Автор: Ятьяева Найле Мустафаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 "Антошка"
Населённый пункт: АР Крым, Красногвардейский р-н, п. Октябрьское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию в группах ДОУ с учетом ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи – один из важнейших вопросов воспитания и развития
ребенка дошкольного возраста.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности
ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, в наблюдении на
прогулке, во время совместной деятельности педагога и ребенка,
и т. д.
зависит успешность деятельности ребенка, статусное положение в детском
сообществе.
Невозможно сформировать личность ребёнка без овладения им хорошей,
грамотной речью. Без специально организованного обучения развитие речи
будет
стихийным,
бедным.
Целенаправленное
обучение
предусматривает
занятия,
игры,
индивидуальное
общение.
Важно
помнить,
что
главным
является
слово
взрослого:
насколько
грамотной,
выразительной,
богатой
будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи
взрослого.
Через общение ребенок реализует себя как личность. Развивая речь, мы
одновременно способствуем развитию всех его психических процессов.
Именно
поэтому
образовательная
область
«Речевое
развитие»,
представленная в ФГОС, занимает важное место.
Содержание образовательной области «Речевого развития» направлено на
достижение
целей овладения речью как средством общения и культуры.
П р а к т и ч е с ко е
о в л а д е н и е
в о с п и т а н н и к а м и
н о рм а м и
р е ч и .
Развитие
всех
компонентов
устной
речи:
обогащение
активного
словаря,
развитие
грамматического
строя
речи,
связной
речи-диалогической
и
монологической форм; развитие речевого творчества; воспитание звуковой и
интонационной
культуры
речи,
развитие
фонематического
слуха;
формирование
звуковой
аналитико-синтетической
активности
как
предпосылки обучения грамоте.
Приобщение к художественной литературе (к словесному искусству, в том
числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса).
Компоненты речевой развивающей среды:
•
Речь педагога
•
Направления руководства речевым развитием детей.
•
Развивающая предметно-пространственная среда
Качества речи педагога:
•
Правильность
•
Точность
•
Логичность
•
Чистота
•
Выразительность
•
Богатство
Основные направления организации развивающей речевой среды
разных возрастных групп.
I младшая группа.
- Воспитание у детей интереса к общению со взрослыми и сверстниками;
- Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли,
чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные
формулы общения;
- Развитие желания детей активно включаться в речевое взаимодействие,
направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без
опоры на наглядность;
- Обогащение и активизация словаря детей за счет слов-названий предметов,
объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных
частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).
II младшая группа:
-
Организация
общения
детей
со
взрослыми
посредством
поручений
взрослого
(даётся
образец
обращения,
словесной
просьбы
и
т.д.);
- Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи
в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);
- Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов
для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об
окружающем;
-
Организация
речевой
развивающей
среды
с
целью
развития
активной,
инициативной речи детей;
- Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного
слушания).
Средняя группа
- Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;
- Пополнение речевой развивающей среды наборами картинок, фотографий,
открыток, лупами, магнитами и т.д.;
- Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;
- Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного
интереса детей);
-
Активное
использование
приёмов
формирования
навыков
общения
со
сверстниками.
Старшая и подготовительная к школе группы:
- Совершенствование речи как средства общения (знакомство с формулами
речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических
умений,
а
также
умения
грамотно
отстаивать
свою
точку
зрения);
- Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания
(поощрение
рассказов
детей,
трансформация
высказываний
в
связные
рассказы,
запись
и
повторение
рассказов,
уточнения
и
обобщения);
- Организация деятельности в речевой развивающей среды (в пополнении
уголка, акцент делается на расширении представлений детей о многообразии
окружающего
мира
и
организации
восприятия
с
последующим
обсуждением);
- Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого
ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения
качества их речевых высказываний).
Требования ФГОС
к предметно - развивающей среде:
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные
условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком
дошкольного возраста.
Под предметно-развивающей средой понимают определённое пространство,
организационно оформленное
и предметно насыщенное, приспособленное
для
удовлетворения
потребностей
ребёнка
в
познании,
общении,
труде,
физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
•
содержательно-насыщенной
•
трансформируемой
•
полифункциональной
•
вариативной
•
доступной
•
здоровьесберегающей, безопасной
•
эстетически-привлекательной
Развивающая предметно-пространственная среда
должна обеспечивать:
•
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для
него условия;
•
реализацию различных образовательных программ;
•
учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
•
учет возрастных особенностей детей.
При организации речевого уголка
необходимо соблюдать следующие требования:
•
Необходимым
атрибутом
речевого
уголка
является
игровой,
дидактический, наглядный материал.
•
Наглядный,
дидактический
материал
в
речевом
уголке
меняется,
согласно лексической теме.
•
Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
•
Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для
детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
•
Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
•
Не следует перегружать уголок оборудованием.
•
Уголок
речевого
развития
должен
соответствовать
общему
оформлению группы.
Оборудование и наполнение речевого центра:
1. Закрепление правильного речевого выдоха
«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные
шарики;
султанчики;
бумажные
снежинки;
вертушки
-
карандаши;
колокольчики
из
фольги
на
ниточке
«Буря
в
стакане»;
«Чей
кораблик
доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
2. Формирование фонематического восприятия и слуха
Шумовые
инструменты;
звуковые
коробочки;
детские
музыкальные
инструменты:
рояль,
гармошка,
барабаны,
дудочка,
бубен,
трещотка,
колокольчики,
погремушки;
предметные,
сюжетные
картинки
для
высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки:
Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для
твердых
и
мягких
звуков,
картинки
«камень»,
«вата»)
;
индивидуальные
пособия
для
звукобуквенного
анализа;
схемы
слова;
звуковые
дорожки,
звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»;
«Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай,
откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори - не ошибись»; «Тихо -
громко»;
«Общий
звук»;
«Придумай
слова
со
звуком»;
«Испорченный
телефон»; «Звуковые символы» и др.
3. Развитие артикуляционной моторики.
Предметные
картинки-опоры;
артикуляционные
уклады
схемы;
артикуляционная
гимнастика
в
альбомах
на
определенный
звук;
схема
характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах;
альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.
4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков
(изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).
Мелкие
игрушки;
предметные
картинки;
сюжетные
картинки;
различные
виды
театров;
альбомы
на
каждый
звук;
логопедические
альбомы
для
автоматизации
различных
звуков,
чистоговорки,
стихи,
потешки,
скороговорки;
схема
характеристики
звуков;
схема
слова;
зеркала
в
ассортименте
Лото
на
звуки
С,
3;
Ж,
Ш;
Р,
Л;
«Логопедическое
лото»;
«Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л)
5.
Закрепление
навыков,
полученных
на
занятиях
по
обучению
грамоте.
Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для
звуко
–
буквенного
анализа,
кубики
«Азбука
в
картинках»,
«Слоговые
кубики»
и
т.
д.;
пособие
«Говорящая
азбука»;
волшебный
«Читаем
с
подсказками»;
«Тексты
с
хвостами»;
книжки
-
малышки
и
др.
«Назови,
прочитай,
проверь»;
«Научись
читать»;
«Я
учу
буквы»;
«Найди
букву»;
«Слоговое
лото»;
«Найди
место
звука
в
слове»;
«Прочитай
по
первым
звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы.
6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико грамматических
категорий.
Предметные
картинки
по
лексическим
темам;
«Большие
и
маленькие»
(употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»;
«Прогноз
погоды»;
«Одень
куклу»;
«В
мире
животных»;
«Детский
компьютер» и др.
7. Развитие связной речи
Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра;
чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
8. Развитие мелкой моторики
Сухой
бассейн;
массажные
валики,
мячики,
прищепки,
трафареты;
пальчиковые
игры
(схемы-памятки
по
лексическим
темам);
«Мир
твоих
фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку;
«Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.
Таким образом,
правильно организованная предметно - пространственная
среда
по речевому развитию способствует становлению коммуникативной
компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает
становление полноценного формирования личности ребенка - дошкольника.