Напоминание

Повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников


Автор: Мазутова Анна Евгеньевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11 "Семицветик"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: опыт методической работы
Тема: Повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы: «Повышение профессиональной компетентности педагогов

по речевому развитию воспитанников».

Вопросы развития профессиональной компетентности педагогов в

различных формах повышения квалификации представлены в работах Б.С.

Гершунского,

О.Е.

Докучаевой,

Л.И.

Звавич,

Т.Г.

Калугиной,

В.А.

Караковского, А.Е. Капто, А.В. Лоренсова, А.Н. Лоншаковой, Д.Ш.Матроса,

Л.И.

Маркушевой,

А.М. Моисеева,

И.В.

Павловой,

М.М.

Поташника,

И.Б.

Сенновского, П.И. Третьякова и др.

«Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц

определённого

социально

-

профессионального

статуса

реальному

уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В

отличии

от

термина

«квалификация»,

включает

помимо

сугубо

профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию,

такие качества как инициатива, сотрудничество, способность работать в

группе,

коммуникативные

способности.

Умение

учиться,

логически

мыслить, отбирать и использовать информацию». (Е.С.Рапацевич

« Педагогика. Большая современная энциклопедия»)

В

течение

учебного

года

проводился

мониторинг

методической

работы.

Проводился

мониторинг

профессиональной

деятельности

педагогов.

Использовались следующие методы: анкетирование педагогов для выявления

самооценки,

анализ

планирования,

организации

деятельности,

выявление

затруднений педагогов. Самооценка педагогов в ориентации и умений в

вопросах организации работы по детским видам деятельности высокая.

Ниже балл в двигательной деятельности и деятельности общения, что

подтверждает неуверенность педагогов по данным видах деятельности.

Мониторинг

образовательной

деятельности

показал

профессионализм

и

систему

работы

воспитателей

по

развитию

воспитанников детских видах деятельности. Ниже балл в двигательной

1

деятельности и речевой деятельности, что подтверждает необходимость

продолжения работы по данным вопросам.

Важность речевого развития дошкольников подтверждается тем, что

во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные

области: «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие»

Качество методической

работы,

определяется единством

профессиональных

знаний

и

практических

умений,

которые

должны

быть сформированы у педагогов МАДОУ.

Методическая

работа

в

МАДОУ

должна

охватывать

всех

участников

образовательного процесса (воспитанников, педагогов и родителей), создавая

условия

для

повышения

качества

образования

и

осуществляться

в

разнообразных формах и методах работы.

Цель:

создание

системы

методической

работы

с

использованием

индивидуального

и

дифференцированного

подхода

к

педагогам,

обеспечивающей

повышение

профессиональной

компетентности

воспитателей по вопросам речевого развития дошкольников

Задачи:

С о зд ат ь

и н с т рум е н т а л ь н о е

о бе с п еч е н и е

о ц е н к и

у р о в н я

профессиональной

компетентности

каждого

педагога

по

вопросам

речевого развития детей;

Определить

содержание

методической

работы

с

педагогами

и

родителями по данному направлению.

Повысить

профессиональную

компетентность

педагогов

по

речевому

развитию

воспитанников:

уверенность

в

своих

силах,

научную,

методическую подготовленность и профессиональные умения и навыки.

Результативность методической работы оценивается по качеству работы

воспитателя с детьми. Этому способствует активизация культурной речи

педагогов, развитие их ситуативного творчества в практике работы с

детьми,

а

также

вовлечение

родителей

в

процесс

обеспечения

непрерывного, гармонического развития детей.

2

Система

работы

методической

службы включает

в

себя

ряд

последовательно

осуществляемых

шагов,

определяющих

постепенность

реализации намеченных целей.

АНАЛИЗ.

Его целью

является изучение особенностей

речевого развития

детей по письменного согласию родителей, компетентности воспитателей и

родителей в речевом развитии детей и в состав входит:

* Обследование особенностей речевого развития детей по методике О.С.

Ушаковой по письменному согласию родителей.

* Проведение анкетирования воспитателей и родителей.

* Организация мониторинга деятельности педагогов по речевому развитию

детей.

* Мониторинг речи родителей общения и организации совместной

деятельности.

В результате анализа выявляются проблемы педагогической деятельности и

ставятся задачи работы

Педагоги в результате реализации первого этапа деятельности разделились на

группы: начинающие; имеющие опыт работы; педагоги с достаточным опытом

работы, у которых выработан стиль профессиональной деятельности.

ПЛАНИРОВАНИЕ. Его целью является: Спланировать процесс решения

задач в работе с педагогами и родителями и в состав входит:

* Планирование инновационной работы.

* Перспективное планирование (Годовой план, образовательная программа,

программа развития, перспективные планы специалистов)

* Выбор направлений самообразования педагогов.

ОРГАНИЗАЦИЯ. Её целью является: Реализация спланированного процесса

методической работы с педагогами и родителями и в состав входит:

1.

Информационный этап: Консультации, лекции, беседы, выставки

литературы.

3

2.

Практический этап: Семинары, тренинги, открытые и коллективные

просмотры, работа творческой и инновационной групп, обобщение

опыта педагогов по речевому развитию детей.

Работа с родителями:

Индивидуальные консультации и беседы по задачам годового плана, по

запросу родителей;

папки – передвижки;

изготовление тематических альбомов;

анализ и обсуждение результатов развития ребёнка;

совместные досуговые мероприятия;

открытые просмотры;

анкетирование;

групповые собрания;

дни открытых дверей.

Семейный клуб «Раз словечко, два словечко»

РЕГУЛИРОВАНИЕ. Цель его: Скорректировать методическую работу и

образовательный процесс с воспитанниками. Осуществляется этот процесс в

виде тематических проверок и мониторинга

КОНТРОЛЬ, последний шаг. Его цель: Выявить динамику в развитии речи

воспитанников, в организации развивающей предметно – пространственной

образовательной

среды,

в

компетентности

педагогов.

На

данном

этапе

принимаются управленческие решения по данному вопросу на заседаниях

педагогического совета или общего собрания работников.

Таким образом, задача развития речевой активности

детей средствами

инновационных

технологий

с

учетом

их

индивидуальных

особенностей

решалась через различные формы методической работы с педагогическими

кадрами:

от

информативных

и

обучающих

до

практических,

на

которых

педагоги упражнялись в применении полученных знаний к разнообразным

ситуациям взаимодействия с детьми.

4

Мониторинг этапов деятельности, обучающие семинары, обсуждение

результатов работы на совещаниях при заведующей позволяют утверждать,

что на заключительном этапе обучения педагоги свободно ориентируются

в методах работы с детьми, в применении современных развивающих

технологий, овладели способами взаимодействия с детьми, коллегами,

специалистами и родителями по вопросам речевого развития детей.

Возросла уверенность воспитателей в своих силах, самооценка уровня

собственной компетентности стала адекватной, появилось осознание своих

слабых

и

сильных

сторон,

о

чем

свидетельствуют

результаты

итогового

анкетирования

воспитателей и специалистов по речевому развитию детей

(средний показатель качественных изменений возрос на 43 %).

Ярким примером, иллюстрирующим эффективность системы методической

работы по повышению профессиональной готовности педагогов к решению

проблем

речевого

развития

детей

является

опыт

некоторых

воспитателей,

представленный на районных методических объединениях по разным видам

деятельности, связанным с речевым развитием детей.

Творческие находки

многих

педагогов

ДОУ

опубликованы

в

печати

(сборники

районного,

городского, регионального и российского уровня).

Методическая работа, направленная на решение задач речевого развития

детей

и

повышения

компетентности

педагогов

реализовывалась

через

разнообразные

интерактивные

формы.

Основная

часть

педагогов

имеют

высокий профессиональный уровень, который позволяет эффективно решать

намеченные цели воспитания и развития детей.

5



В раздел образования