Напоминание

"Роль театральной деятельности в социализации детей с ОВЗ в условиях семейной группы"


Автор: Росиковец Елена Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ "Ресурсный центр "Спутник"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Роль театральной деятельности в социализации детей с ОВЗ в условиях семейной группы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Росиковец Елена Александровна

Социальный педагог

ГБУ «Ресурсный центр «Спутник»

Роль театральной деятельности

в социализации детей с ОВЗ в условиях семейной группы

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как и все гра-

ждане нашей страны, имеют право на образование, полноценную жизнедея-

тельность в социуме. Социализация детей с ограниченными возможностями

здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли

приобрести определенные ценности и нормы поведения, необходимые для

существования в социуме. Социализация детей с ОВЗ происходит при актив-

ном участии педагогических работников: психолога, логопеда, педагога до-

полнительного образования, социального педагога. Каждый специалист вы-

бирает свою методику, подбирает к каждому ребенку методы и средства, ис-

пользуют множество приемов. Но есть универсальный вид деятельности, ко-

торый дает возможность решать множество педагогических задач. Это теат-

ральная деятельность.

Возможности такой деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети

учатся взаимодействовать друг с другом, слышать и понимать друг друга. В

процессе репетиций, разучивания текстов, незаметно активизируется словарь

детей, совершенствуется звуковая культура речи. Без преувеличения можно

сказать, что театрализованная деятельность является источником развития

чувств, глубоких переживаний. Очень важно, что такой вид деятельности раз-

вивает и эмоциональную сферу ребенка; побуждает его сопереживать героям.

Постепенно у детей развивается способность распознавать эмоциональное

состояние человека по мимике, жестам, тембру голоса, что помогает им луч-

ше понимать и себя. Участвуя в театральных постановках, дети знакомятся с

окружающим миром через образы, звуки, краски.

Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют и

серьезные психологические проблемы: им трудно найти контакт со сверстни-

ками, они часто переоценивают или, наоборот, недооценивают свои возмож-

ности. У подростков школьного возраста часто наблюдается задержка в раз-

витии образного мышления, требующего внутреннего плана действий. А ведь

именно в этом возрасте формируется осознание себя как личности, осознание

собственного «Я» как составляющей социума. Для успешной социальной

адаптации подростка, для развития чувства собственной значимости и соб-

ственного достоинства очень важно одобрение окружающих: взрослых и

сверстников, особенно на этом этапе личностного развития.

Занимаясь театральным творчеством, ребенок как бы по-новому иссле-

дует окружающую его реальность, постигает свои возможности существова-

ния в ней. Познание новых, прежде скрытых от него возможностей, создание

продукта, воплощающего эти возможности — это еще один коррекционный

механизм сотворения себя.

Дети с ОВЗ с удовольствием занимаются театральным творчеством.

Участие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в театральной

деятельности дает реальную возможность адаптироваться в социальной сре-

де; становится средством коррекции личностного развития, помогает рас-

крыть его творческий потенциал. Они чувствуют себя уже не одинокими в

этом мире, а равноценными, нужными, знающими и многое умеющими. У

них появляется желание общаться, дружить. Создание ситуаций успеха, апло-

дисменты после выступления – все это помогает чувствовать ребенка значи-

мым, повышает его самооценку.

Для педагога, который решает использовать в своей деятельности теат-

ральную - возможности очень широки. Театр условно можно разделить на

виды:

1.

Театр представлений (балет, мюзикл, пантомима, комедия, трагикомедия,

фарс)

2.

Театр переживаний (драматический театр, драма, мелодрама, трагедия)

Театральное творчество помогает сделать жизнь детей с ОВЗ интересной,

наполненной яркими впечатлениями и переживаниями.

В условиях семейных групп можно организовать:

1. Кукольный

театр

- самый распространенный вид театральной дея-

тельности. Игрушка и игра всегда вместе. Они развивают воображение, фан-

тазию. В кукольном театре любые игрушки оживают, начинают двигаться,

разговаривать. У игрушки появляется свой характер. Рассматривать спектакль

кукол как развлечение нельзя: его воспитательное значение намного Воспи-

танники младшего возраста очень любят кукольные представления. Им нра-

вится не только смотреть, но и самим быть артистами. Все свои пережитые

впечатления они воплощают в живые образы. В кукольном театре есть шир-

ма – за которой ребенку можно укрыться и пересилить свой страх выступить

на сцене. Спрятавшись за ширму, застенчивый ребенок преображается, вы-

ступление становится эмоциональным. Очень важно подобрать для маленько-

го актера персонаж, который будет близок ему по духу и роль. В игре ребе-

нок должен научиться передавать образ героя; согласовывать свои действия с

партнерами. Управляя куклой, он входит в роль. Ответственность самого ре-

бенка возрастает – нельзя отвлекаться, разговаривать, делать лишних движе-

ний. Воспитывается терпение, умение контролировать свои действия, вы-

держка.

2. Пальчиковый театр. Пальчиковый театр – театр в миниатюре, кото-

рый может расположиться на ладошке ребенка. Используются куклы, кото-

рые одеваются на пальчик. Размер куклы определяется величиной пальчика.

Персонажи для таких спектаклей могут быть сшиты из ткани, поролона,

связаны из ниток, сделаны из бумаги или любых подручных средств, а иногда

просто нарисованы. С одной куклой можно рассказать маленькое стихотворе-

ние, загадать загадку. Игрушки в таком театре не требуют сложности в управ-

лении. Здесь не нужны объемные декорации. Главное здесь выразительность

речи и близкий контакт друг с другом детей – артистов. С помощью таких ку-

кол можно обыграть любую конфликтную ситуацию, весело и интересно

представить любое событие. На занятиях и репетициях дети с ОВЗ получают

посильные задания, создается дружеская творческая атмосфера.

3.

Театр

«топотушек». Один из видов настольного театра.. Управлять

куклами на ограниченной плоскости правильно и аккуратно совсем не про-

сто. В ходе игры детям с ОВЗ предоставляется возможность раскрытия своих

индивидуальных возможностей. Ведь в игре ребенок должен оживить куклу,

дать ей настроение, показать характер. Куклы топотушки могут «бегать», «хо-

дить», «плясать» на столе. Ножки человечков и лапки зверей заменят пальчи-

ки маленьких кукловодов. Предлагая ребенку различные роли в театре топо-

тушек, необходимо помочь ему раскрыть свои способности. С героями «топо-

тушками» можно сделать интересную постановку. Выбрав небольшой спек-

такль,

необходимо

продумать

декорации,

от

этого

спектакли

становятся

необычными и нарядными.

4.

Теневой театр. Это один из наиболее сложных и загадочных видов те-

атра. Здесь большое значение отводится свету. Плоские силуэты, которые на-

ходятся между экраном и направленным светом создают волшебный мир. Ак-

теру постоянно приходится корректировать свое положение, управлять силу-

этом и исполнять роль своего героя. Можно показать сценку и без силуэтов,

используя только руки. Забавные зайчики, собачки, лошадки и волки получа-

ются на свету, если ребенок правильно сожмет кулачки, или наоборот расста-

вит пальчики. Чтобы создать даже небольшую сценку требуется определен-

ная сноровка. Во время таких спектаклей совершенствуется координация

движений, диалоговая речь. С помощью теневого театра можно прорабаты-

вать страх темноты у ребенка.

5.

Театр оригами. Оригами сегодня пользуется особой популярностью.

Особых затрат не требуется для этого вида театра. Из обычного листа бумаги

за несколько минут можно изготовить сказочного героя. Освоить технику

оригами ребенку самостоятельно сложно. Лучше вначале научиться делать

легкое оригами по пошаговым схемам, затем можно попробовать более слож-

ные поделки.

6.

Театральная постановка. Спектакли, сценки и постановки на сцене –

это всегда очень захватывающе, интересно, эмоционально. Чтобы увидеть

такой результат – необходимо провести большую подготовительную работу

на протяжении достаточно долгого периода времени.

Работа начинается с выбора художественного произведения. Он должен

быть доступный для детей и несложный, но в то же время и интересный. Да-

лее - работа над текстом; распределением ролей. Придумывание и изготовле-

ние декораций. При распределении ролей учитываются и возможности детей.

Например, для детей, имеющих проблемы с речью и памятью лучше подой-

дут роли с небольшим количеством текста. Работа с текстовой и игровой ча-

стью ведется отдельно. Следующий этап – подбор движений и музыки. На ре-

петициях всегда царит особая атмосфера творчества. Иногда возможны и ссо-

ры между детьми. Здесь педагогу важно не дать ссоре перерасти в затяжной

конфликт. Творчеством пронизан весь процесс создания театрального пред-

ставления.

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ позволяет формировать им

навыки социального поведения.

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нрав-

ственного воздействия, позволяет решить многие актуальные проблемы, свя-

занные с развитием коммуникативных качеств личности, с созданием поло-

жительного эмоционального настроя, решением коррекционных задач обуче-

ния и воспитании. Театрализованная деятельность - это одна из форм освое-

ния окружающего мира и одно из существенных условий развития личности

ребенка, его социализации.

Список информационных источников:

1.Доронова Т.Н.

Театрализованная деятельность как средство развития детей

4–6 лет / Доронова Т.Н.- М.: «Обруч» № 5, 2014

2. Карлина Р. П. Система воспитательной работы в коррекционном учрежде-

нии: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение.-

Волгоград: «Учитель», 2012.

3. Колчеев Ю. В. Театрализованные игры в школе / Ю. В. Колчеев, Н. М. Кол-

чееева.- М.: «Школьная пресса», 2000. – 96 с. - («Воспитание школьников».

Библиотека журнала. Вып. 14).

4. Мерзлякова С. Театрализованные игры / С.В.Мерзлякова. – М.: «Обруч»,

2012

5. Соколова С. В. Театр оригами: Игрушки из бумаги.- М.: «Эксмо»; СПб.:

«Валери», 2006.



В раздел образования