Напоминание

"Бессоюзное сложное предложение"


Автор: Мирошниченко Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №49"
Населённый пункт: Тульская область,Ленинский район, п. Октябрьский,д.90
Наименование материала: урок
Тема: "Бессоюзное сложное предложение"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок учителя русского языка и литературы МБОУ ЦО № 49

Ленинского района Тульской области

Тема урока. Бессоюзное сложное предложение. Повторение

и обобщение изученного в 9 классе.

1.

Организационный момент.

2.

Тема урока «Бессоюзные сложные предложения.

Повторение и обобщение изученного »

3.

Попробуем сформулировать цели и задачи урока, исходя из темы урока.

3.1. Повторение и систематизация полученных знаний о БСП;

3.2 Формирование умений расставлять знаки препинания в БСП;

3.3. Подготовка к ГИА.

Учитель: На уроках литературы, русского языка часто мы говорим о том, что самым

главным, самым ценным в жизни человека является доброта. Люди, служившие добрыми

делами другим, запоминаются надолго.

4.

Работа со словарем.

Настроимся на разговор о доброте. Какой смысл заключает в себе слово «доброта»?

(работа с толковым словарём) (индивидуальное задание)

(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему,

стремление делать добро другим)

Удивительно просто об этом сказал Л.Н.Толстой. Зачитаем его высказывание:

«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, все

положительное, хорошее, полезное»

Назвать фразеологические обороты со словом доброта.

Назовите синонимы к слову «доброта». Запись слов в тетрадях и на доске. Поиск

синонимов в словаре синонимов (работа со словарём синонимов).

(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность,

сострадание, милосердие)

Записать словосочетание доброта человека, определить в нем тип связи и заменить

синонимичным словосочетанием с типом связи согласование (человеческая доброта)

Учитель: Эпиграфом к уроку возьмем слова Л.Н.Толстого: «Лучше добрым на свете

быть: злого в мире и так довольно»

Запишите высказывание Льва Николаевича Толстого к уроку. Объясните знаки

препинания. Почему автор использует бессоюзное предложение?

(Двоеточие ставится, потому что вторая часть предложения имеет значение причины.

Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное

предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным.)

5.

Фронтальный опрос.

1)Какое предложение называется бессоюзным?

(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу,

интонационно и порядком расположения)

2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе

бессоюзных?

(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие,

время, дополнение, противопоставление)

6.

Игра «Верно-неверно» с предложениями (Слайды № 6-17)

7.

Почему же мы употребляем разные знаки препинания в БСП?

8.

Индивидуальная работа

Большие возможности для наблюдений над БСП открываются при анализе

художественных произведений, дома отдельные ученики должны были

проанализировать использование БСП в произведениях А.С.Пушкина, в поэме

Н.В.Гоголя «Мертвые души» и проанализировать их. (исследования учащихся об

использовании БСП А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем)

9.

Стилистическая характеристика предложений с БСП

Следует отметить, что бессоюзные предложения реже всего употребляются в научной

речи, которой свойственна подчёркнутая логичность, точность и чёткость. Зато они более

характерны для разговорно-бытового стиля, так как при устном общении интонация

является ярким средством выражения смысловых отношений между частями сложного

предложения. В устной речи БСП часто используются в пословицах и поговорках.

Эти конструкции обычно очень экспрессивны, выразительны, поэтому их часто

используют писатели и публицисты, особенно в текстах с разговорной окраской.

10. Синтаксическая минутка (Слайд №19)

Желаешь себе добра ( )не делай зла другому. (условие)

2. Сделал доброе дело ( ) сердце радостью наполнилось.(следствие)

3. Добро побеждает ( ) зло погибает. (противопоставление)

4. В беде другу помогаешь ( ) себя от многих бед спасаешь. (условие)

5. Посеешь добрый характер ( ) пожнешь добрую судьбу. (следствие)

6. Добро желаешь ( ) добро и делай. ( условие)

11. Пунктуационная задача (Слайд № 20)

Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

(дополнение)

Сделал доброе дело - сердце радостью наполнилось.(следствие)

Добро не лежит на дороге ,его случайно не подберешь. (перечисление)

Добрые деяния никогда не следует откладывать : всякая проволочка неблагоразумна и

часто опасна. (причина)

Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит.(причина)

Добро побеждает - зло погибает. (противопоставление)

12. Преобразуй в БСП (устно)

У каждого времени своя жестокость- доброта одна, на все времена. (А.

Лиханов.)тире-противопоставление

2. Творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу- не отступайся

от своей мечты. (Д. Кугулътинов.)тире-время

3. Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью, творим

зло - душа скорбит. (По А. Захарову.)

тире-время, условие

4. Доброта... постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (А.

Швейцер.)двоеточие-причина

5. Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А. Чехов.) тире-время

6. Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов) двоеточие-изъяснение

13. Работа по вариантам (I вариант выписывает предложения с тире, II вариант – с

двоеточием)

1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только

добро.(пояснение)

2. Ты сделал добро - скрой, тебе сделали добро - расскажи. (Арабская пословица.)

условие

3. Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По

А. Швейцеру.)дополнение

4. Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.)

противопоставление

5. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч. Амирэджиби.) условие

6. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

(По М. Панину.) пояснение

7. Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. (следствие)

8. Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность. (По Е. Ильину.)

14. Работа с текстом (Слайд № 22)

1)Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти,

жестокости и насилия.2) И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего

агрессивного, антигуманного, античеловечного, что, кажется, и нет в ней места

доброте. 3)Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни.

4)Почему же мы так часто видим вокруг много зла и почти не замечаем проявления

добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно,

открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится

тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: «Добро

не лихо, бродит в мире тихо».

7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеждая

зло добром. 9)И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки

злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности,

зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо

выращивая в ней ростки подлинной доброты.

10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде,

в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем.

11)Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! 12)Спешите делать добро, пока

вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доброты человек начинается!

Что является темой данного текста?

В каком предложении выражена главная мысль?

Укажите предложения, в которых средством выразительности речи является метафора.

Замените книжное устаревшее слово «сребролюбие» в предложении 8 стилистически

нейтральным синонимом.

Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Среди предложений 1–4 найдите предложения с вводным словом.

Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

Среди предложений 1-13 найдите сложные предложение с бессоюзной связью между

частями.

Рефлексия.

Что главное вынесли с урока?

Какую главную мысль я хотела донести до вас?

Какова роль БСП в текстах?

Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл последнего предложения :

«Помните: с доброты человек начинается!»



В раздел образования