Автор: Очирова Александра Алексанровна
Должность: магистрант 1 курса
Учебное заведение: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Населённый пункт: Улан - Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное творчество в семьях.
Раздел: среднее образование
Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное
творчество в семьях.
«… чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский.
Декоративно-прикладное творчество- это одно из важнейших способов
воспитания детей в семье. Раннее развитие творческих задатков детей
способствует глубокому воздействию на окружающий мир, а также обладает
многими ценностями такими как нравственные, эстетические и
познавательные.
Для реализации этой цели декоративно-прикладному искусству отводится
особая роль: именно через творческую деятельность будущая личность уже
на ранних этапах развития реализует свой творческий потенциал,
индивидуальность, свободу выбора, развивает способности к творческому
мышлению. Совместная деятельность детей и родителей занимает особое
место в системе образования, это основное средство мотивации развития
ребенка к познанию и творчеству через декоративно-прикладное искусство.
Жизнь детей начинается с эмоционального обращения к ним родителей, и их
столь же эмоционального ответа. Как показывает практика, родители и дети
зачастую не могут найти «дорогу друг к другу». По определению психолога Л.
С. Выготского, случаи такого непонимания во взаимоотношении родителей и
детей являются «социальными вывихами», поэтому необходимо искать
«обходные пути» в взаимопонимании семьи.
Одним из способов такого пути это совместное занятие детей и родителей
декоративно-прикладным творчеством. Оно способствует развитию навыков
и умений общения друг с другом, нахождение нужных слов и форм в подачи
материала, принятие точки зрения друг друга. Совместное творчество
формирует доверительные отношения между детьми родителями, оказывает
положительное влияние на развитие ребенка и стимулирует всестороннее
развитие, совершенствуя моторные навыки, формируя воображение,
раскрывая творческий потенциал. Совместное декоративно-прикладное
творчество восполняет недостаток родительского внимания и позволяют
ребенку выразить себя и ощутить свою значимость.
Художественно-эстетическое воспитание является приоритетными
направлением в системе воспитания. Важнейшей целью является
формирование у детей эстетических интересов и вкусов, потребностей, а
также творческих способностей.
Главным фактором успеха художественно-эстетического воспитания,
являются сотрудничество и сотворчество. Совместная работа должна
поставлена так, чтобы возникло необходимая эмоциональная увлеченность
художественно-творческой деятельностью как детей, так и родителей.
Занятия должны быть построены таким образом, чтобы родители и дети
дополняли друг друга, расширяя самостоятельность и уверенность в
совместной деятельности.
Декоративно-прикладное творчество
(от лат. deco — украшаю)- это один из
разделов искусства, который охватывает создание художественных изделий,
имеющих практическое применение. Также оно способствует развитию
образного мышления, художественного вкуса, приобретению навыка
рационального использования свободного времени, самореализации и
социализации, все эти качества необходимы для гармоничного развития
личности и становятся востребованы, когда ребенок начинает взрослеть и
задумываться о своем будущем.
На данном этапе развития очень важна заинтересованность ребенка. При
изготовлении подделки необходимо показать ему готовые работы, дать
потрогать материалы, а также ответить на все возникшие вопросы. Ребенок
должен видеть, что родители его слышат, понимают, а главное верят в его
силы. Необходимо поощрять даже самые маленькие успехи, получив
поддержку родителей ребенок будет сам стремиться к творчеству. Для
поддержания интереса ребенка необходимо добавлять теоретические
знания к практической деятельности, это позволит ребенку лучше запомнить
материал и в дальнейшем самостоятельно воспроизвести эти действия.
Немаловажный прием в развитии детского творчества-проживание ситуации
успеха. Родителям необходимо совместно с детьми провести анализ
проделанной работы, для того чтобы ребенок имел возможность
полюбоваться своей работой и услышать слова одобрения, поощрения и
восхищения. Родители должны стать единомышленниками и создавать для
детей необходимые условия для творческого развития, необходимо увлечь
ребенка и оказать необходимую методическую помощь. Во время
совместной работы родители должны мягко контролировать действия
ребенка и не ограничивать его самостоятельность и творчество.
Дружеское общение родителей с детьми во время творческой деятельности
создает духовную близость взрослых и детей, поднимая авторитет
родителей. Чем больше, общения- тем крепче семейные связи. Совместное
творчество детей и родителей позволяет объединиться, научиться
плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создавать
психологическую основу для взаимопомощи, а также помогает родителям
больше понять внутренний мир ребенка.
При проведении занятий декоративно-прикладного творчества в первую
очередь необходимо налаживать точки взаимодействия и взаимопонимания,
ведущие к гармоничному и полноценному воспитанию детей. Совместное
семейное творчество позволяет создавать благоприятную среду для
адаптации и самоактуализации ребенка. Такие занятия способствуют
развития у ребенка коммуникативных качеств, эстетического вкуса,
уважительного отношения к своему и чужому труду, самоконтроля, и в
конечном итоге – приобретение им «жизненного опыта».
Подводя итоги можно сделать вывод что декоративно-прикладное
творчество не только формирует личность ребенка, но и задает правильные
эстетические ориентиры и приобщает его к культуре. Искусство играет
значительную роль в развитии ребенка, начиная с его рождения тем самым
дает начало эстетического развития.
Без сомнений можно сказать что первым проводником в мир творчества,
является семья. В ней начинается приобщение к искусству и продолжается
всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие
ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой
самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, является
создание соответствующих условий для творческого самовыражения
ребенка.