Автор: Альчинова Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3 им.Сергиенко Н.Г."
Населённый пункт: Республика Калмыкия г.Элиста
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы учащихся начальной школы над проектной задачей"
Раздел: начальное образование
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НАД
ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧЕЙ»
Альчинова Н.Ю.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №3 им. Сергиенко Н.Г.»
Г. Элиста
На начальном этапе реализации ФГОС одним из методов обучения стало
использование
метода
проектов.
Но
мы
знаем,
что
в
начальной
школе
полноценная
проектная
деятельность
не
соответствует
возрастным
возможностям
младших
школьников.
Прообразом
проектной
деятельности
основной школы для младших школьников являются ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ.
Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий
целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на
получение
ещё
никогда
не
существовавшего
в
практике
ребенка
результата
«продукта», и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение
группы.
На сегодняшний момент острым является использование проектных задач в
практической деятельности. Поэтому большое значение уделяется повышению
качества
учебно-воспитательного
процесса.
Одним
из
актуальных
способов
реализации
данного
принципа
может
выступить
организация
творческой,
исследовательской и проектной деятельности младших школьников, в основе
которых лежат проектные задачи.
Как
показывает
анализ
методической
литературы
и
практический
опыт
преподавания,
одним
из
возможных
путей
решения
проблемы
является
внедрение метода проекта через проектные задачи (поиск и изобретение вместе с
детьми текстов, схем, макетов, графиков, таблиц и других способов обобщения,
анализа, сравнения и изучения нового).
Проектная задача может быть предметная и межпредметная, одновозростная и
разновозростная.
Опираясь на наглядно-действенное мышление, действие проектных задач
становиться одним из универсальных инструментов учения для школьника уже
на начальной ступени обучения.
В 2018 году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась над тем, что
можно изменить в своей работе, чтобы повысить мотивацию, чтобы возник
устойчивый интерес в период обучения и после него.
Среди многообразия современных образовательных методов и технологий, на
мой взгляд, одним из наиболее перспективных является метод учебного проекта
через проектные задачи.
Педагогические эффекты проектной задачи:
-задает реальную возможность организации взаимодействия детей между собой
при решении поставленной ими самими задачи.
-
учит
способу
проектированию
через
специально
разработанные
учителем
задания.
-дает возможность посмотреть, как группа осуществляет «перенос» известных
им предметных способов действий в модельную ситуацию.
Методом проектных задач занимаюсь в системе 2 года. Поскольку считаю этот
метод наиболее эффективным в достижении новых образовательных результатов
в
том
числе
и
личностных
и
метопредметных.
В
практике
своей
работы
предпочтение отдаю именно методу проектных задач. При этом проектная задача
может быть реализована на любом уроке. Поскольку хорошо вписывается во все
технологии деятельностного типа и позволяет привлечь обсолютно
каждого
ученика.
Понимая, что работа над проектной задачей пересекается с основными этапами
работы над проектом, основное внимание уделяю алгоритму работы над ней.
Этот алгоритм представляет собой следующие этапы:
- мотивация , через точку удивления
-постановка задачи
-поиск путей её решения
-это непосредственно работа над продуктом
-презентация этого продукта и его оценивание
Примерами решения таких задач могут быть различного вида схемы, открытки,
буклеты, выставки и т.д.
В качестве примера организации работы над проектной задачей я хочу привести
примеры:
-одновозростная задача изучение нового «Периметр прямоугольника» 2 класс
- одновозростная задача, экология «Энергосбережение в доме», «Свойства воды
и воздуха» 2 класс
Цель
деятельности:
учить
решать
задачи,
в
комплексе
используя
способы
действий, полученные в разных предметных областях.
Проектные задачи в 1-2 классов являются стартом для осуществления проектной
деятельности в 3-4 классов. В проектных задачах нет ограничений временными
рамками от 15 минут урока до нескольких уроков или плавно перетекающие во
внеурочную деятельность.
Примером является:
- разновозросной проект «Как хорошо уметь читать» 1 и 4 классы (тьютеры)
Цель: Создание эффективно работающей модели образовательного продукта,
позволяющей связать образовательную, воспитательную, эмоциональную и
эстетическую составляющие в единый продукт – комикс.
Каковы же особенности проектных задач?
В межпредметной проектной задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к
какому учебному предмету она относиться. Количество заданий - это
количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была
решена. Информация, необходимая для выполнения задания, может быть
неполной, недостаточной, что вынуждает детей обращаться к справочной
информации, а возможно и к жизненному опыту.
Итог решения такой задачи рассматривается в двух аспектах:
1. Реальный продукт, например , изготовление флажков с изученным и
найденным периметром прямоугольника, создание агитационного плаката
«Берегите электроэнергию!», создание брошюры «Чистый город начинается с
тебя», комиксы для самых маленьких.
2. Нематериальный продукт – качественное изменение самого ребенка, ребенок
выступает в роли учителя или организатора, проявляет свои творческие
способности, так как нет прямого указания учителя как выполнить то или иное
задание, учитель выступает в роли куратора.
Что необходимо учитывать при организации таких задач?
1.
Психологическую совместимость группы. Малая группа оптимальное
число участников 4 человека.
2.
Продумывать индивидуальные задания ученикам, которые не могут
работать в группе, но так чтобы их работа была направлена на конечный
результат группы.
3.
Необходимы листы самооценки, которые позволят ребенку оценить свою
деятельность и деятельность своих товарищей.
4.
Рефлексию деятельности.
5.
Применение полученных знаний и способов деятельности в жизненных
ситуациях.
В задаче «Как хорошо уметь читать» через 3 месяца создание нового
комикса, в задаче «Чистый город начинается с тебя» через 2 недели
поделки из вторичного материала и др.
Какие метапредметные умения формируются при решении проектной
задачи?
Регулятивные: планирование, прогнозирование, саморегуляция, рефлексия,
коррекция и оценка.
Коммуникативные: умение работать в малой возрастной группе, адекватно
распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и
взаимоконтроль, выслушивать мнение участников и принимать единое решение,
выступать перед аудиторией.
Познавательные: работа с информацией, научно-познавательный текст,
графики, умение выделять существенную информацию, составлять тексты в
устной и письменной форме. Анализ, моделирование и синтез.
Этапом оценивания полученного продукта считаю одним из важных этапов.
Поскольку он помогает формировать навык самооценки столь необходимый в
организации собственной деятельности.
Трудности при проведении проектных задач:
Большая и затратная во времени подготовка.
Проблема выставления оценок.
Критерии результативности проектной задачи.
1.
Детям должно быть интересно, любопытно!
2.
Дается описание ситуации (житейской, вымышленной, фантастической).
3.
В описании ситуации спрятана цель, условие и часть данных.
4.
Четко представлен продукт.
5.
Прослеживается логика: цель-условие-результат-продукт.
6.
К результату направляет задание или система заданий.
7.
Результат решения используется для создания продукта.
Считаю, что научить ученика решать проектные задачи успешно невозможно без
овладения им универсальных учебных действий. В сою очередь именно метод
решения проектных задач позволяет развивать эти умения.
Таким образом я считаю, что организация работы над проектной задачей
позволяет мне достигать нового качества образования.