

учащихся,

когда

они

превращаются

в

«потребителей

знаний»,

в

субъектов

действия

по

их

получению

и

созиданию.

Это

такие

методы:

метод

свободного

выбора

(свободная

беседа,

выбор

действия,

выбор

способа

действия,

свобода

творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли учителя, обучение

действием,

обсуждение

в

группах,

ролевая

игра,

дискуссия,

семинар,

учащийся

как

исследователь),

методы,

направленные

на

самопознание

и

развитие

интеллекта,

эмоций,

общения,

воображения,

самооценки

и

взаимооценки.

8.Место

и

роль

наглядности

на

уроке

(величина

букв,

цвет,

четкость).

Классная доска (форма, чистота, пригодность для работы).

9.Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать.

10.Поза

учащихся,

чередование

позы

(следит

ли

учитель

за

посадкой

учащихся, чередуется ли поза в соответствии с видом работ).

11.Наличие,

место,

содержание

и

продолжительность

оздоровительных

моментов

на

уроке:

физкультминутки,

динамические

паузы,

минутки

релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

12.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем

и здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его

здоровью как к ценности, формирование потребности к здоровому образу

жизни,

выработка

индивидуального

способа

безопасного

поведения,

сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

13.Наличие

мотивации

деятельности

учащихся

на

уроке.

Внешняя

мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный элемент и т.д.

Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от

активности, интерес к изучаемому и т.д.

14.Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между

учителем

и

учащимися

(комфорт-напряжение,

сот рудниче ство-

авторитарность,

учет

возрастных

особенностей),

между

учащимися

(сот рудниче ство-соперниче ство,

дружелюбие-

в р а ж д е б н о с т ь ,

заинтересованность-безразличие).

15.Наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известное

высказывание с комментарием, музыкальная минутка.

Структурными элементами моих уроков выступают:

- приветствие;

- опрос самочувствия;

- релаксация;

- оздоровительные упражнения;

- рефлексия;

- прощание;

Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием.

Однако комфортное благополучие возможно при условии, если каждый урок

содержит все элементы от приветствия до прощания.

На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа

различные виды текстов, пропагандирующие спорт, туризм.

При

изучении

наклонений

глагола

(6

класс)

рассматриваю

режим

дня

школьника с последующим его обсуждением.

Изучение

темы

«Имя

числительное»

даёт

большую

возможность

использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр,

завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

На уроках литературы читаем произведения и животных, родном крае и

говорим о том, как их можно сохранить.

При изучении биографии писателей стараюсь показать тесную взаимосвязь

духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере

жизни Л. Н. Толстого, который писал: «Доброта для души то же, что и

здоровье для тела: и она не заметна, когда владеешь ею, и она даёт успех во

всяком

деле».

На

примере

жизни

писателя,

который

всю

жизнь

работал

физически,

занимался

спортом,

сохранял

душевное

равнове сие,

пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства,

учащиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой

и плодотворной жизни.

За годы работы в школе я пришла к выводу, что дети не умеют рационально

распределять время при выполнении домашних заданий, что также ведёт к

физическим и умственным перегрузкам. Поэтому, начиная с пятого класса

постоянно в течение всего времени обучения ребёнка в школе, напоминаю о

режиме дня, о соблюдении правил при выполнении домашнего задания.

В соответствии с особенностями каждого обучающегося составляю задания,

разные

по

уровню

сложности

и

требующие

разнообразных

видов

деятельности.

Так

обучающимся

с

высоким

интеллектуальным

уровнем,

хорошей

работоспособностью

и

сильным

типом

нервной

системы

предлагаются

сложные

и

большие

по

объёму

задания;

школьникам

со

средним

интеллектуальным уровнем – задания средней сложности, но большие по

объёму,

так

как

эти

учащиеся

хорошо

переносят

нагрузку,

прекрасно

работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях.

Обучающимся с низким интеллектуальным уровнем и слабым типом нервной

системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие

по объёму. Такие ребята быстро устают, им нужно часто менять виды

деятельности.

На уроках изучения нового материала использую системные блоки и

опорные карточки, которые приучают ребят мыслить. Они кодируют

большой текстовый материал, понимая его, придумывают в меру своих

возможностей способы наилучшего запоминания. Учение перестает быть

мучением, т.к. не надо зазубривать параграфы и потом на диктанте списывать

у грамотного соседа. Каждый учащийся чувствует себя личностью. Дети не

боятся отвечать. Недаром методики с использованием опор принято называть

комфортными. Применение опорных схем помогает развитию таких

мыслительных операций, как анализ, синтез и обобщение, внимание.

Благодаря опорам и схемам, все, что делается на уроке, приобретает

осмысленный характер, вызывает интерес учащихся, способствует прочному

запоминанию. Давно замечено, что человек легче запоминает зримое,

видимое, нежели услышанное. В данном случае при формулировке правила

по схеме работают два вида памяти — зрительная и слуховая, кроме того

развивается умение логически мыслить.

Критерии

здоровьесбережения

на

уроке,

их

к р а т к у ю

характеристику и уровни гигиенической рациональности урока можно

представить следующей таблицей.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка

и

гигиенические

условия

в

классе

Температура

и

свеже сть

в о з д у х а ,

освещение

класса

и

доски,

монотонные

неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды

учебной

деятельности:

опрос,

письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы

н а

в о п р о с ы ,

р е ш е н и е

п р и м е р о в ,

рассматривание, списывание и т.д.

Средняя

продолжительность

и

частота

чередования видов деятельности

Продолжительность деятельности – 3-10

минут.

Потом

рекомендуется

сменить

деятельность.

Количество видов преподавания

В и д ы

п р е п од а в а н и я :

с л о в е с н ы й ,

наглядный,

самостоятельная

работа,

аудиовизуальный,

практическая

работа,

самостоятельная работа.

Чередование видов преподавания

На усмотрение учителя.

Н а л и ч и е

и

м е с т о

м е т о д о в ,

способствующих активизации

Метод

свободного

выбора

(свободная

беседа, выбор способа действия, свобода

творчества). Активные методы (ученик в

роли:

учителя,

исследователя,

деловая

игра, дискуссия). Методы, направленные

на самопознание и развитие интеллекта,

э м о ц и й ,

о б щ е н и я ,

с а м о о ц е н к и ,

взаимооценки.

Место и длительность применения ТСО

Умение

учителя

использовать

ТСО

как

средство

для

дискуссии,

б е с е д ы ,

обсуждения.

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов

деятельности требует смены позы.

Н а л и ч и е ,

м е с т о ,

с о д е р ж а н и е

и

продолжительность

на

уроке

моментов

оздоровления

Физкультминутки,

динамические

паузы,

дыхательная гимнастика, гимнастика для

глаз, массаж активных точек.

Наличие

мотивации

д е я т е л ь н о с т и

учащихся на уроке

Внешняя

мотивация:

оценка,

похвала,

поддержка,

соревновательный

момент.

Стимуляция

внутренней

мотивации:

стремление

больше

узнать,

радость

от

активности,

интерес

к

изучаемому

материалу.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения

на

уроке:

учитель

у ч е н и к

( ком ф о р т

н а п р я ж е н и е ,

сотрудничество

авторитарность,

учет

возрастных

особенностей);

ученик

ученик (сотрудничество – соперничество,

дружелюбие – враждебность, активность –

пассивность,

заинтересованность

безразличие).

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка,

улыбка,

юмористическая

или

поучительная

картинка,

поговорка,

а ф о р и з м ,

м у з ы к а л ь н а я

м и н у т к а ,

четверостишие.

Момент

наступления

утомления

и

снижения учебной активности

Определяется

в

ходе

наблюдения

по

возрастанию двигательных или пассивных

о т в л еч е н и й

в

п р о ц е с с е

у ч е б н о й

деятельности.

Темп окончания урока

Не

скомкан.

Позитивный

настрой

на

следующие уроки.

Изучая материал по данной теме, я пришла у выводу :Здоровьесберегающие

технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они

способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов

и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной

педагогики является не только стремление к максимальному развитию

творческих и познавательных способностей каждого отдельного

индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового

поколения граждан.

В настоящее время здоровый образ жизни, к сожалению, не занимает пока

первое место в списке ценностей человека. Но если мы научим детей с

самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы

будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в

этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и

развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Вспоминаются слова великого философа Платона: «Для соразмерности,

красоты и здоровья требуется не только образование в области науки и

искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой

».

Никому не нужно доказывать, что вопрос здоровья очень актуален и важен.

Он стар, как мир, но актуален и современен во все времена. В настоящее

время выбраны и систематизированы педагогические методы и приёмы,

составляющие здоровьесберегающие технологии. Это:

1.

Повышение двигательной активности детей.

2.

Витаминизация и аромотерапия.

3.

Организация работы в режиме смены рабочей позы.

4.

Самомассаж.

5.

Цветотерапия.

6.

Музтерапия.

7.

Организация саморефлексии.

8

.Здоровье самого учителя. Учитель не может позволить себе такого

отдыха, которого бы хотел;

. Он часто испытывает стресс, он постоянно думает,

переживает, прежде всего, за детей, может быть, испытывает

психологическую несовместимость в коллективе

. Вот несколько советов, которые, по – моему мнению, смогут помочь

учителю:

1. научиться правильно реагировать на сложившуюся ситуацию;

2. не требовать от ребенка чего-то сверхъестественного;

3. позитивный настрой, хорошее настроение;

4. уверенность учителя, спокойствие;

5. научиться быть наблюдателем ситуации.



В раздел образования