Автор: Анастасия Сергеевна Никифорова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 28
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: конспект урока для обучающихся 1 класса
Тема: тему "Вода-чудо природы, береги её"!
Раздел: начальное образование
Конспект занятия для детей 1 класса на тему
«Вода-чудо природы, береги её»!
Цель:
способствовать
формированию
у
детей
бережного
отношения
к
природным ресурсам – воде.
Задачи:
1) дать представление детям о значении воды в нашей жизни;
2) воспитание бережного отношения к воде как природному богатству;
3) расширить знания детей о воде;
4) развивать познавательный интерес к окружающему.
Необходимые материалы:
- капельки-жетоны в достаточном количестве;
- глобус;
- конверт с письмом;
- 6 прозрачных стаканов;
- 3 пары полосок, разных по цвету;
- лед;
- термос с кипятком;
- зеркало, стекло;
- емкости разной формы;
- 3 карточки со словом Водомерка;
- 3 листа;
- призы.
1.
Вводная часть.
Ведущий разбивает детей на 3 команды (дети рассчитываются на 1,2,3 и
расходятся
по
своим
местам,
своим
командам).
На
протяжении
всей
игры
команде,
дающей
верные
ответы
выдаются
жетоны-капельки
по
одной
на
команду.
В это время в класс заходят Царица-Водица и Братец Водяной.
Царица-Водица:
Я – Царица, Я – Водица!
Я на свете всех важней,
Я прелестней всех на свете,
Я на свете всех милей!
Вы слыхали обо мне?
Говорю Вам, я везде
В лужи, в море, в океане
И в водоворотном кране
Как сосулька замерзаю,
В лес туманом выползаю
На плите у вас киплю.
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без меня Вам не прожить!!!
Братец Водяной:
А я Братец – Водяной!
У меня живот большой.
Я помощник у Водицы,
У моей родной сестрицы!
С нами люди бед не знают,
Только очень загрязняют.
К нам и грязь, к нам и отходы,
Не жалеют люди воду!
Царица – Водица:
Мы вам рассказали про нашу беду,
Про то, как относятся к нам!
И я честно, дальше так жить не могу,
Поэтому просим: «Помогите Вы нам!»
Ведущий: «Ребята, как вы думаете, чему будет посвящена сегодняшняя
наша игра? (ответы детей).
2.
Основная часть.
«Верно, ребята, наша игра посвящена воде! Вода – это одно из самых ярких
чудес природы. Все мы с вами регулярно пьем воду, человек не может жить без
нее. И где только мы не встречаем воду! Из крана течет вода, родничок на краю
оврага – тоже вода. Река, впадающая в море, озеро, а так же дождик, град, льды
Антарктиды, облака над землей, туман, снег и даже рисунок на замерзшем
оконном стекле – все это вода! Вода – это первое из природных богатств, с
которыми встречается в своей жизни человек. Вода становится неразлучным
спутником человека на всю жизнь с момента появления на свет до последнего
дня. «Вода – это сок жизни на земле», - писал Леонардо до Винчи. Вода всегда
рядом с нами, мы привыкли к ней, поэтому не считаем ее чудом».
Царица – Водица:
«Ребята, для чего вы используете воду? (ответы детей. пьем её для того, что бы
утолить жажду, моем руки и тело, смывая грязь, моем полы, стираем вещи,
поливаем растения, что бы они росли, варим еду, поим домашних животных и
т.д.).
Вывод: чего бы мы не коснулись, везде и во всем нам нужна вода!»
Братец Водяной предлагает рассмотреть ребятам глобус.
«Давайте
рассмотрим
с
вами
глобус.
А
кто
скажет
что
такое
глобус?
(выслушиваются ответы детей). Глобус – это модель нашей земли.
Ребята, какого цвета на глобусе больше? (голубого) Что выделено этим цветом?
(ответы детей). На земном шаре воды больше, чем суши и она изображается
голубым цветом. Найдите здесь моря и океаны. Обратите внимание на то как
велики их просторы. А главное, вода в них не такая как в реках. В реках, озерах
вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. Кто мне скажет, что
такое пресная вода? (выслушиваются ответы детей). Это вода, которую может
пить человек, в ней нет соли
.
В морях и океанах вода соленая.
Кажется, что воды на Земле много - посмотрите сколько голубой краски
на глобусе! Но воды, которая на самом деле нужна человеку, мало.
- Какую воду мы пьем? Соленую или пресную? (выслушиваются ответы детей)
Правильно, человек не может пить соленую воду! А её то как раз на земле
больше, чем пресной. Самые крупные запасы пресной воды, несут в себе
полярные льды. Из пресной воды состоят пресные озёра, реки и ручьи.
На
нашей планете
есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для
того, чтобы утолить жажду. Задумайтесь над этим.
- Видите на глобусе участки желтого цвета?
Это пустыни, где воды очень мало, поэтому там редко живут люди. Известный
факт: без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды всего 3
дня.
Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например,
для рисования берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже
использованную. Так делают все и не только с красками, а эта грязная вода
загрязняет
водоемы.
Значит,
воду
надо
беречь!
Ребята,
давайте
вместе
подумаем,
что
мы
с
вами
можем
делать,
для
того,
что
бы
сберечь
воду?
(выслушиваются ответы детей, за верный ответ выдается жетон-капелька)».
Ведущий:
«Верно, ребята. В наших силах беречь воду:
- закрывать кран с водой если ты ее не используешь сейчас;
- не бросать в водоемы грязь и отходы;
- можно принимать душ вместо ванны;
- следить, чтобы сливной бачок и кран находились в хорошем состоянии: не
капала и не протекала вода, если вы заметите утечку, нужно сообщать об этом
родителям;
- использовать столько воды, сколько нужно для приготовления пищи и мытья,
стирки и т.д.».
Царица – Водица:
«Ребята, какие вы молодцы, столько разных хороших вариантов предложили о
том, как можно беречь воду! Теперь мы можем быть спокойны, наше здоровье в
хороших руках!
Мы с братцем хотим попросить помощи у вас. Согласны? (да).
Я сегодня получила тревожное письмо от сестрицы капельки и хочу вам его
прочитать. Слушайте: «Здравствуйте ребята! Пишут вам 3 сестрички капельки.
Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко
грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул
страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла,
превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась
капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела
признавать в капельке и «паринке» родных сестер. Ребята, помогите, докажите,
что мы: снежинка, капелька и паринка – родные сестры»!
Ведущий:
«Ребята, поможем 3 сестричкам капелькам? Представим, что наш класс –
это научно – исследовательская лаборатория! Что бы доказать, что снежинка,
капелька и паринка – родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды.
Сейчас мы, каждый в своей команде проведем опыты и узнаем свойства воды, а
Царица – Водица и Братец Водяной нам с вами в этом помогут.
Опыт №1. «Вода не имеет формы».
Ребятам предлагаются ёмкости разные по форме. Помощники предлагают
сравнить
форму,
которую
принимает
вода
в
разных
емкостях.
Подводят
к
выводу о таком свойстве – вода принимает форму той посуды, в которую ее
наливают.
Опыт №2. «Вода жидкая, может течь».
Перед ребятами ставятся 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. Предлагается
перелить
воду
из
одного
стакана
в
другой.
Задать
вопрос:
«Вода
льется?
Поему?» Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт №3. «Вода прозрачная».
Ведущий и помощники предлагают проверить ребятам цвет воды. Ребятам
предлагаются
полоски
разные
по
цвету
для
определения
цвета
воды
посредством сопоставления с каждой полоской. Можно ли сказать, что вода
совпадает
с
одним
из
этих
цветов?
(Нет).
Какого
же
цвета
тогда
вода?
(Бесцветная, прозрачная). Давайте вместе подумаем как можно
проверить
прозрачность воды? (Посмотреть через стакан на что-либо).
Опыт №4. «У воды нет вкуса».
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам всем хорошо знаком вкус
яблок, картофеля, хлеба, пирожного. А какова вода на вкус? Можно ли назвать
воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя
отнести к воде. Вывод: чистая вода не имеет вкуса.
Опыт №5 «У воды нет запаха».
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за
дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем
она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6 «Лед – твердая вода».
Для этого опыта можно использовать снег или заморозить воду в холодильнике.
Вывод: лёд, снег – тоже вода.
Опыт №7 «Пар – это тоже вода».
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить
зеркало
или
стекло.
Показать
на
образовавшееся
запотевание
на
стекле
и
наглядно объяснить, что пар – это тоже вода.
Ведущий:
«Все
команды
работали
активно,
справились
со
своим
заданием. Молодцы! Ребята, теперь мы можем сказать, что капелька, паринка,
снежинка
–
родные
сестры?
(да).
Почему?
(выслушиваются
ответы
детей,
делаются выводы). Царица-Водица, запоминай и сестрам ответ наш передай.
Вывод: Вода – это жидкость без цвета, формы, запаха и вкуса. Она текуча
и прозрачна, растворяет многие вещества, принимает форму сосуда, в который
налита. Вода единственное вещество на Земле, которое может находиться в трёх
состояниях – жидком, твёрдом и газообразном. Вот насколько уникальна наша
вода!».
Царица-Водица:
«Спасибо, ребята! Я все-все запомнила и теперь помогу разрешить спор
моим сестрицам. Какие вы ребята умные! А мы с братцем как раз для вас
вопросы умные подготовили. За верный ответ команда получит жетон-капельку.
Готовы?
1. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая?
Ответ: вода
2. В одной сказке король, собираясь выдать дочь замуж, объявил конкурс, на
котором были заданы хитроумные вопросы. Один из вопросов был такой: «Что
есть везде?»
Ответ: вода. Она в воздухе, на земле и внутри её.
3. Если посмотреть на глобус, какого цвета на нём больше всего?
Ответ: сине-голубого
4. Чему соответствует этот цвет?
Ответ: это цвет океанов, морей, рек, озёр, водохранилищ, прудов
5. Какие свойства воды вы знаете?
Ответ: вода без цвета, без запаха, не имеет формы
6. Можно ли пить воду океанов, морей? Почему?
Ответ: нет, потому что она соленая
7. Какая вода пригодна для питья?
Ответ: пресная
8. Как вы считаете, запасы пресной воды ограничены или безграничны?
Ответ: ограничены
9. Если запасы воды ограничены, то какой можно сделать вывод?
Ответ: воду надо беречь
10. В чём заключается бережное отношение к воде?
Ответ: не расходовать её бездумно, не засорять водоёмы, следить за тем, чтобы
кран был полностью закрыт, когда не идёт использование воды.
11. Может ли человек прожить без воды?
Ответ: нет, не может
Для справки: примером важной роли воды в организме может служить сам
человек. В младенческом возрасте её количество в нашем теле составляет
86%. По мере роста и развития организма, доля воды снижается. У взрослого
оно не более — 60%.
12. Как вы считаете, где зародилась жизнь? Где обитали первые живые
существа?
Ответ: в воде
13. Могут ли растения и животные прожить без воды?
Ответ: нет, не могут
Для справки: животные и растения в значительной мере состоят из воды.
Процентное содержание воды в растениях и животных варьируется от 50 до
99%.
14. Что мы делаем с помощью воды?
Ответ: пьём, варим еду, стираем, плаваем, купаемся, моемся, создаём
материальные блага (создание производств возможно только с использованием
воды), поливаем растения, поим животных.
15. Какие состояния воды вы знаете?
Ответ: твёрдое (лёд, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).
16. Что появилось на Земле раньше: вода или жизнь?
Ответ: вода появилась значительно раньше жизни
17. Все вы знаете крупные города: Москва, Париж, Лондон. На каких реках
стоят эти города?
Ответ: Москва – на реке Москва, Париж – на реке Сена, Лондон – на реке
Темза.
18. Присутствует ли вода в составе других планет, звёзд, комет?
Ответ: да, присутствует
19. Почему лёд плавает в воде?
Ответ: лёд легче воды
20. Многие годы в пустыне идёт борьба за воду. Пустыни наступают. Как вы
думаете, чтобы бы было, если бы в пустыню пришла вода?
Ответ: вместо пустыни появится зелёный оазис.
Царица-Водица:
Сейчас мы с Братцем Водяным поиграем с вами в игру, которая называется
«Вода – не вода». Игра требует от вас внимательности. Самая внимательная
команда получит жетоны-капельки. Правила игры: 1) если названное слово
обозначает то, что содержит воду, нужно встать. 2) если предметы или явления
имеют косвенное отношение к воде – поднять руки. 3) если предмет или
явление, не имеют никой связи с водой – хлопнуть в ладоши.
Слова: облако, корабль, лужа, ветер, дельфин, огонь, море, песок, компот,
рак, телевизор, озеро, солнце, вулкан, книга, мост, океан, снег, ручка.
Царица-водица и Братец Водяной благодарят детей.
А сейчас мы каждой команде предлагаем игру «Конструктор».
Правила игры: за три минуты вашим командам необходимо составить
новые слова, используя только буквы, имеющиеся в слове ВОДОМЕРКА. Буквы
можно
повторять.
За
каждое
верно
составленное
слово
каждая
команда
получает поощрение: жетон-капельку. (Дерево, вдова, мерка, ведро, река, вода,
водка, рама, дом, кора, мак, мода, рак, арка, кар, кара, ром, род, овод, камера,
мама).
Ведущий
и
помощники
подводят
итоги,
выдаются
капельки
–
жетоны
командам по одной за составленное слово.
Царица-водица:
«У нас с братцем еще для вас приготовлены пословицы и поговорки о воде. Что
такое пословица? (выслушиваются ответы детей). Пословица – это краткое
мудрое высказывание, имеющее поучительный смысл. Поговорка – это меткое
выражение,
которое
определяет
какое-либо
явление
жизни.
Она
не
имеет
поучительного смысла в отличие от пословицы.
Сейчас мы будем произносить высказывания, а ваша задача закончить их:
Под лежачий камень и вода (не течет).
Правда в огне не горит и (в воде не тонет).
Апрель с водой, а май с (травой).
Мокрый не боится (дождя).
Рыба в реке — не в (руке).
Много воды с тех пор (утекло).
Чтобы выучиться плавать, надо лезть (в воду).
Где воды не было, там (сухо).
Не зная броду, не суйся (в воду).
Не плюй в колодец, пригодится воды (напиться).
Чтобы рыбку съесть, надо в воду (лезть).
Молчит, словно воды в рот (набрал).
Ручей поит реку, река поит (море)».
3 часть. Заключительная часть.
Царица-водица:
«Ребята, вы молодцы! Нам с братцем Водяным очень понравилось играть с
вами. Вы умные, отзывчивые, смышленые мальчишки и девчонки! Вместе мы
узнали столько нового и удивительного о воде, ее свойствах. Узнали, что вода –
уникальное и необходимое явление природы, и самое главное это то, что её
нужно беречь. И самое важное, мы теперь знаем наверняка как мы можем
делать это. А сейчас я предлагаю прикрепить все наши капельки воды на доску.
Посмотрите сколько много воды мы сможем сберечь вместе, если каждый из вас
сбережёт хоть одну каплю.
Сегодня все команды были активными, и мы понимаем, что вместе – мы сила. А
победила дружба»!
Награждение команд.