Автор: Дуркина Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №82
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Методические рекомендации по работе с детьми особого интеллектуального и творческого материала в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Методические рекомендации по работе с детьми особого
интеллектуального и творческого потенциала в начальной школе.
Современный мир меняется очень быстро. И в науке, и в технике появляются всё
новые открытия, требующие высокого умственного потенциала для их осмысления и
использования. Появление всемирной единой сети Интернет вся информация, как
теоретическая, так и практическая стала доступна даже детям младшего школьного
возраста. Ребёнок, преуспевающий в учении в 20 веке, мог уже считаться ребёнком
особого умственного потенциала. В наше время нужны обществу не просто люди,
умеющие осваивать учебные предметы на отлично, а люди творческие, которые смогут
поднять научный и технический потенциал страны на более высокий уровень, поэтому
развитие таких детей должно стать особой заботой педагогов и государства в целом.
В своей работе я постараюсь, опираясь на свой опыт, описать систему, то есть
обозначить направления, принципы, а также методы и приёмы работы с такими детьми в
начальной школе.
Конечно, согласно психологии обучения и воспитания все дети должны обучаться в
зоне ближайшего развития, но речь пойдёт о детях-«звёздочках», как их обычно называют
учителя. В первую очередь на них обращают внимание, когда видят первые незаурядные
успехи в освоении обязательного программного материала. Эти дети активны на уроках и
во внеурочной деятельности, им интересно всё. Это дети, которые способности,
склонности, дар свыше. Есть и просто талантливые малыши, но всё может потухнуть: и
интерес, и Активность, и желание учиться, если их вовремя не заметить и не направить их
особый природный багаж в нужное русло.
С чего начать, чтобы не потерять свечение такой «звёздочки»?
Есть дети с общей одарённостью, они и рисуют, и танцуют, и поют, и признанные лидеры,
технари. Многие из них вообще одарённые во всех сферах, есть и развитые не по годам,
но, всё же, надо определить какое-то главенствующее направление в одарённости
конкретного ребёнка.
Проанализируем, какие направления присутствуют в одарённости детей
школьного возраста.
Интеллектуалы. Они схватывают, как говорят, учебный материал легко. Имеют
богатый для своего возраста словарный запас, развитую монологическую речь, умеют
логично построить свои рассуждение, много читают, много знают. Интересуются
научными фактами, любят выдвигать самые немыслимые гипотезы, вести споры,
используя аргументы, любят заниматься исследовательской работой. Эти дети, как
правило, интересуются более сложными заданиями по изучаемой теме. Иногда они
надоедливы со своими нескончаемыми «почемучками», но с ними всегда интересно .
Художники. Они видят в своём особом свете окружающий их мир, с
удовольствием рисуют, лепят. Им интересны любые произведения изобразительного
искусства. Иногда любят их копировать. Есть дети склонные уже с младшего возраста к
какому либо одному жанру. (В моей практике была девочка, которая на любое задание
урока изобразительного искусства просила разрешения нарисовать коней, изображение
которых у неё получалось интересным. Она рисовала их в разных позах, используя
колорит рисунка.). Дети – художники могут в своей работе изобразить даже своё
настроение. Многие из таких детей имеют отличную моторику и прекрасный почерк.
Музыканты. У этих детей, как правило, хорошие голосовые данные, чувство
ритма, наличие длительной и объёмной музыкальной памяти. Они способны разложить по
слуху аккорд на отдельно звучащие нотки, очень любят петь, легко осваивают
музыкальный инструмент, могут ещё в раннем детстве сочинять небольшие музыкальные
пьесы.
Технари. Эти дети, кстати, независимо от пола, постоянно возятся с техникой,
создают модели из самых различных материалов, собирают, разбирают любые машинки и
устройства, иногда даже совершенствуют функционал уже готовых механизмов, или
находят им другое применение. С удовольствием занимаются робототехникой.
Спортсмены. Это дети, любящие движения, они не могут усидеть на месте, с
удовольствием прыгают, бегают, плавают, у них самый любимый урок – это урок
физической культуры.
Как же их развивать?
Во первых, придерживаться четырёх принципов работы:
1.Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
2.Принцип индивидуализации и дифференциации.
3.Принцип учёта возрастных возможностей и возможностей здоровья.
4.Принцип систематизации.
Цель работы с такими детьми: не навредить, а развивать, имеющиеся способности и
одарённости.
С помощью чего?
Методы и приёмы в работе с такими детьми:
Организационные : коллективные, групповые по интересам, индивидуальные; контактные
и дистанционные.
Тренировочные задания повышенной сложности, выходящие за рамки программы.
Творческие: проектные, исследовательские.
Трансляционные: публичные выступления, участие в массовых мероприятиях, публикации
на сайтах.
Приёмы в первую очередь – это практические.
Например;
- «Выполнение особых заданий»;
- Участие в олимпиадах, конкурсах;
- Доклады, работа над рефератами по заданным темам;
- Выполнение проектов;
- Приём «Открытый микрофон» (небольшие сообщение перед одноклассниками);
-Приём «Помоги однокласснику».
При работе с детьми одарёнными, так же как и с другими применяются современные
педагогические технологии обучения:
- проблемное обучение;
- проектное;
- исследовательское;
- информационно-коммуникативные;
- здоровьесберегающие;
- игровые
.
Перед началом работы с детьми особого интеллектуального потенциала должен быть
составлен перспективный план с конкретной определённой конечной целью работы.
Примерный перспективный план работы.
1 Диагностика с целью выявления одарённости (можно в виде беседы, теста, анкеты).
2.Анализ дошкольной деятельности (изучение детского портфолио).
3.Беседы с родителями и воспитателями детского сада, где до школы воспитывался
ребёнок.
4.Создание базы особых заданий по темам программы школьного обучения.
5.Подготовка к предметным олимпиадам и творческим конкурсам, публичным
выступлениям, участиям в воспитательных массовых мероприятиях.
6.Выбор темы или направления исследовательской работы и определение адреса выхода с
публичным выступлением этой работы.
7.Содействие в ведении детского портфолио.
8.Работа с родителями таких детей: беседы, анкетирование, консультации, создание в
семье материально-технической базы для занятий ребёнка, продумывание поощрения,
сообщение учителя на родительском собрании об успехах таких детей и работы с ними.
Сам учитель должен в течение года совершенствоваться в вопросе работы с такими
детьми: изучать теоретический материал, участвовать в семинарах на эту тему, делиться
опытом работы с коллегами по работе с детьми особого потенциала, работа в тесном
сотрудничестве со школьным педагогом-психологом по поводу диагностики детей.