Автор: Мазутова Анна Евгеньевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11 "Семицветик"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: опыт методической работы
Тема: Повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию воспитанников
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы: «Повышение профессиональной компетентности педагогов
по речевому развитию воспитанников».
Вопросы развития профессиональной компетентности педагогов в
различных формах повышения квалификации представлены в работах Б.С.
Гершунского,
О.Е.
Докучаевой,
Л.И.
Звавич,
Т.Г.
Калугиной,
В.А.
Караковского, А.Е. Капто, А.В. Лоренсова, А.Н. Лоншаковой, Д.Ш.Матроса,
Л.И.
Маркушевой,
А.М. Моисеева,
И.В.
Павловой,
М.М.
Поташника,
И.Б.
Сенновского, П.И. Третьякова и др.
«Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц
определённого
социально
-
профессионального
статуса
реальному
уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В
отличии
от
термина
«квалификация»,
включает
помимо
сугубо
профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию,
такие качества как инициатива, сотрудничество, способность работать в
группе,
коммуникативные
способности.
Умение
учиться,
логически
мыслить, отбирать и использовать информацию». (Е.С.Рапацевич
« Педагогика. Большая современная энциклопедия»)
В
течение
учебного
года
проводился
мониторинг
методической
работы.
Проводился
мониторинг
профессиональной
деятельности
педагогов.
Использовались следующие методы: анкетирование педагогов для выявления
самооценки,
анализ
планирования,
организации
деятельности,
выявление
затруднений педагогов. Самооценка педагогов в ориентации и умений в
вопросах организации работы по детским видам деятельности высокая.
Ниже балл в двигательной деятельности и деятельности общения, что
подтверждает неуверенность педагогов по данным видах деятельности.
Мониторинг
образовательной
деятельности
показал
профессионализм
и
систему
работы
воспитателей
по
развитию
воспитанников детских видах деятельности. Ниже балл в двигательной
1
деятельности и речевой деятельности, что подтверждает необходимость
продолжения работы по данным вопросам.
Важность речевого развития дошкольников подтверждается тем, что
во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные
области: «Речевое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие»
Качество методической
работы,
определяется единством
профессиональных
знаний
и
практических
умений,
которые
должны
быть сформированы у педагогов МАДОУ.
Методическая
работа
в
МАДОУ
должна
охватывать
всех
участников
образовательного процесса (воспитанников, педагогов и родителей), создавая
условия
для
повышения
качества
образования
и
осуществляться
в
разнообразных формах и методах работы.
Цель:
создание
системы
методической
работы
с
использованием
индивидуального
и
дифференцированного
подхода
к
педагогам,
обеспечивающей
повышение
профессиональной
компетентности
воспитателей по вопросам речевого развития дошкольников
Задачи:
С о зд ат ь
и н с т рум е н т а л ь н о е
о бе с п еч е н и е
о ц е н к и
у р о в н я
профессиональной
компетентности
каждого
педагога
по
вопросам
речевого развития детей;
Определить
содержание
методической
работы
с
педагогами
и
родителями по данному направлению.
Повысить
профессиональную
компетентность
педагогов
по
речевому
развитию
воспитанников:
уверенность
в
своих
силах,
научную,
методическую подготовленность и профессиональные умения и навыки.
Результативность методической работы оценивается по качеству работы
воспитателя с детьми. Этому способствует активизация культурной речи
педагогов, развитие их ситуативного творчества в практике работы с
детьми,
а
также
вовлечение
родителей
в
процесс
обеспечения
непрерывного, гармонического развития детей.
2
Система
работы
методической
службы включает
в
себя
ряд
последовательно
осуществляемых
шагов,
определяющих
постепенность
реализации намеченных целей.
АНАЛИЗ.
Его целью
является изучение особенностей
речевого развития
детей по письменного согласию родителей, компетентности воспитателей и
родителей в речевом развитии детей и в состав входит:
* Обследование особенностей речевого развития детей по методике О.С.
Ушаковой по письменному согласию родителей.
* Проведение анкетирования воспитателей и родителей.
* Организация мониторинга деятельности педагогов по речевому развитию
детей.
* Мониторинг речи родителей общения и организации совместной
деятельности.
В результате анализа выявляются проблемы педагогической деятельности и
ставятся задачи работы
Педагоги в результате реализации первого этапа деятельности разделились на
группы: начинающие; имеющие опыт работы; педагоги с достаточным опытом
работы, у которых выработан стиль профессиональной деятельности.
ПЛАНИРОВАНИЕ. Его целью является: Спланировать процесс решения
задач в работе с педагогами и родителями и в состав входит:
* Планирование инновационной работы.
* Перспективное планирование (Годовой план, образовательная программа,
программа развития, перспективные планы специалистов)
* Выбор направлений самообразования педагогов.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Её целью является: Реализация спланированного процесса
методической работы с педагогами и родителями и в состав входит:
1.
Информационный этап: Консультации, лекции, беседы, выставки
литературы.
3
2.
Практический этап: Семинары, тренинги, открытые и коллективные
просмотры, работа творческой и инновационной групп, обобщение
опыта педагогов по речевому развитию детей.
Работа с родителями:
Индивидуальные консультации и беседы по задачам годового плана, по
запросу родителей;
папки – передвижки;
изготовление тематических альбомов;
анализ и обсуждение результатов развития ребёнка;
совместные досуговые мероприятия;
открытые просмотры;
анкетирование;
групповые собрания;
дни открытых дверей.
Семейный клуб «Раз словечко, два словечко»
РЕГУЛИРОВАНИЕ. Цель его: Скорректировать методическую работу и
образовательный процесс с воспитанниками. Осуществляется этот процесс в
виде тематических проверок и мониторинга
КОНТРОЛЬ, последний шаг. Его цель: Выявить динамику в развитии речи
воспитанников, в организации развивающей предметно – пространственной
образовательной
среды,
в
компетентности
педагогов.
На
данном
этапе
принимаются управленческие решения по данному вопросу на заседаниях
педагогического совета или общего собрания работников.
Таким образом, задача развития речевой активности
детей средствами
инновационных
технологий
с
учетом
их
индивидуальных
особенностей
решалась через различные формы методической работы с педагогическими
кадрами:
от
информативных
и
обучающих
до
практических,
на
которых
педагоги упражнялись в применении полученных знаний к разнообразным
ситуациям взаимодействия с детьми.
4
Мониторинг этапов деятельности, обучающие семинары, обсуждение
результатов работы на совещаниях при заведующей позволяют утверждать,
что на заключительном этапе обучения педагоги свободно ориентируются
в методах работы с детьми, в применении современных развивающих
технологий, овладели способами взаимодействия с детьми, коллегами,
специалистами и родителями по вопросам речевого развития детей.
Возросла уверенность воспитателей в своих силах, самооценка уровня
собственной компетентности стала адекватной, появилось осознание своих
слабых
и
сильных
сторон,
о
чем
свидетельствуют
результаты
итогового
анкетирования
воспитателей и специалистов по речевому развитию детей
(средний показатель качественных изменений возрос на 43 %).
Ярким примером, иллюстрирующим эффективность системы методической
работы по повышению профессиональной готовности педагогов к решению
проблем
речевого
развития
детей
является
опыт
некоторых
воспитателей,
представленный на районных методических объединениях по разным видам
деятельности, связанным с речевым развитием детей.
Творческие находки
многих
педагогов
ДОУ
опубликованы
в
печати
(сборники
районного,
городского, регионального и российского уровня).
Методическая работа, направленная на решение задач речевого развития
детей
и
повышения
компетентности
педагогов
реализовывалась
через
разнообразные
интерактивные
формы.
Основная
часть
педагогов
имеют
высокий профессиональный уровень, который позволяет эффективно решать
намеченные цели воспитания и развития детей.
5