Напоминание

"Организация работы учащихся начальной школы над проектной задачей"


Автор: Альчинова Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 им.Сергиенко Н.Г."
Населённый пункт: Республика Калмыкия г.Элиста
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы учащихся начальной школы над проектной задачей"
Раздел: начальное образование





Назад




«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НАД

ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧЕЙ»

Альчинова Н.Ю.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3 им. Сергиенко Н.Г.»

Г. Элиста

На начальном этапе реализации ФГОС одним из методов обучения стало

использование

метода

проектов.

Но

мы

знаем,

что

в

начальной

школе

полноценная

проектная

деятельность

не

соответствует

возрастным

возможностям

младших

школьников.

Прообразом

проектной

деятельности

основной школы для младших школьников являются ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ.

Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий

целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на

получение

ещё

никогда

не

существовавшего

в

практике

ребенка

результата

«продукта», и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение

группы.

На сегодняшний момент острым является использование проектных задач в

практической деятельности. Поэтому большое значение уделяется повышению

качества

учебно-воспитательного

процесса.

Одним

из

актуальных

способов

реализации

данного

принципа

может

выступить

организация

творческой,

исследовательской и проектной деятельности младших школьников, в основе

которых лежат проектные задачи.

Как

показывает

анализ

методической

литературы

и

практический

опыт

преподавания,

одним

из

возможных

путей

решения

проблемы

является

внедрение метода проекта через проектные задачи (поиск и изобретение вместе с

детьми текстов, схем, макетов, графиков, таблиц и других способов обобщения,

анализа, сравнения и изучения нового).

Проектная задача может быть предметная и межпредметная, одновозростная и

разновозростная.

Опираясь на наглядно-действенное мышление, действие проектных задач

становиться одним из универсальных инструментов учения для школьника уже

на начальной ступени обучения.

В 2018 году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась над тем, что

можно изменить в своей работе, чтобы повысить мотивацию, чтобы возник

устойчивый интерес в период обучения и после него.

Среди многообразия современных образовательных методов и технологий, на

мой взгляд, одним из наиболее перспективных является метод учебного проекта

через проектные задачи.

Педагогические эффекты проектной задачи:

-задает реальную возможность организации взаимодействия детей между собой

при решении поставленной ими самими задачи.

-

учит

способу

проектированию

через

специально

разработанные

учителем

задания.

-дает возможность посмотреть, как группа осуществляет «перенос» известных

им предметных способов действий в модельную ситуацию.

Методом проектных задач занимаюсь в системе 2 года. Поскольку считаю этот

метод наиболее эффективным в достижении новых образовательных результатов

в

том

числе

и

личностных

и

метопредметных.

В

практике

своей

работы

предпочтение отдаю именно методу проектных задач. При этом проектная задача

может быть реализована на любом уроке. Поскольку хорошо вписывается во все

технологии деятельностного типа и позволяет привлечь обсолютно

каждого

ученика.

Понимая, что работа над проектной задачей пересекается с основными этапами

работы над проектом, основное внимание уделяю алгоритму работы над ней.

Этот алгоритм представляет собой следующие этапы:

- мотивация , через точку удивления

-постановка задачи

-поиск путей её решения

-это непосредственно работа над продуктом

-презентация этого продукта и его оценивание

Примерами решения таких задач могут быть различного вида схемы, открытки,

буклеты, выставки и т.д.

В качестве примера организации работы над проектной задачей я хочу привести

примеры:

-одновозростная задача изучение нового «Периметр прямоугольника» 2 класс

- одновозростная задача, экология «Энергосбережение в доме», «Свойства воды

и воздуха» 2 класс

Цель

деятельности:

учить

решать

задачи,

в

комплексе

используя

способы

действий, полученные в разных предметных областях.

Проектные задачи в 1-2 классов являются стартом для осуществления проектной

деятельности в 3-4 классов. В проектных задачах нет ограничений временными

рамками от 15 минут урока до нескольких уроков или плавно перетекающие во

внеурочную деятельность.

Примером является:

- разновозросной проект «Как хорошо уметь читать» 1 и 4 классы (тьютеры)

Цель: Создание эффективно работающей модели образовательного продукта,

позволяющей связать образовательную, воспитательную, эмоциональную и

эстетическую составляющие в единый продукт – комикс.

Каковы же особенности проектных задач?

В межпредметной проектной задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к

какому учебному предмету она относиться. Количество заданий - это

количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была

решена. Информация, необходимая для выполнения задания, может быть

неполной, недостаточной, что вынуждает детей обращаться к справочной

информации, а возможно и к жизненному опыту.

Итог решения такой задачи рассматривается в двух аспектах:

1. Реальный продукт, например , изготовление флажков с изученным и

найденным периметром прямоугольника, создание агитационного плаката

«Берегите электроэнергию!», создание брошюры «Чистый город начинается с

тебя», комиксы для самых маленьких.

2. Нематериальный продукт – качественное изменение самого ребенка, ребенок

выступает в роли учителя или организатора, проявляет свои творческие

способности, так как нет прямого указания учителя как выполнить то или иное

задание, учитель выступает в роли куратора.

Что необходимо учитывать при организации таких задач?

1.

Психологическую совместимость группы. Малая группа оптимальное

число участников 4 человека.

2.

Продумывать индивидуальные задания ученикам, которые не могут

работать в группе, но так чтобы их работа была направлена на конечный

результат группы.

3.

Необходимы листы самооценки, которые позволят ребенку оценить свою

деятельность и деятельность своих товарищей.

4.

Рефлексию деятельности.

5.

Применение полученных знаний и способов деятельности в жизненных

ситуациях.

В задаче «Как хорошо уметь читать» через 3 месяца создание нового

комикса, в задаче «Чистый город начинается с тебя» через 2 недели

поделки из вторичного материала и др.

Какие метапредметные умения формируются при решении проектной

задачи?

Регулятивные: планирование, прогнозирование, саморегуляция, рефлексия,

коррекция и оценка.

Коммуникативные: умение работать в малой возрастной группе, адекватно

распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и

взаимоконтроль, выслушивать мнение участников и принимать единое решение,

выступать перед аудиторией.

Познавательные: работа с информацией, научно-познавательный текст,

графики, умение выделять существенную информацию, составлять тексты в

устной и письменной форме. Анализ, моделирование и синтез.

Этапом оценивания полученного продукта считаю одним из важных этапов.

Поскольку он помогает формировать навык самооценки столь необходимый в

организации собственной деятельности.

Трудности при проведении проектных задач:

Большая и затратная во времени подготовка.

Проблема выставления оценок.

Критерии результативности проектной задачи.

1.

Детям должно быть интересно, любопытно!

2.

Дается описание ситуации (житейской, вымышленной, фантастической).

3.

В описании ситуации спрятана цель, условие и часть данных.

4.

Четко представлен продукт.

5.

Прослеживается логика: цель-условие-результат-продукт.

6.

К результату направляет задание или система заданий.

7.

Результат решения используется для создания продукта.

Считаю, что научить ученика решать проектные задачи успешно невозможно без

овладения им универсальных учебных действий. В сою очередь именно метод

решения проектных задач позволяет развивать эти умения.

Таким образом я считаю, что организация работы над проектной задачей

позволяет мне достигать нового качества образования.



В раздел образования