Напоминание

"Учимся предотвращать и разрешать конфликты с детьми ОВЗ"


Автор: Самхаева Нина Санджиевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ Ресурсный центр "Спутник"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Воспитательский час
Тема: "Учимся предотвращать и разрешать конфликты с детьми ОВЗ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




« Учимся предотвращать и разрешать конфликты с детьми

ОВЗ»

-Сегодня мы поговорим с вами о конфликтах, попытаемся понять почему они

возникают и найдем пути выхода из конфликтных ситуаций.

-Поднимите руки, те, кто ни разу в жизни не попадал в конфликтные

ситуации.

Так или иначе, каждая из вас попадала в конфликтные ситуации, и, скорее

всего, пыталась найти выход из сложившейся ситуации, значит вы понимаете,

что это такое.

-Расскажите, что вы понимаете под словом «конфликт»? Когда вы

произносите слово «конфликт», какие образы у вас возникают?

Ответы воспитанников.

– Действительно, конфликт – это столкновение разных интересов, взглядов,

мнений, выраженное в обостренной форме, либо ситуации, в которых двое

или несколько человек не могут достичь согласия между собой.

– Из-за чего могут возникать конфликты?

Размышления детей.

Конфликты возникают тогда, когда…

- кто-то берет без разрешения чужие вещи;

- кто-то кого-то нечаянно толкает или задевает;

- кто-то кому-то сознательно причиняет боль;

- кто-то к кому-то пристает;

- кто-то кого-то дразнит,

-Обида, месть, ревность, различие во взглядах. (и т.д.).

Сейчас я прошу вас разделиться на 2 группы и обсуждая, попытаться

ответить на вопросы:

Бывают ли конфликты в группе у нас?

Из-за чего чаще всего возникают конфликты?

Как это влияет на общую атмосферу в группе?

Работа в группах: «Что такое конфликт?»

Порядок работы:

1. Группу необходимо разделить на подгруппы по 6-7 человек.

2. Раздать листы ватмана, фломастеры.

3. Группам необходимо ответить на вопрос: «В какие конфликтные ситуации

мы попадаем и почему? Какой выход из этих ситуации вы видите?»

4. Воспитанники записывают перечень реальных конфликтных ситуаций, с

которыми они встречаются (на одной половине листа). Затем перечисляют

способы, пути, благодаря которым они выходят из конфликта.

5. Презентация работы.

Девочки рассказывают, с кем могут быть конфликты, из-за чего они

возникают и как можно погасить конфликт.

Упражнение «Скульптура»

В каждой группе выберите одного скульптора. Для обоих скульпторов

одинаковое задание – «вылепить» скульптуру под названием «конфликт». Все

остальные – глина, они послушно принимают те позы, которые придает им

скульптор. Как только я скажу: «Закончили» – скульптурные изваяния стоят

не двигаясь.

– Расскажите, что чувствует ваше тело?

– Как вы думаете, чему учит это упражнение?

Ответы детей.

– В неестественной позе, без движения человек чувствует напряжение во

всем теле. И чем дольше пребывает он в этой позе, тем напряженнее его тело.

Конфликт – это тоже неестественное состояние человека. Конфликт приводит

к психическому напряжению и стрессу. Поэтому лучше не доводить дело до

конфликта, а все вопросы решать мирным путем, достойно и по-человечески.

Ситуативный практикум

Упражнение

Воспитатель предлагает воспитанникам назвать хотя бы одно конфликтное

слово на каждую букву алфавита ( А – агрессия, Г – гнев, Р – разрыв, С –

ссора, Д – драка, К – клички, С – сплетни, О – оскорбление, О – обида и т.

Д. ) и записывает слова на доске. После этого просит учащихся объяснить,

что означают эти слова.

Упражнение

« Облака».

Воспитатель предлагает воспитанникам закрыть глаза (чтобы не давило

мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал

обидным словом. Результаты опроса известны только воспитателю.

Воспитатель раздаёт всем воспитанникам листки, вырезанные в форме

облака, на котором воспитанник пишет обидное слово, сказанное ему.

Воспитатель собирает облака и прикрепляет их на большой оранжевый

кружок, символизирующий солнце.

Воспитатель обращается к воспитанникам с вопросом : « Что может сейчас

произойти?». Воспитанники отвечают, что на нас надвигается гроза, облака

закрыли солнце.

Воспитатель просит рассказать воспитанникам, что они чувствовали, когда

их обозвали, и что они сделали в ответ обидчику. Наиболее типичные

реакции записываются на доску в две колонки.

Действия Чувства

Я просто отошёл в сторону. Мне хотелось плакать.

Я сказал, что нельзя обзываться. Я хотел ударить обидчика.

В левой колонке получим несколько конструктивных решений.

Воспитатель предлагает воспитанникам найти выход из создавшейся

ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Воспитанники предлагают свои

варианты выхода из конфликтной ситуации : « Я не хотел тебя обидеть,

прости», « Я был не прав», «Давай помиримся» и. д.

Я хочу вам предложить изучить и обсудить правила выхода из

конфликтных ситуаций:

1.Говори только о своих чувствах, а не о промахах других (например,

«Опять, бессовестный, ты вернулся с прогулки домой поздно». А если: «Я так

волновался, на улице темно, а тебя нет дома»).

2.Говори чётко и ясно, чтобы собеседник мог понять, какой смысл ты

вкладываешь в свои слова.

3. «Уход от проблемы». Если ты понимаешь, что бы ты ни сказал, это

оскорбит или ранит собеседника, откажись от продолжения разговора. Это

лишь кажется, что ты бежишь от сложностей. На самом деле иногда этот

вариант может быть самым уместным в конфликтной ситуации.

4. Научись слушать собеседника. Внимательно слушать кого-то – это значит

слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства.

5. Извинись! Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить

конфликт. Попробуй произнести следующие фразы: «Мне очень жаль, что так

вышло, извини!», «Я совсем не хотел, чтобы так получилось!»

6. Переговоры. «Давай обсудим ситуацию».

7. Компромисс. Обычно он вытекает из переговоров. Но для этого

необходимо желание обеих сторон. Можно предложить своему оппоненту: «Я

сделаю это, а ты сделай вот это», «я уступаю тебе в этом, а ты уступи мне в

том».

9. Привлеки посредника. Это означает попросить кого-то, кто не участвуют

в конфликте, помочь вам.

Упражнение

Чтобы закрепить полученные знания о способах выхода из конфликтов,

разделить воспитанников на 4 команды. Каждая команда получает карточку –

задание с названием одного из способов выхода из конфликта. В течение 5

минут необходимо инсценировать свой способ так, чтобы остальные

догадались, о чём идёт речь.

В заключение воспитательского часа воспитатель может предложить

воспитанникам оформить памятку « Учимся жить без конфликтов».

1.

Не говорите сразу с взвинченным, возбуждённым человеком.

2.

Если вам предстоит сказать что – то неприятное , постарайтесь создать

доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие

дела.

3.

Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на

его место».

4.

Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте

одобрение, не скупитесь на похвалу.

5.

Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре,

будьте выше мелочных разборок!



В раздел образования