Автор: Абызова Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 119"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Приобщение детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№ 119» г.Рязани
ПРОЕКТ
«
Приобщение детей к истокам народной
культуры через театрализацию русских
народных сказок
»
Воспитатель :
Абызова Г. В.
Рязань 2020
«Театрализованная деятельность является
неисчерпаемым
источником
развития
чувств,
переживаний
и
эмоциональных
открытий
ребенка,
приобщает
его
к
духовному богатству».
В. Сухомлинский
Цель:
воспитание
нравственной
личности
ребёнка,
приобщение
его
к
истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок.
Задачи проекта:
С детьми:
1.
Обучающая:
Учить
чувствовать
и
понимать
эмоциональное
состояние
героя,
вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Учить детей разыгрывать
несложные
представления
по
знакомым
литературным произведениям; использовать для воплощения образа
известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Обогащать словарный запас (изба, печка, горшок, самовар и т. д.)
2. Развивающая:
Приобщать детей к истокам народной культуры через театрализацию
русских народных сказок.
Организовать
развивающую
среду,
способствующую приобщению
детей
к
истокам
русской
народной
культуры
через
театрализацию
русских народных сказок.
Продолжать
развивать
и
поддерживать
интере с д е т е й
к
театрализованной игре.
2.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к родному языку.
С родителями:
Повышать
грамотность
родителей
в
вопросах приобщения
детей
к
русской народной культуре.
Участники проекта:
воспитатели, дети старшей группы, родители.
Сроки реализации:
среднесрочный
Предполагаемый результат
:
развитие интереса к русской культуре, народным сказкам;
развитие у детей познавательной активности, творческих
способностей, коммуникативных навыков;
совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной
речи детей;
содействие творческому развитию детей;
развитие эмоциональной отзывчивости;
гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Принципы построения педагогического процесса:
1. Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых
явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-
давно) и настоящие (в наши дни).
2. Принцип гуманизма.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку
зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на
высшие
общечеловеческие
понятия
–
любовь
к
семье,
родному
краю,
Отечеству.
3. Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации
каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом
возраста,
пола
ребенка,
накопленного
им
опыта,
о собенно стей
эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интеграции
Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, театрами города и
т.п.
Актуальность:
Приобщение
детей
к
русской
народной
культуре является
сегодня
актуальной темой. Наследование нравственных и эстетических ценностей
родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный,
а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства
любви
к
Отечеству.
Великолепным
средством приобщения
детей
к
народной
культуре
является
устное
народное
творчество: сказки,
песенки,
поговорки,
потешки,
хороводы
и
т.
д.
В
устном народном
творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера,
присущие
ему
нравственные
ценности,
представления
о
добре,
зле,
уважительное
отношение
к
труду,
в
них
восхваляются
положительные
качества и т. д.
Сила
воздействия
на
ребенка
произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной
деятельности
дошкольника. Театрализованная деятельность
–
самый
распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку,
глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что
связана с игрой.
Формы и методы работы с детьми:
Занятия, беседы
Чтение художественной литературы
Слушание аудио. Просмотр видео
Театрализованные представления
Дидактические, с/ролевые игры и т.д.
Отражение полученных знаний в продуктивных видах
деятельности
Выставки творческих работ детей.
Формы и методы работы с родителями:
Консультации, индивидуальные беседы
Родительские собрания
Конкурсы
Организация фото
Тематические праздники
Совместное творчество родителей и детей
Обеспечение проекта:
Картины, альбомы, иллюстрации, художественная литература
Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
Семейные проекты (альбомы)
Буклеты, наборы открыток
Проектор, медиаустройства, медиатека (СД-диски, аудиокассеты для
слушания и мультимедийные презентации с иллюстрациями к сказкам)
Реализация проекта:
Создание развивающей среды:
Пополнение мини-музея «Русская изба», атрибутов, декорации;
Изготовление альбомов:
«Иллюстрации
художника
Евгения
Рачева
к русским
народным
сказкам», «Предметы
старинного русского
быта»,
«Театр»;
Создание картотеки русских народных игр;
Пополнение
видов театра
по
мотивам
русских
народных
сказок (театр
ложек, пальчиковый, театр на фланелеграфе, настольный театр);
Изготовление шапочек – масок для сказок и подвижных игр.
Медиатека по русским сказкам (СД-диски, мультимедийные презентации с
иллюстрациями к сказкам).
Работа с детьми:
Беседы о театре и его видах;
Чтение русских народных сказок, загадок, пословиц и поговорок;
Проведение книжной недели по русским народным сказкам;
Игровая деятельность:
Дидактические
игры
и
упражнения
(«Собери
любимую сказку», «Из
какой сказки предмет», лото, пазлы «Сказки», разрезные картинки «У сказки
в гостях», «Что сначала, что потом» и др.).
Игры
на
выражение
эмоциональных
состояний:
«Сделай
лицо»,
«Хитьрая лиса»;
Игры на развитие двигательных способностей: «Что мы делаем – не
скажем, а что делаем – покажем»
Изодеятельность:
Рисование «Мой
любимый
сказочный
герой»,
«Сарафан
для
лисы» по мотивам дымковской росписи,
лепка «Вылепи сказочное животное», коллективная лепка по сказке
«Репка»).
Драматизация русской народной сказки «Теремок»;
Показ детьми различных видов театра по мотивам русских народный
сказок («Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка» и т.д.)
Продукт
проекта:
показ сказки «Заюшкина
избушка» детям
младшей
группы.
Работа с родителями:
Индивидуальные беседы;
Консультации
(«Приобщение
к
истории,
традициям
и культуре
России», «Быт и традиции русского человека в древности»);
Выставка
рисунков «Моя
любимая
сказка»(совместное
творчество
родителей и детей);
Библиотечка семейного чтения;
Показ видеофильма-сказки «Заюшкина избушка» родителям.
Перспективы на будущее:
Продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной
культуры через театрализованную деятельность, используя новые сказки.