Напоминание

"ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА"


Автор: Синютин Александр Александрович
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБУ Ресурсный центр "Спутник"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА"
Раздел: среднее образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО

ЦЕНТРА

Предлагаемая нами разработка инновационной технологии спортизированного

физического воспитания детей-сирот в условиях детского дома обусловлена пониманием

необходимости оздоровления детей – сирот, их дальнейшей адаптации к физическим и

психологическим нагрузкам, а также недостаточно разработанными технологиями

физического воспитания в условиях Ресурсного центра России, с другой стороны.

Технология спортизированного физического воспитания в условиях детского дома

реализуется посредством деятельности спортивного клуба детского дома, способна

выступать эффективным педагогическим средством повышения уровня личностных

характеристик жизнестойкости детей-сирот в новой педагогической системе.

Обобщение данных результативно-оценочного компонента предлагаемой модели позволит

вывести общую оценку качества организации спортизированного физического воспитания

в условиях Ресурсного центра.

Разработанная программа спортизированного физического воспитания на основе

спортивного клуба «Территория мяча» является педагогическим инструментом совета,

позволяющим эффективно повышать уровень личностных характеристик жизнестойкости

детей-сирот в условиях Ресурсного центра. Ввиду сказанного, мы рассматриваем

Ресурсный центр в России с присущими ему разнообразными социальными отношениями

и многопрофильными внешними связями как микросоциум, ответственный за передачу не

только теоретического, но, главным образом, практического опыта.

Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на

внутренний мир человека, на его сознание и поведение, поэтому эффект воздействия

специальных двигательных режимов на психику ребенка может быть самым различным.

Здесь многое зависит от типа личности, темперамента и привычных установок на тот или

иной вид двигательной активности. Именно поэтому нельзя изучать проблему влияния

физических упражнений на психологическое здоровье детей без изучения их

индивидуальных особенностей. Занятия физической культурой могут быть использованы

в формировании положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера

занятий способствует подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности и т.п. При этом

необходимо акцентировать внимание воспитанников на своих индивидуальных

особенностях и возможностях. Это способствует активизации процессов самопознания и

самоуправления деятельностью детей.

Системный подход и применение средств физической культуры в условиях Ресурсного

центра позволяют добиваться конкретных изменений как в физической, так и

впсихологической сферах детей-сирот. Развитие физического качества быстроты, в свою

очередь, способствует направленным изменениям в психологической сфере — развитию

быстроты восприятия информации, принятию решения. При этом используется

сопряженное воздействие как последовательно – физическими упражнениями,

создающими предпосылки для последующего развития физических качеств, так и

параллельно – упражнениями, одновременно воздействующими на психологическую и

физическую сферы.

Спортизированное физическое воспитание в отличие от традиционного физического

воспитания позволяет активно использовать в качестве главного педагогического средства

занятия спортом. Оздоровительная и спортивная тренировка нацеливают детей-сирот на

возможность преодолевать трудности, воспитывать такие качества характера как воля,

стойкость, дисциплинированность. Участие в соревнованиях также потребует преодоление

страха, проявление стойкости, волю к победе. Учитывая результат предварительного

эксперимента, именно физическая культура и спорт позволяют детям-сиротам в условиях

Ресурсного центра приобрести опыт выживания в экстремальной деятельности, научит их

принимать правильно решения в своей жизни.

Во-первых, активное участие в социальной жизни предполагает определенную

ответственность, что важно для развития самосознания.

Во-вторых, дети-сироты, включенные в активную социальную (спортивную)

деятельность, менее всего подвержены случайным влияниям, их поведение более

управляемо. Кроме того, занятия спортом формируют такие качества личности, развитие

которых в иных сферах социальной деятельности затруднено. Некоторые из них

(например, настойчивость и упорство), конечно же, могут формироваться и в других

сферах деятельности. Но особенность состоит в том, что спортивная игра в силу природы,

как и всякая другая игра, «является средством обучения различным социальным ролям и

моделям поведения». Наконец следует учитывать также, что «набор определенных

качеств, приобретенных в процессе занятий спортом, может быть перенесен и использован

в любой другой социальной деятельности.

При проектировании педагогической системы формирования жизнестойкости мы

опирались на системный подход, где системообразующим фактором являются физическая

культура и спорт.

В связи с этим можно сформулировать первый общий принцип организации новой

педагогической системы: форма организации и технология процесса физического

воспитания детей-сирот должны обеспечить как можно больше возможностей для

освоения каждым из них ценностей физической культуры и спорта в соответствии с его

задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами,

уровнем физического развития и подготовленности.

Известно, что наиболее эффектным способом преобразования физического потенциала

человека является тренировка как целенаправленно организованный процесс адаптации

организма детей-сирот к физическим нагрузкам необходимого объема, нужной

интенсивности и методически грамотного подбора содержания используемых для этого

физических упражнений. Вместе с тем необходимым элементом любого тренировочного

процесса является постоянное освоение занимающимися новых двигательных действий и

их совершенствование, т.е. моторное обучение.

Таким образом, второй принцип проектирования педагогической системы — принцип

обязательности использования технологий спортивной, общекондиционной и

оздоровительной тренировки при организации физической и спортивной подготовки

детей-сирот, их физкультурного и спортивного воспитания. Становится понятной

необходимость такой формы организации процесса спортизированного физического

воспитания, которая обеспечила бы возможность развития процессов адаптации к

физическим нагрузкам, дифференцированной в соответствии с сенситивными периодами,

индивидуальными и типологическими особенностями занимающихся, их установками,

мотивами, интересом к тому или иному виду спортивной или физкультурной

деятельности.

Основная цель педагогической системы заключается в том, чтобы инновационная

технология спортизированного физического воспитания была направлена на становление

спортивного стиля жизни, как в условиях Ресурсного центра, так и вне его. В этой связи

физическое воспитание выступает как организующая воспитательная форма,

формирующая жизнестойкую личность детей-сирот.

Первоочередными задачами является, как мы выяснили, приобщение детей-сирот к

системе культурных ценностей физкультуры и спорта. А это систематические занятия

спортом, оздоровление (сохранение и укрепление психологического и физического

здоровья), физическое совершенствование (формирование определенных физических

качеств, двигательных умений и навыков) физического состояния и нравственно-волевой

сферы, а также выявление, отбор и подготовка юных спортсменов, способных успешно

выступать и побеждать в соревнованиях различного уровня.

Согласно инновационным подходам, подчеркивается необходимость сместить акцент на

решение задач новой педагогической системы оздоровления, укрепления

психологического и физического здоровья детей-сирот, подготовку их к самостоятельной

жизни после выпуска из Ресурсного центра.

Такая форма организации должна обеспечить условия для интенсификации физической

подготовки детей-сирот и развития у них спортивного стиля жизни, ориентированного на

поддержание оптимального уровня здоровья и физических кондиций, физического и

духовного самосовершенствования с формированием жизнестойкости личности детей-

сирот, умеющих адаптироваться в быстро меняющемся социуме. В условиях детского

дома процесс реализации технологии спортизированного физического воспитания

невозможен без обоснованного, мобильного практического использования в

образовательном процессе.

Вывод. В настоящее время в системе управления физическим и спортивным воспитанием

школьников все большее распространение получило моделирование различных сторон

учебно-воспитательной деятельности, что

позволяет правильнее и на более высоком организационно-методическом уровне

определить направление и содержание физкультурно-спортивной деятельности, повысить

эффективность работы по укреплению здоровья, физического развития и приобщению

детей к спортивному стилю жизни.

Основные функции и принципы технологии спортизированного физического

воспитания на основе деятельности спортивного клуба Ресурсного центра

Мы выделили следующие основные функции технологии спортизированного физического

воспитания на основе деятельности спортивного клуба Ресурсного центра:

образовательную, воспитательную, оздоровительную, социализирующую, культурно-

просветительскую, развивающую, коммуникативную, нормативную, информационную.

Образовательная функция заключается в том, что процесс реализации технологии

спортизированного физического воспитания направлен на формирование знаний, умений

и навыков, опыта творческой деятельности по овладению основами физкультурно-

спортивной деятельности. Это значит, что в процессе спортивного воспитания дети-

сироты должны получать необходимые фундаментальные сведения по спортивной

культуре, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что дети

осознают объем и структуру своих знаний и умений, научатся ими оперировать в

повседневной жизни. Под умениями же нужно понимать владение способами спортивной

деятельности, способность применять полученные знания на практике.

Воспитательная функция заключается в формировании системы взглядов на мир,

спортивных качеств личности, прямоты, откровенности, честности, внимательности к

человеку, принципиальности и непримиримости к недостаткам, прежде всего к себе,

критичности и самокритичности, ответственности за порученное дело, а также

потребности личности в физкультурно-спортивной деятельности и ценностной мотивации.

Оздоровительная функция выражена преимущественно в сфере организации досуга или

в системе специальных восстановительных мер, где она применяется для удовлетворения

индивидуальных запросов и восстановления временно утраченных функциональных

возможностей организма.

Социализирующая функция отражает перспективы, возможности гармонического

развития личности в обществе (гражданское, нравственное, трудовое, умственное,

физическое, эстетическое и др. воспитание).

Культурно-просветительская функция заключается в активном формировании

духовной культуры, в побуждении к духовному творчеству; характеризует потребность

занимающихся в получении удовлетворения от собственной деятельности по

формированию спортивных качеств личности, осознания красоты человеческой личности

как неотъемлемого компонента эстетического восприятия действительности.

Развивающая функция обозначает, что в процессе обучения, усвоения знаний,

происходит развитие индивида во всех направлениях: развитие мышления, сенсорной,

двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Данная функция сказывается на выборе мотивов поведения и деятельности, в

формировании собственных человеческих качеств, характера.

Коммуникативная функция направлена на выработку у школьников системы ценностей,

предполагающих возможность широкого общения в обществе; стимуляцию творческой

активности, способности к духовному росту как средству и методу предупреждения и

устранения стрессовых ситуаций в личной и общественной жизни.

Нормативная функция поддерживает равновесие в системе физкультурно-спортивной

деятельности. Регулирование деятельности исходит из определенных требований, норм,

которые устанавливаются между педагогами и детьми, занимающимися в условиях

школьного спортивного клуба. Нормы физкультурно-спортивной деятельности

направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия

воспитателя с детьми, на обеспечение их сотрудничества и достижение целей в области

спортивного воспитания детей.

Информационная функция играет важную роль в накоплении, распространении и

передаче от поколения к поколению ценных сведений о физическом и спортивном

воспитании детей, о возможностях и путях его улучшения. Духовные и материальные

ценности, создаваемые в области как физического, так и спортивного воспитания,

являются носителями существенной информации о достижениях человека в

совершенствовании своих собственных природных качеств и функциональных

возможностей организма. Поэтому информационная функция тесно связана со всеми

функциями воспитания.

Разработанная новая педагогическая система развития физической культуры и спорта

базируется на принципах, разработанных ведущими специалистами в области физического

воспитания, спортивной культуры

Одним из ведущих является принцип гармоничного развития личности детей-сирот. В

процессе специально организованной двигательной активности дети-сироты осваивают

интеллектуальные, нравственные, этические, эстетические, коммуникативные ценности

физической и спортивной культуры.

Принцип накопления потенциала социальной активности и

толерантности реализуется в процессе освоения ценностей физической и спортивной

культуры, в коллективных занятиях малых групп, в условиях индивидуальной и

коллективной форм, при понятной ответственности каждого за успешность действий

коллектива. Создаются модели единства соперничества для достижения целей отдельной

личности и коллектива (без конфронтации). Детский спорт рассматривается как

пространство деятельностной социализации личности ребенка, обеспечивающее

естественные условия формирования его социальной активности, умения достойно и

честно побеждать и проигрывать. Имея социальный статус школьника, ребенок

приобретает еще один – юного спортсмена.

Принцип свободы выбора заключается в том, что ребёнок вместе со своим воспитателем

свободно выбирает вид спорта для занятий в спортивной секции и имеет право перехода в

другую секцию.

Принцип «успех порождает успех». В любом действии сначала выделяют

положительное, а только потом отмечают недостатки.

Принцип сознательности и активности. Данный принцип в тренировочном процессе

достигается путем выполнения ряда педагогических требований: объединение

двигательной и умственной деятельности детей-сирот в процессе занятий избранным

видом спорта; нацеливание занимающегося на достижение положительного результата;

обретение самостоятельности в выполнении двигательных заданий; обеспечение новизны

в содержании занятий.

Ответственность за свое здоровье. У каждого ребенка необходимо формировать

ответственность за свое здоровье.

Организационно-методический компонент основывается на особенностях деятельности

спортивного клуба — детского клуба и включает в себя следующие элементы: клуб как

основная форма организации спортизированного физического воспитания, спортивную

ориентацию, секционную деятельность, спортивно-массовую деятельность,

инструкторско-судейскую деятельность, соревновательную деятельность.

Результативно-оценочный компонент позволил определить эффективность созданной

модели с помощью разработки соответствующих критериев и показателей, учитывающих

специфику деятельности спортивного клуба Ресурсного центра и образующих

представление о динамике происходящих изменений в личности детей-сирот.

Обеспечение процесса развития спортизированного физического воспитания невозможно

без обоснованного, мобильного для практического использования критериально-

оценочного аппарата, позволяющего определить уровень сформированности

жизнестойкой личности в зависимости от его индивидуальности, стартовой подготовки и

возможности в дальнейшем контролировать повышение этого уровня в ходе

формирующих мероприятий.С этой целью нами были разработаны педагогические

индикаторы, определяющие уровень личностных характеристик жизнестойкости детей-

сирот.

Выводы. Таким образом, результатом реализации спортизированного физического

воспитания на основе деятельности спортивного клуба в условиях Ресурсного центра

являются такие показатели, как;

— знания в области спорта, отношение к физкультурно-спортивной деятельности,

-физическая подготовленность, спортивный стиль жизни, потребность в спортивной

деятельности, мотивация к получению образования.

-социальный престиж детского дома, который заключается в успешности выступления

спортивной команды детского дома в первенствах города, количественных показателях

занимающихся в секциях при спортивном клубе и высокой социальной адаптации детей-

сирот после выпуска из Ресурсного центра.



В раздел образования