Напоминание

тему "Вода-чудо природы, береги её"!


Автор: Анастасия Сергеевна Никифорова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 28
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: конспект урока для обучающихся 1 класса
Тема: тему "Вода-чудо природы, береги её"!
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект занятия для детей 1 класса на тему

«Вода-чудо природы, береги её»!

Цель:

способствовать

формированию

у

детей

бережного

отношения

к

природным ресурсам – воде.

Задачи:

1) дать представление детям о значении воды в нашей жизни;

2) воспитание бережного отношения к воде как природному богатству;

3) расширить знания детей о воде;

4) развивать познавательный интерес к окружающему.

Необходимые материалы:

- капельки-жетоны в достаточном количестве;

- глобус;

- конверт с письмом;

- 6 прозрачных стаканов;

- 3 пары полосок, разных по цвету;

- лед;

- термос с кипятком;

- зеркало, стекло;

- емкости разной формы;

- 3 карточки со словом Водомерка;

- 3 листа;

- призы.

1.

Вводная часть.

Ведущий разбивает детей на 3 команды (дети рассчитываются на 1,2,3 и

расходятся

по

своим

местам,

своим

командам).

На

протяжении

всей

игры

команде,

дающей

верные

ответы

выдаются

жетоны-капельки

по

одной

на

команду.

В это время в класс заходят Царица-Водица и Братец Водяной.

Царица-Водица:

Я – Царица, Я – Водица!

Я на свете всех важней,

Я прелестней всех на свете,

Я на свете всех милей!

Вы слыхали обо мне?

Говорю Вам, я везде

В лужи, в море, в океане

И в водоворотном кране

Как сосулька замерзаю,

В лес туманом выползаю

На плите у вас киплю.

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без меня Вам не прожить!!!

Братец Водяной:

А я Братец – Водяной!

У меня живот большой.

Я помощник у Водицы,

У моей родной сестрицы!

С нами люди бед не знают,

Только очень загрязняют.

К нам и грязь, к нам и отходы,

Не жалеют люди воду!

Царица – Водица:

Мы вам рассказали про нашу беду,

Про то, как относятся к нам!

И я честно, дальше так жить не могу,

Поэтому просим: «Помогите Вы нам!»

Ведущий: «Ребята, как вы думаете, чему будет посвящена сегодняшняя

наша игра? (ответы детей).

2.

Основная часть.

«Верно, ребята, наша игра посвящена воде! Вода – это одно из самых ярких

чудес природы. Все мы с вами регулярно пьем воду, человек не может жить без

нее. И где только мы не встречаем воду! Из крана течет вода, родничок на краю

оврага – тоже вода. Река, впадающая в море, озеро, а так же дождик, град, льды

Антарктиды, облака над землей, туман, снег и даже рисунок на замерзшем

оконном стекле – все это вода! Вода – это первое из природных богатств, с

которыми встречается в своей жизни человек. Вода становится неразлучным

спутником человека на всю жизнь с момента появления на свет до последнего

дня. «Вода – это сок жизни на земле», - писал Леонардо до Винчи. Вода всегда

рядом с нами, мы привыкли к ней, поэтому не считаем ее чудом».

Царица – Водица:

«Ребята, для чего вы используете воду? (ответы детей. пьем её для того, что бы

утолить жажду, моем руки и тело, смывая грязь, моем полы, стираем вещи,

поливаем растения, что бы они росли, варим еду, поим домашних животных и

т.д.).

Вывод: чего бы мы не коснулись, везде и во всем нам нужна вода!»

Братец Водяной предлагает рассмотреть ребятам глобус.

«Давайте

рассмотрим

с

вами

глобус.

А

кто

скажет

что

такое

глобус?

(выслушиваются ответы детей). Глобус – это модель нашей земли.

Ребята, какого цвета на глобусе больше? (голубого) Что выделено этим цветом?

(ответы детей). На земном шаре воды больше, чем суши и она изображается

голубым цветом. Найдите здесь моря и океаны. Обратите внимание на то как

велики их просторы. А главное, вода в них не такая как в реках. В реках, озерах

вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. Кто мне скажет, что

такое пресная вода? (выслушиваются ответы детей). Это вода, которую может

пить человек, в ней нет соли

.

В морях и океанах вода соленая.

Кажется, что воды на Земле много - посмотрите сколько голубой краски

на глобусе! Но воды, которая на самом деле нужна человеку, мало.

- Какую воду мы пьем? Соленую или пресную? (выслушиваются ответы детей)

Правильно, человек не может пить соленую воду! А её то как раз на земле

больше, чем пресной. Самые крупные запасы пресной воды, несут в себе

полярные льды. Из пресной воды состоят пресные озёра, реки и ручьи.

На

нашей планете

есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для

того, чтобы утолить жажду. Задумайтесь над этим.

- Видите на глобусе участки желтого цвета?

Это пустыни, где воды очень мало, поэтому там редко живут люди. Известный

факт: без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды всего 3

дня.

Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например,

для рисования берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже

использованную. Так делают все и не только с красками, а эта грязная вода

загрязняет

водоемы.

Значит,

воду

надо

беречь!

Ребята,

давайте

вместе

подумаем,

что

мы

с

вами

можем

делать,

для

того,

что

бы

сберечь

воду?

(выслушиваются ответы детей, за верный ответ выдается жетон-капелька)».

Ведущий:

«Верно, ребята. В наших силах беречь воду:

- закрывать кран с водой если ты ее не используешь сейчас;

- не бросать в водоемы грязь и отходы;

- можно принимать душ вместо ванны;

- следить, чтобы сливной бачок и кран находились в хорошем состоянии: не

капала и не протекала вода, если вы заметите утечку, нужно сообщать об этом

родителям;

- использовать столько воды, сколько нужно для приготовления пищи и мытья,

стирки и т.д.».

Царица – Водица:

«Ребята, какие вы молодцы, столько разных хороших вариантов предложили о

том, как можно беречь воду! Теперь мы можем быть спокойны, наше здоровье в

хороших руках!

Мы с братцем хотим попросить помощи у вас. Согласны? (да).

Я сегодня получила тревожное письмо от сестрицы капельки и хочу вам его

прочитать. Слушайте: «Здравствуйте ребята! Пишут вам 3 сестрички капельки.

Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко

грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул

страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла,

превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась

капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела

признавать в капельке и «паринке» родных сестер. Ребята, помогите, докажите,

что мы: снежинка, капелька и паринка – родные сестры»!

Ведущий:

«Ребята, поможем 3 сестричкам капелькам? Представим, что наш класс –

это научно – исследовательская лаборатория! Что бы доказать, что снежинка,

капелька и паринка – родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды.

Сейчас мы, каждый в своей команде проведем опыты и узнаем свойства воды, а

Царица – Водица и Братец Водяной нам с вами в этом помогут.

Опыт №1. «Вода не имеет формы».

Ребятам предлагаются ёмкости разные по форме. Помощники предлагают

сравнить

форму,

которую

принимает

вода

в

разных

емкостях.

Подводят

к

выводу о таком свойстве – вода принимает форму той посуды, в которую ее

наливают.

Опыт №2. «Вода жидкая, может течь».

Перед ребятами ставятся 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. Предлагается

перелить

воду

из

одного

стакана

в

другой.

Задать

вопрос:

«Вода

льется?

Поему?» Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт №3. «Вода прозрачная».

Ведущий и помощники предлагают проверить ребятам цвет воды. Ребятам

предлагаются

полоски

разные

по

цвету

для

определения

цвета

воды

посредством сопоставления с каждой полоской. Можно ли сказать, что вода

совпадает

с

одним

из

этих

цветов?

(Нет).

Какого

же

цвета

тогда

вода?

(Бесцветная, прозрачная). Давайте вместе подумаем как можно

проверить

прозрачность воды? (Посмотреть через стакан на что-либо).

Опыт №4. «У воды нет вкуса».

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам всем хорошо знаком вкус

яблок, картофеля, хлеба, пирожного. А какова вода на вкус? Можно ли назвать

воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя

отнести к воде. Вывод: чистая вода не имеет вкуса.

Опыт №5 «У воды нет запаха».

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за

дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем

она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №6 «Лед – твердая вода».

Для этого опыта можно использовать снег или заморозить воду в холодильнике.

Вывод: лёд, снег – тоже вода.

Опыт №7 «Пар – это тоже вода».

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить

зеркало

или

стекло.

Показать

на

образовавшееся

запотевание

на

стекле

и

наглядно объяснить, что пар – это тоже вода.

Ведущий:

«Все

команды

работали

активно,

справились

со

своим

заданием. Молодцы! Ребята, теперь мы можем сказать, что капелька, паринка,

снежинка

родные

сестры?

(да).

Почему?

(выслушиваются

ответы

детей,

делаются выводы). Царица-Водица, запоминай и сестрам ответ наш передай.

Вывод: Вода – это жидкость без цвета, формы, запаха и вкуса. Она текуча

и прозрачна, растворяет многие вещества, принимает форму сосуда, в который

налита. Вода единственное вещество на Земле, которое может находиться в трёх

состояниях – жидком, твёрдом и газообразном. Вот насколько уникальна наша

вода!».

Царица-Водица:

«Спасибо, ребята! Я все-все запомнила и теперь помогу разрешить спор

моим сестрицам. Какие вы ребята умные! А мы с братцем как раз для вас

вопросы умные подготовили. За верный ответ команда получит жетон-капельку.

Готовы?

1. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая?

Ответ: вода

2. В одной сказке король, собираясь выдать дочь замуж, объявил конкурс, на

котором были заданы хитроумные вопросы. Один из вопросов был такой: «Что

есть везде?»

Ответ: вода. Она в воздухе, на земле и внутри её.

3. Если посмотреть на глобус, какого цвета на нём больше всего?

Ответ: сине-голубого

4. Чему соответствует этот цвет?

Ответ: это цвет океанов, морей, рек, озёр, водохранилищ, прудов

5. Какие свойства воды вы знаете?

Ответ: вода без цвета, без запаха, не имеет формы

6. Можно ли пить воду океанов, морей? Почему?

Ответ: нет, потому что она соленая

7. Какая вода пригодна для питья?

Ответ: пресная

8. Как вы считаете, запасы пресной воды ограничены или безграничны?

Ответ: ограничены

9. Если запасы воды ограничены, то какой можно сделать вывод?

Ответ: воду надо беречь

10. В чём заключается бережное отношение к воде?

Ответ: не расходовать её бездумно, не засорять водоёмы, следить за тем, чтобы

кран был полностью закрыт, когда не идёт использование воды.

11. Может ли человек прожить без воды?

Ответ: нет, не может

Для справки: примером важной роли воды в организме может служить сам

человек. В младенческом возрасте её количество в нашем теле составляет

86%. По мере роста и развития организма, доля воды снижается. У взрослого

оно не более — 60%.

12. Как вы считаете, где зародилась жизнь? Где обитали первые живые

существа?

Ответ: в воде

13. Могут ли растения и животные прожить без воды?

Ответ: нет, не могут

Для справки: животные и растения в значительной мере состоят из воды.

Процентное содержание воды в растениях и животных варьируется от 50 до

99%.

14. Что мы делаем с помощью воды?

Ответ: пьём, варим еду, стираем, плаваем, купаемся, моемся, создаём

материальные блага (создание производств возможно только с использованием

воды), поливаем растения, поим животных.

15. Какие состояния воды вы знаете?

Ответ: твёрдое (лёд, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).

16. Что появилось на Земле раньше: вода или жизнь?

Ответ: вода появилась значительно раньше жизни

17. Все вы знаете крупные города: Москва, Париж, Лондон. На каких реках

стоят эти города?

Ответ: Москва – на реке Москва, Париж – на реке Сена, Лондон – на реке

Темза.

18. Присутствует ли вода в составе других планет, звёзд, комет?

Ответ: да, присутствует

19. Почему лёд плавает в воде?

Ответ: лёд легче воды

20. Многие годы в пустыне идёт борьба за воду. Пустыни наступают. Как вы

думаете, чтобы бы было, если бы в пустыню пришла вода?

Ответ: вместо пустыни появится зелёный оазис.

Царица-Водица:

Сейчас мы с Братцем Водяным поиграем с вами в игру, которая называется

«Вода – не вода». Игра требует от вас внимательности. Самая внимательная

команда получит жетоны-капельки. Правила игры: 1) если названное слово

обозначает то, что содержит воду, нужно встать. 2) если предметы или явления

имеют косвенное отношение к воде – поднять руки. 3) если предмет или

явление, не имеют никой связи с водой – хлопнуть в ладоши.

Слова: облако, корабль, лужа, ветер, дельфин, огонь, море, песок, компот,

рак, телевизор, озеро, солнце, вулкан, книга, мост, океан, снег, ручка.

Царица-водица и Братец Водяной благодарят детей.

А сейчас мы каждой команде предлагаем игру «Конструктор».

Правила игры: за три минуты вашим командам необходимо составить

новые слова, используя только буквы, имеющиеся в слове ВОДОМЕРКА. Буквы

можно

повторять.

За

каждое

верно

составленное

слово

каждая

команда

получает поощрение: жетон-капельку. (Дерево, вдова, мерка, ведро, река, вода,

водка, рама, дом, кора, мак, мода, рак, арка, кар, кара, ром, род, овод, камера,

мама).

Ведущий

и

помощники

подводят

итоги,

выдаются

капельки

жетоны

командам по одной за составленное слово.

Царица-водица:

«У нас с братцем еще для вас приготовлены пословицы и поговорки о воде. Что

такое пословица? (выслушиваются ответы детей). Пословица – это краткое

мудрое высказывание, имеющее поучительный смысл. Поговорка – это меткое

выражение,

которое

определяет

какое-либо

явление

жизни.

Она

не

имеет

поучительного смысла в отличие от пословицы.

Сейчас мы будем произносить высказывания, а ваша задача закончить их:

Под лежачий камень и вода (не течет).

Правда в огне не горит и (в воде не тонет).

Апрель с водой, а май с (травой).

Мокрый не боится (дождя).

Рыба в реке — не в (руке).

Много воды с тех пор (утекло).

Чтобы выучиться плавать, надо лезть (в воду).

Где воды не было, там (сухо).

Не зная броду, не суйся (в воду).

Не плюй в колодец, пригодится воды (напиться).

Чтобы рыбку съесть, надо в воду (лезть).

Молчит, словно воды в рот (набрал).

Ручей поит реку, река поит (море)».

3 часть. Заключительная часть.

Царица-водица:

«Ребята, вы молодцы! Нам с братцем Водяным очень понравилось играть с

вами. Вы умные, отзывчивые, смышленые мальчишки и девчонки! Вместе мы

узнали столько нового и удивительного о воде, ее свойствах. Узнали, что вода –

уникальное и необходимое явление природы, и самое главное это то, что её

нужно беречь. И самое важное, мы теперь знаем наверняка как мы можем

делать это. А сейчас я предлагаю прикрепить все наши капельки воды на доску.

Посмотрите сколько много воды мы сможем сберечь вместе, если каждый из вас

сбережёт хоть одну каплю.

Сегодня все команды были активными, и мы понимаем, что вместе – мы сила. А

победила дружба»!

Награждение команд.



В раздел образования