Автор: Дуркина Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №82
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка урока литературного чтения
Тема: "Изображение зимней природы в поэтических произведениях"
Раздел: начальное образование
Открытый урок
по литературному чтению
по теме:
«Изображение зимней
природы в поэтических произведениях»
Учитель Высшей категории
Дуркина Н.Н.
3 класс 2016 уч.г.
1
Тема: «Изображение зимней природы в поэтических
произведениях»
Цель:
познакомить
с
произведениями
А.А.Фета
«Печальная
береза»
и
С.А.Есенина
«Береза»;
способствовать
умению
выполнять
сопоставительный
анализ
поэтических
произведений на одну тему:
- находить в тексте примеры средств художественной выразительности,
- видеть зрительный образ, описываемый в стихотворении,
- понимать движение чувства и идею замысла автора;
способствовать
развитию
техники
выразительного
чтения
поэтического
произведения;
углубить представления учащихся о лирике русских поэтов.
УУД:
Регулятивные:
способствовать развитию умения принимать и сохранять учебную задачу;
планировать учебные действия для решения учебной задачи.
Познавательные:
способствовать
развитию
умений
систематизировать
имеющиеся
знания
и
применять уже имеющиеся на решении новой учебной задачи;
развивать
умение
сравнивать,
анализировать
,
обобщать
и
делать
выводы
на
предлагаемый литературный материал.
Коммуникативные:
развивать умение вести диалог,
слушать и понимать собеседника,
использовать средства устной речи для построения монологических высказываний,
развивать умения ориентироваться в предлагаемой информации.
Личностные:
способствовать формированию интереса к литературному творчеству,
воспитывать любовь к родной природе и уважение к классикам русской поэзии.
Оборудование:
Учебник 3 кл. «Литературное чтение» I часть В.А.Лазаревой.
Фотоэтюд
«Берёза»
и
репродукция
картины
К.Ф.Юона
«Мартовское
солнце»,
И.Э.Грабарь «Февральская лазурь».
Таблицы.
2
Ход урока
I
Мотивационный этап
Отдых наш закончился,
Работа продолжается.
Хорошо будем трудиться,
Чтоб чему-то научиться.
II Актуализация знаний и проверка выполнения домашнего задания.
а) - Сегодня мы продолжаем изучение раздела «Зимние странички».
- Вспомним, с какими произведениями мы уже познакомились?
(Борис Леонидович Пастернак «Снег идёт…»,
Александр Сергеевич Пушкин «В тот год осенняя погода…» (отрывок из поэмы
«Евгений Онегин»),
Авлова «Снег по области пройдёт…»,
Самуим Яковлевич Маршак «Как поработала зима…».)
- Что общего у всех этих произведений?
(поэтические, о зиме, о снеге, все без определенного названия, все с любовью
относятся к картине русской природы.)
- В чём различие всех этих произведений?
(каждый
«рисует»
зимнюю
природу
по-своему,
с
разным
настроением,
использует разные средства художественной выразительности, произведения
по-разному построены (имеют разные рифмы, стопы).
- Какое из них вам понравилось больше?
-Кто бы хотел прочитать понравившееся стихотворение наизусть?
б) Чтение стихов наизусть 3 ученика.
(Идёт сначала самооценивание, затем анализируют ответ дети, итог подводит
учитель, ставя оценку в пользу ученика)
в) – В чём же отличие поэзии А.С.Пушкина?
(Стихотворение
яркое,
много
эпитетов,
олицетворение,
легко
представить
изображаемую картину.)
- Б.Л.Пастернака
(необычное построение, стихотворение, заставляющее думать, стихотворение
– вопрос.)
- С.Я Маршак
(честность в изображении, линия (кайма), использование необычных выражений
«снег окаймил лес».)
3
III Постановка учебной задачи.
а) – Сегодня нашему вниманию предлагаются стихи о зиме сразу двух поэтов:
Афанасия Афанасьевича Фета и Сергея Александровича Есенина.
А.А.Фет
С.А.Есенин
- Прежде, чем мы приступим к чтению их стихов, давайте поближе познакомимся с
ними?
(2 ученика дают краткую биографическую справку о жизни и творчестве А.А.Фета
и С.А.Есенина. Эти ученики получили накануне именно такое домашнее задание.)
б) Учитель дополняет ответы.
Сергей Александрович Есенин
Действительно
имеет
деревенские
корни
и
прекрасно знает природу России. С 16 лет
переезжает
в
Москву,
поступает
вольным
слушателем
в
народный
университет
на
историческо-философское
отделение
и
работает
в
типографии,
скучает
п о
деревенской природе, много пишет стихов. С
1910 по 1914 года вышло 60 стихотворений и
поэм.
«Поёт зима, аукает.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка…»
Чудные
стихи!
Талантливый
поэт!!!
Его
замечают, стихи печатают. Он молод, хорош собой, счастлив!
Афанасий Афанасьевич Фет
(при рождении Шеншин)
4
У А.А.Фета трудный жизненный путь. Незаконнорожденный сын, получивший с
рождения титул дворянина по отцу, в 14 лет лишается его, а заодно и фамилии отца
и привилегий и получает фамилию матери Каролины Шарлотты Фет. Он унижен,
принимает это как позор. Но поступает в университет, заканчивает его и, чтобы
вернуть титул дворянина, идёт на военную службу, которая отобрала у него 8 лет
жизни. У него мрачный взгляд на жизнь, современники говорили, что он страдал
депрессией, был тяжёл в общении. Но природа одарила его поэтическим даром и он
пишет стихи, печатается.
Произведения,
которые
мы
будем
сегодня
читать,
были
написаны
поэтами
приблизительно в возрасте 18 лет.
в) –Какую же учебную задачу мы можем поставить сегодня, читая их стихи?
(Мы можем их сравнить?)
- Точнее сопоставить.
г) Наметим план решения этой учебной задачи:
1)
Познакомимся с текстом стихотворений.
2)
Уточним словарь.
3)
Найдем общее и различие.
проведем анализ;
определим тему;
особенности построения сюжета;
употребление художественных средств;
настроение автора, идея стихотворения, отношения.
4)
Сделаем вывод.
Физминутка
5
Потрудились – отдохнем (ходьба на месте)
Встанем, глубоко вздохнём (потягиваемся)
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Попрыгали, попрыгали.
Руки опустили.
Улыбку друг другу подарили.
IV Работа над решением учебной задачи.
Работа над решением учебной задачи по плану (план на доске):
1)
Чтение, самостоятельное нахождение непонятных слов.
(прихоть, бахрома, траурный, денницы)
2)
Прослушивание.
(Читает учитель или сильный ученик).
3)
–Какое
впечатление
произвели
на
вас
стихи?
(Понравились,
не
понравились).
-Что же общего? (Тема, береза, зима).
- Какой вы представили березу у А.А.Фета, у С.А.Есенина? (одинаковую)
Да, заснеженная береза одинаково красива у обоих поэтов. Сравните с
изображением
на
фотоэтюде,
на
репродукции
К.Ф.Юона
и
И.Э.
Грабаря березу)
К.Ф. Юон «Мартовское солнце»
6
И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»
Фотоэтюд
7
-В чём её красота?
(Стройная, ствол красивый, веток много, все в снегу).
-Сумели ли передать красоту поэты? (Да).
-Что
же
еще
вы
заметили
общего? (последовательность
описания
березы, крупным планом кисти, в конце строки о заре).
4)
- А в чём же различие?
(Разное настроение (вспомните судьбы поэтов).
- А как это видно? (Употребление разных эпитетов)
Фет А.А.
Печальная
Траурный наряд
(Образ грусти, тоски)
Есенин С.А.
Белая
Пушистые ветки
В золотом огне
(Образ невесты, женщины)
Сравнения
Ветви как кисти винограда
Снегом, точно серебром
Олицетворение
Заря играет
Заря ходит и осыпает.
Береза принакрылась как шалью с
бахромой.
Отношение автора
Ему нравиться траурный наряд.
Любит березу на заре, но жаль её
красоту.
Отношение только в первом
четверостишии, но ему очень
нравиться такая берёза.
Что же еще общее?
Любовь к родной природе.
V Постановка выразительного чтения.
Нахождение логического ударения по голосу учителя и прочтение стихов вслух.
VI Итог урока.
- Какая учебная задача стояла? (Сопоставить стихи)
-
Почему
об
одном
и
том
же
образе
написано
по-разному? (Каждый видит и
ощущает
природу
по-своему.
Стихи-
это
открытые
чувства
поэта,
его
переживание).
- Какие умения мы сегодня развивали? (Умение анализировать стихотворения).
8
-Можно ли применить на других уроках полученные знания? (Можно применить на
уроке русского языка при написании сочинения о зиме).
VII Рефлексия.
-Закончите предложения:
Урок помог мне ….
У меня вызвало затруднение, когда …
Мне понравилось…
VIII Домашнее задание
На выбор одно стихотворение наизусть.
9